Научная статья на тему 'Взаимосвязь рисунка и чертежа в истории изобразительной практики'

Взаимосвязь рисунка и чертежа в истории изобразительной практики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
863
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИСУНОК / ЧЕРТЕЖ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / РИСУНКИЧЕРТЕЖИ / РИСУНКИ-РЕКОНСТРУКЦИИ / ЛИНИЯ / DRAWING / FINE ARTS / ARTS AND CRAFTS / DRAWINGS / RECONSTRUCTION / LINE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гусакова Ирина Михайловна

В статье рассматриваются особенности рисунка и чертежа как отдельные явления, их развитие в изобразительном искусстве, а также дается ретроспективный анализ их взаимодействия. Автором подчеркивается их общая основа линия, которая является организующим и формообразующим началом, создающая иллюзию пространства на плоскости. Особое внимание уделено сочетанию рисунка и чертежа в декоративно-прикладном искусстве это рисунки-чертежи, которые содержат масштабную линейку, показывающую пропорции изделия, рисункиреконструкции, которые создаются по описанию, воссоздающие элементы зодчества, украшений, архитектурных строений и т.д. Одним из ярких примеров использования такой тесной взаимосвязи рисунка и чертежа в образовательном процессе являются художественно-графические факультеты. Учебные планы этих факультетов сочетают в себе дисциплины начертательной геометрии, рисунка и дисциплины направления декоративноприкладного искусства. Использование взаимосвязи рисунка и чертежа в образовательном процессе обогащает дисциплины, усиливает процесс обучения, что позволяет выпускать более творчески подготовленных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of drawing and drawing in the history of art practice

The article deals with the features of drawing and drawing as separate phenomena, their development in the visual arts, as well as a retrospective analysis of their interaction. The author emphasizes their common basis-the line, which is the organizing and formative beginning, creating the illusion of space on the plane. Special attention is paid to the combination of drawing and drawing in the arts and crafts drawings-drawings that contain a scale bar, showing the proportions of the product, the illustration of the reconstruction, which are created according to the description, recreating architectural elements, jewelry, architectural structures, etc. One of the clearest examples of the use of such close relationship between drawing and drawing in the educational process is art-graphic faculties. The curricula of these faculties combine the disciplines of descriptive geometry, drawing and applied arts. The use of the relationship between drawing and drawing in the educational process enriches the discipline, enhances the learning process, which allows you to produce more creatively trained professionals.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь рисунка и чертежа в истории изобразительной практики»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 210-214.

УДК 74:62 И. М. Гусакова

Взаимосвязь рисунка и чертежа в истории изобразительной практики

В статье рассматриваются особенности рисунка и чертежа как отдельные явления, их развитие в изобразительном искусстве, а также дается ретроспективный анализ их взаимодействия. Автором подчеркивается их общая основа

- линия, которая является организующим и формообразующим началом, создающая иллюзию пространства на плоскости. Особое внимание уделено сочетанию рисунка и чертежа в декоративно-прикладном искусстве

- это рисунки-чертежи, которые содержат масштабную линейку, показывающую пропорции изделия, рисунки-реконструкции, которые создаются по описанию, воссоздающие элементы зодчества, украшений, архитектурных строений и т.д. Одним из ярких примеров использования такой тесной взаимосвязи рисунка и чертежа в образовательном процессе являются художественно-графические факультеты. Учебные планы этих факультетов сочетают в себе дисциплины начертательной геометрии, рисунка и дисциплины направления декоративно-прикладного искусства. Использование взаимосвязи рисунка и чертежа в образовательном процессе обогащает дисциплины, усиливает процесс обучения, что позволяет выпускать более творчески подготовленных специалистов.

Ключевые слова: рисунок, чертеж, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, рисунки-чертежи, рисунки-реконструкции, линия

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 18 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 210-214.

The relationship of drawing and drawing in the history of art practice

The article deals with the features of drawing and drawing as separate phenomena, their development in the visual arts, as well as a retrospective analysis of their interaction. The author emphasizes their common basis-the line, which is the organizing and formative beginning, creating the illusion of space on the plane. Special attention is paid to the combination of drawing and drawing in the arts and crafts - drawings-drawings that contain a scale bar, showing the proportions of the product, the illustration of the reconstruction, which are created according to the description, recreating architectural elements, jewelry, architectural structures, etc. One of the clearest examples of the use of such close relationship between drawing and drawing in the educational process is art-graphic faculties. The curricula of these faculties combine the disciplines of descriptive geometry, drawing and applied arts. The use of the relationship between drawing and drawing in the educational process enriches the discipline, enhances the learning process, which allows you to produce more creatively trained professionals.

