Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоотношение / копинг-стратегии / юношеский возраст / студенты / self-attitude / coping strategies / teenage / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баландина Людмила Леонидовна, Панькова Анна Алексеевна

Представлен обзор теоретических и эмпирических источников в рамках изучаемой проблемы. В статье рассматриваются данные проведенного исследования, в котором принимали участие студенты первых курсов педагогического университета. Выявленные факты и их анализ подтверждают взаимосвязь показателей самоотношения и копинг-стратегий поведения, которые используются в сложных напряженных ситуациях. Обнаружены наиболее тесные связи показателей самоотношения с копинг-стратегиями «бегство – избегание», «принятие ответственности», «планирование решений». Более связаны с копинг-стратегиями показатели самоотношения «самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие». Полученные результаты подтверждают взаимосвязь между позитивным отношением к себе и выбором адаптивных копинг-стратегий. Неоднозначные результаты были выявлены по шкале «самопринятие», испытуемые с выраженным чувством симпатии к себе используют как адаптивные, так и неадаптивные копинг-стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ATTITUDE AND COPING STRATEGIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The review of theoretical and empirical sources within the framework of the studied problem is presented. The data of the conducted research, in which first-year students of the pedagogical University took part, are considered. The revealed facts and their analysis confirm the relationship between indicators of self-attitude and coping strategies of behavior that are used in difficult, stressful situations. The closest connections of self-attitude indicators with coping strategies "escape-avoidance", "taking responsibility", "decision planning" were found. Self-attitude indicators "self-confidence", "self-guidance", "self-acceptance" are more related to coping strategies. The results obtained confirm the relationship between a positive attitude towards oneself and the choice of adaptive coping strategies. Ambiguous results were revealed on the scale of "self-acceptance", subjects with a pronounced sense of sympathy for themselves use both adaptive and non-adaptive coping strategies.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТИ

УДК 159.923

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-05-12

Баландина Людмила Леонидовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-18-49 e-mail: ludbal23@yandex.ru

Панькова Анна Алексеевна

магистрант III курса кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614045, Пермь, Пушкина, 42, (342) 215-19-40 (доб. 409) е-mail: 61579@pspu.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Lyudmila L. Balandina

Associate Professor at Department of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya St., 614990, Perm, Russia e-mail: ludbal23@yandex.ru

Anna A. Pankova

3st Year Master's Student of the Department of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 44, Pushkina St., 614990, Perm, Russia е-mail: 61579@pspu.ru

THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ATTITUDE AND COPING STRATEGIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

© Баландина Л.Л., Панькова А.А., 2022

Аннотация. Представлен обзор теоретических и эмпирических источников в рамках изучаемой проблемы. В статье рассматриваются данные проведенного исследования, в котором принимали участие студенты первых курсов педагогического университета. Выявленные факты и их анализ подтверждают взаимосвязь показателей самоотношения и копинг-стратегий поведения, которые используются в сложных напряженных ситуациях. Обнаружены наиболее тесные связи показателей самоотношения с копинг-стратегиями «бегство - избегание», «принятие ответственности», «планирование решений». Более связаны с копинг-стратегиями показатели самоотношения «самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие». Полученные результаты подтверждают взаимосвязь между позитивным отношением к себе и выбором адаптивных копинг-стратегий. Неоднозначные результаты были выявлены по шкале «самопринятие», испытуемые с выраженным чувством симпатии к себе используют как адаптивные, так и неадаптивные копинг-стратегии.

Ключевые слова: самоотношение, копинг-стратегии, юношеский возраст, студенты.

Abstract. The review of theoretical and empirical sources within the framework of the studied problem is presented. The data of the conducted research, in which first-year students of the pedagogical University took part, are considered. The revealed facts and their analysis confirm the relationship between indicators of self-attitude and coping strategies of behavior that are used in difficult, stressful situations. The closest connections of self-attitude indicators with coping strategies "escape-avoidance", "taking responsibility", "decision planning" were found. Self-attitude indicators "self-confidence", "self-guidance", "self-acceptance" are more related to coping strategies. The results obtained confirm the relationship between a positive attitude towards oneself and the choice of adaptive coping strategies. Ambiguous results were revealed on the scale of "self-acceptance", subjects with a pronounced sense of sympathy for themselves use both adaptive and non-adaptive coping strategies.

Key words: self-attitude, coping strategies, teenage, students.

