Аграрный вестник Урала №4 (83), 2011 г.—
Экономика Цс/
должно провести дополнительно обучение «инициативной группы» основам рыночных отношений по программам повышения квалификации работников, а именно: маркетинговая политика, логистика, ценообразование, бухгалтерский учет, налоговый учет и отчетность. Ориентировочно схема создания и функционирования такого кооператива может выглядеть следующим образом (рис. 4).
Но для получения высоких положительных результатов должна быть представлена четкая модель механизма управления малыми формами хозяйствования, которая бы включала все стадии управления от зарождения бизнеса до его максимально возможного развития и в последующем мониторинга с целью удержания производителя в данной отрасли (рис. 5). Модель должна освещать весь спектр проблем, стоящих перед малыми формами
хозяйствования, начиная от финансирования, отсутствия квалифицированных кадров и т. д. Именно управление в замкнутом цикле даст наибольшие результаты.
Внедрение такого механизма управления экономическим потенциалом и реализации приоритетных направлений по выявлению и решению сложных ситуаций создадут благоприятные условия для развития малых форм хозяйствования.
Динамичное и эффективное развитие малых форм хозяйствования должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения производственных, финансовых и социальных проблем села, но и сокращения бедности сельского населения, то есть должно обеспечить успешную реализацию стратегии эффективного развития малых форм хозяйствования.
Предложенная схема создания производственного обслуживающего кооператива
малых форм хозяйствования будет способствовать решению проблемы обеспечения производителей ресурсами и сбыта готовой продукции.
Представленная модель механизма управления экономическим потенциалом развития малых форм хозяйствования в АПК дает возможность контроля и управления экономическим потенциалом малых форм хозяйствования. Вероятный социальный эффект от внедрения такого механизма будет заключаться в снижении уровня безработицы на селе, повышение уровня самозанятости, снижении уровня пьянства, наркомании в сельской местности, увеличении количества качественных продуктов питания собственного производства в регионе. Экономический эффект, на наш взгляд, будет состоять в повышении уровня и качества жизни на селе.
Литература
1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // Электронная правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон №74-ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Электронная правовая система «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Электронная правовая система «Консультант Плюс».
4. Алтухов А. И. Вступление России в ВТО и проблема развития ее сельского хозяйства // Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. М. : ВИАПИ, 2003. 154 с.
5. Аничин В. Л., Белогурова Н. А., Власенко А. М. Профессиональная подготовка фермеров — фактор роста человеческого капитала аграрной сферы экономики // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2007. № 3. С. 14-16.
социальные предпосылки и тенденции развития малого агробизнеса В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
э. р. кипчакбаева,
преподаватель, Башкирский ГАу
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: малый агробизнес; социальная инфраструктура; крестьянские (фермерские) хозяйства; личные подсобные хозяйства, сельское хозяйство, валовая продукция.
Keywords: small agrobusiness; a social infrastructure; peasant (farmer) economy; personal part-time farms, agriculture, gross output.
Повышение эффективности сельского хозяйства во многом зависит от развития малого агробизнеса. Степень развития малого предпринимательства влияет на насыщение рынка товарами, расширение конкуренции, рост занятости, социальное развитие села, а главное — способствует повышению экономической эффективности агропромышленного производства.
Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере сельского хозяйства становится развитие среднего и малого агробизнеса. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменения спроса, изменять ассортимент продукции и перепрофилировать свое производство в условиях кризиса. Анализ развития малого агробизнеса проводился на примере крупного сельскохозяйственного региона Российской Федерации — Республики Башкортостан.
В 2010 г. в республике активно развиваются 4,6 тыс. крестьянских (фермерских)
хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 580 тыс. ЛПХ. Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в течение последних 10 лет постепенно возрастает и к 2009 г. увеличилось на 10,14 % (на 388 хозяйств против 3826 хозяйств в 2000 г.). В то же время площадь предоставленной земли увеличилась в 3,4 раза (против 151 тыс. га в 2000 г.). Темп роста среднего размера земельного участка и площади сельхозугодий на 1 хозяйство составил в среднем 3,1 раза. В табл. 1 представлены данные за 2007-2009 гг.
