ТРЕНЕР
УДК / UDC: 796.85
ВЗАИМОСВЯЗЬ СКОРОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ С ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В МЕЗОЦИКЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАУЭРЛИФТИНГА) М.О. Аксенов
Бурятский государственный университет, Улан-Удэ Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Аамдинцурунов В.С. Пьянников
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ШОЛИФК), Москва
CORRELATION OF ADAPTATION RATE OF ATHLETES AND INTENSITY OF TRAINING LOAD WITHIN MESO-CYCLE (CASE STUDY OF POWER-LIFTING)
M.O. Aksenov, Buryat State University, Ulan-Ude
V.A. Damdintsurunov, associate professor, Ph.D., Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPC), Moscow V.S. P'yannikov
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPC), Moscow Keywords: power, adaptation, intensity, training, mesocycle. In the theory of sport training load of athletes is usually measured using quantitative and qualitative scales. The quantitative one includes the amount of training work, or extensiveness. The qualitative scale of measurement of training load is generally estimated by the average weight or apparatus weight, which is intensity (R.A. Roman, 1986). In various sports the amount and quality of training load are measured in different units. In the classical theory and methodology of weightlifting sports the measures of amount of training load differ over the time from estimating of the amount of load of athletes in tons (in the 80s) to measuring the amount of work of weightlifters by the number of lifts (A.V. Chernyak, A.S. Medvedev, 1980).
The purpose of the present research was to identify the relationship of the rate of adaptation of the body of pow-erlifters with intensity of training load. As seen from the experiments, the measurement and evaluation of training load of powerlifters using watts contributed to estimating the level of special physical working capacity of athletes and more informative management of the training process of athletes. Owing to the measurement and evaluation of the wattage of training load general physical and special training load can be compared and contrasted. Measurement of wattage also helps compare and contrast the amounts of load of athletes of different age, gender and fitness level in different sports.
Ключевые слова: мощность, адаптация, интенсивность, тренировка, мезо-цикл.
Введение. В теории спорта тренировочную нагрузку спортсменов принято измерять с помощью количественной и качественной шкал. К количественной шкале относят объем тренировочной работы, или экстенсивность. Качественную шкалу измерения тренировочной нагрузки принято оценивать средним весом отягощения или снаряда, это есть интенсивность (Р. А. Роман, 1986). В разных видах спорта количество и качество тренировочной нагрузки измеряют в различных единицах. В классической теории и методике тяжелоатлетических видов спорта единицы измерения объема тренировочной нагрузки на протяжении времени меняются: от оценки количества нагрузки спортсменов в тоннах (в 80-е гг.) к измерению объемов работы тяжелоатлетов в количестве подъемов штанги (А. В. Черняк, А. С. Медведев, 1980).
Цель исследования - выявить взаимосвязь скорости адаптации организма пауэрлифтеров с интенсивностью тренировочной нагрузки.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели мы используем в работе новые формулы и алгоритмы оценки выполнения тренировочной нагрузки. Проведение эксперимента и доказательство прироста мощности усилий, проявляемых спортсменом во время выполнения упражнения, определяется на основе относительно новых в спортивной науке единиц измерения - в ваттах.
Калибровка движений в упражнениях. Для измерения мощности тренировочной нагрузки в ваттах необходимо знать проделанную спортсменом работу, которая, в свою очередь, включает в себя массу спортивного отягощения и расстояние, на которое был поднят снаряд за тренировку, а также скорость выполнения упражнения. Для выявления мощности мышц, необходимой для выполнения тренировочной нагрузки заданной величины, служит такой алгоритм:
Мощность = работа/время. (1)
Работа = сила х пройденный путь. (2)
Сила = масса х 9,8. (3)
В приведенных формулах следует учитывать единицы измерения, принятые в системе СИ. Амплитуду выполнения упражнений мы измеряли сантиметровой лентой. Масса снаряда оценивалась количеством поднятых в одном повторении килограммов. Скорость движения снаряда измеряли секундомером за один подход. Затем высчитывали скорость одного
повторения. Показатель мощности, проявляемой мышцами во время выполнения упражнения, рассчитывали по формуле 1. Для удобства расчетов и автоматизации работы мы разработали формулы в EXCEL 2010. Программа автоматически выводила нужные показатели по периодам цикла и в целом, за мезо- и макроцикл. Данная разработка очень удобна в практике подготовки спортсменов. Проявление напряжения мышц в уступающем режиме вычисляли посредством введения в формулу коэффициента, равного 33,33 % от мощности мышц, проявляемой в преодолевающем режиме (Карпман В. Л., 1988).
