Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ЗАИКАНИЕМ, БЕЗ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ЗАИКАНИЕМ, БЕЗ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SENSORIMOTOR INTEGRATION / SENSORIMOTOR REACTIONS / MOTOR ACTIVITY / STUTTERING / STUDENTS / СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗАИКАНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Добрин А. В.

Цель исследования - изучение связи двигательной активности с сенсомоторной интеграцией у студентов с заиканием. Методика и организация исследования. Было обследовано 100 испытуемых: 80 - с нормальной речью и 20 - с заиканием. Заикающиеся проходили обследование после курса семейной групповой логопсихотерапии, в составе которого специальный комплекс кинезитерапии. Исследование особенностей сенсомоторной интеграции проводилось при помощи методики РеБОС, позволяющей оценить как простую, так и сложную сенсомоторные реакции. Результаты исследования и выводы. Параметры сенсомоторной интеграции различаются у студентов с заиканием и без речевых нарушений. Показано, что у студентов с заиканием количество пропусков во второй части простой сенсомоторной реакции меньше (0,85±0,98), чем у студентов без речевых нарушений (3,34±6,03). Обнаружено, что количество пропусков во 2-й части сложной сенсомоторной реакции у заикающихся студентов меньше (0,90±2,02), чем у студентов без заикания (2,31±2,72). Установлено, что количество ошибок в процессе выполнения сложной сенсомоторной реакции у заикающихся студентов меньше (4,60±3,08), чем у студентов без заикания (6,41±2,83). Обнаружено, что особенности двигательной активности связаны как с числом ошибок (R=0,224, R2=0,050, P=0,011), так и с числом пропусков (R=0,192, R2=0,037, P=0,030) во 2-й части сложной сенсомоторной реакции. Специально организованная двигательная активность, связанная со сложной ориентацией в пространстве, способствует более точному восприятию окружающей действительности и, как следствие, повышает эффективность сенсомоторного реагирования студентов с заиканием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN SENSORIMOTOR INTEGRATION AND MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS WITH STUTTERING AND THOSE WITHOUT SPEECH DISORDERS

Objective of the study was to analyze the relationship between motor activity and sensorimotor integration of students with stuttering. Methods and structure of the study. A total of 100 students were examined, including 80 subjects without speech disorders and 20 - with stuttering. Those with stuttering were examined after a course of family speech therapy, which implied the use of a special kinesitherapy complex. Sensorimotor integration was analyzed using the ReBOS methodology that helped evaluate both simple and complex sensorimotor reactions. Results of the study and conclusions. The sensorimotor integration parameters differed among the students with stuttering and those without speech disorders. It was found that the subjects with stuttering made less omissions in the second part of the simple sensorimotor reaction (0.85±0.98) as compared with those without speech disorders (3.34±6.03). The number of omissions in the second part of the complex sensorimotor reaction was smaller among the students with stuttering (0.90±2.02) as opposed to those without speech disorders (2.31±2.72). The number of errors made during the complex sensorimotor reaction was found to be smaller among the students with stuttering (4.60±3.08) rather than among those without speech disorders (6.41±2.83). The subjects' motor activity specifics was due to both the number of errors (R=0.224, R2=0.050, P=0.011) and the number of omissions (R=0.192, R2=0.037, P=0.030) made in the second part of the complex sensorimotor reaction. A specially organized motor activity, being associated with complex spatial orientation, contributes to a more accurate perception of the surrounding reality and, as a result, increases the effectiveness of sensorimotor reactions in students with stuttering.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ЗАИКАНИЕМ, БЕЗ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ»

взаимосвязь сЕнсомоторнои интеграции и двигательной активности студентов с заиканием, без речевых нарушений

УДК/UDC 159.91+ 159.943+796+ 376.37

Поступила в редакцию 14.03.2020 г.

Кандидат психологических наук, доцент А.В. Добрин1

1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

RELATIONSHIP BETWEEN SENSORIMOTOR INTEGRATION AND MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS WITH STUTTERING AND THOSE WITHOUT SPEECH DISORDERS

PhD, Associate Professor A.V. Dobrin1

1 Bunin Yelets State University, YelSU, Yelets

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - изучение связи двигательной активности с сенсомо-торной интеграцией у студентов с заиканием.