Таким образом, число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в 2009 г. сократилось на 7,3 % (на 326 хозяйств против 4448 хозяйств в 2007 г.), площадь предоставленной земли сократилась на 10,6 % (против 539,9 тыс. га в 2007 г.). Средний размер земельного участка и площадь сельхозугодий на 1 хозяйство сократились на 4 и 1,6 % соответственно.
За 10 лет в республике постепенно формируются многообразные формы собственности и хозяйствования. В сравнении с 2000 г. необходимо отметить увеличение доли К(Ф)Х в структуре сельскохозяйственных угодий с 20 % до 6,8 % в 2009 г. и сокращение доли сельскохозяйственных организаций с 79,6 % в 2000 г. до 70,7 % в 2009 г., в 1995 г. доля сельскохозяйственных организаций составляла 89,3 %, что еще более подчеркивает увеличение доли К(Ф)Х в структуре землепользователей.
В 2007-2009 гг. в структуре сельскохозяйственных угодий наибольший удельный вес, естественно, занимают сельскохозяйственные организации, доля которых сократилась к 2009 г. на 0,2 п. п. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств сократилась на 0,8 п. п., такое изменение произошло за счет роста удельного веса хозяйств граждан и прочих землепользователей.
Распределение количества крестьянских (фермерских) хозяйств по районам
Таблица 1
Земельные наделы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей Республики Башкортостан[2]
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
Число хозяйств, ед. 4448 4214 4122 92,7
Площадь предоставленной земли, тыс.га 539,9 491,6 482,6 89,4
Средний размер земельного участка, га 126 123 121 96,0
Площадь сельхозугодий на 1 хозяйство, га 119 117 117,1 98,4
Таблица 2
Основные показатели развития К(Ф)Х[2]
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
Удельный вес с.-х. угодий в общей площади, % 7,6 7,0 6,8 -0,8 п.п.
Валовая продукция, млн руб. 4536,2 5977,5 5039,5 111,1
в т. ч. растениеводства 3143,6 4070,7 2900,8 92,3
животноводства 1392,6 1906,8 2139,0 153,6
Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства продукции сельского хозяйства, % 5,5 5,7 4,8 -0,3 п.п.
в т. ч. растениеводства 8,7 8,06 6,03 -2,7 п.п.
животноводства 3,0 3,3 3,7 0,7 п.п.
Таблица 3
Эффективность использования кредитов и субсидий в сельском хозяйстве РБ, 2009 г.
Показатели К (Ф)Х ЛПХ СХП
Выдано кредитов: на 1 га с.-х. угодий, руб. 480,7 1004,6 1209,8
на 1 рубль произведенной валовой продукции, руб. 0,05 0,01 0,19
на одно хозяйство, тыс.руб. 56,3 486,7 4784,1
Получено субсидий:
на 1 га с.-х. угодий, руб. 87,03 336,65 925,6
на 1 рубль произведенной валовой продукции, коп. 0,83 0,14 0,15
на одно хозяйство, тыс. руб. 10,2 163,1 3660,4
Произведено продукции:
на 1 га с.-х. угодий, руб. 10443 237425,6 6366,8
на 1 рубль выданных кредитов, руб. 21,72 236,3 5,26
на 1 рубль полученных субсидий, руб. 120 705,2 6,9
Республики Башкортостан имеет неравномерный характер, от 19 единиц в Дюртюлинском районе до 199 единиц в Дуванском. Минимальный размер земельного участка К(Ф)Х по состоянию на 2009 г. — 10 га в Татышлинском районе, а максимальный — 540 га в Давлекановском районе. Тогда как в среднем по республике достигнут уровень в 121 га на одно хозяйство.
Темпы роста количества крестьянских (фермерских) хозяйств по районам в период с 2000 по 2009 гг. также неодинаковы, так, наибольший базисным темп роста достигнут в Мечетлинском районе (4,8 раза), Бураевском, Стерлибашевском и Кигинском. А вот в Учалинском, Балтачевском и Стерлитамакском районах в рассматриваемом периоде численность крестьянских (фермерских) хозяйств значительно сократилась.
В 2009 г. наблюдается рост удельного веса валовой продукции животноводства на
0,7 п. п. Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции хотя и повышается, но все еще остается достаточно низким.
