ЛИТЕРАТУРА. Бадылькес И. С. —В кн.: Холодильная техника. Т. 2. М., 1960, е..90. — Корнакова А. А. — В кн.: Вопросы гигиены труда, профессиональной патологии, промышленной токсикологии и санитарной химии. Горьки^, 1961, с. 78—81. — Перегуд Е. А., Г е р н е т Е. В. Химический анализ воздуха промышленных предприятий. М. — Л., 1965, с. 95. — Фролова А. Д. — «Гиг. труда», 1969, № 4, с. 48. — Щ е к л и к Е. (ред.) (Б г с ъ е к I ! к Е.). Клиническая ферментология. Варшава, 1966, с. 236—241, 251. — Т о д о р о в Й. Клинические лабораторные исследования в педиатрии. София, 1961, с. 869.
Поступила 15/XII 1975 г.
УДК 616.995.132.8-036.21-084.443
Канд. биол. наук Л. Н. Краснонос, доктор мед. наук А. Н. Брудастов, А. Т. Таджибаев
ВЗАИМОСВЯЗЬ САНИТАРНО-ГЕЛЬМИНТОЛОГИЧЕСКИХ И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В МИКРООЧАГАХ АСКАРИДОЗА
Узбекский научно-исследовательский институт медицинской паразитологии им. Л. М. Исаева, Самарканд
В нашу задачу входило установить степень загрязненности почвы яйцами аскарид в микроочагах аскаридоза в зависимости от числа инвазированных лиц в семьях, от площади, обводненности и затененности усадеб, а также составить общую схему, отражающую влияние гигиенических и ряда других факторов на функционирование микроочагов аскаридоза. Для изучения было выбрано 28 типичных микроочагов аскаридоза в 3 населенных пунктах Наманганской области Узбекской ССР: 8 — в с. Чадак, 8 — в пос. Алтынкан и 10 — вс. Ханабад. Учитывали долю проб почвы, содержавших яйца аскарид, среднее количество яиц в 1 г почвы, затем число лиц в семьях, переболевших за 2 года, затененность усадеб (оценку производили путем грубого измерения затененных и открытых площадок с 12 до 15 ч местного времени) и их обводненность (по наличию оросительного арыка с регулярно протекающей водой по данным наблюдений в апреле, мае и июле); измеряли также площадь усадеб.
Пробы почвы брали 15—16-го числа каждого месяца на протяжении 1972 г. с одних и тех же участков при помощи металлической трубки (диаметром 30 мм) до глубины 5 см; пробы в каждом микроочаге брали в 3 местах — у входа в дом, во дворе и в огороде.
Исследования почвы на загрязненность яйцами аскарид проводили по методике Л. Н. Красноноса и соавт. Всего исследовали 851 пробу почвы по 20 г каждая, обнаружено 5222 яйца аскарид и определены их стадии развития. Обследование жителей микроочагов на пораженность аскаридозом проводилось по методу Е. В. Калантарян.
Зависимость экстенсивности и интенсивности загрязненности почвы от числа зараженных аскаридозом членов семей свидетельствует о том, что процент положительных проб почвы увеличивается при возрастании переболеваемости (за 2 года) членов семей до 5— 6 человек; после этого показатель не изменяется; установлено также, что интенсивность загрязненности почвы повышается при увеличении числа зараженных аскаридами членов семей. Зависимость между степенью затененности усадеб и долей погибших в почве яиц аскарид (из числа всех найденных яиц паразита) отражает обратный характер ее и также просматривается довольно четко, несмотря на большой, разброс точек. Между площадью усадеб к показателями загрязненности почвы (доля положительных проб, среднее количество яиц в 1 г) определена обратная зависимость. Интенсивность загрязненности особенно велика при небольшом размере усадьбы (100—200 м2), но она резко падает по мере дальнейшего возрастания площади ее.
Среднее количество яиц аскарид, обнаруженных в 1 пробе почвы, было в 2 раза больше при анализах почвы, взятой из сильно затененных усадеб (затенено более 50% их площади), по сравнению с пробами из менее затененных усадеб (8,9 и 4,2 экземпляра в 20 г); оно было почти в 3 раза больше в почве хорошо обводненных усадеб, чем в почве хуже или плохо обводненных (12,1 и 4,1 экземпляра в 20 г). Согласованность влияния этих 2 факторов вполне понятна, так как лучшее увлажнение почвы в усадьбах-микроочагах оказывает на выживаемость (и накопление) яиц паразита не только непосредственное, но и опосредованное воздействие (через разрастание — тенистых деревьев и травяного покрова).