Методика и организация исследования. Было обследовано 100 испытуемых: 80 - с нормальной речью и 20 - с заиканием. Заикающиеся проходили обследование после курса семейной групповой логопсихотерапии, в составе которого специальный комплекс кинезитерапии. Исследование особенностей сенсомоторной интеграции проводилось при помощи методики РеБОС, позволяющей оценить как простую, так и сложную сенсомоторные реакции.

Результаты исследования и выводы. Параметры сенсомоторной интеграции различаются у студентов с заиканием и без речевых нарушений. Показано, что у студентов с заиканием количество пропусков во второй части простой сенсомоторной реакции меньше (0,85±0,98), чем у студентов без речевых нарушений (3,34±6,03).

Обнаружено, что количество пропусков во 2-й части сложной сенсомоторной реакции у заикающихся студентов меньше (0,90±2,02), чем у студентов без заикания (2,31±2,72).

Установлено, что количество ошибок в процессе выполнения сложной сен-сомоторной реакции у заикающихся студентов меньше (4,60±3,08), чем у студентов без заикания (6,41±2,83).

Обнаружено, что особенности двигательной активности связаны как с числом ошибок ^=0,224, R2=0,050, Р=0,011), так и с числом пропусков ^=0,192, R2=0,037, Р=0,030) во 2-й части сложной сенсомоторной реакции. Специально организованная двигательная активность, связанная со сложной ориентацией в пространстве, способствует более точному восприятию окружающей действительности и, как следствие, повышает эффективность сенсомоторного реагирования студентов с заиканием.

Ключевые слова: сенсомоторная интеграция, сенсомоторные реакции, двигательная активность, заикание, студенты.

Annotation

Objective of the study was to analyze the relationship between motor activity and sensorimotor integration of students with stuttering. Methods and structure of the study. A total of 100 students were examined, including 80 subjects without speech disorders and 20 - with stuttering. Those with stuttering were examined after a course of family speech therapy, which implied the use of a special kinesitherapy complex. Sensorimotor integration was analyzed using the ReBOS methodology that helped evaluate both simple and complex sensorimotor reactions.

Results of the study and conclusions. The sensorimotor integration parameters differed among the students with stuttering and those without speech disorders. It was found that the subjects with stuttering made less omissions in the second part of the simple sensorimotor reaction (0.85±0.98) as compared with those without speech disorders (3.34±6.03). The number of omissions in the second part of the complex sensorimotor reaction was smaller among the students with stuttering (0.90±2.02) as opposed to those without speech disorders (2.31±2.72). The number of errors made during the complex sensorimotor reaction was found to be smaller among the students with stuttering (4.60±3.08) rather than among those without speech disorders (6.41±2.83). The subjects' motor activity specifics was due to both the number of errors (R=0.224, R2=0.050, P=0.011) and the number of omissions (R=0.192, R2=0.037, P=0.030) made in the second part of the complex sensorimotor reaction.

A specially organized motor activity, being associated with complex spatial orientation, contributes to a more accurate perception of the surrounding reality and, as a result, increases the effectiveness of sensorimotor reactions in students with stuttering.

Keywords: sensorimotor integration, sensorimotor reactions, motor activity, stuttering, students.

Введение. Известно, что двигательная активность связана с уровнем работоспособности и снижение её уровня приводит к понижению как физической, так и умственной

работоспособности учащихся [8], а также связана с особенностями умственной деятельности и в условиях низкой физической активности эффективность умственной деятельности

снижается [3]. В то же время негативные изменения показателей функционального состояния обучающихся, связанные с возрастанием информационной и психической нагрузок, отражаются на показателях сенсомоторного реагирования студентов [2].

Считается, что сенсомоторное реагирование отражает сенсомоторная интеграция (СИ), которая понимается как согласование и объединение моторных и сенсорных процессов, осуществляющееся на разных уровнях центральной нервной системы, обеспечивая тем самым успешность ориентировки в потоке сенсорных сигналов [9].

На сегодняшний день сенсомоторная интеграция рассматривается как маркер функционального состояния ЦНС [5], а сенсомоторные реакции, являющиеся характеристиками СИ, зависят от функционального состояния ЦНС и связаны с двигательной активностью: чем выше двигательная активность, тем выше скорость сенсомотор-ных реакций [9].