Keywords: drawing, drawing, fine arts, arts and crafts, drawings, drawings, drawings, reconstruction, line

I. M. Gusakova

IЩЩ исунок одна из древнейших форм изо-УУ бразительной деятельности на планете. / Еще во времена неолита в каменных пещерах на Урале были найдены рисунки древнего человека, которые с точки зрения технического исполнения и творческого самовыражения не уступают произведениям современных художников. Если учесть то, что древний человек творил в очень ограниченном технологическом диапазоне, беря за основу то, что лежит на поверхности, то произведения, созданные им можно считать совершенными. Одним из составляющих элементов первобытного изобразительного творчества являлось линеарность воспроизведения или, иначе говоря, - рисунок.

В основе всех видов художественного творчества лежит рисунок. Рисунок универсален с точки зрения применения, он может быть и подготовительным в какой-то дальнейшей работе и самостоятельным художественным произведением. По словам Микеланджело Буонарро-ти, «рисунок... есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры. является корнем всякой науки» [1, с. 112].

Понятие «рисунок» включает в себя все смысловые значения, определяющие этот род творческой деятельности. Это главный компонент изобразительной грамоты [2]. Под словом «рисунок» чаще всего понимают выражение образа и логики основной формы изображаемого и отдельных предметов и связи между ними в отдельной взятой сюжетной композиции [3]. Примером того может служить великолепное произведение гениального Леонардо «Битва при Ангиари», где рисунок явился и формой выражения замысла и средством воплощения.

Параллельно с этим рисунок часто рассматривают и как результат. Произведение искусства в этом случае будут являться результатом, который отображает идеи и ценности внутреннего мира художника. Приобретая теоретические знания и практические навыки в рисунке, художник чувствует, анализирует, переживает и осознает окружающую действительность, что позволяет ему осознанно создавать значимые произведения искусства. Исходя из этого, рисунок будет являться средством понимания и познания многообразия природных форм, первоначальным средством передачи эмоций, информации [4].

Развитие науки и техники, изобразительного искусства и ремесел, сухопутного и морского транспорта привело к появлению новых научных направлений. Например, в области механики, астрономии, математики (появился раздел геометрии). Все это привело к возникновению первых примитивных рисунков-планов.

Развивались различные методы изображения, а параллельно с этим разрабатывались первые принципы графического изображения трехмерности пространства на плоскости. Попытки изобразить не только внешнее сходство,

но и структуру и конструкцию объекта привело к появлению примитивных чертежей. В этом значении чертежность рисунка отличалась от рисунка, эскиза, наброска, приблизительного абриса, художественного изображения тем, что рисунок имеет более живую конструктивную составляющую.

Чертеж становится средством проектирования, в том числе в других формах изобразительной деятельности: архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне и др.

Первым методом построения чертежа явилось черчение по модульной масштабной сетке и шаблонам, которые применялись в Древности.Эти изображения, похожие на рисунки-чертежи,отличались большой степенью условности и схематизации, выстроенностью по строгим канонам, что очень характерно именно для чертежей.

В период античности в чертежи различных зданий и сооружений стали вносить детальные описания проекта - сиграфы. А архитекторы Византии в Х1-Х11 веках делали «диаграфэ» (очертание) с выставленными размерами и описанием назначения отдельных частей.

От архитекторов, художников и скульпторов, выполнявших большое количество религиозных и светских сооружений, требовались знания не только пропорций фигуры человека, а так же знание пропорций зданий, деревьев и других окружающих предметов. Это привело к увлечению геометрическими расчетами и как следствие приводит к формированию геометраль-ного метода. Крайностью этого способа, в эпоху Средневековья, является то, что изображение становится крайнеотвлеченным от реальности. Параллельно с этим в этот период активно изучаются способы построения изображений на различных поверхностях, например, цилиндрической поверхности церковного барабана, сферической поверхности купола.

