Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГИБКОСТИ В СТРУКТУРЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПАУЭРЛИФТЕРОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГИБКОСТИ В СТРУКТУРЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПАУЭРЛИФТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
211
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ / ГИБКОСТЬ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорихин Валерий Владимирович, Горлов Дмитрий Александрович, Щербаков Артем Геннадьевич, Белицкий Ярослав Денисович, Горбунов Владислав Олегович

Развитие силовых способностей пауэрлифтеров зависит от грамотного использования специальных упражнений в структуре тренировочного занятия. Цель исследования - установить зависимость между развитием силовых способностей тяжелоатлетов и использованием упражнений на гибкость в разных частях учебно-тренировочного занятия. Задачи: 1) Составить комплекс упражнений на развитие гибкости и включить его в структуру тренировочного занятия пауэрлифтеров; 2) Экспериментальным путем доказать эффективность использования данного комплекса в разных частях учебно-тренировочного занятия; 3) Выявить закономерности корреляционных связей между показателями гибкости и силовых способностей спортсменов, специализирующихся в тяжелой атлетике. Ведущими методами к исследованию данной проблемы являются гониометрия, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение и метод контрольных испытаний. В результате при неправильном построение тренировочного занятия происходит снижение показателей в силовом троеборье в среднем на 13,2%. Материалы статьи могут быть полезными для студентов и педагогов высшей школы при проведение учебно-тренировочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорихин Валерий Владимирович, Горлов Дмитрий Александрович, Щербаков Артем Геннадьевич, Белицкий Ярослав Денисович, Горбунов Владислав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES AND FLEXIBILITY INDICATORS IN THE STRUCTURE OF THE TRAINING SESSION OFPOWERLIFTERS

The development of powerlifter’s strength abilities depends on the proper use of the special exercises in the structure of the training session. The aim of the study is to establish the relationship between the development of strength abilities of weightlifters and the use of flexibility exercises in different parts of the training session. Tasks: 1) Create a set of exercises for the development of flexibility and include it in the structure of the training session of powerlifters; 2) Experimentally prove the effectiveness of using this complex in different parts of the training session; 3) Identify patterns of correlations between the indicators of flexibility and strength abilities of athletes specializing in weightlifting. The leading methods for the study of this problem are goniometry, pedagogical experiment, pedagogical observation and the method of control tests. As a result, if the training session is not organized correctly, the performance in the power triathlon decreases by an average of 13.2 %. The materials of the article can be useful for students and teachers of higher education when conducting training sessions.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГИБКОСТИ В СТРУКТУРЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПАУЭРЛИФТЕРОВ»

а также необходимость поиска организационно-педагогических путей совершенствования процесса физического воспитания студентов данного учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаренкова Н.Р. Двигательная активность как необходимость для студентов / Н.Р. Аза-ренкова // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 480-481.

2. О физическом воспитании в вузовском образовании / Г.А. Гилев, Э.В. Егорычева, Е.А. Клусов, Ю.В. Краев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1. - С. 48-49.

REFERENCES

1. Azarenkova, N.R. (2020), "Physical activity as a necessity for student", Young scientist, No. 20 (310), pp. 480-481.

2. Gilev, G.A., Egorycheva, E.V., Klusov, E.A. and Kraev, Yu.V. (2020) "About physical education in higher educational", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 48-49.

Контактная информация: dzer-family@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 378.14.015.62

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГИБКОСТИ В СТРУКТУРЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПАУЭРЛИФТЕРОВ

Валерий Владимирович Федорихин, старший преподаватель, Дмитрий Александрович Горлов, студент, Артем Геннадьевич Щербаков, студент, Ярослав Денисович Белиц-кий, студент, Владислав Олегович Горбунов, студент, Анварбек Хасанбой Угли Ша-рипов, студент, Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

Развитие силовых способностей пауэрлифтеров зависит от грамотного использования специальных упражнений в структуре тренировочного занятия. Цель исследования - установить зависимость между развитием силовых способностей тяжелоатлетов и использованием упражнений на гибкость в разных частях учебно-тренировочного занятия. Задачи: 1) Составить комплекс упражнений на развитие гибкости и включить его в структуру тренировочного занятия пауэрлифтеров; 2) Экспериментальным путем доказать эффективность использования данного комплекса в разных частях учебно-тренировочного занятия; 3) Выявить закономерности корреляционных связей между показателями гибкости и силовых способностей спортсменов, специализирующихся в тяжелой атлетике. Ведущими методами к исследованию данной проблемы являются гониометрия, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение и метод контрольных испытаний. В результате при неправильном построение тренировочного занятия происходит снижение показателей в силовом троеборье в среднем на 13,2%. Материалы статьи могут быть полезными для студентов и педагогов высшей школы при проведение учебно-тренировочных занятий.

