Научная статья на тему 'Взаимосвязь социально-ориентированной аграрной политики государства и стратегий развития сельскохозяйственных предприятий'

Взаимосвязь социально-ориентированной аграрной политики государства и стратегий развития сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социально-ориентированной аграрной политики государства и стратегий развития сельскохозяйственных предприятий»

получателей субсидий в Саратовской области, где в одном районе (Ивантеевском) в расчете на 1 га посева получили несопоставимо меньше, чем в двух соседних: в первом (Духовницком), строго в прямой пропорции более высокой урожайности зерновых и зернобобовых культур в среднем за 5 предыдущих лет, во втором (Перелюбском) - потому, что он отнесен к другой почвенно-климатической микрозоне, хотя граничит с Ивантеевским, а урожайность у него намного ниже. Возможно по той же причине в одном из районов Пензенской области в расчете на 1 га посева сельхозтоваропроизводители получили всего по 107 руб [5, с. 4], тогда как только гарантированная ставка субсидий из федерального бюджета (без учета регионального) составляет около 125 руб/га.

Предложение Минсельхоза России о введении гарантированной ставки весьма прогрессивно, поскольку она содержит в себе механизм дифференциации, учитывающий почвенно-климатические различия: при низкой базовой урожайности на 1 ц продукции этой части субсидий приходится больше, а при высокой - меньше. В связи с этим из расчетной формулы можно исключить недостаточно обоснованные коэффициенты почвенного плодородия и распределять вторую часть субсидий прямо пропорционально урожайности сельскохозяйственных культур, причем тоже в форме единого норматива в расчете на 1 ц продукции.

Метод такого распределения субсидий разработан в Поволжском НИИЭО АПК. Главное его преимущество состоит в простоте, которая, тем не менее, обеспечивает паритетные условия всем получателям субсидий. На любом этапе (уровне) распределения субсидий (в целом по стране среди регионов, в регионах - среди районов (зон, микрозон), в районах - среди сельхозтоваропроизводителей) достаточно иметь всего два норматива субсидий - на 1 га и на 1 ц. Для расчета размера субсидий тому или иному получателю любого уровня необходимо: норматив на 1 га умножить на среднегодовую посевную площадь базового периода, а норматив на 1 ц - на среднегодовой валовой сбор этого же периода и сложить полученные суммы.

Проведенные исследования показали, что, метод распределения субсидий с помощью двух нормативов без использования каких-либо корректирующих коэффициентов исключает возможность возникновения конфликтных ситуаций, обеспечивая адекватное повсеместное снижение себестоимости продукции, являясь базовым условием поддержания цен на продовольственные товары на минимально возможном уровне, что существенно повышает эффективность аграрной политики в условиях ЕЭС.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Письмо руководителя аппарата комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 15.05.2013 г, № 37 -12/633.

2. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (приняты 09.04.85 резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании генеральной ассамблеи ООН (текст документа с изменениями и обновлениями)/ http://www.lawrussia.ru/texts/legal 689Мос689а314х113.^т.

3. Приложение 2 к Соглашению по сельскому хозяйству/^йр:// www.wto.ru/.

4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120)/ http://www.scrf.gov.ru/documents/108.html.

5. Российская газета от 12 04.2013 г, № 80 (6056), с. 4.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Савенкова О.Ю., к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал

Стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания и развития экономики страны в условиях возрастающей конкуренции, в том числе ее жизнеобеспечивающей отрасли - сельского хозяйства. Тем не менее, в действиях

сельскохозяйственных предприятий зачастую наблюдается отсутствие стратегичности, что приводит их к поражению в рыночной борьбе. Возникающие в связи с этим неудачи отдельных предприятий агробизнеса создают аграрному сектору сельских территорий неблаговидную репутацию, отпугивают потенциальных партнеров и инвесторов. Поэтому правильный выбор стратегических направлений развития хозяйствующего субъекта, муниципального образования, региона и страны в целом - это задача, от решения которой зависит будущее отечественной аграрной экономики.

При этом, как нам видится, стратегии развития агробизнеса должны быть гармонично взаимосвязаны с приоритетными направлениями развития аграрного сектора конкретных сельских территорий, на которых они расположены, отдельных регионов, а также страны в целом. Это и определяет ключевую проблему развития агробизнеса на сельских территориях - отсутствие единого видения развития агробизнеса и государственной социально-ориентированной аграрной политики России в целом.