В психологической науке на протяжении длительного времени сохраняется интерес к проблеме самоотношения. Наиболее известны отечественные исследования Н.И. Сарджвеладзе (1974), И.И. Чесноковой (1977), В.В. Столина (1983), С.Р. Пантилеева (1991), чьи работы посвящены осмыслению самого понятия, разработке теоретических положений, структурных компонентов самоотношения [8, 9, 10, 13, 15].

Сложность при изучении самоотношения заключается в недостаточной разработанности подходов исследователей к данной дефиниции. Под самоотношением понимают самооценку (А.В. Захарова, М.И. Лисина, В.Н. Маркин, М. Розенберг, В.Ф. Сафин, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, Е.Ю. Худобина), самоуважение (X. Каплан, И.С. Кон, X. Маркус), самопринятие (Д. Марвел, К. Роджерс, Л. Уэллс), эмоционально-ценностное отношение (С.Р. Пантилеев, О.А. Тихомарницкая, И.И. Чеснокова), систему установок, направленных на себя (Р. Бернс, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин) [6].

Интерес ряда авторов направлен и на изучение самоотношения в различных возрастах. Важным представляется исследование самоотношения в юношеском возрасте, т.е. в период становления личности, когда система самоотношения затрагивает важнейшие сферы жизни человека, которые определяют его дальнейшие жизненные перспективы. Исследованию самоотношения в юношеском возрасте посвящены работы Л.Е. Адамовой (2003), А.Н. Чернобровиной (2009), Е.А. Евтушенко (2014), Т.К. Слабко и В.С. Чернявской (2016), Н.В. Степановой и С.Н. Наквасиной (2017) и др.

Авторами изучалось самоотношение в ситуации успешной или неуспешной сдачи абитуриентами вступительных экзаменов [1], адаптации студентов к обучению в вузе [11]; влияние самоотношения на профессиональное самоопределение [4], на особенности поведения и эмоциональных отношений юношей и девушек [14], особенности самоотношения и жизненной удовлетворенности в юношеском возрасте [12].

Вопрос о взаимосвязи самоотношения и копинг-стратегий представляет исследовательский интерес в контексте проблемы поиска жизненных ресурсов человека. Копинг-стратегии - это поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями сложной напряженной ситуации. Основная заслуга в теоретическом осмыслении, создании классификации копинг-стратегий принадлежит Р. Лазарусу. Автор определяет копинг как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия, поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [17]. В отечественной психологической литературе существует дифференциация термина coping. Психологи говорят о «преодолении» (В.А. Бодров), «совладании» (Т.Л. Крюкова, В.М. Ялтонский).

Актуальность изучения копинг-стратегий в юношеском возрасте определяется, с одной стороны, особенностями социальной ситуация развития, которая связана с проблемой профессионального и личностного самоопределения, адаптацией к новым условиям жизнедеятельности. А с другой стороны, возможностями и умениями юношей и девушек решать стоящие перед ними задачи в новых непривычных и порой сложных условиях. Изучению специфики копинг-стратегий в юношеском возрасте посвящены работы И.П. Стрельцовой (2003), А.Г. Илюхина (2011), Е.Е. Бочаровой (2015), М.Н. Шагалиной (2018) [3, 16].

Выбор копинг-стратегии определяется не только спецификой внешних условий, но и особенностями личности, ее субъективным восприятием себя и возникшей ситуации. Взаимосвязь между самоотношением и выбираемыми копинг-стратегиями существует, что подтверждается отечественными исследованиями А.В. Жигаловой (2016). Э.И. Муртазиной (2016), К.Ю. Ануфриюк и А.В. Постаниной (2019) и др. В работах обсуждались различия защитно-совладающего поведения у юношей и девушек с разным уровнем самоотношения [2]; связь самоотношения и копинг-стратегий у испытуемых в юношеском возрасте, по-разному относящихся к религиозным канонам [7]; особенностей самоотношения и копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья [5].

Продолжением серии исследований по данной проблематике стало изучение взаимосвязей между показателями самоотношения и копинг-

стратегиями на этапе профессиональной подготовки в педагогическом университете. На основании анализа научной литературы по изучаемой проблеме была выдвинута гипотеза о взаимосвязи самоотношения и копинг-стратегий студентов: при повышении позитивных показателей самоотношения испытуемые чаще используют адаптивные, при понижении - неадаптивные копинг-стратегии. Теоретической основой исследования является концепция самоотношения В.С. Столина, а также научные положения С.Р. Пантилеева и Р. Лазаруса.

