УДК 159.923.2:355.23 ББК 88.42 М 21
Ф.В. Мальчинский
ВЕДУЩИЕ ПАРАМЕТРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. Приведены результаты исследования важной составляющей профессиональной деятельности будущих офицеров - внутренней позиции личности курсантов. Описаны особенности феномена внутренней позиции личности. В структуре внутренней позиции личности выделены следующие принципиальные личностные ориентиры: на учебу в военном вузе, на полеты в будущем, на настоящее время, на социальное взаимодействие. Установлены принципиальные личностно-значимые ориентиры: в обретении курсантом профессиональной субъектности; в осознании курсантом возможности создания собственной семьи.
Ключевые слова: позиция личности, внутренняя позиция личности, отношения,
принципиальные личностные ориентиры, профессиональная субъектность.
F.V. Malchinsky
LEADING PARAMETERS OF THE INTERNAL POSITION OF THE PERSON OF THE
CADET
Abstract. The paper shows the results of research of the important component of professional work of the future officers - an internal position of the person of cadets. Features of a phenomenon of an internal position of the person are described. In structure of an internal position of the person, the following basic personal reference points are allocated: study in military higher school, flights in the future, present and social interaction. Basic personal-significant reference points are established: in finding professional subjectness by the cadet; and in comprehension of possibility of creation of own family by the cadet.
Keywords: a position of the person, an internal position of the person, the relation, basic personal reference points, professional subjectness.
В связи с переходом к контрактной форме прохождения службы в Вооруженных силах Российской Федерации все острее поднимается вопрос о подготовке профессиональных военных. Профессионализм воинов (в том числе и курсантов), прежде всего, состоит в возможности активного использования и применения полученных знаний, умений и навыков в реальных условиях боевой службы, то есть предполагает становление субъекта профессиональной деятельности.
И.В. Сыромятников указывает: «...все более очевидной становится тенденция смещения акцента в оценке качества профессионального функционирования человека с исполнительских критериев к признанию приоритета активных, самостоятельных и ответственных действий, характеризующих субъектное отношение к труду, профессии, собственному профессионально-личностному развитию» [5, с.4].
Профессиональная деятельность офицера весьма специфична и по характеру сопряженности в ней правовых, социальных, психологических, этических и иных аспектов, которые связаны с необходимостью принятия ими самостоятельных и обоснованных решений, часто затрагивающих судьбы, а то и жизни других людей. В этой связи важной задачей является формирование у офицеров соответствующей внутренней позиции, способствующей адекватному пониманию необходимости, возможности и меры
своего субъектного вклада в то или иное изменение качественных параметров объекта деятельности.
Важное значение для становления внутренней позиции личности военного летчика имеет процесс его профессиональной подготовки, влияние образовательной среды военного института, понимание позиции курсанта, самосознание собственной роли будущего военного летчика. Целью настоящей статьи является рассмотрение особенностей становления внутренней позиции курсанта как субъекта бытия.
Обозначим смысл понятия «внутренняя позиция личности». Понятие «позиция» в психологии (Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Зимняя, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина и др.) характеризует личность через доминирующие отношения с окружающей действительностью. Отношение, согласно В.Н. Мясищеву, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» [2, с. 283], объясняет направленность поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична. И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева считают, что позиция личности - это сложившиеся устойчивые отношения человека к действительности.
При описании механизма принятия и освоения социальных ролей Ю.Б. Гиппенрейтер использует определение социальной позиции. «Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется, прежде всего, совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль, то есть осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение» [4, с. 308]. Далее Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что «Оба понятия (социальной позиции и социальной роли) полезны тем, что позволяют структурно расчленить социальную среду и сначала объективно, не прибегая к реально действующему субъекту, описать некую заданную нормативную систему действий, которые он должен выполнить, отношений, в которые он должен вступить, стиль поведения, который он должен освоить» [4, с. 309].
В.С. Мухина пишет: «Именно в процессе социализации, через присвоение особенного и типичного из реальности окружающего идеологического поля общественного сознания, выстраивается индивидуальное сознание: каждый
индивидуальный человек в той или иной степени формирует в самосознании некий образ своей позиции - своей желаемой самопрезентации в жизни и стремится соответствовать ей» [1, с. 358].