Известно, что большую роль в фекальном загрязнении территорий сельских очагов аскаридоза играют дети, подвергающиеся к тому же более частым заражениям аскаридозом при играх на земле. В наблюдаемых нами 28 семьях дети до 14 лет составляли 51,6% (111 из 215 человек), причем 62,2% из них были заражены аскаридами, тогда как пораженность взрослых — составляла лишь 35,6%. Обращает на себя внимание большое соответствие 3 градаций пораженности аскаридозом: очаговой (63,3% — с. Чадак, 20,9% — пос. Алтынкан и 8% — с. Ханабад), затем микроочаговой в 8—10 семьях
из этих очагов (69,6, 48,1 и 30,5%) и, наконец, детей в этих группах семей (91,3, 51,6 и 32,6% *). Естественно, что и доля положительных проб почвы следует за градациями очаговой пораженности: 76,4^2,7% в с. Чадак, 36,5^3% в пос. Алтынкан и 23,3=£2,2% в с. Ханабад. Отсюда вытекает, что предупреждение нарушений гигиены почвы в микроочагах аскаридоза, как и предупреждение циркуляции возбудителя от почвы к человеку, во многом, если не в основном, зависит от успеха гигиенического воспитания детей.
Во всех 28 микроочагах аскаридоза, где мы проводили наблюдения, жители не разводят свиней, поэтому речь идет о загрязненности почвы только яйцами Ascaris lumbri-coides, но не A. suum. Степень гигиенического неблагополучия почвы в 3 макроочагах, где были выбраны эти микроочаги, находилась в прямой зависимости от уровней общей пораженности, которая в свою очередь определяется пораженностью в семьях, а последняя — числом зараженных детей. Разумеется, что самопораженность может и должна выводится из гигиенического неблагополучия почвы: обе части круговорота инвазии — в почву и от нее человеку — взаимозависимы.
Важнейшим фактором нарушения гигиены почвы в очагах аскаридоза справедливо считать число детей в семьях (Е. Д. Левенсон; У. А. Хашимов; Э. Г. Зоточкина, и др.). В наблюдаемых нами 28 семьях установлено соответствие показателя зараженности аскаридозом детей до 14 лет с уровнями семейной и очаговой пораженности, что является закономерным.
Гигиеническая оценка почвы 28 усадеб с привлечением эмпирических линий регрессии является, конечно, сугубо предварительной.
ЛИТЕРАТУРА. Зо.точкина Э. Г. Изучение особенностей эпидемиологии аскаридоза и опыт оздоровления населения в интенсивном очаге на юге Казахской ССР. Автореф. дис. канд. М., 1974. — Калантарян Е. В. — «Мед. паразитол.», 1938, № 1, с. 142,— Краснонос Л. Н., Бабаева Р. И., Брудастов А. Н.— В кн.: Материалы Республиканской научно-практической конференции по проблеме «Основные паразитарные болезни». Ч. 2. Ташкент, 1968, с. 51. — Левенсон Е. Д. — «Мед. паразитол». 1956, № 2, с. 109. — Хашимов У. А. Особенности эпидемиологии аскаридоза и пути его дальнейшего снижения в одном из горных районов Узбекской ССР. Автореф. дис. канд. Ташкент, 1972.
Поступила 10/ХП 1975 г.
УДК 616.995.1-022.35-084.445:628.337
Канд. техн. наук А. Э. Дольников, канд. вет. наук К■ В. Мельникова ДЕГЕЛЬМИНТИЗАЦИЯ ЖИДКОСТЕЙ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ
Белгородский отдел Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии
Под электрогкдравлическим эффектом (ЭГЭ) подразумевают явления, которые вызывает электрический разряд в жидкости. Среди таких явлений наибольшее значение в различных приложениях ЭГЭ имеет ударная волна. Чем короче длительность разряда и больше его энергия, тем при прочих равных условиях быстрее возрастает давление в ударной волне и тем оно больше. ЭГЭ и его применению посвящена обширная литература. Из многочисленных сфер применения ЭГЭ следует в первую очередь назвать мероприятия по борьбе с патогенными бактериями (Н. Е. Федоров и Н. А. Рогов; П. Г. Агаев) и его использование в качестве овоцидного агента (А. А. Черепанов и Р. Г. Агаев; А. А. Черепанов и В. С. Данилкина).
Объектом наблюдения служили яйца аскарид, извлеченные из гонад самок, которые были добыты из кишечника свиней, забитых на Белгородском мясокомбинате. Овоцид-ное действие ЭГЭ определяли с помощью культивирования яиц аскарид. Для того чтобы судить о зависимости овоцидного действия ЭГЭ от числа разрядов, в каждом опыте брали несколько проб для культивирования — каждая последующая проба при большем числе разрядов, чем предыдущая. Взяты 49 проб с целью изучения воздействия ЭГЭ на гельминтов, находившихся в чистой воде, и 92 пробы с целью изучения воздействия ЭГЭ на гельминтов, находившихся в воде, к которой добавляли активный ил.
Электрогидравлическую обработку воды, содержащей некоторое количество гельминтов, производили в стальной герметически закрытой цилиндрической камере объемом около 7 л (диаметр и высота ее были соответственно равны 205 и 211 мм). Расстояние между электродами составляло 20 мм, емкость накопительного конденсатора — 3 мкФ, энергия разряда — 1000 Дж. При 20 разрядах эффективность составляла 90%, при 40 разрядах — 96%, при 60 разрядах — 99% и при 70 разрядах — 100%.
* К настоящему времени пораженность детей и взрослых в этих очагах резко снижена в результате массовой дегельминтизации.