Организация и методы исследования В исследовании принимали участие 80 студентов педагогического университета разных факультетов в возрасте от 18 до 20 лет. Для изучения поставленной проблемы использовались «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкмана (стандартизирована в НИПНИ им. Бехтерева). Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с применением корреляционного анализа Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение Значимые взаимосвязи между показателями самоотношения и выбираемыми копинг-стратегиями испытуемых представлены в таблице.

Корреляционные связи между показателями самоотношения _ и копинг-стратегиями студентов_

Показатели копинг-стратегий Показатели самоотношения

Замкнутость Самоуверенность Саморуководство Отраженное самоотношение Самоценность Самопринятие Самопривязанность Внутренняя конфликтность Самообвинение

Конфронтация ,28*

Дистанцирование ,33*

Поиск социальной поддержки ,26*

Принятие ответственности -,38** -38** -,32* - 39** 42*** 53***

Бегство -избегание 49*** -,35* -,30** 44*** 57*** ,36**

Планирование решений 44*** ,35** 37** ,36**

Положительная переоценка ,30** ,31**

Примечание. *p < 0,05; **p < 0,01; ***p < 0,001.

Копинг-стратегия «бегство - избегание» имеет связи с большинством шкал самоотношения. При повышении у испытуемых показателей «замкнутость» (г = 0,49), «внутренняя конфликтность» (г = 0,57) и «самообвинение» (г = 0,36) эта стратегия используется ими чаще. Лица с высокими показателями «самоуверенность» (г = -0,35), «саморуководство»

(г = -0,30), «отраженное самоотношение» (г = -0,44) реже прибегают в напряженных ситуациях к данной модели поведения.

Уклоняются от решения возникающих трудностей, используя разные типы неадаптивного поведения (отрицание или игнорирование проблемы, отвлечение, пассивность и др.), юноши и девушки, нежелающие раскрывать себя и признавать существование личных проблем, с выраженным защитным поведением; с преобладанием негативного отношения к себе, выраженной тенденцией к самокопанию и осуждению себя (замкнутость, внутренняя конфликтность, самообвинение).

Лица, ощущающие силу собственного «Я», свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы, регулировать свои достижения и успехи, воспринимать препятствия как преодолимые и готовые оказывать сопротивление внешним влияниям (самоуверенность, саморуководство); а также те, кто воспринимают себя принятыми окружающими людьми и способными вызывать у других уважение и симпатию (отраженное самоотношение), реже прибегают к копинг-стратегии «бегство -избегание».

Достаточно плотные связи выявлены у копинг-стратегии «принятие ответственности»: отрицательные связи - с такими показателями самоотношения, как «самоуверенность» (г = -0,38), «саморуководство» (г = -0,38), самоценность (г = -0,32), самопривязанность (г = -0,39); положительные - с показателями «внутренняя конфликтность» ( г = 0,42) и «самообвинение» ( г = 0,53).

Данная стратегия неоднозначна в своей трактовке. С одной стороны, она предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение. Вместе с тем выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой, что являются фактором риска развития депрессивных состояний. Предпочитают реализовывать эту стратегию в стрессовых ситуациях лица с наличием внутренних конфликтов с тенденцией к самокопанию и не всегда оправданной рефлексии.

А испытуемые, уверенные в себе, воспринимающие себя активными и результативными, ценящими себя, свой внутренний мир, а также те, кто обладает высокой ригидностью «Я»-концепции, стремлением сохранить в неизменном виде свои качества, оценку себя, и живущие с ощущением самодостаточности, редко используют данную копинг-стратегию.

Показатели «самоуверенность» и «саморуководство» связаны с копинг-стратегиями «планирование решений» (г = 0,44; г = 0,35) и «положительная переоценка» (г = -0,30; г = 0,31). Испытуемые, воспринимающие себя как уверенного, самостоятельного, волевого, уважающего себя человека (самоуверенность), считающие себя основным источником развития своей личности и регулятором достижений и успехов (саморуководство), чаще используют адаптивные, реже - неадаптивные копинг-стратегии.

Конструктивный подход заключается в решении возникающих проблем через анализ и поиск вариантов поведения, планирование собственных действий с учетом имеющихся ресурсов или за счет положительного переосмысления как стимула для личностного роста.

