УДК 159.923
DOI: 10.24412/2308-717Х-2021-1-63-71
Баландина Людмила Леонидовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-18-49 e-mail: [email protected]
Панькова Анна Алексеевна
магистрант II курса кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614045, Пермь, Пушкина, 44, (342) 215-19-40 (доб. 409) е-mail: [email protected]
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В СВЯЗИ С САМООТНОШЕНИЕМ
СТУДЕНТОВ
Lyudmila L. Balandina
Ph. D., Associate Professor at Department of Pedagogy and Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
Anna A. Pankova
Second-year Master's Student of the Department of Pedagogy and Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 44, Pushkin, 614990, Perm, Russia е-mail: [email protected]
COPING STRATEGIES IN CORRELATION WITH STUDENTS' SELF-ATTITUDE
Аннотация. Представлен анализ теоретических положений исследований самоотношения В.С. Столина, С.Р. Пантилеева, копинг-стратегий Р. Лазаруса
© Баландина Л.Л., Панькова А.А., 2021
и других авторов в рамках изучаемой проблемы. Описываются результаты, подтверждающие связь показателей самоотношения и совладающего поведения: представление личности о себе оказывает воздействие на выбор копинг-стратегии. Рассматриваются данные исследования копинг-стратегий испытуемых юношеского возраста с высоким и низким уровнем самоотношения. Установлено, что специфика выбора копинг-стратегий может определяться уровнем самоотношения. Выявлены и обоснованы некоторые отличия в показателях самоотношения у студентов, обучающихся на разных факультетах.
Ключевые слова: самоотношение, копинг-стратегии, юношеский возраст.
Abstract. The analysis of theoretical statements of self-attitude studies carried out by V.S. Stolin, S.R. Pantileeva and coping strategies by R. Lazarus and other authors is presented. The results that prove the correlation between the indicators of self-attitude and coping behaviour - the former affects the choice of a coping strategy - are described. The article highlights the outcomes of the study of coping strategies among teenagers with high and low level of self-attitude. It is confirmed that the level of self-attitude can define the specifics of selecting a coping strategy. Some differences in self-attitude indicators are revealed and justified among students of various faculties.
Key words: self-attitude, coping strategies, teenage.
Юность - это период становления человека как личности, в этом возрасте система самоотношения претерпевает существенные изменения и затрагивает важнейшие сферы жизни человека, те, которые определяют его будущее и дальнейшие жизненные перспективы.
Термин «самоотношение» был введен психологом Н.И. Сарджвеладзе (1974). Автор рассматривает самоотношение как установку, под которой понимает отношение субъекта потребности к ситуации его удовлетворения.
Наиболее разработанной в отечественной психологии является концепция самоотношения, предложенная В.В. Столиным (1983). Автор понимает самоотношение как лежащее на поверхности сознания непосредственно феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. Эмоционально-ценностное отношение личности к себе, являющееся результатом и интегратором механизмов личностного самосознания, обладает сложной психологической структурой [9].
В.В. Столин (совместно с С.Р. Пантилеевым) выделил три основные подсистемы в структуре отношения к себе: систему самооценок, обозначаемую термином «самоуважение»; систему эмоциональных отношений, совпадающую с термином «аутосимпатия»; систему, служащую защитным механизмом самосознания, определяемую термином «самоуничижение» [7].
Разрабатывая теоретические положения и структуру самоотношения, С.Р. Пантилеев показал, что оно лежит на поверхности сознания и является
непосредственно феноменологическим выражением или представленностью личностного смысла «Я» для самого субъекта [4].
Стоит отметить исследования И.И. Чесноковой (1977), которая определяет самоотношение как эмоционально-ценностное отношение к себе, один из внутренних процессов самосознания, отражающий единство момента самопознания и системы переживаний [10].
Исследованию самоотношения в юношеском возрасте посвящены работы Л.Е. Адамовой (2003), А.Н. Чернобровиной (2009), Е.А. Евтушенко (2014), Т.К. Слабко (2016), Н.В. Степановой (2017), М.Н. Шагалиной (2018) [11] и др. Авторами изучалось самоотношение в контексте различных психологических феноменов.
В учебной деятельности, согласно исследованиям Л.Е. Адамовой (2003), изменение самоотношения личности в наибольшей степени детерминировано ситуацией успеха и неуспеха, а также зависит от пола. Для абитуриентов важен не факт переживания успеха при сдаче вступительных экзаменов, а переход в новое качество - студента, которое дает преимущества взрослой жизни. В зависимости от пола в ситуации неуспеха у девушек проявляется склонность в большей степени винить себя в собственных неудачах, тогда как юноши склонны обвинять других людей или ситуацию [1]. Исследуя взаимосвязь самоотношения и адаптации юношей и девушек к обучению, Т.К. Слабко (2016) получает подтверждение о связи самоотношения и адаптации студентов. Чем выше их адаптированность, тем более выражено положительное отношение к собственному «Я» [8].
