Научная статья на тему 'Взаимосвязь семейной идентичности и системы ценностей курсанта военного вуза'

Взаимосвязь семейной идентичности и системы ценностей курсанта военного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
336
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мальчинский Федор Валентинович, Некрасов Сергей Дмитриевич

Приведены результаты исследования семейной идентичности, важного компонента внутренней позиции личности курсантов как осознанных возможностей создания собственной семьи (N=293). Описаны особенности связи семейной идентичности и системы ценностей курсанта. Выделены личностные особенности курсантов, различающихся статусом семейной идентичности: предопределенным и отложенным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мальчинский Федор Валентинович, Некрасов Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь семейной идентичности и системы ценностей курсанта военного вуза»

УДК 159.923.2:356/359 ББК 88.42 М 21

Ф.В. Мальчинский

Начальник группы профессионального психологического отбора Краснодарского высшего

военного авиационного училища летчиков; E-mail: vasilch_nat@mail. ru

С.Д. Некрасов

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии личности и общей

психологии Кубанского государственного университета; E-mail: n.s.d.@kubsu.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Приведены результаты исследования семейной идентичности, важного компонента внутренней позиции личности курсантов как осознанных возможностей создания собственной семьи (N=293). Описаны особенности связи семейной идентичности и системы ценностей курсанта. Выделены личностные особенности курсантов, различающихся статусом семейной идентичности: предопределенным и отложенным.

Ключевые слова: внутренняя позиция личности, семейная идентичность, личностнозначимые ориентиры, профессиональная субъектность.

F.V. Malchinsky

Head of Group of Professional Psychological Selection of Krasnodar Higher Military Aviation

School of Pilots; E-mail: vasilch_nat@mail. ru

S.D. Nekrasov

Candidate of Pedagogy, Assistant Professor, Professor of Department of Psychology of the

Person and General Psychology at Kuban State University; E-mail: n.s.d.@kubsu.ru

INTERRELATION OF FAMILY IDENTITY AND SYSTEM OF VALUES IN THE CADET OF MILITARY HIGHER SCHOOL

Abstract. The paper gives the results of research of family identity, the important component of an internal position of personality of cadets, as realised possibilities of creation of own family (N=293). The authors describe features of communication of family identity and system of the cadet values. Personality features of the cadets differing in the predetermined and postponed status of family identity are allocated.

Keywords: an internal position of the personality, family identity, personality significant orientations, professional subjectivity.

Социально-экономические процессы в современной России обусловливают специфику становления личности защитника Отечества и определяют актуальность исследования развития личностно-значимых ориентиров бытия военного летчика. Психологическим механизмом этого процесса, важным фактором в подготовке будущих военных летчиков выступает внутренняя позиция личности курсантов. Под внутренней позицией личности мы понимаем осознание человеком личностных принципов собственной активности и компетентности в деятельности, отношений человека к себе, своих отношений с социальным окружением, выраженной в личностно-значимых ориентирах собственного жизненного пути.

Исследователи (А. Адлер, И.С. Кон, В.С. Мухина и др.) выделяют базовые

ориентиры внутренней позиции личности, обозначая их как «профессиональная позиция» и «семейная позиция» [1, 2]. То есть во внутренней позиции личности курсанта значимыми компонентами являются ориентиры в профессиональной субъектности и в семейной идентичности. Становление профессиональной субъектности как важного компонента самосознания курсанта способствует реализации личности в обществе. Однако полнота этой реализации напрямую связана с внутриличностными семейными противоречиями, его ориентаций на создание собственной семьи. Она непосредственно связана с гендерными особенностями личности курсанта, которые могут быть описаны в терминах теории гендерных схем С. Бем; теории двойной морали К. Гиллиган; семантических концепций Л. Иригарей или Э. Сиксу; рассуждений о мужских идентификациях Р. Коннелла и И.С. Кона; положений о маскулинности и фемининности Т.В. Бендас, В.В. Знакова, В.А. Лабунской; мультиполярной модели гендерной идентичности И.С. Клециной, Л.Н. Ожиговой и др.

