УДК 159.922.8
DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10113
Панькова Анна Алексеевна
магистрант кафедры педагогики и психологии, 1-й курс
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-19-40 (доб. 409) е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
Anna A. Pankova
Master's Student of the Department of Pedagogy and Psychology, 1st year
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia е-mail: [email protected]
FEATURES OF SELF-ATTITUDE AND COPING STRATEGIES IN ADOLESCENCE (FOR PROBLEM DEFINITION)
Аннотация. Представлен теоретический анализ исследований самоотношения и копинг-стратегий в рамках концепции самоотношения В.С. Столина, теоретических идей С.Р. Пантилеева, Р. Лазаруса, К.Ю. Ануфриюк. Рассмотрена специфика самоотношения и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Изучены взгляды отечественных исследователей на данную проблему, особое внимание уделено взаимосвязи самоотношения и копинг-стратегий, выделены некоторые параметры, способные оказывать влияние на выбор копинг-стратегии. Полученные теоретические данные будут являться основой планируемого в дальнейшем экспериментального исследования.
Ключевые слова: самоотношение, копинг-стратегии, юношеский возраст.
Abstract. The article is aimed to the theoretical analysis of studies of self-attitude and coping strategies within the framework of the self-attitude's concept of V. Stolin, theoretical ideas of S. Pantileev, R. Lazarus, K. Anufriyuk. Specifics of self-attitude and coping strategies in adolescence are considered. In this article the views of national researchers on this problem were studied, special attention was paid
© Панькова А.А., 2020
to the relationship between self-attitude and coping strategies, some parameters that can influence the choice of coping strategy were highlighted. The obtained theoretical data will form the basis of a further planned experimental study.
Key words: self-attitude, coping strategies, teen-age.
Юность - период становления человека как личности, в этом возрасте система самоотношения претерпевает существенные изменения и затрагивает важнейшие сферы жизни человека, те, которые определяют его будущее и дальнейшие жизненные перспективы.
Термин «самоотношение» был введен психологом Н.И. Сарджвеладзе (1974). Автор рассматривает самоотношение как установку, под которой понимает отношение субъекта потребности к ситуации его удовлетворения. В психологии существует несколько подходов к определению сущности данного феномена. Самоотношение рассматривается как единое целостное образование - обобщенная самооценка (М. Розенберг, 1965; С. Куперсмит, 1967; X. Каплан, 1976; Р. Берне, 1986); как самопринятие (К. Роджерс, 1994); как вид эмоциональных переживаний (И.И. Чеснокова, 1997) [1].
Наиболее разработанной в отечественной психологии является концепция самоотношения, предложенная В.В. Столиным (1983). Автор понимает самоотношение как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. Эмоционально-ценностное отношение личности к себе, являющееся результатом и интегратором механизмов личностного самосознания, обладает сложной психологической структурой.
В.В. Столин характеризует самоотношение как процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации. Отношение к себе проявляется в виде внутреннего диалога между «Я» и «не-Я», похожим и отличным от самого субъекта. Таким образом, для характеристики самоотношения субъекта необходимы три типа отношений, составляющих минимально диалоговую единицу: отношение к себе, отношение к другому и ожидаемое отношение от него. Учет этих составляющих внутреннего диалога позволяет выделить уровни самопринятия субъекта [5].
В.В. Столиным совместно с С.Р. Пантилеевым были выделены три основные подсистемы в структуре отношения к себе: система самооценок, обозначаемая термином «самоуважение», система эмоциональных отношений, совпадающая с термином «аутосимпатия», и система, служащая защитным механизмом самосознания, определяемая термином «самоуничижение».
Разрабатывая теоретические положения и структуру самоотношения, С.Р. Пантилеев показал, что оно лежит на поверхности сознания и является непосредственно-феноменологическим выражением, или представленностью, личностного смысла «Я» для самого субъекта [4].
Также следует отметить исследования И.И. Чесноковой (1977), которая определяет самоотношение как эмоционально ценностное отношение к себе,
один из внутренних процессов самосознания, отражающий единство момента самопознания и системы переживаний. Переживание при этом понимается как внутренняя динамическая основа, способ существования самоотношения.