Ключевые слова: силовые способности, структура тренировочного занятия, гибкость, комплексное развитие противоборствующих качеств.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p364-368

RELATIONSHIP BETWEEN THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES AND FLEXIBILITY INDICATORS IN THE STRUCTURE OF THE TRAINING SESSION OF POWERLIFTERS

Valery Vladimirovich Fedorikhin, the senior teacher, Dmitry Aleksandrovich Gorlov, the student, Artem Gennadievich Shcherbakov, the student, Yaroslav Denisovich Belitsky, the student, Vladislav Olegovich Gorbunov, the student, Anvarbek Khasanboy Ugli Sharipov, the

student, Volgograd State Technical University

Abstract

The development of powerlifter's strength abilities depends on the proper use of the special exercises in the structure of the training session. The aim of the study is to establish the relationship between the development of strength abilities of weightlifters and the use of flexibility exercises in different parts of the training session. Tasks: 1) Create a set of exercises for the development of flexibility and include it in the structure of the training session of powerlifters; 2) Experimentally prove the effectiveness of using this complex in different parts of the training session; 3) Identify patterns of correlations between the indicators of flexibility and strength abilities of athletes specializing in weightlifting. The leading methods for the study of this problem are goniometry, pedagogical experiment, pedagogical observation and the method of control tests. As a result, if the training session is not organized correctly, the performance in the power triathlon decreases by an average of 13.2 %. The materials of the article can be useful for students and teachers of higher education when conducting training sessions.

Keywords: strength abilities, the structure of the training session, flexibility, complex development of opposing qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Популярность пауэрлифтинга среди студенческой молодежи объясняется доступностью и простотой данного вида спорта, прогрессирующим ростом результатов и положительным влиянием на здоровье спортсменов. Пауэрлифтинг способствует увеличению мышечной массы, укреплению связок и суставов, повышает общую работоспособность организма [3]. Однако это возможно только при условии методически грамотного построения системы спортивной подготовки.

Система спортивной подготовки должна отвечать научным требованиям и решать довольно широкий круг взаимных задач по обеспечению высокого уровня специальных физических и психических качеств, совершенствования технического мастерства и сохранения здоровья занимающейся молодежи [5].

В основе тренировочного процесса студентов-пауэрлифтеров лежит постоянное стремление к повышению спортивного результата, которое невозможно без развития основных физических качеств. Выявлено, что на начальном этапе подготовки пауэрлифте-ров большое значение приобретает развитие гибкости, которая помогает осваивать технику силовых упражнений. В дальнейшем отдается предпочтение развитию силовой выносливости, взрывной силе и координации [4].

Многие работы на сегодняшний день доказывают положительное влияние растяжения мышц на силу, координацию, выносливость [2]. Однако, при неправильной организации тренировочного процесса может возникнуть нежелательное снижение показателей силы и дестабилизация суставов от растяжения мышечного волокна при применении упражнений на гибкость.

Преимущества растягивания мышц перед тренировкой были поставлены под сомнения и рядом иностранных ученых, считающим, что активное и статическое растягивание мышц приводят к негативному влиянию его на показатели силы. Не соответствуют главной цели разминки - повышению температуры тканей, которая вырабатывается, прежде всего, за счет сокращения мышц, а не растяжения мышц [1]. Противоречивость состояния вопроса на сегодняшний день обусловливает актуальность исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты, входящие в состав сборной команды университета по силовому троеборью в количестве 30 человек. Средний возраст которых составляет 19,3±1,3 лет, со средней длиной тела 171,2±1,75 см и массой тела 82,6±2,1.

В ходе эксперимента контингент испытуемых был разделен на две однородные группы по 15 человек в каждой. В первой группе упражнения на гибкость применялись в подготовительной части занятия. Комплекс упражнений был направлен на изменение длины мышцы и подвижности основных суставов, подвергающихся физической нагрузке (тазобедренные, коленные, голеностопные). Разминка проводилась в положении стоя и

лежа и занимала 20 минут. Во второй группе разминка состояла из упражнений общераз-вивающего характера, а стретчинг применялся в заключительной части тренировочного занятия. Использовались методы педагогического наблюдения, тестирование физических параметров силы спортсменов, метод гониометрического измерения подвижности суставов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования гибкости суставов выявилось отклонение развития активной гибкости от нормальных значений суммы подвижности верхнего плечевого пояса при разгибании на 10,8%, при сгибании - на 9,8% (таблица 1). Это свидетельствует о необходимости включения в тренировочный процесс пауэрлифтеров комплекса упражнений на развитие гибкости.