В 2009 г. удельный вес зерна по К(Ф)Х в общем объеме производства продукции растениеводства составлял 13,8 %, а в 2009 г. — 14,4 %. Наибольший рост наблюдается в удельном весе производства овощей и подсолнечника, рост на 1,9 и 1,6 п. п. соответственно. Наибольший темп роста в растениеводстве имеют овощи, а в животноводстве — мед.
Уровень производства зерна и картофеля в К(Ф)Х Республики Башкортостан имеет положительную динамику. Причем по зерновым рост валового сбора идет прогрессивным путем, т. е. в основном за счет роста урожайности. Тогда как по картофелю это происходит только за счет расширения посевных площадей. В отношении подсолнечника, сахарной свеклы, овощей наблюдается снижение урожайности и посевных площадей.
В К(Ф)Х наблюдается значительное увеличение поголовья крупного рогатого скота с 68,2 тыс. гол. в 2007 г. до 96 тыс. гол. в 2009 г. (в 1,4 раза), в том числе численность коров увеличилась на 8,6 тыс. гол, численность свиней к 2009 г. достигла 41,8 тыс. гол. (рост в 1,2 раза), численность овец и коз составила в 2009 г. 36,4 тыс. гол. против 26 тыс. гол. в 2007 г.
По итогам за 2009 г., объем производства валовой продукции сельского хозяйства в фактически действующих ценах составил 103832,5 млн руб., в том числе произведено: сельскохозяйственными предприятиями — 32076,1 млн руб. (30,9 %), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — 5039,5 млн руб. (4,8 %) и личными хозяйствами населения области — 66716,6 млн руб. (64,3 %). Это свидетельствует о том, что К(Ф)Х недостаточно задействованы в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции.
Производство валовой продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий по секторам производства имеет значительные разрывы. В сельскохозяйственных предприятиях на 1 га сельскохозяйственных
угодий приходится 6,4 тыс. руб. продукции, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — 10,4 тыс. руб. В личных хозяйствах населения отдача 1 га сельхозугодий составляет всего 237,4 тыс. руб., что подчеркивает высокий удельный вес личных хозяйств, участвующих в экономически активной сфере производства.
Со стороны федерального правительства и правительства Республики Башкортостан принимаются меры по вовлечению малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса в активный экономический процесс. В 2009 г. на развитие производства крестьянских (фермерских) хозяйств и личных хозяйств населения, в соответствии с Государственной программой, выдано 1668 кредитов на сумму 514,3 млн руб. и предоставлено 136,6 млн руб. субсидий. На основе данных табл. 3 можно судить об эффективности использования выданных кредитов и предоставленных субсидий.
Из приведенных в табл. 4 данных видно, что у личных подсобных хозяйств наблюдается самая высокая эффективность использования привлеченных средств — в каждом рубле валовой продукции сельского хозяйства содержится только 1 копейка кредитных средств и 14 копеек субсидий, т. е. на каждый рубль субсидированных средств ими произведено валовой продукции на 705,2 руб., что в 102 раза превышает отдачу субсидий в крупных хозяйствах.
Однако судить о кредитоемкости произведенной продукции по результатам только одного года представляется некорректным, поскольку кредиты выдаются на срок до 5-8 лет. Сравнение показателей секторов подтверждает, что КФХ осторожно подходят к получению кредитов. Показатели произведенной продукции в расчете на 1 га сельхозугодий, на 1 рубль выданных кредитов и на 1 рубль полученных субсидий также значительно отклоняются по секторам, в пользу личных хозяйств населения, где
553^»— Аграрный вестник Урала №4 (83), 2011 г
Экономика
Таблица 4
Основные показатели социальной сферы в сельской местности Республики
Башкортостан[3]
Показатели
1995 г.
2000 г.
2005 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2009 г. в % к 1995 г
щадь жилищ на одного жителя, м2______________
0,9
15,5
19,8
20,2
20,8
21,8
200,0
исло библиотек, ед.
1526
1526
1569
1559
1587
1586
103,9
иблиотечный фонд среднем на одного тателя, экземпляров
15,1
15,5
16,0
15,9
17,1
17,9
118,5
етских дошкольных учреждений, ед.
1478
1284
1300
1222
1215
1189
80,5
реждения культурно-осугового типа, ед.