В ходе исследований, проведенных Е.А. Евтушенко (2014), изучалось влияние самоотношения на профессиональное самоопределение. Было выявлено, что у подростков проявляется наличие склонности отдавать предпочтение определенным типам профессий в зависимости от качественного своеобразия в эмоционально-ценностном и когнитивном компонентах самоотношения.
По мнению А.Н. Чернобровиной (2009), самоотношение оказывает влияние на особенности поведения и общения юношей и девушек, а также подтверждает взаимосвязь между структурными компонентами самоотношения и проблемами в установлении эмоциональных отношений. Изучая особенности самоотношения и жизненной удовлетворенности в юношеском возрасте, Н.В. Степанова (2017) отмечает, что для испытуемых характерен средний уровень сформированности всех компонентов самоотношения (самоуважения, аутосимпатии, внутренней устойчивости), что свидетельствует о стабильности и зрелости самоотношения в данном возрасте. Также существует взаимосвязь между жизненной удовлетворенностью и компонентами самоотношения, что подтверждает понимание самоотношения и жизненной удовлетворенности как сложной системы отношений, характеризующей личность.
Вопрос о взаимосвязи самоотношения и копинг-стратегий представляет исследовательский интерес в рамках проблемы поиска жизненных ресурсов человека.
Понятие «копинг» происходит от английского соре - преодолевать. По одной из версий, понятие было введено Р. Лазарусом и С. Фолкманом, которые сделали акцент на осознанном характере стратегий совладания со стрессовыми нагрузками, в отличие от психологических защит. Основная заслуга в изучении проблемы стресса и копинга принадлежит Р. Лазарусу (1984). Им были разработаны теоретические идеи, классификация копинг-стратегий. Р. Лазарус определяет копинг как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия, поскольку эти требования активируют адаптивные возможности». В своей теории автор исходит из субъективного переживания стресса (в большей степени) и уделяет особое внимание когнитивным процессам и когнитивной оценке [12].
В отечественной психологической литературе существует широкая дифференциация термина coping. Психологи говорят о «преодолении» (В.А. Бодров, 2006), «совладании» (Т.Л. Крюкова, 2005; В.М. Ялтонский, 1995).
В.М. Ялтонский (1995) понимает coping как индивидуальный способ совладания субъекта с затруднительной ситуацией, в соответствии с ее значимостью в жизни индивида и его личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека. Рассматривая в русле когнитивно-поведенческого подхода, Т.Л. Крюкова (2005) понимает совладание как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), которые позволяют человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом адекватными личностным особенностям и ситуации способами. В работах В.А. Бодрова (2006) процесс «поведения преодоления» является проявлением индивидуальных способов взаимодействия с окружающим миром, в котором проявляются особенности (возможности) субъекта и характеристики ситуации, отраженные в его сознании в категориях ценности, значимости, сложности и последствий конкретного события.
Актуальность изучения копинг-стратегий в юношеском возрасте определяется особенностями социальной ситуация развития, которая связана с выбором своего жизненного пути, адаптацией к новым условиям жизнедеятельности и может рассматриваться как стрессогенная. Умение справиться с такой ситуацией определяет решение задач данного возрастного периода.
При исследовании специфики копинг-стратегий в юношеском возрасте Е.Е. Бочаровой (2015) отмечается присутствие склонности к проблемно ориентированному копингу [3]. Молодые люди и девушки редко уходят от проблем, к возникшей трудной ситуации относятся как к задаче и пытаются сосредоточиться на ее решении. А.Г. Илюхин (2011) говорит о том, что развитие копинг-стратегий происходит за счет расширения и усложнения выбираемых копинг-стратегий, улучшения их контроля, а также появления новых. И.П. Стрельцовой (2003) отмечает, что к концу ранней юности появляется возрастающее доминирование относительно проверенных личным опытом стратегий, составляющих общую направленность на разрешение проблем.
Факторами, которые влияют на выбор копинг-стратегии, могут выступать не только особенности возникшей ситуации, ее восприятие, но и особенности личности. Взаимосвязь между самоотношением и выбираемыми копинг-стратегиями существует, что находит свое подтверждение в ряде отечественных исследований.
А.В. Жигалова рассматривала проблему взаимосвязи копинг-стратегий и особенностей самоотношения у людей с ограниченными возможностями здоровья и людей, не имеющих инвалидности. Автор пришла к выводу, что представление личности о себе оказывает существенное воздействие на форму поведения человека в стрессовой ситуации и выбор копинг-стратегии [5].