Определение количества и качества тренировочной нагрузки. В практике спортивной тренировки пройденный путь есть отражение объема выполненной работы. Для того чтобы определить количество проделанной работы, необходимо знать амплитуду выполнения упражнения. Для этого сантиметровой лентой у всех спортсменов была замерена амплитуда движения в каждом из применяемых упражнений. Общий объем работы находился как сумма повторений упражнения в метрах.
Для оценки интенсивности тренировочной нагрузки измеряли скорость поднятия штанги в одном подходе. С помощью секундомера мы засекали количество секунд, затрачиваемое на повторения в одном походе, затем находили количество секунд, за которое было выполнено одно повторение. Зная амплитуду движения в метрах и время ее преодоления, можно найти скорость выполнения упражнения, которую мы условно делили на три зоны интенсивности: малая, средняя и большая.
Таким образом, измеряя скорость одного повторения в подходе, далее по формулам мы находили мощность, проявляемую мышцами, необходимую для выполнения тренировочного подхода. Сумма средних показателей мощности в каждом подходе есть мощность тренировочного занятия спортсмена.
Общая продолжительность эксперимента составила один макроцикл, который, в свою очередь, состоял из трех мезо-циклов. Учитывая то, что у спортсменов к концу макроцикла появляется определенный фон усталости, объем первого ме-зоцикла был больше, чем второго, а второго превышал объем третьего мезоцикла. Интенсивность же работы имела обратно пропорциональную зависимость от количества выполненной работы, относительно большая интенсивность планировалась на третий мезоцикл, чуть меньше - на второй, и в первом ме-зоцикле - «втягивающем» - интенсивность нагрузки в тренировочных упражнениях была малой.
Если сравнить циклы подготовки с календарным временем, то один макроцикл можно примерно приравнять к одному календарному году, а один мезоцикл - примерно к двум-трем месяцам. В свою очередь, каждый из мезоциклов включает в себя три периода: подготовительный (предсоревнователь-ный) - период набора спортивной формы, соревновательный (основной) - период сохранения спортивной формы и переходный (восстановительный) - период временной утраты спортивной формы. На одно тренировочное занятие планировалось не более 2-3 основных упражнений и 2-3 вспомогательных и дополнительных упражнений.
Общая логика построения подготовительно-соревновательной деятельности в период эксперимента в полной мере соответствовала общепринятым в теории спорта принципам спортивной тренировки (Матвеев Л. П., Платонов В. Н., 2003). В основе эксперимента лежит измерение скорости адаптации систем организма к заданной зоне интенсивности. Наступление фазы устойчивой адаптации мы определяли на основе следующих показателей:
• увеличение скорости выполнения упражнения;
• увеличение объема работы, выполненной в данной зоне интенсивности в одном подходе;
• снижение реакции систем организма спортсмена в ответ на выполненную работу.
Каждая тренировка начиналась в фазе суперкомпенсации. Наступление данной фазы восстановления спортсменов мы отслеживали с помощью биоимпедансметра «Медасс» по ряду показателей, основными из которых являлись фазовый угол, количество мышечной, жировой ткани и активной клеточной массы.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведенных экспериментов было установлено, что измерение и оценка тренировочной нагрузки пауэрлифтеров с помощью ватт позволило оценить уровень специальной работоспособности спортсменов и более информативно управлять тренировочным процессом спортсменов. Измерение и оценка тренировочной нагрузки в ваттах позволяют сравнивать и сопоставлять нагрузку как по общей физической, так и по специальной подготовке. Ватты также позволяют сравнивать и сопоставлять величины нагрузки спортсменов в различных видах спорта, разного возраста, пола и уровня подготовленности.