2658
2456
2419
2395
2378
2344
8,2
реждения культурно-угового типа на 1000 ел. населения, мест
296
274
244
242
240
236
79,7
Оборудованный їлищньїй фонд в % к площади квартир
водопроводом
20
21
28
30
31
33
13
п.п.
канализацией
10
18
20
21
23
15 п.п
80
79
84
85
85
85
5 п.п.
ваннами
10
10
11
11
6 п.п.
Таблица 5
Основные показатели демографии в сельской местности в Республике Башкортостан,
1995-2009 гг. [3]
8
5
6
Показатели 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 1995 г
Площадь жилищ на одного жителя, м2 0,9 15,5 19,8 20,2 20,8 21,8 200,0
Число библиотек, ед. 1526 1526 1569 1559 1587 1586 103,9
Библиотечный фонд в среднем на одного читателя, экземпляров 15,1 15,5 16,0 15,9 17,1 17,9 118,5
Детских дошкольных учреждений, ед. 1478 1284 1300 1222 1215 1189 80,5
Учреждения культурнодосугового типа, ед. 2658 2456 2419 2395 2378 2344 88,2
Учреждения культурнодосугового типа на 1000 чел. населения, мест 296 274 244 242 240 236 79,7
Оборудованный жилищный фонд в % к площади квартир
водопроводом 20 21 28 30 31 33 13 п.п.
канализацией 8 10 18 20 21 23 15 п.п
газом 80 79 84 85 85 85 5 п.п.
ваннами 5 6 10 10 11 11 6 п.п.
Показатели 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 1995 г.
Число родившихся, тыс. чел. 19,4 16,9 17,9 21,8 22,8 22,9 118,0
Число умерших, тыс. чел. 21,3 21,2 26,3 25,2 25,2 24,6 115,5
Естественный прирост, убыль населения — всего, тыс. чел. -1,9 -4,3 -8,4 -3,5 -2,7 -1,7 89,5
Естественный прирост, убыль населения на 1000 человек, %0 -1,3 -2,9 -5,2 -2,2 -1,5 -1,1 84,6
Число родившихся вне брака, чел. - 3703 4984 5624 5704 5827 -
Число родившихся вне брака, в % от общего числа - 21,8 27,9 25,8 25,0 25,4 -
Миграция, чел.
прибыло 28403 28361 35149 42069 39837 37488 132,0
выбыло 31322 31290 33201 40221 40848 36610 116,9
прирост, убыль (-) -2919 -2929 1948 1948 -1011 878 -
произведено валовой продукции на 1 га в 22,7 раза больше, чем в КФХ, и почти в 37,3 раз больше, чем на сельхозпредприятиях. На 1 рубль выданных кредитов произведено продукции на 236,3 руб. против 5 руб. 26 коп. в сельхозпредприятиях и 21 руб. 72 коп. — в КФХ. Сильно разнятся и показатели произведенной продукции на 1 рубль субсидий: личными хозяйствами на каждый рубль субсидий получено продукции на 705,2 руб. против 120 руб. в КФХ и 6,9 руб. в сельскохозяйственных предприятиях. Это еще раз подтверждает высокую активность личных хозяйств населения в производственном процессе республики.
Развитие малых форм агробизнеса является одним из способов адаптации сельского населения к рыночным условиям. Однако в развитии малого агробизнеса в Республике Башкортостан имеется ряд проблем, вызванных внутренними и внешними факторами, особое значение среди которых, на наш взгляд, нужно уделять социальным условиям. Научное обоснование направлений активизации малого предпринимательства в сельском хозяйстве с учетом социальных предпосылок является своевременным и может дать новый импульс для его ускорения.
К числу особо значимых социальных условий развития предпринимательства в сельском хозяйстве, на наш взгляд, относятся:
— высокий уровень оттока сельского населения, и прежде всего молодежи, в город, обуславливающий «устаревание» кадров;
— предельно низкий уровень естественного прироста;
— непривлекательные условия труда и быта и др.
Ни для никого не является секретом, что в нашей республике социальная сфера села характеризуется если не затяжным кризисом, то высокой степенью износа ее материально-технической базы, хотя в динамике основных показателей развития социальной сферы села имеется ряд положительных тенденций в росте основных показателей: численности библиотек (3,9 %), библиотечного фонда на одного читателя (18,25 %), площади жилищ на одного жителя сельской местности (в 2 раза). Вместе с тем, в 2009 г. по сравнению с 1995 г. в сельской местности снизилось число детских дошкольных учреждений (на 289 ед.), число мест учреждений культурнодосугового типа на 314 ед (табл. 4).
