17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM
УДК 76+ 766:62 Е.В. МИРОНОВА
аспирант, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет Е-mail: allella77@mail.ru
UDC 76+ 766:62 E.V. MIRONOVA
Graduate student, Department of arts and crafts and technical graphics, Owl State University E-mail: allella77@mail.ru
ГРАФИКА: ОТ НАСКАЛЬНОЙ ДО ТЕХНИЧЕСКОЙ. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ МЫСЛЕФОРМЫ
GRAPHICS: FROM PETROGLYPHIC TO THE TECHNICAL. EVOLUTIONARY WAY OF DEVELOPMENT
OF A THOUGHT FORM
В статье рассматриваются вопросы закономерности развития прикладной графики от древних доисторических времен до наших дней. Просматривается значение рисунков, эскизов и чертежей в жизни человека, роль, которую они играли в становлении человечества. Анализируется развитие графики с доисторических времен до настоящего времени.
Ключевые слова: наскальная графика, графическое восприятие, петроглифы, графические работы, графика.
In the article questions of regularity of development of applied graphics from ancient prehistoric times up to now are considered. Value of drawings, sketches and drawings in human lives, the role they played in formation of mankind is regarded. Development of graphics since prehistoric times has been analyzed so far.
Keywords: petroglyphic graphics, graphic perception, petroglyphs, graphic works, graphics.
Первобытное искусство возникло в период первобытнообщинного строя и датировано примерно 60 тыс. лет назад. Исторически принято считать, что это искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды, и сопутствует человечеству на протяжении всех этапов жизни и становления общества. Эта наскальная графика отразила представления людей об окружающем их мире, послужила передачей навыков и знаний, то есть играла немаловажную роль в их общественной и трудовой деятельности.
Самые первые упоминания о наскальной графике датируются серединой 19 века, а родиной их можно назвать Северную Европу, Северную Африку и Сахару. Первые сообщения об этом доисторическом искусстве были сделаны путешественниками и военными и вызвали бурный интерес современников. Например, в 1850 году в Феццане Г.Бартом были обнаружены скалы, покрытые многочисленными изображениями крупных животных, давно уже не обитавших в данной местности. Характерными особенностями изображения были размеры, достигавшие пяти метров и реалистичность животных. Также были найдены изображения меньших размеров, выполненных достаточно условно. Возраст этих памятников искусства сложно датировать, так как он исчисляется тысячелетиями. Петроглифы считаются вершиной древнего искусства. Нанесены они с большим мастерством и передают традиционный стиль доисторических изображений.
Наскальная графика была постоянным спутником человека с доисторических времен. На таких рисунках древние изображали все важные жизненные события,
быт, охоту, зверей, древние обряды.
Изначально наскальным рисункам приписывались магические особенности, так как обычно изображения наносили в темных уголках пещер, что добавляло таинственности.
Часто связывают возникновение искусства с игровой деятельностью. Это оправдано, так как более поздние изображения перестали быть реалистическими, их можно назвать уже условными. То есть появился элемент не исторически-информационный, а скорее игровой.
Какие же цели преследовал первобытный человек, когда изображал настенные фигурки? Таких целей может быть несколько, начиная от передачи опыта, важных бытовых знаний и кончая удовлетворением своих внутренних потребностей, материализуя собственные ценности и переживания. Таким образом, можно сделать вывод о важности наскального искусства и об огромном влиянии этого творчества на жизнь доэволю-ционного человека.
Прошли тысячелетия, которые принесли с собой много различных достижений в науке и технике, изменился и подход к рисункам, эскизам и чертежам.
Хотя в истории графики довольно часто встречались люди, опережавшие свою эпоху, мы не можем не вспомнить о Леонардо да Винчи. Великий итальянский художник и ученый. Его работы, и как мастера, и как ученого сложно переоценить. Его дневники - около 6000 листов с заметками и рисунками, исписанные мелким зеркальным подчерком, сами по себе уже являются произведением искусства. Его модели до сих пор работа-
© Е.В. Миронова © E.V. Mironova
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015
ют, хлопая крыльями и стуча шестерёнками. Опередив современников на сотни лет, все его чертежи и модели работоспособны. Среди наиболее известных изобретений есть цепные передачи, те, что сейчас используем в велосипедах, ременные передачи, используемые в авто, разнообразные станки, боевые машины, музыкальные инструменты, землечерпалки, парашют, летательные машины, автомобили, прожекторы и многое другое. Графические работы этого гениального ученого охватывают многие области человеческой деятельности. Как же графическое восприятие продвинулось со времен великого мастера? Все его изобретения за последние 500 лет были претворены в жизнь, и до сих пор ученые кропотливо изучают рукописи гения.