Сниженная физическая активность, особенно в детстве, ведет к проблемам созревания вестибулярного аппарата. Замедление формирования вестибулярного аппарата ведет к искаженному восприятию всей картины мира, что отражается прежде всего на способности к обучению. Именно поэтому активное включение физической нагрузки, связанной со сложной ориентацией в пространстве, способствует восстановлению и работе вестибулярной системы и более точному восприятию окружающей действительности человеком [4].

В то же время остаются малоизученными вопросы связи показателей сенсомоторной интеграции и двигательной активности у заикающихся. Известно, что заикание сопровождается изменением двигательной активности в детском возрасте. Установлено, что у многих детей с заиканием по сравнению с детьми без речевых нарушений наблюдается отставание в развитии и совершенствовании произвольной моторики, нарушение одновременности движений, а также нарушение быстроты двигательной реакции [6]. Поэтому различные варианты двигательных упражнений включают в программы коррекции заикания [7].

Цель исследования - взаимосвязь сенсомоторной интеграции и двигательной активности студентов с заиканием, без речевых нарушений.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 100 студентов (средний

возраст - 20±3,03 года): студенты с заиканием (20 человек - участники разновозрастных групп логопсихоте-рапии) и студенты без речевых нарушений (80 человек). Студенты с заиканием проходили обследование после курса семейной групповой логопсихотерапии, который содержит специальный комплекс кинезитерапии - естественный метод восстановления работы организма воздействием на систему мышц, связок, суставов. Данный комплекс включает парадоксальную дыхательную гимнастику А. С. и А. Н. Стрельниковых, специальные речедвигательные и темпо-ритмические упражнения, подвижные коммуникативные игры, распевание с дирижированием, гуманно-структурированную танцевальную терапию по Г. Амону [7]. Таким образом, уровень двигательной активности участников логопсихотерапевти-ческих групп постоянно поддерживался и повышался специально разработанными двигательными упражнениями в отличие от студентов без речевых нарушений, двигательная активность которых не имела каких-либо особенностей и тренировки.

Оценка параметров сенсомоторной интеграции проводилась при помощи методики РеБОС [1], позволяющей оценить простую и сложную сенсомоторные реакции. В простой реакции (1-я серия) испытуемый должен был нажимать клавишу компьютера каждый раз, когда на экране появлялся сигнал (круги различных цветов), в сложной сенсомоторной реакции (2-я серия) испытуемый должен был реагировать на все круги, кроме красных. 1-я часть потока сигналов и в простой, и в сложной реакции полностью дублировала 2-ю, что позволило оценить способность испытуемого выявить наличие повтора структуры во 2-й части сенсорного потока. Оценивались следующие показатели: пропуски стимула, ошибки (испытуемый нарушает инструкцию в сложной сенсомоторной реакции, нажимая на запрещенный стимул), время реакции.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе проводилось сравнение тормозных процессов студентов с заиканием и с нормальной плавной речью. Как видно из табл. 1, значимых различий в скорости выполнения заданий участниками обеих групп не было выявлено, однако отмечено, что в группе заикавшихся наблюдается некоторая тенденция увеличения скорости выполнения простой сенсомоторной реакции по сравнению с испытуемыми с плавной речью.

Таблица 1. Время реакции студентов в процессе выполнения простой и сложной сенсомоторной реакции (среднее и стандартное отклонение)

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Группа 1-я серия 2-я серия

1-я часть 2-я часть 1-я часть 2-я часть

Норма 301,04±44,95 306,93±50,24 363,33±33,81 380,50±37,82

Заикающиеся 284,28±33,72 292,47±47,93 372,18±49,80 377,96±39,08

Таблица 2. Число ошибок и пропусков стимулов в простой и сложной сенсомоторной реакции (среднее и стандартное отклонение)

Группа 1-я серия 2-я серия

Пропуски в 1-й части Пропуски во 2-й части Пропуски во 2-й части Ошибки во 2-й части

Норма 2,89±6,19* 3,34±6,03* 2,31±2,72* 6,41±2,83*

Заикающиеся 0,90±1,48 0,85±0,98 0,90±2,02 4,60±3,08

Примечание. * - достоверные различия между испытуемыми с уровнем значимости р<0,05 (и-критерий Манна-Уитни).