Было установлено, что прирост тренировочной нагрузки в макроцикле у пауэрлифтеров старших разрядов составляет Х=133 Вт (t=3,62 при p<0,01). В ходе эксперимента была разработана методика тренировки, позволяющая оценивать и измерять тренировочную нагрузку в ваттах. Для оценки нагрузки в ваттах также была разработана компьютерная программа, в основе которой лежат автоматизированные алгоритмы обработки параметров объема и интенсивности нагрузки и перевод этих единиц измерения в ватты. В ходе эксперимента была также установлена отрицательная обратно пропорциональная зависимость между уровнем общей и специальной работоспособности пауэрлифтеров в мезоцикле с коэффициентом корреляции r=0,99; p<0,052.
Как уже упоминалось, скорость адаптации спортсменов к тренировочной нагрузке явилась основным предметом в наших экспериментах, измерение тренировочной нагрузки в ваттах позволило нам сопоставлять уровень общей и специальной работоспособности спортсменов. Длительность микро- и мезоциклов определялась нами на основе адаптации спортсменов к предъявляемым тренировочным нагрузкам. Наличие адаптированности к экстенсивной стороне нагрузки в проведенных экспериментах послужило поводом для перехода на следующий, более высокий, уровень интенсивности тренировочной работы. Вывод
Ватты - относительно новые единицы измерения. В практике спортивной тренировки использование шкалы измерения тренировочной нагрузки в ваттах, особенно у спортсменов высокого уровня, встречается достаточно редко. Использование разработанных в 60-е гг. таких единиц, как килограммометры в минуту и тоннометры в минуту, на сегодняшний день не нашли своего применения в практике подготовки спортсменов.
Использованная литература
1. Ахметов, И.И. Молекулярно-генетические маркеры физических качеств человека: дис. ... докт. мед. наук; ГУ «Медико-генетический научный центр РАМН» / И.И. Ахметов. - М., 2010. - 322 с.
2. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2010. - 288 с.
3. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудкова. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры. - 5-е изд., испр. и доп. / Л.П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.
5. Медведев, А.С. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок в соревновательный период у сильнейших тяжелоатлетов СССР: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Медведев. - М., 1967. - 270 с.
6. Молекулярная генетика спорта / И.И. Ахметов. - М.: Советский спорт, 2009. - 268 с.
7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
8. Роман, Р.А. Тренировка тяжелоатлета / Р.А. Роман. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 174 с.
9. Тоневицкий, А.Г. Иммунотоксины, полученные на основе моно- и поликлональных антител и А-цепи рицина: дис. ... канд. биол. наук / А.Г. Тоневицкий. - М., 1985. - 140 с.: ил.
10. Черняк, А.В. Предпосылки к управлению процессом спортивного совершенствования тяжелоатлета на основе количественных характеристик тренировки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Черняк. - М., 1970. - 22 с.