Россия - самобытная страна и развитие графического искусства было тоже особенным. В 16 веке наши зодчие уже обладали навыками выполнения сложных чертежей. Примерами могут служить: проект Федора Коня - каменная стена с башнями длиной семь километров или перспективное изображение города Пскова (1518г.). На миниатюрах 14-15 веков уже можно увидеть технические рисунки и подобие аксонометрических изображений фигур.
Времена Петра I можно считать началом активного изучения и преподавания графического искусства, так как царь издал приказ о преподавании черчения и издании первых учебников. Сам Петр выполнял чертежи, один из которых сохранился до сих пор. Русские чертежники того времени пользовались методом, который сейчас называется «метод прямоугольных проекций». Со временем чертежи стали усложняться вследствие развития промышленности и строительства. Постепенно на чертежах стали появляться размеры, надписи, масштаб.
В 1798 году французский инженер- математик Гаспар Монж обобщил все знания в области графического изображения пространственных фигур на плоскости и представил решение графическим способом. Благодаря этому ученому появилась специальная наука «Начертательная геометрия».
Как мы видим, развитие науки и графика неразрывно связаны, и любым изобретениям предшествуют чертежи и эскизы этих изобретений.
Но наука не стоит на месте, а движется вперед, изобретая и претворяя в жизнь все более нереальные когда-то замыслы. Мы уже не можем представить свою жизнь без научных разработок последнего столетия, никого уже не удивишь самыми современными роботами. Но никакое развитие современных технологий не обходится без технических схем, чертежей, эскизов, которые являются необходимой частью любой разработки.
Вот такое движение получила графика за сотни и миллионы лет. Роль ее в жизни человека никаким образом не уменьшилась, она так же охватывает все области рабочей деятельности обычного современного человека. Изменилась сложность выполнения графических работ, они стали более широкодоступны и распространены, нежели раньше. Мы больше не считаем чертежи чем-то магическим, это наша рабочая повседневность, которая нам облегчает труд и объясняет работу любого механизма.
Роль графики в жизни человека сложно оценить. Ведь с самого маленького возраста дети любят рисовать, они передают в графической форме те объекты, которые видят, окружающий мир, свое настроение, других людей. Рисунки и графика помогают развиваться личности, помогают развитию образного и абстрактно -пространственного мышления.
Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и является основой графического языка. Для понимания и верного изображения окружающих нас пространственных предметов необходимо знание законов образования мыслеформы, перспективы и, конечно, проецирования.
Любое развитие нашего мышления, нашего восприятия и нашей жизнедеятельности непременно отразится и на наших обычных повседневных рабочих чертежах, так же как и в древности.
Библиографический список (References)
1. Alekseev V.P., Pershits A.I. History of primitive society. M: The higher school, 1990. 351p.
2. Architecture, graphic and arts and crafts since the most ancient times to Renaissance. Encyclopedia "Avanta +" (t.7). M, 2000. 688 p.
3. Bernal J. Science in the history of society. M.: Foreign literature, 1956. 280 p.
4. Guseva M. A., Smirnova L.P. Great converters of natural sciences: Leonardo da Vinci: 27 XVIII international readings.20-21 November, 2002, Minsk. I. F. Gabrus. Мн.: BGUIR, 2002. 330 p.
5. Malakhov V. A. Art and human mirootnosheniye. Kiev: Naukova dumka, 1988.211 p.
6. Svarovskaya V.P. Some methodological problems of interaction of science and art. Methodological problems of development of science. Novosibirsk, 1984. Pp. 129-146.
7. Taylor E.B. Primitive culture. M, 1993. 37 p.