Шкала «самопринятие» взаимосвязана с копинг-стратегиями «конфронтация» (г = 0,28), «дистанцирование» (г = 0,33), «поиск социальной поддержки» (г = 0,26), «планирование решений» (г = 0,36). То есть чем больше принятия себя, выраженности чувства симпатии к себе, тем чаще в сложных ситуациях наблюдается проявление не всегда целенаправленной активности и отреагирования негативных эмоций - импульсивности в поведении, враждебности, неоправданного упорства, высокой конфликтогенности (конфронтации). При выраженном показателе «самопринятие» у испытуемых негативные переживания преодолеваются за счет субъективного снижения значимости проблемы и степени эмоциональной вовлеченности в нее (дистанцирование), а также за счет привлечения социальных ресурсов, поддержки, сочувствия других людей (поиск социальной поддержки), анализа и выработки стратегии решения проблемы. Таким образом, принятие себя в одних случаях позволяет находить более эффективные модели поведения для решения проблем, в других случаях - использовать и неадаптивные варианты копинг-действий.

В рамках изучаемого вопроса представлялось интересным рассмотреть взаимосвязи между копинг-стратегиями, самоотношением

и успеваемостью студентов. Выраженность значимых связей оказалась незначительной. Выявлено, что успеваемость студентов отрицательно связана только с двумя копинг-стратегиями - «дистанцирование» ( г = -0,25) и «самоконтроль» (г = -0,26). При повышении успеваемости студенты менее способны дистанцироваться от проблемы и преодолевать негативные переживания за счет субъективного снижения значимости проблемы и эмоциональной вовлеченности, а также осуществлять самоконтроль эмоций и минимизировать их влияние на поведение. Взаимосвязей между показателями самоотношения и успеваемости не обнаружено, что означает отсутствие непосредственной детерминанты в отношении этих переменных.

Таким образом, анализ взаимосвязей между показателями самоотношения и выбираемых копинг-стратегий позволил сделать следующие выводы. В целом студенты с более позитивным отношением к себе предпочитают использовать в сложных напряженных условиях конструктивные копинг-стратегии, позволяющие активировать свои адаптивные ресурсы. При снижении уровня самоотношения испытуемые отдают предпочтение неадаптивным или неоднозначным в своих проявлениях копинг-стратегиям, что затрудняет возможности справляться с внутренними или внешними требованиями стрессовой ситуации. При высоких показателях самопринятия испытуемые для решения проблем применяют как эффективные, так и неадаптивные варианты копинг-действий.

Список литературы

1. Адамова Л.Е. Изменение самоотношения личности в ситуациях успеха и неуспеха в учебной и профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Ставрополь, 2003. - 24 с.

2. Ануфриюк К.Ю., Постанина А.В. Самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2019. - № 26. - URL: https://moluch.ru/archive/264/61302/

3. Бочарова Е.Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 5 (49). - С. 580-589. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-sovladayuschego-povedeniya-lichnosti-razlichnyh-vozrastnyh-grupp

4. Евтушенко Е.А. Профессиональные предпочтения подростков с разными характеристиками самоотношения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 39-2. - URL: https://cyberleninka.ra/article/n/professionalnye-predpochteniya-podrostkov-s-raznymi-harakteristikami-samootnosheniya

5. Жигалова А.В. Исследование взаимосвязи копинг-стратегий и особенностей самоотношения людей ограниченными возможностями: автореф. магистер. раб.: 37.04.01. - Саратов, 2016. - 217 с.

6. Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Хабаровск, 2003. - 24 с.

7. Муртазина Э.И., Дроздикова-Зарипова А.Р., Касимова Р.Ш. Взаимосвязь самоотношения и копинг-стратегий в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - 2016. - Вып. 51, ч. 7. - С. 368-374.

8. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2020. - С. 208-242.

9. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 100 c.

10. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2020. - С. 174-207.

11. Слабко Т.К., Чернявская В.С. Особенности самоотношения у студентов с разными уровнями адаптированности к вузу // Концепт: науч. -метод. электрон. журн. - 2016. - № S 11. - С. 54-60. - URL: http://ekoncept.ru/2016/76135 .htm

12. Степанова Н.В., Наквасина С.Н. Самоотношение и жизненная удовлетворенность у студентов медицинского вуза // Концепт: науч. -метод. электрон. журн. - 2017. - № 5. - С. 37-42. - URL: http://ekoncept.ru/2017/170101.htm

13. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 288 с.

14. Чернобровина А.Н. Взаимосвязь самоотношения и помех в установлении эмоциональных контактов в юношеском возрасте // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. - 2009. - № 2. - С. 68-73.

15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 109 с.

16. Шагалина М.Н. Особенности копинг-поведения в юношеском возрасте // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. -URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19052

17. Lazarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. - N.Y., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.