В настоящее время вопросы стратегического поведения хозяйствующих субъектов аграрного сектора приобретают особое значение: конкурентоспособность и прибыльность производимой отечественной продукции зависят от способности сельскохозяйственных товаропроизводителей гибко реагировать на динамичное движение рынка, использовать его конъюнктуру и механизм цен. Каждое предприятие как субъект рынка должно разрабатывать и реализовывать собственную стратегию, которая должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность реагирования на все планируемые новшества и неожиданные колебания конъюнктуры. [1, с.159]

Механизм выбора стратегии развития сельхозпредприятия должен быть основан, по нашему мнению, на обязательном учете внешних факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование: текущий конкурентный потенциал, внешняя конкуренция, приоритеты и вкусы потребителей, условия поставщиков, состояние и изменения технологий, механизмы государственного регулирования аграрного сектора и вмешательства государства в экономику, факторы социально-экономического развития страны и регионов.

Опыт практической и аналитической работы позволяет утверждать, что специфические условия формирования рыночной экономики в Российской Федерации, ориентация бизнеса в первую очередь на сферу обращения, высокий предпринимательский риск и ряд других факторов должны ориентировать сельскохозяйственных товаропроизводителей на обеспечение такого механизма хозяйствования и использования ресурсов, которые обеспечивали бы рентабельное производство и воспроизводство хозяйственной системы и ее элементов в долгосрочной перспективе. [1, с. 185]

Для динамочно-развивающегося регионов ключевым направлением становления и дальнейшего ускоренного развития аграрного сектора является стабилизация производства, ориентация на социальную поддержку работников и поиск тех факторов, которые способны обеспечить рост по всем показателям развития. Без создания принципиально новой организационно-экономической структуры, новой системы внутри- и межхозяйственных экономических отношений, адекватной рыночным условиям, без жесткого хозрасчета, без повышения заинтересованности, ответственности и социальной поддержке, укрепления личного фактора невозможно оздоровить финансово-экономическое положение отстающих организаций, повысить эффективность их функционирования даже при существенных инвестициях.

Таким образом, ключевым в построении эффективной системы взаимодействия всех звеньев сельскохозяйственного производства и стратегии развития аграрного сектора конкретных территорий (регионов), нам видится, чтобы перерабатывающие предприятия принимали продукцию по нормативной себестоимости, а прибыль, полученную от производства и переработки продукции, распределяли в соответствии с индивидуальным вкладом каждого участника в общий результат.

Примеров такого кризисного положения дел не только в сельских муниципальных образованиях, но и в целых районах страны множество. Следовательно, не только без

участия органов власти регионального, районного и муниципального уровня, но и без коренной перестройки механизма хозяйствования не удастся преодолеть системный кризис в аграрном секторе экономики нашей страны.

Социально-ориентированное развития аграрного сектора определяет комплекс долгосрочных целей, обусловленных потребностями сельского сообщества, а также деятельность органов власти по выработке приоритетных направлений и механизмов, направленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий в рамках достижения положительных тенденций уровня и качества жизни сельского населения. [3, с.120] Основываясь на вышесказанном, считаем необходимым создание такой системы мотивации сельских работников для интенсивного и качественного характера их труда, заинтересованности в конечных результатах как рядовых участников, так и руководящих органов, что в конечном итоге определит эффективность всего сельскохозяйственного производства как отдельных предприятий, так и аграрного сектора конкретных территорий и региона в целом.

Эффективность управляющих функций механизма хозяйствования в аграрных формированиях определяется заинтересованностью в результатах деятельности, при этом можно выделить: рост объемов производства или в отдельных случаях соблюдение их строго установленного уровня, повышение качества продукции и производительности труда, снижение себестоимости. На это должна быть направлена, прежде всего, система социальных стимулов. Одна из важнейших проблем динамичного развития аграрного сектора - достижение высокого уровня качества жизни и деятельности сельских тружеников и обеспечение тем самым стабильности результатов хозяйственной деятельности сельхозпредприятий в целом.

В этой связи общими мероприятиями, реализация которых может привести к снижению воздействия риска на функционирование предприятий аграрного сектора АПК, можно назвать следующие:

1. Для экономического эффекта деятельности сельхозпредприятий:

повышение надежности хозяйственной системы предприятий (техническое обновление и совершенствование агротехнологии, породного состава животных, внесение оптимальных доз удобрений, совершенствование севооборотов и т. п.);

улучшение реакции сельхозпредприятий на воздействия внешней среды (изучение конъюнктуры рынка, использование новых технологий и т. п.);

изменение внутренней структуры производства с целью ослабления давления внешней среды (диверсификация, переработка продукции, кооперация, интеграция и др.).