Исследованию самоотношения в юношеском возрасте посвящены работы Л.Е. Адамовой (2003), А.Н. Чернобровиной (2009), Е.А. Евтушенко (2014), Т.К. Слабко (2016), Н.В. Степановой (2017) и др. Авторами изучалось самоотношение в контексте различных психологических феноменов.
В учебной деятельности, согласно исследованиям Л.Е. Адамовой (2003), изменение самоотношения личности в наибольшей степени детерминировано ситуацией успеха и неуспеха, а также зависит от пола. Для абитуриентов важен не факт переживания успеха при сдаче вступительных экзаменов, а переход в новое качество - студента, которое дает преимущества взрослой жизни. В зависимости от пола в ситуации неуспеха у девушек проявляется склонность в большей степени винить себя в собственных неудачах, тогда как юноши склонны обвинять других людей или ситуацию [1]. Исследуя взаимосвязь самоотношения и адаптации юношей и девушек к обучению, Т.К. Слабко (2016) получает подтверждение о связи самоотношения и адаптации студентов. Чем выше их адаптированность, тем более выражено положительное отношение к собственному «Я».
В ходе исследований, проведенных Е.А. Евтушенко (2014), изучалось влияние самоотношения на профессиональное самоопределение. Было выявлено, что у подростков проявляется наличие склонности отдавать предпочтение определенным типам профессий в зависимости от качественного своеобразия в эмоционально-ценностном и когнитивном компонентах самоотношения.
По мнению А.Н. Чернобровиной (2009), самоотношение оказывает влияние на особенности поведения и общения юношей и девушек, а также подтверждает взаимосвязь между структурными компонентами самоотношения и проблемами в установлении эмоциональных отношений. Изучая особенности самоотношения и жизненной удовлетворенности в юношеском возрасте, Н.В. Степанова (2017) отмечает, что для испытуемых характерен средний уровень сформированности всех компонентов самоотношения (самоуважения, аутосимпатии, внутренней устойчивости), что свидетельствует о стабильности и зрелости самоотношения в данном возрасте. Также существует взаимосвязь между жизненной удовлетворенностью и компонентами самоотношения, что подтверждает понимание самоотношения и жизненной удовлетворенности как сложной системы отношений, характеризующей личность.
Вопрос о взаимосвязи самоотношения и копинг-стратегий представляет исследовательский интерес в рамках проблемы поиска жизненных ресурсов человека.
Понятие «копинг» происходит от английского соре - преодолевать. По одной из версий, понятие было введено Р. Лазарусом и С. Фолкманом, которые сделали акцент на осознанном характере стратегий совладания со стрессовыми нагрузками в отличие от психологических защит. Основная заслуга в изучении проблемы стресса и копинга принадлежит Р. Лазарусу
(1984). Им были разработаны теоретические идеи, классификация копинг-стратегий. Р. Лазарус определяет копинг как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия, поскольку эти требования активируют адаптивные возможности». В своей теории автор исходит из субъективного переживания стресса (в большей степени) и уделяет особое внимание когнитивным процессам и когнитивной оценке [6].
В отечественной психологической литературе существует широкая дифференциация термина coping. Психологи говорят о «преодолении» (В.А. Бодров, 2006), «совладании» (Т.Л. Крюкова, 2005; В.М. Ялтонский, 1995). В.М. Ялтонский понимает coping как индивидуальный способ совладания субъекта с затруднительной ситуацией, в соответствии с ее значимостью в жизни индивида и его личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека. Рассматривая в русле когнитивно-поведенческого подхода, Т.Л. Крюкова понимает совладание как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), которые позволяют человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации. В работах В.А. Бодрова процесс «поведения преодоления» является проявлением индивидуальных способов взаимодействия с окружающим миром, в котором проявляются особенности (возможности) субъекта и характеристики ситуации, отраженные в его сознании в категориях ценности, значимости, сложности и последствий конкретного события.
Актуальность изучения копинг-стратегий в юношеском возрасте определяется особенностями социальной ситуация развития, которая связана с выбором своего жизненного пути, адаптацией к новым условиям жизнедеятельности и может рассматриваться как стрессогенная. Умение справиться с такой ситуацией определяет решение задач данного возрастного периода.