Таблица 1 - Гониометрические показатели активной подвижности рабочих суставов студентов, занимающихся пауэрлифтингом в градусах_

Название сустава Активное движение

Разгибание Сгибание

результат норма результат норма

Локтевой 0 0 145,8 150,0

Плечевой без фиксации лопатки 48,3 60,0 150,6 180,0

Лучезапястный в радиальную сторону 76,6 80,0 64,2 70,0

Суммарная подвижность: 124,9 140,0 360,6 400,0

Тазобедренный с прямой ногой 0 0 86,2 90,0

Коленный 0 0 130,8 150,0

Голеностопный 26,2 30,0 39,1 50,0

Суммарная подвижность : 26,2 30,0 256,1 290,0

Общая подвижность: 151,1 170,0 616,7 690,0

После внедрения комплексов упражнений на развитие гибкости в первой группе происходит снижение силовых показателей в упражнении присед в среднем на 17,2%, в упражнении становая - на 12,6%, в жиме - на 9,5% (таблица 2). Во второй группе наоборот, происходит положительная динамика показателей в приседе на 12,9%, в становой тяге - на 5,4%, жим лежа - на 8,1%. Значит, применять упражнения на растягивания мышц целесообразнее в заключительной части тренировочного занятия.

Таблица 2 - Динамика специальной подготовленности пауэрлифтеров в процессе макроцикла тренировочного процесса (Х±о)____

Зачетные упражнения Присед,(кг) Становая тяга,(кг) Жим лёжа,(кг) Общая сумма,(кг)

Контингент испытуемых

Группа1 (п=15) До эксперимента 121,8± 1, 1 159,0± 1,9 105,5±1,6 386,2±1,2

После эксперимента 100,8±1,1 139,0±1,9 95,5±1,6 335,3±1,2

Динамика изменения результата (%) -17,2 -12,6 -9,5 -13,2

Группа 2 (п=15) До эксперимента 116,3±2,1 147,7±2,0 98,6±1,8 362,6±1,9

После эксперимента 131,3±2,1 155,7±2,0 106,6± 1,8 393,6±1,9

Динамика изменения результата (%): +12,9 +5,4 +8,1 +8,5

Полученные результаты выявили статистически значимые корреляции между показателями подвижности локтевого сустава и показателями силы в упражнении жим лежа (0,768). Установлена положительная прямая корреляция средней силы между подвижностью в плечевом и тазобедренном суставе и результатами в становой тяге (0,665 и 0,687), а так же между показателями силовых способностей и коленного сустава в упражнении присед (0,892) (таблица 3).

Таблица 3 - Взаимосвязь показателей силовых качеств пауэрлифтеров от изменения подвижно^_

Название сустава Присед со штангой, (кг) Жим лежа, (кг) Становая тяга, (кг)

Локтевой 0,129 0,768 0,439

Плечевой 0,234 0,657 0,665

Название сустава Присед со штангой, (кг) Жим лежа, (кг) Становая тяга, (кг)

Лучезапястный 0,122 0,541 0,548

Тазобедренный 0,687 0,102 0,768

Коленный 0,892 0 0,636

Голеностопный 0,568 0 0,457

В итоге, активное растягивание мышц перед работой силового характера, уменьшает способность скелетных мышц к взрывной силе.

ВЫВОДЫ

Выполнение силовых классических упражнений в пауэрлифтинге направлено на укорочение мышц и стабилизацию суставов атлетов. Растяжка мышц, напротив, приводит к увеличению длины мышц и некоторой дестабилизации суставов. Так, растяжение мышц в начале тренировочного занятия приводит к ухудшению показателей силы в среднем на 13,2%. В то же время, если проводить стретчинг после утомления, в заключительной части занятия, то восстановительные процессы в мышце будут происходить гораздо быстрее, что обеспечит дальнейшую работоспособность спортсмена и приведет к повышению спортивных результатов.