2. Для социально-ориентированного развития агробизнеса:

расширение перечня услуг, удовлетворяющих потребности сельских жителей, определяющих их благосостояние;

усиление внимания к нематериальным потребностям сельского населения;

выделение вклада деятельностной компоненты в повышение благосостояния сельских жителей через элементы образа жизни, человеческого капитала, качества сельского населения и др.[2, с.423]

Таким образом, выделенные методы управления рисками позволяют, на наш взгляд, снизить степень зависимости результатов деятельности сельхозпредприятий от негативных проявлений внешней социальной и экономической среды.

Вопрос о методическом обеспечении и распространении данных рекомендаций должен направляется на федеральный уровень, так как полномочия, полученные муниципальными властями, заставляют их в первую очередь развивать и экономить то, что выгодно для их бюджета. Кроме того, именно на федеральном уровне основные усилия органов государственного управления должны быть сосредоточены на разработке таких правил хозяйственного поведения, которые побуждали бы руководителей агробизнеса разрабатывать собственные среднесрочные стратегии технологического, продуктового и управленческого, а также социального совершенствования. Учитывая это, государство может

и обязано взять на себя некоторые функции контроля, активно реализуя санкции против неэффективных предприятий. Аграрный сектор должен получить от государства долговременные ориентиры институциональных изменений (правил и норм, определяющих характер хозяйствования, а также механизмы и направленность возможного государственного вмешательства в экономику аграрного сектора), что должно стать сигналом для средне- и долгосрочных программ развития каждого агропромышленного предприятия.

Список использованной литературы:

1. Асмус О.В. Развитие аграрного сектора в депрессивных регионах Российской Федерации. Монография. - Ульяновск, 2008. - 350 с.

2. Савенкова О.Ю. Научная платформа исследования социальной составляющей развития сельского хозяйства в России // «European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук)», Изд-во МИИ Наука, 2012 9(25) том 1, Рига-Москва, С.414-423.

3. Савенкова О.Ю. Разработка понятийного аппарата стратегии социально-ориентированного развития аграрного сектора АПК // Научный журнал «Микроэкономика». М., 2011. - №6. - С. 117-121.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗНООБРАЗИЯ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН

Гусманов У.Г., член.- корреспондент Россельхозакадемии

Сайтов А.Х., к.э.н., ст.н.с.

Зарипов И.А., соискатель ГНУ Башкирский НИИСХ Россел ьхозакадемии Республика Башкортостан традиционно является одним из ведущих экономически развитых регионов Российской Федерации. Республика обладает значительными земельными и человеческими ресурсами. Так, общая земельная площадь республики составляет 142,9 тыс. км2, по этому показателю она занимает 27 место в стране. По количеству жителей с численностью в 4061 тыс. чел (на 1 января 2013 г.) республика занимает 7 место, из них 2083 тыс. чел., или 50% являются экономически активным населением. Республика Башкортостан обладает высоким научным и образовательным потенциалом. Занимая 27 место по площади и 7 по численности населения в стране по объему производства валового регионального продукта, Республика Башкортостан находится на 11 месте в стране.

Республика Башкортостан является развитым агарным регионом. Сельское хозяйство республики является одной из ведущих сфер национальной экономики и составляет центральное звено агропромышленного комплекса. Его удельный вес в составе валового регионального продукта достигает в республике 9% [2]. В этой связи актуальным является вопрос изучения экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственное производство в республике размещено на огромной территории, отдельные части которой по своим природным условиям неоднородны. Существенные различия в рельефе территории, размерах и конфигурации полей, плодородии и окультуренности почв, обеспеченности теплом, осадками и другими природными факторами оказывают значительное влияние на результаты производства. Исходя из этого в республике выделены шесть сельскохозяйственных зон: Северная, Северо-восточная и Южная лесостепи, Предуральская и Зауральская степи и Горно-лесная зона [3].

В природных ресурсах решающее значение имеют почвенный покров и климатические факторы. По наличию почвенных ресурсов территория республики делится на Черноземную и Нечерноземную зоны. Черноземная зона Республики Башкортостан характеризуется более благоприятными климатическими и почвенными условиями, в нее входят Южная лесостепь, Предуральская и Зауральская степные зоны. Нечерноземная зона, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.