Считается, что гендерная социализация - это процесс усвоения человеком норм и образцов поведения, принятого (дозволенного) в данном обществе для мужчины и женщины, осуществляемый посредством различных социальных институтов (школа, семья, СМИ, религия, политика и т.д.). Гендерные стереотипы - это стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера. Маскулинность и феминность -это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Ведущая роль в формировании мужественности отводится социальным ожиданиям. Именно они, в понимании Э. Гидденса, направляют и интерпретируют поведение человека как соответствующее для мужчин. Основываясь на сказанном, под гендерной ролью курсанта мы понимаем систему требований военной службы, стереотипов военного летчика, которым курсанту следует соответствовать, чтобы его признавали как мужчину. С понятием «гендерная роль» связано понятие «гендерная идентичность» как внутренний психологический результат гендерной социализации. Гендерная идентичность чаще всего понимается как осознание и переживание индивидом принадлежности к определенному полу, как правило, мужскому или женскому [3]. Гендерная идентичность - это совокупность идеальных представлений общества о факте полового диморфизма, транслирующих личностному сознанию систему норм поведения, предписаний мышления и чувствования, образцов самовосприятия. Вся эта система норм и образцов является элементами системообразования форм жизнеобеспечения и способов культуросозидания, и в качестве материального носителя гендерная идентичность опирается на совокупность половозрастных особенностей индивида [4]. Иными словами, гендерные характеристики тесно связаны с морфофизиологическими особенностями индивида и во временном плане оформляются в структуре самосознания личности раньше. Интеграция гендерных норм и ролей ведет к формированию семейной идентичности, ориентации на создание собственной семьи. Несмотря на биологические предпосылки, семейная идентичность подвижна, воссоздается в практике повседневного взаимодействия иногда ситуативно.

Обобщая, отметим, что семейная идентичность курсанта фиксируется в сознании личности, прежде всего, в виде образа «Я - мужчина», который обусловлен особенностями среды военного училища, заместившей родительскую среду, в которой происходило усвоение и закрепление гендерных норм и стереотипов поведения. Значит, семейная идентичность как ориентация на создание собственной семьи взаимосвязана с гендерной идентичностью курсанта. Юноша прилагает все усилия, чтобы стать самостоятельным и нести ответственность за других. Семейная идентичность в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам: с одной стороны, «мужской» ролевой набор жестко ограничен, а, с другой стороны, традиционное воспитание в процессе социализации не поддерживает проявление таких качеств, как независимость, инициативность активность и т.д. Названный парадокс обусловливает противоречивость самосознания курсанта: обретенные в юности под влиянием родителей семейные

ценности влияют на смысловые ориентиры личности курсанта, его поведение, но они нередко приходят в конфликт с гендерными стереотипами, преобладающими в воинской социальной среде, где всякие проявления фимининности неодобряемы. Семейная идентичность как личностно-значимый ориентир на создание собственной семьи рассматривается как противоречивая и важнейшая базовая характеристика внутренней позиции курсанта, находящаяся одновременно во взаимосвязи и в противоречии с профессиональной идентичностью.

Исследуя профессиональную идентичность курсантов, А.С. Некрасов выявил, что гендерная идентичность и профессиональная компетентность курсанта взаимодействуют по типу отношений взаимоусиления в части переживания своих маскулинных качеств. Автор отмечает, что в первые годы обучения в училище для курсантов важны будущие отношения с противоположным полом, тогда как отношения с девушками становятся для них мало актуальными на последних курсах. Объясняется этот феномен неопределенностью места службы курсанта после окончания училища, а также малыми возможностями общения с гражданским населением. Установлено, что этот фактор влияет на повышение личностной тревожности, трудностей в выборе жизненных стратегий, связанных с созданием собственной семьи [5, с. 18-19].