Только при рациональном построении двигательной деятельности тяжелоатлетов, подборе специальных упражнений и правильном использовании их в структуре учебно-тренировочного занятия может быть найдена та мера раздельного развития «противоборствующих» качеств, которая будет соответствовать необходимому уровню их комплексно -го проявления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисенко Ю.П. Современные представления о структурно-функциональной организации нервно-мышечной системы и механизмах сокращения и расслабления скелетных мышц / Ю.П. Денисенко, Ю.В. Высочин, Л.Г. Яценко // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011.- № 4(21). - С. 39-49.

2. Лукьянов, А.Б. Анализ кинематических характеристик движения штанги соревновательных упражнений в пауэрлифтинге // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2018. - №7 (161). - С. 165-167.

3. Оценка показателей уровня физической подготовленности студентов, занимающихся пауэрлифтингом и стрит воркаутом / И.Д. Харисов, А.В. Ненашева, А.С.Аминови, М.З. Цеслицка, Р.К. Мушкета // Человек. Спорт. Медицина. - 2017. - Т. 17, No1. - С. 67-78.

4. Шумилин, Е.С. Развитие гибкости и взрывной силы на начальном этапе подготовки у пау-эрлифтеров / Е.С. Шумилин, Ю.В. Корягина // Омский научный вестник. - 2011. - № 6.- С. 202-206.

5. Pavlov V.I. Qualification and training of student for powerlifting classes / V.I. Pavlov, V.A. Tarasov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2013, No.9, pp. 78-82.

REFERENCES

1. Denisenko, Yu.P., Vysochin, Yu.V. and Yacenko, L.G. (2011), " Modern ideas about the structural and functional organization of the neuromuscular system and the mechanisms of contraction and relaxation of skeletal muscles", Psychological-pedagogical, medical-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (21), pp. 39-49.

2. Lukyanov, A.B. (2018), "Analysis of the kinematic characteristics of the barbell movement of competitive exercises in powerlifting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.7 (161), pp. 165-167.

3. Harisov, I.D., Nenasheva, A.V., Aminovi, A.S., Ceslicka, M.Z. and Mushketa, R.K. (2017), "Assessment of indicators of the level of physical fitness of students engaged in powerlifting and street workout ", Person. Sport. Medicine, Vol. 17, No 1, pp. 67-78.

4. 4. Shumilin, E.S. and Korjagina, Ju.V.(2011), " Development of flexibility and explosive strength at the initial stage of training for powerlifters", Omsk Scientific Bulletin, No. 6, pp. 202-206.

5. Pavlov, V.I and Tarasov, V.A.(2013), " Qualification and training of student for powerlifting classes", Theory and Practice of Physical Culture, No .9, pp. 78-82.

Контактная информация: artem.shcherbakov01@gmail.com

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 796.011.1

БАЗОВЫЕ СФЕРЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТУРЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Андрей Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Стовбур, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного

Аннотация

В статье рассматривается проблематика военно-физкультурного образования различных категорий военнослужащих с учетом специфики их должностного предназначения. Целевая установка ориентирована на реализацию двигательно-координирующей функции физической подготовки, способствующей ее гармонизации в рамках трех взаимосвязанных сфер целенаправленного воздействия на организм военнослужащих: регулятивно-развивающей, эмоционально-волевой, функционально-оздоровительной. Это обеспечивает как повышение уровня практической подготовленности военнослужащих, так и снижение нервно-психического напряжения, а также поддержание здоровья.

Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, физическая подготовка, гармонизация, движение, эмоции, функции, сферы гармонизации физической подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p368-371

BASIC AREAS OF HARMONIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN THE PEDAGOGICAL CONTOUR OF THE DEVELOPMENT OF MILITARY PHYSICAL

EDUCATION

Vladimir Gennadievich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor, P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, Saint Petersburg; Andrey Vladimirovich Fedorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communications, Andrey Petrovich Stovbur, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communications

Abstract

The article deals with the problems of military-physical education of various categories of military personnel, taking into account the specifics of their official purpose. The target setting is focused on the implementation of the motor-coordinating function of physical training, which contributes to its harmonization within the framework of three interrelated spheres of purposeful impact on the body of military personnel: regulatory-developmental, emotional-volitional, functional-recreational. This provides both an increase in the level of practical training of military personnel, and a reduction in neuropsychiatric stress, as well as maintaining health.

Keywords: military-professional activity, physical training, harmonization, movement, emotions, functions, areas of harmonization of physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Военно-профессиональная деятельность своей интенсивностью и напряженностью предъявляет высокие требования к уровню разносторонней подготовленности военнослужащих. Многолетняя служба существенным образом влияет на организм каждого че-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.