Чертежи XIV-XV века отличаются более подробными построениями и сопровождались макетами. К середине XV века итальянские архитекторы стали подписывать свои чертежи с добавлением слова «аг^йейиг» (архитектор, сочинитель). Хотя стоит отметить, что до XVII ве-качертежи были более похожи на иллюстрации архитектурных идей с изображением отдельных элементов композиции, чем на проекты.

В эпоху Возрождения в научных трактатах многие художники использовали технический рисунок. Например, рисунки Альбрехта Дюрера, Ганс Гольбейна, Леонардо да Винчи.

Огромным толчком в развитии роста техники и промышленности в конце XVII и начала XVIII века стало появление в технической графике ортогональных проекций. Изобретенный метод Гаспара Монжа значительно обогатил методы изображения, впоследствии сформировавшись в отдельную самостоятельную геометрическую

дисциплину. Данный метод получил широкое распространение не только в машиностроении, но и в строительстве.

Желание сделать планы более наглядными породили другой вид изобразительной деятельности - перспективу. Это была прогрессия, инновация, в которой первое место занимал ученый-мыслитель Паоло Учелло. Все дальнейшие изменения в чертеже происходили за счет технического исполнения.

Петр I учил военного инженера так: «Инженер должен прежде начатия всякой работы рисунок учить...» [5, с. 52]. Этот завет Петра I и проведенный ретроспективный анализ показывает, что рисунок является первоосновой чертежа, но вместе с тем продолжает развиваться с ним.

Идея, рожденная в сознании человека, порой носит очень мимолетный, неожиданный харак-

тер и для ее закрепления чаще всего используют бумагу и карандаш, то есть рисунок. И, как правило, этот рисунок линеарный. Основой рисунка является воображение. Архитектор, художник, проводя линии по бумаге, размышляют, конкретизируют, связывают линии в единый образ. В этом случае творческой первоосновой будущего чертежа будет являться рисунок [6].

Если первоначальный набросок или рисунок является прикладной основой чертежа, то чертеж в основном носит технический характер. Сам чертеж может стать произведением искусства не в чем не уступающий прикладному рисунку.

Чертежи художника из Венесуэлы Рафаэля Араужо могут послужить примером того как без использования графических редакторов, используя карандаш и линейку, чертеж может стать произведением искусства (рис. 1).

Рис. 1 Чертежи Рафаэля Араужо

Особый интерес вызывают рисунки-чертежи в декоративно-прикладном искусстве (рис. 2). Чаще всего под рисунком в декоративно-прикладном искусстве понимают найденную взаимосвязь между восприятием природы и декоративным отображением действительности. Как правило, разработка рисунка декоративного изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций [7, с 29].

На таких рисунках можно найти масштабную линейку, которая показывает размер изделия и его пропорции [8].

Еще одни вид рисунка, во многом характерный для декоративно-прикладного искусства, зодчества и архитектуры, являются рисунки-реконструкции (рис.3, 4). В этих рисунках художники воссоздают образы прошлого и, как правило, это делают исходя из исторических описаний.

В рисунке Часовни можно видеть соединение ортогональных проекций (план и фасады) с наглядным изображением, что характерно для чертежа, а выполнение с описания характерно для

Рис. 2 Рисунки жардиньерки 1898 г.

реконструкции. Этого так же касается и рисунка Олега Федорова, на котором воссоздан головной убор женщины с декоративными элементами.

Рисунок и чертеж взаимосвязаны, и как показывает проведенный анализ, активно влияют друг на друга. Их общей первоосновой являет-

Рако^^тса'^и.мя

ЧАСОрцИ

5; пойле гйгесч.

^Ик-.ьытннскогэ е-на ¿¿¿у—,

Рис. 3 Часовня в д. Задушенье (Маяк) Любытинского района. План, фасады. Реконструкция 1985г.

ся линия, которая несет в себе организующее и формообразующее начало, создающая иллюзию пространства на плоскости.

Такая тесная взаимосвязь рисунка и чертежа получила широкое применение в образовательном процессе, например, на художественно-графических факультетах [9]. Где в учебные планы параллельно включены дисциплины начертательной геометрии, рисунка и декоративно-прикладного искусства. Такая взаимосвязь обогаща-

Рис. 4 Олег Федоров. Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

ет, развивает и взаимодополняет содержание дисциплин [10, с. 187].

В современном мире развитие архитектуры, техники, декоративно-прикладного искусства, дизайна от специалистов данного профиля требуется не только творческого подхода, владение множеством методов изображения объектов на плоскости, выполненных с использованием технических средств, но и с применением ручного труда.