Развитие социальной сферы играет важную роль в воспроизводственных процессах сельского населения. Сложившаяся демографическая ситуация на селе может служить одной из основных причин, сдерживающих развитие малого агробизнеса. Так, в период с 1995-2005 гг. наблюдалось ежегодное сокращение числа родившихся в сельской местности Башкортостана, с одновременным ростом числа умерших. В последующие годы наметилась положительная тенденция в рождаемости населения, и, по сравнению с 1995 г., в 2009 г. рост составил 3,5 тыс. человек, или 18 %. В то же время число умерших в сельской местности все еще превышает число родившихся (на 7 %). В Башкортостане на протяжении
всего рассматриваемого периода наблюдается естественная убыль населения, и за последний год она составила почти 1,1 тыс. чел. Однако общий рост рождаемости не может компенсировать существующий показатель смертности, который составил в 2009 г. 15,1 на 1000 человек населения. При этом смертность на селе превышает подобный показатель в городской местности на 28 %, а доля умерших мужчин трудоспособного возраста в сельской местности составляет 83 % (табл. 5).
Хотелось отметить, что в Башкортостане впервые за 1995-2009 гг. достигнуто превышение числа родившихся над умершими, причем естественный прирост достаточно высок (2,4 тыс. чел.), такой результат получен за счет городского населения. Суммарный коэффициент рождаемости по всему населению в течение последних 10 лет находился в пределах 1,5, в то время как для восстановления численности населения необходим коэффициент не ниже 2,1, а для обеспечения прироста населения — более 2,3.
Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, ослабление
института семьи привели к росту числа родившихся вне брака и их удельного веса в общем числе родившихся. Так, число родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, к 2009 г. составило 5827 человек, что в 1,6 раза больше, чем в 2000 г., а их удельный вес возрос на 3,6 п. п. Нужно отметить также и более высокий темп роста числа внебрачных детей, родившихся в сельской местности (23,6 %).
В отношении миграции сельского населения тенденции неоднозначны, так, в 2005, 2007 и 2009 гг. наблюдается превышение прибывших в сельскую местность.
В Республике Башкортостан в сельскохозяйственном производстве занято около 300 тыс. чел., и это примерно 16,5 % от всего занятого населения. В 2009 г. на работу в сельскую местность направлено 198 молодых специалистов, в том числе 128 — с высшим профессиональным образованием и 70 — со средним профессиональным образованием. Работающие по специальности выпускники ВУЗа получают в качестве единовременной выплаты по 100 тыс. руб., выпускники ССУЗа — по 60
Таблица 6
Исходные данные для анализа[2,3]
Годы Располагаемые ресурсы на одного сельского жителя, тыс.руб. (У) Число К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей, ед. (ХД Продукция сельского хозяйства, млн. руб. (Х2)
1995 12,4 3622 58,3
1998 14,0 3443 79,5
2000 15,2 3826 299,4
2002 15,9 4237 864,4
2003 20,6 4652 1679
2004 31,4 4727 2342,3
2005 38,4 4799 2770,1
2006 57,5 4719 3786,5
2007 80,8 4448 4536,2
2008 99,6 4214 5977,5
2009 111,1 4600 5039,8
тыс. руб. В рамках мероприятий по переподготовке и повышению квалификации в 2008-2009 у. г. проведено около 60-ти обучающих программ, в которых участвовало более 6300 чел. Согласно заявкам машинно-технологических станций, в учебных заведениях прошли обучение свыше 900 человек.
Успешно развивается система сельскохозяйственного консультирования. Сегодня действуют Республиканский центр сельскохозяйственного консультирования и 45 районных информационно-консультационных центров. В этой системе работают 255 консультантов. За прошлый год ими оказано 37,8 тыс. консультаций, проведено 501 круглых столов, семинаров и конференций, в которых приняло участие 12,5 тыс. чел.
Вместе с тем, требуется расширить спектр консультационных услуг, повысить их качество и доступность, тем более что в сельской местности не все категории людей имеют возможность пользоваться Интернетом.