Важным в бытии человека является его отношение ко времени бытия. Как пишет С.Д. Некрасов: «Динамичность времени в представлениях человека актуализируется, скорее всего, в сложные моменты жизни человека, ситуациях выбора (семьи, профессии и др.), оценки собственного накопленного потенциала бытия и возможность его использования в будущей жизни. Можно предположить, что обретение человеком компетентности бытия в процессе взросления оказывает решающее влияние на развитие его отношения ко времени» [3, с. 136].
Исходя из приведенных теоретических положений, под внутренней позицией будем понимать интегральное свойство личности человека, которое проявляется как принципиальные ориентиры его бытия в отношениях с окружающей действительностью.
Особенности бытия курсантов, обусловленные военной службой, явились основанием для предположения, что внутренняя позиция личности курсанта является интегральным свойством личности человека, которое проявляется как принципиальные личностно-значимые ориентиры бытия, имеет общепсихологические параметры.
Выделение ведущих параметров внутренней позиции личности курсанта осуществлялось с помощью анализа данных индивидуального интервью «Мой выбор профессии», авторского опросника «Отношение к собственной жизни», рисуночного теста «Самолет. Офицер. Семья». Выборку составили 154 респондента - курсанты 1-3 курсов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.
Результаты и их обсуждение.
Анализ результатов индивидуального интервью с курсантами «Мой выбор профессии» позволил составить перечень отношений курсантов к собственной жизни:
- отношение к летной деятельности: «для меня важны полеты», «очень хочу летать», «мечтаю летать с детства», «полет - очень ответственное мероприятие», «испытываю душевное облегчение в полетах» и др.;
- отношение к статусу курсанта как военнослужащего: «важно получение военного образования», «у курсантов особые условия жизни, которые заставляют работать над собой», «здесь происходит воспитание духа и характера», «пренебрежительное отношение к курсантам со стороны гражданского населения» и др.;
- отношение к воинской дисциплине: «служба в армии - мой долг Родине», «в военном вузе лучше, чем на гражданке», «служба в армии дисциплинирует», «каждый гражданин обязан отслужить», «стараюсь следовать уставу», «благодаря службе военным доверяют оружие» и др.;
- отношение к девушкам: «в увольнении я встречусь с подругой», «важно иметь любимую», «люблю их», «без них никак», «часто доверяю им, но часто убеждаюсь, что зря», «отношение к ним не зависит от того, военный я или на гражданке» и др.;
- отношение к будущей семейной жизни: «женюсь после окончания училища», «семья - мой крепкий тыл», «собираюсь жениться после училища, но считаю, что штамп в паспорте - это не главный элемент, объединяющий людей», «семья - единое целое», «основное, чтобы жена любила меня» и др.;
- отношение к собственному здоровью: «занятия спортом важны для курсанта», «хорошо, что в училище есть возможности для поддержания физической формы», «регулярно занимаюсь спортом, потому что нравится», «спорт - необходимая часть воспитания характера, воли и выносливости», «здоровье - важнее всего» и др.
Выявленные виды отношений курсантов к собственной жизни составили основное содержание опросника «Внутренняя позиция курсанта». Опросник содержит «открытые вопросы», в которых предлагалось курсантам дополнить полученный перечень отношений к собственной жизни принципиальными личностными отношениями, не отмеченными в перечне. После ответов на «открытые вопросы» респонденту предлагалось установить по степени важности ранг каждого вида отношений.
Анализ «открытых вопросов» позволил выявить и дополнить список отношений курсантов к собственной жизни следующими видами отношений: отношение к родителям; отношение к продвижению по служебной лестнице; отношение к развлечениям с друзьями; отношение к материальному обеспечению; отношение к обучению и физической подготовке.
Распределение рангов результатов опросника «Внутренняя позиция курсанта» дало возможность составить основные виды отношений курсантов к собственной жизни: отношение к летной деятельности (2,2); отношение к собственному здоровью (2,3); отношение к будущей семейной жизни (4,4); отношение к статусу курсанта как военнослужащего (5,2); отношение к воинской дисциплине (5,5); отношение к девушкам (5,7); отношение к родителям (6,8); отношение к продвижению по служебной лестнице (8,0); отношение к развлечениям с друзьями (8,0); отношение к материальному обеспечению (8,4); отношение к обучению и физической подготовке (8,9).