References
1. Akhmetov, I.I. Molecular genetic markers of human qualities: doctoral thesis (Med.); SI "Research Center of Medical Genetics" / I.I. Akhmetov. - Moscow, 2010. - 322 P. (In Russian)
2. Issurin, V.B. Block periodization of sports training / V.B. Issurin. -Moscow: Sovetsky sport, 2010. - 288 P. (In Russian)
3. Karpman, V.L. Testing in sports medicine / V.L. Karpman, Z.B. Belotserkovsky, I.A. Gudkova. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1988. -208 P. (In Russian)
4. Matveev, L.P. The general theory of sport and its applications: textbook for higher schools of physical culture. - 5th ed., rev. and sup. / L.P. Matveev. - Moscow: Sovetsky sport, 2010. - 340 P. (In Russian)
5. Medvedev, A.S. The volume and intensity of training loads in the competitive period of the strongest weightlifters of the USSR: Ph.D. thesis / A.S. Medvedev. - Moscow, 1967. - 270 P. (In Russian)
6. Sports molecular genetics / I.I. Akhmetov. - Moscow: Sovetsky sport, 2009. - 268 P. (In Russian)
7. Platonov, V.N. System of training of Olympic athletes. General theory and its practical applications /V.N. Platonov. - Kiev, Olimpiyskaya Literatura, 2004. - 808 P. (In Russian)
8. Roman, R.A. Weightlifter training / R.A. Roman. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1986. - 174 P. (In Russian)
9. Tonevitsky, A.G. Immunotoxins derived from mono- and polyclonal antibodies and the ricin A chain: Ph.D. thesis / A.G. Tonevitsky. -Moscow, 1985. - 140 P.: illus. (In Russian)
10. Chernyak, A.V. Prerequisites for managing the process of weightlifter sports skill improvement on the basis of quantitative characteristics of training: abstract of Ph.D. thesis / A.V. Chernyak. - Moscow, 1970. - 22 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 06.10.2014 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК / UDC: 796.85
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
А.А. Гладышев
Соискатель
Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
Ключевые слова: теоретическая модель подготовки специалистов, физкультурно-спортивный профиль, формирование компетенций, когнитивный операционный и контрольный компоненты, алгоритм формирования индивидуальной образовательной траектории.
Введение. Разработанная модель базируется на принципах функционирования модели, включающих технологичность, соответствие современным требованиям, вариативность и динамичность; на условиях, позволяющих реализовать модель: методических, организационных, педагогических; на компонентах профессиональной компетентности будущих специалистов в соответствии с профильной специализацией; на уровневой системе формирования компонентов профессиональной компетентности будущих специалистов, что детерминирует дифференциацию процесса формирования и развития профессиональных компетенций; на мониторинге профессионального и личностного развития студентов, позволяющего корректировать процесс формирования и развития профессиональных компетенций у будущих специалистов физкультурно-спортивного профиля.
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА
СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
УЗКОПРОФИЛЬНЫЕ компетенции
Цель исследования - разработать теоретическую модель подготовки специалистов физкультурно-спортивного профиля на основе обобщения результатов исследования процесса формирования индивидуальной образовательной траектории студентов на основе компетентностного подхода.
Результаты исследования и их обсуждение. Модель подготовки специалистов физкультурно-спортивного профиля включает когнитивный, операционный и контрольный компоненты и рассматривается как нормативный процесс формирования планируемых профессиональных характеристик по заданным уровням развития. Модель имеет интегративную основу и содержит описательную совокупность установленных ФГОС ВПО профессиональных компетенций на базе декомпозированного варианта.
Когнитивный компонент представляет собой непосредственно процесс формирования и развития компетенций, как общекультурных (обязательных в любом варианте обучения), так и профессиональных (скомпонованных по образовательным профилям). Операционный компонент представлен алгоритмом формирования индивидуальной образовательной траектории студента, включающей не только содержание индивидуальной программы обучения в целом, но и конкретные учебные программы дисциплин, необходимых для формирования требуемых профессиональных компетенций [1] (см. схему).
Вывод. Разработанная компетентностная модель предназначена для динамичного развития, касающегося индивидуальной специализации по выбранному направлению, и является основой для формирования универсальных профессиональных компетенций, необходимых специалисту по физической культуре и спорту. Однако она требует экспериментальной проверки.
Литература
1. Гладышев А.А. Моделирование индивидуальной образовательной траектории студентов вуза на основе компетентностного подхода / А.А. Гладышев, Е.И. Митрофанов, А.А. Клетнева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 1 . -С. 62-65.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 12.12.2014 г.