Для установления статусов семейной идентичности курсантов мы используем концепцию Э. Эриксона, модифицированную Дж. Марсиа, выделив аспект, связанный с созданием собственной семьи, поиском брачного партнера. Согласно Дж. Марсиа, «идентичность» - это внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории, которая проявляется через проявляемые способы решения проблем. Например, познакомиться или нет с представителем противоположного пола, создать семью или отложить решение о создании собственной семьи и др. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. Идентичность, по Дж. Марсиа, имеет четыре состояния: диффузная, отложенная, предрешенная и достигнутая [6, с. 606-607]. Применяя концепцию Дж. Марсиа к особенностям семейной идентичности курсанта, считаем, что для многих курсантов в силу возрастных особенностей статус диффузной семейной идентичности уже прожит, а статус достигнутой семейной идентичности еще не достигнут, так как все они холостые. Следовательно, семейная идентичность курсанта может иметь два статуса: предрешенной и отложенной. Но «предрешенность» для семейной идентичности-неточный термин, удачнее, на наш взгляд, говорить о предопределенном статусе. Находясь в статусе предопределенной семейной идентичности, курсант имеет ценности создания собственной семьи, сформированные под влиянием значимой для него девушки; его система семейных ценностей подобна системе ценностей его родителей и близкой девушки. Он осознает возникающие проблемы общения с будущим брачным партнером и вынужден их решать с учетом мнения девушки, то есть его семейная идентичность предопределена историей отношений с ней. Отложенная семейная идентичность - это статус курсанта, находящегося в состоянии кризиса общения с лицами противоположного пола. Он или активно пытается познакомиться с будущим брачным партнером, или откладывает знакомство «на потом», но при этом постоянно помнит о нем. Такой курсант постоянно находится в состоянии проб и ошибок, поиска новых знакомств и впечатлений.

Для рассмотрения связи семейной идентичности и внутренней позиции курсантов с системой ценностей личности выделим содержание понятия «система ценностей». Характерной чертой психологических дефиниций понятия «ценность» является дифференцированность объектов по их значимости внутри одного и того же вида, группы, а также классификация ценностей и связанная с этим их конкретизация и структурирование. Таким образом, о ценностях в психологии принято говорить как об отдельных личностных принципах, обретаемых человеком в процессе жизнедеятельности, выражающих важность для человека того или иного аспекта бытия [5].

Для курсанта система ценностей укладывается, с одной стороны, в то, что для него наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток», «смысл жизни»). С другой стороны, в то, что личностно-значимо в предпочитаемом виде деятельности («логичный», «умный», «имеющий воображение»).

Специфичность осознания объектов социальной действительности как ценностей предполагает и наличие особых психологических механизмов их усвоения. В качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида, направленная не только на восприятие и усвоение содержательной стороны объекта, так называемое знание факта, но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п., для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение (В.Н. Мясищев, В.П. Тугаринов и др.). Следовательно, осознание ценности предполагает наличие у курсанта определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности.

Исследователи представлений юного человека о профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, А.Г. Караяни, В.А. Пономаренко, З.И. Рябикина, В.Д. Шадриков и др.) утверждают, что у человека в процессе обретения компетентности и развития личности формируются собственные представления об образе профессионала. Исследователи эмоционально-ценностной сферы личности (Б. Блум, М.В. Кларин, Д. Кратволь) выделяют систему ценностей обучающегося, связывая структурные компоненты системы ценностей с последовательностью обретения обучающимся учебной компетентности. То есть формирование и развитие системы ценностей связано со структурой реальной деятельности человека. Для курсанта развитие системы ценностей связано с особенностями его профессиональной подготовки, а систему ценностей можно структурировать на когнитивные ценности и собственно личностные ценности бытия. Система внутренних смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций, которые определяют выбор линии поведения и которые он проецирует на свое будущее. Внутренняя позиция личности курсанта направлена на поиск своего места в мире и на развитие собственной личности. В системе ценностей курсанта можно выделить две группы: личностные ценности бытия и ценностные ориентации на сферы жизненной активности. Следовательно, можно предположить, что у курсанта ориентиры на создание собственной семьи в семейной идентичности взаимосвязаны с его системой личностных ценностей: общих ценностей бытия и ценностей сфер жизненной активности.