С целью определения влияния факторов на располагаемые ресурсы одного сельского жителя в год используем корреляционно-регрессионный анализ, где Х1 — число К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей (ед.); Х2 — продукция сельского хозяйства, произведенная К(Ф)Х и индивидуальными предпринимателями (млн руб.); У — располагаемые ресурсы на одного сельского жителя (тыс. руб.). Исходные данные приведены в таблице 6.
Полученная форма зависимости имеет
вид:
Y = 73,48 + 2,56Х1 + 1,39Х2 ^2 = 0,94)
(1).
Экономическая интерпретация модели выглядит следующим образом: при увеличении числа К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей на 1 ед. располагаемые ресурсы на 1 сельского жителя увеличится на 2,56 тыс. руб. в год; при увеличении продукции сельского хозяйства на 1 млн руб. сумма располагаемых ресурсов может возрасти на 1,39 тыс. руб. В сумме же только с помощью рассмотренных факторов возможен рост располагаемых ресурсов одного сельского жителя на 3,95 тыс. руб.
Из проведенного корреляционнорегрессионного анализа следует, что развитие малого предпринимательства на селе может стать неплохим источником благосостояния сельского населения.
В Башкортостане действует Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012 гг., где отмечены мероприятия и в отношении социальной сферы села. Целями на этот период обозначены: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение
конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов [1].
Наиболее важными, на наш взгляд, являются мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов, которые предполагается осуществлять с использованием механизма ипотечного кредитования при активном внедрении системы строительства социального жилья. Ипотечный кредит предназначен для приобретения готового жилого помещения в сельской местности; индивидуального жилищного строительства на селе, в том числе долевого строительства многоквартирного жилого дома.
Для достижения указанных целей необходимо решение ряда задач в рамках нескольких направлений. В первую очередь это повышение уровня и качества жизни сельского населения: обеспечение улучшения к 2012 г. жилищных условий в сельской местности, увеличение уровня газификации домов, улучшение кадрового и информационного обеспечения отрасли. Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.
Для создания устойчивой тенденции роста сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах населения необходима соответствующая инфраструктура, при этом одним из самых реальных и эффективных способов обеспечения
развития ЛПХ и К(Ф)Х населения является создание соответствующей сельскохозяйственной потребительской кооперации [4].
Исходя из проведенного анализа, учитывая мероприятия Республиканской программы, для улучшения социальных условий малого агробизнеса можно предложить следующее:
— усилить стимулирование привлечения молодых семей и специалистов к ведению малого агробизнеса;
— целенаправленно использовать средства на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, причем жильем благоустроенным и комфортным;
— обратить особое внимание на развитие в сельской местности инфраструктуры для развлечений и отдыха;
— предприятиям, содержащих объекты социальной сферы, предоставлять гарантии, льготы в реализации продукции, в кредитовании и применять к ним поощрительные меры;
— совершенствовать формы применения льгот и компенсаций работающим на селе специалистам социально-культурных отраслей.
Для более эффективного развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве, повышения отдачи кредитных вложений и выделяемых субсидий следует создать необходимые условия, при которых малые сельскохозяйственные предприятия будут уверены в стабильности своего бизнеса, будут иметь возможность выгодно продать свою продукцию, обеспечив рентабельность производства.
Таким образом, сложившиеся объективные экономические и социальные условия на селе, поддержка государственными органами малого предпринимательства дают основания полагать, что малый агробизнес может стать одним из главных факторов, способствующих решению сложившихся проблем на селе.
Литература
1. Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.: Постановление Республики Башкортостан от 30.01. 2007 г. № 347 (ред. 24.04.2008 г.) // Ведомости Гос. Собр. Курултая, Президента и Правительства РБ. 2008. № 1. С. 48.
2. Сельское хозяйство Республики Башкортостан : стат. сборник. Уфа : Башкортостанстат, 2010. С. 118.
3. Республика Башкортостан в цифрах 2009 : стат. сборник. Уфа : Башкортостанстат, 2010. 69 с.
4. Чатинян Н. В. Социальные предпосылки развития предприятий малых форм бизнеса в сельском хозяйстве // Вопросы гуманитарных наук. 2006. № 6. С. 28-32.