При исследовании специфики копинг-стратегий в юношеском возрасте Е.Е. Бочаровой (2015) отмечается присутствие склонности к проблемно ориентированному копингу. Молодые люди и девушки редко уходят от проблем, к возникшей трудной ситуации относятся как к задаче и пытаются сосредоточится на ее решении. А.Г. Илюхин (2011) говорит о том, что развитие копинг-стратегий происходит за счет расширения и усложнения, выбираемых копинг-стратегий, улучшения их контроля, а также появления новых. И.П. Стрельцова (2003) отмечает, что к концу ранней юности появляется возрастающее доминирование относительно проверенных личным опытом стратегий, составляющих общую направленность на разрешение проблем.
Факторами, которые влияют на выбор копинг-стратегии, могут выступать не только особенности возникшей ситуации, ее восприятие, но и особенности личности. Взаимосвязь между самоотношением и выбираемыми копинг-стратегиями существует, что находит свое подтверждение в ряде отечественных исследований.
А.В. Жигалова рассматривала проблему взаимосвязи копинг-стратегий и особенностей самоотношения у людей с ограниченными возможностями здоровья и людей, не имеющих инвалидности. Автор пришла к выводу, что представление личности о себе оказывает существенное воздействие на форму поведения человека в стрессовой ситуации и выбор копинг-стратегии [3].
Особенности самоотношения и его влияния на копинг-стратегии у юношей и девушек, придерживающихся и не придерживающихся разных религиозных канонов, обсуждались в работе Э.И. Муртазиной (2016). Для группы придерживающихся религиозных канонов характерна «самоценность», показывающая высокую оценку своего духовного потенциала. Для тех, кто не придерживается каких-либо религиозных канонов, присуще «саморуководство», они считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует их личность, деятельность, общение.
Изучению самоотношения в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте посвящена работа К.Ю. Ануфриюк. Выявлены различия у юношей и девушек с разным уровнем самоотношения. Те, у кого высокий уровень самоотношения, в большей степени понимают и одобряют себя, интересуются собственными чувствами и мыслями, но при этом они имеют склонность к самообвинению: принятие себя не мешает им видеть в себе недостатки, обвинять себя в чем-либо. В то время как испытуемым с низким уровнем самоотношения свойственно вымещать негативные эмоции на более слабых и безопасных объектах, возвращаться в стрессовой ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам поведения и избегать проблем, в то же время они готовы принимать ответственность на себя за возникновение проблемной ситуации. Практически все копинг-стратегии, за исключением планирования и переоценки, сопряжены с негативными аспектами самоотношения [2].
Особый интерес и актуальность представляет исследование проблемы взаимосвязи самоотношения и копинг-стратегий на новом этапе социализации юношей и девушек: окончания школы и профессиональной подготовки в педагогическом университете.
Теоретическую основу предстоящего исследования определяет концепция самоотношения В.С. Столина, положения о структуре самоотношения С.Р. Пантилеева, теоретические идеи Р. Лазаруса, К.Ю. Ануфриюк.
Можно предположить, что имеется специфика показателей самоотношения и копинг-стратегий и взаимосвязи между ними в зависимости от пола, возраста и профиля обучения студентов; а также различий в выборе копинг-стратегий испытуемых с высоким и низким уровнем самоотношения.
Список литературы
1. Адамова Л.Е. Изменение самоотношения личности в ситуациях успеха и неуспеха в учебной и профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Ставрополь, 2003. - 24 с.
2. Ануфриюк К.Ю., Постанина А.В. Самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2019. - № 26. - URL: https://moluch.ru/archive/264/61302/
3. Жигалова А.В. Исследование взаимосвязи копинг-стратегий и особенностей самоотношения людей с ограниченными возможностями: автореф. магистер. работы: 37.04.01. - Саратов, 2016. - 14 с.
4. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: ИД «Бахрах-М», 2020. -С. 208-242.
5. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 288 с.
6. Lazarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. - N.Y., 1984.