Для поиска эмпирических подтверждений этого предположения было осуществлено исследование на базе выборочной совокупности курсантов военного летного училища. Объем выборки: 293 курсанта. Методики исследования:

- разрабатываемый авторами комплекс методик «Внутренняя позиция личности курсанта», в который входят структурированное интервью «Мой выбор профессии военного летчика»; опросник «Отношение к собственной жизни»; рисуночный тест «Самолет. Офицер. Семья»; структурированное самоописание «Я - курсант»;

- морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушина.

Факторный и дискриминантный анализ эмпирических данных комплекса методик «Внутренняя позиция личности курсанта» позволил выделить типологические группы, различающиеся личностно-значимыми ориентирами внутренней позиции в семейной идентичности: предопределенной и отложенной. Выявлено, что у многих курсантов, имеющих статус предопределенной семейной идентичности, есть любимая девушка,

близкие планы на создание собственной семьи. Для респондентов этой группы направленность на создание собственной семьи является устойчивой и обусловлена продолжительной историей отношений с девушкой еще до училища. У курсантов, имеющих статус отложенной семейной идентичности, отсутствует подруга, планы на создание собственной семьи отложен «на потом», они испытывают сложности в том, чтобы познакомиться с девушкой.

С помощью теста МТЖЦ получены данные о системе личностных ценностей каждого респондента, структурированные на две группы: «Общие ценностей бытия» и «Ценности сфер жизненной активности».

Рассмотрим результаты сравнения значений шкал «Общие ценности бытия» (табл.

1). Из приведенных данных видно, что у респондентов, различающихся статусом семейной идентичности, мало отличаются показатели шкал «Креативность», «Собственный престиж» и «Достижения». Следовательно, эти личностные ценности являются одинаковыми для курсантов разных групп и могут быть отнесены к общепсихологическим свойствам личности будущих летчиков.

Статистически значимо отличаются значения шкал «Развитие себя», «Духовное удовлетворение», «Социальные контакты», «Материальное положение», «Индивидуальность», что свидетельствует о связи личностных ценностей со статусом семейной идентичности внутренней позиции личности курсанта как субъекта бытия. Опишем содержание этих связей.

Курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности (группа 1) от курсантов с отложенным статусом семейной идентичности (группа 2) статистически значимо отличают показатели по шкале «Развитие себя». Причем по шкале «Развитие себя» у курсантов первой группы значения значимо ниже, чем у курсантов второй группы. Следовательно, ценности по шкале «Развитие себя» для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности более значимы, чем для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности.

Таблица 1 - результаты сравнения по ^критерию Стьюдента значений шкал «Общие ценности бытия» групп курсантов с разным статусом семейной идентичности, (М±s)

Шкалы общих ценностей Предопределенный статус Отложенный статус Уровень значимости

Развитие себя 40,8±6,4 43,5±6,7 р < 0,020*

Духовное удовлетворение 45,5±5,6 42,8±5,9 р < 0,003*

Креативность 38,0±6,7 37,2±7,6 р > 0,1

Социальные контакты 43,4±5,8 41,3±6,6 р < 0,049*

Собственный престиж 38,5±7,1 38,4±7,8 р > 0,1

Достижения 47,3±7,0 46,1±7,2 р > 0,1

Материальное положение 43,9±8,2 40,8±7,9 р < 0,013*

Индивидуальность 42,8±7,0 44,9±8,4 р < 0,027*

Примечание: «*» - значимые различия.

Курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности (группа 1) от курсантов с отложенным статусом семейной идентичности (группа 2) статистически значимо отличают показатели по шкале «Духовное удовлетворение». Причем по шкале «Духовное удовлетворение» у курсантов первой группы значения значимо выше, чем у курсантов второй группы. Следовательно, ценности по шкале «Духовное удовлетворение» для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности более значимы, чем для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности.

Курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности (группа 1) от курсантов с отложенным статусом семейной идентичности (группа 2) статистически

значимо отличают показатели по шкале «Социальные контакты». Причем по шкале «Социальные контакты» у курсантов первой группы значения значимо выше, чем у курсантов второй группы. Следовательно, ценности по шкале «Социальные контакты» для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности более значимы, чем для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности.

Курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности (группа 1) от курсантов с отложенным статусом семейной идентичности (группа 2) статистически значимо отличают показатели по шкале «Материальное положение». Причем по шкале «Материальное положение» у курсантов первой группы значения значимо выше, чем у курсантов второй группы. Следовательно, ценности по шкале «Материальное положение» для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности более значимы, чем для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности.

Курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности (группа 1) от курсантов с отложенным статусом семейной идентичности (группа 2) статистически значимо отличают показатели по шкале «Индивидуальность». Причем по шкале «Индивидуальность» у курсантов первой группы значения значимо ниже, чем у курсантов второй группы. Следовательно, ценности по шкале «Индивидуальность» для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности менее значимы, чем для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности.

Сопоставим ранги значений шкал «Общие ценности бытия МТЖЦ» группы с предопределенной семейной субъектностью и группы с отложенной семейной субъектностью. Для курсантов каждой группы самыми значимыми являются ценности по шкале «Достижения», а ценности по шкалам «Креативность» и «Собственный престиж» относятся к невысокому уровню значимости. Для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности высокий уровень значимости имеют ценности по шкалам «Духовное удовлетворение» и «Материальное положение». Для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности высокий уровень значимости имеют ценности по шкалам «Индивидуальность» и «Развитие себя».

Рассмотрим результаты сравнения значений шкал «Сферы жизненной активности» группы с предопределенной семейной субъектностью и группы с отложенной семейной субъектностью (табл. 2).

Таблица 2 - результаты сравнения по ^критерию Стьюдента значений шкал «Сферы жизненной активности» групп курсантов с разным статусом семейной идентичности, средние, (М±s)

Сферы жизненной активности Предопределенный статус Отложенный статус Уровень значимости

Профессиональная 61,3±7,4 62,2±8,4 р > 0,1

Образовательная 63,3±8,2 64,1±8,7 р > 0,1

Семейная 55,5±9,7 52,7±8,2 р < 0,005*

Общественная 54,2±8,8 56,3±9,3 р < 0,037*

Увлечений 53,1±9,2 53,9±10,8 р > 0,1

Физической активности 53,8±10,1 51,7±10,5 р < 0,049*

Примечание: «*» - значимые различия.

Видим, что у респондентов, различающихся статусом семейной идентичности внутренней позиции, мало отличаются показатели шкал жизненных сфер «Профессиональной», «Образовательной», «Увлечений». Следовательно, эти личностные ценности являются одинаковыми для курсантов разных групп и могут быть отнесены к общепсихологическим свойствам личности будущих летчиков. Статистически значимо отличаются значения шкал жизненных сфер «Семейной», «Общественной» и «Физической активности», что свидетельствует о связи личностных ценностей со

статусом семейной идентичности курсанта как субъекта бытия. Опишем содержание этих связей.

Курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности (группа 1) от курсантов с отложенным статусом семейной идентичности (группа 2) статистически значимо отличают показатели по шкале «Семейная сфера жизненной активности». Причем по данной шкале у курсантов первой группы значения значимо выше, чем у курсантов второй группы. Следовательно, ценности семейной жизни для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности более значимы, чем для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности.