30

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

В то же время представленные в табл. 2 результаты показывают, что различия в количестве ошибок и пропусков стимулов в простой и сложной сенсомоторной реакции между двумя группами испытуемых достигают уровня значимости.

В отличие от студентов группы «норма» заикавшиеся студенты лучше справились со сложной дифференцировочной задачей и смогли лучше выявить наличие повтора структуры во 2-й части сенсорного потока (меньшее число ошибок во второй части сложной сенсомоторной реакции, чем у испытуемых без заикания).

Изучение связи показателей сенсомоторной интеграции и двигательной активности студентов проводили при помощи линейного регрессионного анализа, который показал, что с двигательной активностью связано как число ошибок (R=0,224, R 2=0,050, P=0,011), так и число пропусков (R=0,192, R2=0,037, P=0,030) во 2-й части сложной сенсомоторной реакции. Выявленную связь можно объяснить тем, что студенты, участвующие в специально организованной двигательной активности, обучаются контролю своих движений и действий, что позволяет им не только более успешно обнаружить некоторую устойчивую и повторяющуюся закономерность, но и быстрее выработать тормозной ответ. Это способствовало повышению качества ориентировки в потоке сенсорных сигналов и позволило им уменьшить количество пропусков запрещённого сигнала (в нашем случае - круг красного цвета) и не нажимать на клавишу «пробел» при его появлении на экране.

Полученные результаты показывают, что при выполнении и простой, и сложной сенсомоторной реакции обнаружить, что фрактальная структура сенсорного потока второй половины серии повторяет по своей структуре первую и выполнить задания лучше смогли студенты, двигательная активность которых включала специально организованные физические упражнения.

Выводы. У студентов с заиканием, прошедших курс кине-зитерапии в рамках семейной групповой логопсихотерапии, число ошибок и пропусков стимулов в простой и сложной сенсомоторной реакции меньше, чем у студентов без речевых нарушений. Количество ошибок и пропусков в процессе выполнения сложной сенсомоторной реакции связано с двигательной активностью студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что специально организованная двигательная активность, связанная со сложной ориентацией в пространстве, способствует более точному восприятию окружающей действительности человеком и, как следствие, повышает эффективность сенсомоторного реагирования студентов.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-00323 А «Становление сенсомоторной интеграции и тормозного контроля у детей с разными латеральными предпочтениями»; проект № 18-013-00721А «Дифференциальный анализ роли функциональной асимметрии в развитии и динамике речевых расстройств»).

Литература

1. Вергунов Е.Г. Латеральные предпочтения как возможные фено-типические предикторы резервов сердечно-сосудистой системы и особенности сенсомоторной интеграции у альпинистов / Е.Г. Вергунов, Е.И. Николаева, Н.В. Балиоз, С.Г. Кривощёков // Физиология человека. - 2018. - Т. 44. - № 3. - С. 97-108. DOI: 10.7868/S0131164618030116

2. Гулин А.В. Особенности сенсомоторного реагирования студентов на различных этапах обучения в вузе / А.В. Гулин, С.В. Шуто-

ва, И.В. Муравьева // Вестник российских университетов. Серия: Естественные и технические науки. - 2012. - 17 (3). - С. 944-947.

3. Гущина Л.Ю. Организация двигательной активности - условие здорового образа жизни студентов / Л.Ю. Гущина, М.Ю. Славно-ва // Омский научный вестник. - 2012. - № 2 (106). - С. 187-189.

4. Ефимова В.Л. Возможность пластических перестроек и инте-гративной деятельности мозга при регуляции положения тела в пространстве у детей 5-15 лет с трудностями обучения после двигательно-ритмического тренинга / В.Л. Ефимова, Е.И. Николаева, Е.А. Огородникова, Н.А. Рябчикова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. -№ 8 (3). С. 155-166. Doi: 10.15293/2226-3365.1803.11

5. Каменская В.Г. Методы точных наук в изучении интеллектуальной деятельности нормально развивающихся детей и их сверстников с речевыми расстройствами / В.Г. Каменская. - Известия РГПУ. -2002. - Т. 2. - № 3. - С. 36-49.