литература

1. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. 288 с.

2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учебное пособие, изд. 2-е, испр. и доп. / Ю.Я. Герчук. М.: Издательский дом «РИП-холдинг», 2013. 192 с.

3. Ковалев А.А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией. Монография. М.: «Прометей» МПГУ, 2005. 120 с.

4. Туманов И.Н. Рисунок как генетическая основа взаимодействия и синтеза двухмерных и трехмерных искусств. Монография. Волгоград: Перемена, 2000. 280 с.

5. Гусакова И.М. О взаимовлиянии рисунка и чертежа / Строительство - формирование среды жизнедеятельности [Электронный ресурс]: сб. тр. XX Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых, 2017. С. 50-52.

6. Гусакова И.М. Изобразительные условности художественного языка декоративно-прикладного искусства // Право и практика. 2016. № 4. С. 268-272.

7. Шембель А.Ф. Основы рисунка [Электронный ресурс]. URL: http://files.muzkult.rU/A.F._Shembel_Osnovy_risunka.pdf (дата обращения: 20.02.2018)

8. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины XIX / И.А. Пронина. М.: Изобраз. искусство, 1983. 312 с.

9. Гусакова И.М. Декоративный рисунок в системе преподавания спецдисциплин на художественно-графическом факультете // Научные труды ХГФ МПГУ: Тезисы докладов. М.: Издательство «Прометей», 2012. С. 415-421.

10. Крылова О.В. Вопросы преподавания дисциплин начертательная геометрия и инженерная графика иностранным студентам подготовительных отделений // Социология. 2017. № 1. С. 184-187.

1. Rostovtsev N.N. Essays on the history of teaching methods of drawing: Textbook. Moscow, Fine Arts Publ., 1983. 288 p. (in Russian)

2. Gerchuk Yu.Ya. Fundamentals of artistic literacy: the language and meaning of fine art: a textbook, ed. 2 nd, corrected. and additional. / Yu.Ya. Gerchuk. Moscow, Publishing house "RIP-holding", 2013. 192 p. (in Russian)

3. Kovalev AA Formal method in the search and organizational stage of work on a realistic composition. Monograph. Moscow, Prometheus MPGU Publ., 2005. 120 p. (in Russian)

4. Tumanov I.N. Figure as a genetic basis for the interaction and synthesis of two-dimensional and three-dimensional arts. Monograph. Volgograd, Peremena Publ., 2000. 280 p. (in Russian)

5. Gusakova I.M. On the mutual influence of drawing and drawing / Construction - the formation of the environment of life activity [Electronic resource]: XX International scientific and practical conference of students, masters, graduate students and young scientists, 2017. pp. 50-52. (in Russian)

6. Gusakova I.M. Pictorial conventions of the artistic language of arts and crafts. Law and practice. 2016. no. 4. pp. 268-272. (in Russian)

7. Shembel A.F. Fundamentals of the drawing [Electronic resource]. URL: http://files.muzkult.ru/A.F._Shembel_Osnovy_risunka. pdf (accessed 20.02.2018). (in Russian)

8. Pronina I.A. Decorative art in the Academy of Arts: From the history of the Russian art school of the XVIII - the first half of XIX / I.A. Pronina. Moscow, Pict. Art Publ., 1983. 312 p. (in Russian)

9. Gusakova I.M. Decorative drawing in the system of teaching special disciplines at the art and graphic faculty // Scientific works of the Moscow State Pedagogical University MPGU: Theses of reports. Moscow, Publishing house "Prometheus", 2012. pp. 415-421. (in Russian)

10. Krylova O.V. Questions of teaching disciplines descriptive geometry and engineering graphics to foreign students of preparatory departments. Sociology. 2017. no. 1. P. 184-187. (in Russian)

references

Информация об авторе Гусакова Ирина Михайловна

(Россия, Московская область, Пушкинский р-н, п. Зеленоградский) Ассистент

кафедра начертательной геометрии и графики Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет НИУ МГСУ E-mail: Gusakova_i@mail.ru

Information about the author

Gusakova Irina Mihailovna

(Russia, Moscow Region, Pushkinskiy area, v. Zelenogradsky) Assistant

Department of descriptive geometry and graphics Moscow State (National Research) University of Civil Engineering, MGSu E-mail: Gusakova_i@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.