Курсантов, включенных в группу 1, от курсантов группы 2 статистически значимо отличают показатели по шкале «Общественная сфера жизненной активности». Причем по шкале «Общественной чего?» у курсантов первой группы значения значимо ниже, чем у курсантов второй группы. Следовательно, ценности по шкале «Общественная сфера жизненной активности» для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности более значимы, чем для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности.

Курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности от курсантов с отложенным статусом семейной идентичности статистически значимо отличают показатели по шкале «Физическая активность». Причем у курсантов первой группы значения значимо выше, чем у курсантов второй группы. Следовательно, ценности по шкале «Физическая активность» для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности более значимы, чем для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности.

Сопоставим ранги значений шкал «Общие ценности бытия МТЖЦ» группы с предопределенной семейной идентичностью и группы с отложенной семейной идентичностью. Для курсантов каждой группы самыми значимыми являются ценности профессиональной и образовательной активности при невысокой значимости ценностей физической активности. Для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности высокий уровень значимости имеют семейные ценности, а для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности высокий уровень значимости имеют ценности общественной активности.

Выводы.

1) Для курсантов каждой группы самыми значимыми являются ценности по шкале «Достижения» и шкалам сфер жизненной активности «Профессиональная» и «Образовательная», а ценности по шкале сферы «Физической активности» имеют более низкий ранг. Скорее всего, для всех курсантов самым значимым является постановка и решение задач обретения профессиональной компетентности, а физическое развитие стало жизненной нормой.

2) Для курсантов с отложенным статусом семейной идентичности самым важным являются отношения с ближайшим социальным окружением, прежде всего, с курсантами и младшими командирами. Для них важно развитие профессиональных способностей и защита своей неповторимости и независимости, они осознают личностные сложности в установлении социальных контактов с девушками.

3) Для курсантов с предопределенным статусом семейной идентичности моральнонравственные принципы и материальное благополучие в настоящее время наиболее важны для социальных контактов, прежде всего, с любимыми девушками. Кроме того, для личности с предопределенным статусом семейной идентичности в настоящее время вместе с профессиональной подготовкой высоко значимы встречи с любимой девушкой -будущим семейным партнером.

Проведенный анализ подтверждает гипотезу: у курсанта ориентиры на создание собственной семьи в семейной идентичности взаимосвязаны с его системой личностных ценностей: общих ценностей бытия и ценностей сфер жизненной активности.

Проведенное исследование не исчерпало всех возможностей решения проблемы

личностно-значимых ориентиров будущего кадрового офицера в семейной идентичности. В частности, предстоит уточнить компоненты модели семейной идентичности курсанта; провести квалиметрическую проверку комплекса методик «Внутренняя позиция личности курсанта», разработать и практически испытать комплекс мероприятий по созданию в военном училище условий для развития социальной идентичности курсантов.

Примечания:

1. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

2. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.

3. Основы гендерных исследований / отв. ред. О.А. Воронина, Н.С. Григорьева, Л.Г. Лунякова. М.: МЦГИ: МВШСЭН: МФФ, 2001.

4. Певченко Г.Н. Репрезентация гендерной идентичности в визуальной культуре: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006.

5. Некрасов А.С. Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училища: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2000.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

References:

1. Kon I.S. Psychology of an early youth. М.: Education, 1989.-255 p.

2. Mukhina V.S. The personality: myths and a reality. Ekaterinburg: IntelFlay, 2007.

3. Bases of gender researches / Ed. O.A.Voronina, N.S.Grigoriev, L.G.Lunyakova. М.: MTSGI -MVSHSEN - MFF, 2001.

4. Pevchenko G.N. Representation of gender identity in visual culture: Author’s summary of Dissertation of Candidate of Philosophy. Stavropol, 2006.

5. Nekrasov A.S. Development of professional identity of the personality of the cadet of a military college. Author’s summary of Dissertation for Candidate of Psychology degree. Krasnodar, 2000.

6. Kraig G. Psychology of development. SPb.: Peter, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.