6. Карасёва Е.Г. Состояние произвольной двигательной активности у детей 5-7 лет с заиканием / Е.Г. Карасёва // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2007. - № 5. -С. 92-95.

7. Карпова Н.Л. Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации /Н.Л. Карпова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4. - № 4 (16). - С. 338342. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-338-342

8. Третьяков А.А. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью / А.А. Третьяков, В.В. Дрогомерецкий, В.В. Агошков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 279.

9. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник российских университетов. Математика. - 2013. - № 5-3.

- С. 2831- 2840.

References

1. Vergunov E.G., Nikolaeva E.I., Balioz N.V., Krivoshchekov S.G. Lat-eralnye predpochteniya kak vozmozhnye fenotipicheskie prediktory rezervov serdechno-sosudistoy sistemy i osobennosti sensomotor-noy integratsii u alpinistov [Lateral preferences as possible pheno-typic predictors of cardiovascular system reserves and especially sensorimotor integration among climbers]. Fiziologiya cheloveka [Human physiology]. 2018. v. 44. No. 3. pp. 97-108. DOI: 10.7868/ S0131164618030116

2. Gulin A.V., Shutova S.V., Muraveva I.V. Osobennosti sensomotornogo reagirovaniya studentov na razlichnykh etapakh obucheniya v vuze [Features of students' sensorimotor response at various stages of university studies]. Vestnik rossiyskih universitetov. Ser.: Estestven-nye i tekhnicheskie nauki. 2012. 17 (3). pp. 944-947.

3. Gushchina L.Yu., Slavnova M.Yu. Organizatsiya dvigatelnoy aktivnosti

- uslovie zdorovogo obraza zhizni studentov [Organization of motor activity as condition for students' healthy lifestyle]. Omskiy nauchny vestnik. 2012. No. 2 (106). pp. 187-189.

4. Efimova V.L., Nikolaeva E.I., Ogorodnikova E.A., Ryabchikova N.A. Vozmozhnost plasticheskikh perestroek i integrativnoy deyatelnosti mozga pri regulyatsii polozheniya tela v prostranstve u detey 5-15 let s trudnostyami obucheniya posle dvigatelno-ritmicheskogo treninga [Possibility of plastic rearrangements and integrative activity of brain when regulating body position in space in 5-15 year-olds with learning difficulties after motor-rhythmic training]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. No. 8 (3). pp. 155-166. Doi: 10.15293/2226-3365.1803.11

5. Kamenskaya V.G. Metody tochnykh nauk v izuchenii intellektualnoy deyatelnosti normalno razvivayushchikhsya detey i ikh sverstnikov s rechevyimi rasstroystvami [Methods of exact sciences in study of intellectual activity of normally developing children and their peers with speech disorders]. Izvestiya RGPU. 2002. v. 2. No. 3. pp. 36-49.

6. Karaseva E.G. Sostoyanie proizvolnoy dvigatelnoy aktivnosti u detey 5-7 let s zaikaniem [State of voluntary motor activity in 5-7 year-olds with stuttering]. Almanakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota, 2007. No. 5. pp. 92-95.

7. Karpova N.L. Semeynaya gruppovaya logopsikhoterapiya kak model sistemy sotsioreabilitatsii [Family group logopsychotherapy as model of social rehabilitation system]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razviti-ya. 2015. v. 4. No. 4 (16). pp. 338-342. DOI: 10.18500/2304-97902015-4-4-338-342

8. Tretyakov A.A., Drogomeretskiy V.V., Agoshkov V.V. Analiz vzaimos-vyazi urovnya somaticheskogo zdorovya studentov s dvigatelnoy ak-tivnostyu [Analysis of relationship of students' somatic health level with motor activity]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No.3. p. 279.

9. Shutova S.V., Muraveva I.V. Sensomotornye reaktsii kak kharakteristi-ka funktsionalnogo sostoyaniya TsNS [Sensomotor reactions as characteristic of functional state of central nervous system]. Vestnik rossi-yskikh universitetov. Matematika. 2013. No. 5-3. pp. 2831- 2840.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.