Особенности самоотношения и его влияния на копинг-стратегии у юношей и девушек, придерживающихся и не придерживающихся разных религиозных канонов, обсуждались в работе Э.И. Муртазиной (2016). Для групп, придерживающихся религиозных канонов, характерна «самоценность», показывающая высокую оценку своего духовного потенциала. Для тех, кто не придерживается каких-либо религиозных канонов, присуще «саморуководство», они считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует их личность, деятельность, общение [6].
Изучению самоотношения в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте посвящена работа К.Ю. Ануфриюк. Выявлены различия у юношей и девушек с разным уровнем самоотношения. С высоким уровнем самоотношения в большей степени понимают и одобряют себя, интересуются собственными чувствами и мыслями, но при этом они имеют склонность к самообвинению: принятие себя не мешает им видеть в себе недостатки, обвинять себя в чем-либо. В то время как испытуемым с низким уровнем самоотношения свойственно вымещать негативные эмоции на более слабых и безопасных объектах, возвращаться в стрессовой ситуации к более незрелым онтогенетическим паттернам поведения и избегать проблем, в то же время они готовы принимать ответственность на себя за возникновение проблемной ситуации. Практически все копинг-стратегии, за исключением планирования и переоценки, сопряжены с негативными аспектами самоотношения [2].
Особый интерес и актуальность представляет исследование особенностей самоотношения и копинг-стратегий на новом этапе социализации в юношеском возрасте - этапе окончания школы и профессиональной подготовки в педагогическом университете. Теоретическую основу проведенного исследования определяет концепция самоотношения В.С. Столина, положения о структуре самоотношения С.Р. Пантилеева, теоретические идеи Р. Лазаруса, К.Ю. Ануфриюк. Целью исследования стало изучение копинг-стратегий у студентов с высоким и низким уровнем самоотношения, обучающихся на разных факультетах.
Организация и методы исследования
В исследовании, проводимом на базе педагогического университета, принимали участие студенты второго курса филологического факультета и факультета информатики и экономики. Для изучения поставленной проблемы использовалась методика исследования самоотношения (МИС)
С.Р. Пантилеева; опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкмана (стандартизирована в НИПНИ им. Бехтерева). Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с применением кластерного анализа и /-критерия Стъюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
Для проверки предположения о специфике в выборе копинг-стратегий студентами с разными значениями самоотношения было сформировано две группы испытуемых: с высоким (кластер 1) и низким (кластер 2) уровнем самоотношения. Для выявления различий по изучаемым показателям использовался /-критерий Стъюдента.
Сравнительный анализ показателей копинг-стратегий в двух кластерах выявил некоторую специфику их проявления (табл. 1).
Таблица 1
Статистически значимые различия копинг-стратегий студентов
с высоким и низким уровнем самоотношения
Показатели Средние значения Достоверность различий
Высокий уровень самоотношения Низкий уровень самоотношения Р
Конфронтация 54,90 51,27 1,21 0,233
Принятие ответственности 51,41 55,90 -2,14* 0,037
Планирование решений 54,28 47,73 2,86** 0,006
Бегство / избегание 58,34 62,53 -1,66 0,102
Примечание. *р < 0,05; **р < 0,01.
Испытуемые первого кластера с высоким уровнем самоотношения, по сравнению с испытуемыми второго кластера, чаще выбирают стратегию «планирование решений» (р < 0,01). Они предпринимают попытки преодолевать проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Скорее всего, положительное отношение к себе придает уверенность в своих силах, возможностях и позволяет занимать активную позицию в сложных ситуациях и успешно преодолевать возникающие трудности.
Установлено также, что у студентов с высоким уровнем самоотношения преобладает на незначимом уровне стратегия «конфронтации» (р < 0,2), которая предполагает импульсивность в поведении, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство.
В свою очередь, испытуемые с низким уровнем самоотношения предпочитают стратегию «принятие ответственности» (р < 0,05), что предполагает признание своей роли в возникновении проблемы
и ответственности за ее решение. Они стремятся понять зависимость между собственными действиями и их последствиями и готовы анализировать свое поведение, искать истоки актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Это может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой. Вероятно, у студентов, выбирающих эту копинг-стратегию, существует высокий риск необоснованной самокритики и развития депрессивных состояний.
У студентов второго кластера также прослеживается некоторая склонность к стратегии «бегство / избегание» (р < 0,1), что говорит о возможности инфантильных форм поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, погружение в фантазии, формирование «вредных» привычек, компенсирующих эмоциональное напряжение.
Наши данные об особенностях выбора копинг-стратегий испытуемыми с разным уровнем самоотношения аналогичны результатам исследования, представленным в работе К.Ю. Ануфриюк и А.В. Постаниной [2].