Далее был проведен факторный анализ полученных данных, в котором выделенные виды личностных отношений курсантов к собственной жизни рассматривались как переменные внутренней позиции личности курсантов.
Факторный анализ после варимакс-вращения позволил выделить четыре фактора как интегральные переменные ведущих принципиальных отношений курсантов к собственной жизни.
В структуру первого фактора, информативность которого 16,6%, входят переменные с весомыми факторными нагрузками: отношение к статусу курсанта как военнослужащего (-0,691); отношение к воинской дисциплине (-0,810); отношение к материальному обеспечению (0,567). Этот фактор может быть идентифицирован как фактор ориентации на учебу в военном вузе.
В структуру второго фактора, информативность которого 14,1%, входят переменные с весомыми факторными нагрузками: отношение к летной деятельности (0,650); отношение к будущей семейной жизни (0,446); отношение к собственному здоровью (-0,721); отношение к обучению и физической подготовке (-0,497). Этот фактор может быть обозначен как фактор ориентации на полеты в будущем.
В структуру третьего фактора, информативность которого 13,7%, входят переменные с весомыми факторными нагрузками: отношение к девушкам (0,446); отношение к родителям (-0,930). Этот фактор может быть обозначен как фактор ориентации на настоящее время.
В структуру четвертого фактора, информативность которого 12,6%, входят переменные с весомыми факторными нагрузками: отношение к развлечениям с друзьями (0,667); отношение к продвижению по служебной лестнице (-0,856). Этот фактор может быть обозначен как фактор ориентации на социальное взаимодействие.
Выводы:
1. В структуре внутренней позиции личности курсанта можно выделить следующие принципиальные личностные ориентиры: на учебу в военном вузе, на полеты в будущем, на настоящее время, на социальное взаимодействие.
2. Особо значимыми личностными отношениями курсантов к собственной жизни являются отношения к себе как будущему летчику (к летной деятельности, к собственному здоровью), к себе как будущему офицеру (к статусу курсанта как военнослужащего, к воинской дисциплине), к своим реальным социальным отношениям (к будущей семейной жизни, к девушкам). Следовательно, ключевыми параметрами внутренней позиции личности курсанта являются личностно-значимые ориентиры: к летной деятельности, к военной службе, к будущей семейной жизни.
Полученные результаты показали особенности структуры внутренней позиции личности курсанта, раскрывающиеся через принципиальные личностные ориентиры и значимые личностные отношения индивидуума к собственной жизни. Данное исследование позволяет конструктивно дополнить профессиональный отбор летчиков и их психологическое сопровождение в процессе обучения.
Примечания:
1. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072 с.
2. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Ин-т практ. психол. М., 1995. 356 с.
3. Некрасов С.Д. Компетентность бытия человека как фактор актуализации его представлений о времени в ситуации выбора // Личность как субъект организации времени своей жизни / отв. ред. З.И. Рябикина, П.Н. Ермаков. Краснодар: КубГУ, 2008. 292 с.
4. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРО, 2000. 776 с.
5. Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2007.
References:
1. Mukhina V.S. The person: myths and a reality. Ekaterinburg: INTELFLY, 2007. 1072 p.
2. Myasishchev V.N. Psychology of relations. М.: Institute of Practical Psychol. М, 1995. 356 p.
3. Nekrasov S.D. Competence of life of the person as the factor of actualization of his representations about time in a choice situation//The person as the subject of the organization of time of the life / Ed. Z.I.Ryabikina, P.N.Ermakov. Krasnodar: KubGU, 2008. 292 p.
4. Psychology of individual distinctions. Reading-book on psychology / Eds. Yu.B.Gippenreiter, V.Ya.Romanov. M.: CheRO, 2000. 776 p.
5. Syromyatnikov I.V. Psychology of professional subjectness of officers of Armed forces of the Russian Federation. M., 2007.