Для проверки гипотезы о возможной специфике совладающего поведения и показателей самоотношения студентов с разными профессиональными предпочтениями, обучающимися на разных факультетах (филологическом и факультете информатики и экономики), было проведено сравнение средних значений изучаемых показателей (табл. 2).
Таблица 2
Статистически значимые различия показателей самоотношения студентов разных факультетов
Показатели Филологи «Информатики» Достоверность различий
t P
Замкнутость 5,46 6,05 -1,56 0,126
Самоуверенность 5,04 6,00 -1,75 0,087
Внутренняя конфликтность 6,32 4,70 2,77** 0,008
Примечание. **p < 0,01.
Выявлены некоторые отличия в показателях самоотношения, а именно: у студентов-филологов, по сравнению со студентами-«информатиками», на значимом уровне выше показатель «внутренняя конфликтность и самообвинение» (р < 0,01). То есть они более склонны к самокопанию, рефлексии, имеют место внутренние конфликты, сомнения, несогласия с собой, а также выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я».
В то же время у студентов-«информатиков» на незначимом уровне выше такие показатели, как «замкнутость» (р < 0,1), т.е. выраженное защитное
поведение, желание соответствовать общепринятым нормам; «самоуверенность» (р < 0,08) - ощущение силы собственного «Я», высокая смелость в общении.
Полученные данные о некоторых особенностях самоотношения студентов, обучающихся на разных факультетах, согласуются с результатами исследования Е.А. Евтушенко [4], что, по мнению автора, находит свое отражение в их профессиональном самоопределении, а также может быть обусловлено спецификой их профессиональной подготовки.
Исследование копинг-стратегий студентов разных факультетов значимых различий не выявило. На уровне тенденции обнаружено различие по двум копинг-стратегиям - «дистанцирование» и «принятие ответственности», которые несколько чаще используют студенты филологического факультета. В стрессовой ситуации они стремятся преодолевать негативные переживания за счет субъективного снижения ее значимости и эмоциональной вовлеченности, а также более склонны нести ответственность за собственные решения.
Выводы
1. Специфика выбора копинг-стратегий в юношеском возрасте в определенной степени определяется уровнем самоотношения испытуемых. Студенты с высоким уровнем самоотношения в стрессовых ситуациях более конструктивны в выборе копинг-стратегии «планирование решения», позволяющей анализировать ситуацию, просчитывать возможные варианты поведения и планировать собственные действия. Студенты с низким уровнем самоотношения чаще используют стратегию «принятие ответственности», они осознают связь между собственными действиями и их последствиями, но в то же время склонны к самокритике и хронической неудовлетворенности собой.
2. Имеют место некоторые отличия в показателях самоотношения у студентов, обучающихся на разных факультетах. Студенты филологического факультета более склонны к внутренней конфликтности и самообвинению, а у студентов факультета информатики и экономики имеется тенденция к проявлениям защитного поведения и желание соответствовать общепринятым нормам, а также более выражено ощущение силы собственного «Я». Специфика профессиональной направленности студентов не обусловливает выбор копинг-стратегий.
Список литературы
1. Адамова Л.Е. Изменение самоотношения личности в ситуациях успеха и неуспеха в учебной и профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Ставрополь, 2003. - 24 с.
2. Ануфриюк К.Ю., Постанина А.В. Самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2019. - № 26. - URL: https://moluch.ru/archive/264/61302/
3. Бочарова Е.Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 5 (49). - С. 580-589. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-sovladayuschego-povedeniya-lichnosti-razlichnyh-vozrastnyh-grupp
4. Евтушенко Е.А. Профессиональные предпочтения подростков с разными характеристиками самоотношения [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 392. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-predpochteniya-podrostkov-s-raznymi-harakteristikami-samootnosheniya
5. Жигалова А.В. Исследование взаимосвязи копинг-стратегий и особенностей самоотношения людей с ограниченными возможностями: автореф. магистер. раб.: 37.04.01. - Саратов, 2016. - 14 с.
6. Муртазина Э.И., Дроздикова-Зарипова А.Р., Касимова Р.Ш. Взаимосвязь самоотношения и копинг-стратегий в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 51, ч. 7. - С. 368-374.
7. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2020. -С. 208-242.
8. Слабко Т.К., Чернявская В.С. Особенности самоотношения у студентов с разными уровнями адаптированности к вузу [Электронный ресурс] // Концепт. - 2016. - № S11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootnosheniya-u-studentov-s-raznymi-urovnyami-adaptirovannosti-k-vuzu
9. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -
288 с.
10. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 109 с.
11. Шагалина М.Н. Особенности копинг-поведения в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. -URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19052
12. Lazarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. - N.Y., 1984.