УДК - 331.522
Дымова О. О. студент 4 курса факультет управления Санкт-Петербургский Государственн ый Экономический Университет Россия, г. Санкт-Петербург ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И РОСТА КАПИТАЛИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ
КОМПАНИЙ
Аннотация: Статья посвящена развитию электронной коммерции. В статье перечислены причины быстрого роста капитализации высокотехнологичных компаний; особенности российского рынка электронной коммерции; возможности, которые дает компаниям развитие электронной коммерции; рассмотрен вопрос о ускорении жизненного цикла инноваций; описаны угрозы развития электронной коммерции для бизнеса.
Ключевые слова: капитализация высокотехнологичных компаний, электронная коммерция, бизнес на интернет-рекламе, интернет-торговля, ускорение жизненного цикла инноваций, преимущества электронной коммерции, недостатки электронной коммерции
Dymova O. O.
4rd year student Department of the Management Saint-Petersburg State University of Economics
Saint-Petersburg, Russia DEVELOPMENT OF THE ECOMMERCE MARKET AND GROWTH OF CAPITALIZATION OF HIGH-TECH COMPANIES
Annotation: This article describes the development of ecommerce. The article considers the reasons for the rapid growth of capitalization of high-tech companies; features of the Russian e-commerce market; the opportunities that companies give to the development of e-commerce; the issue of accelerating the life cycle of innovations; described threats to the development of e-commerce for business.
Keywords: capitalization of high-tech companies, e-commerce, business on Internet advertising, Internet commerce, accelerating the life cycle of innovation, the advantages of e-commerce, the disadvantages of e-commerce
В конце XX века произошло серьезное изменение в структуре ВВП развитых стран, сфера услуг стала основным источником формирования ВВП. На протяжении всего дальнейшего развития экономик развитых стран данная тенденция лишь усиливалась. В последние годы укрепление этой тенденции обусловлено развитием информационных и коммуникационных технологий, а также повсеместным распространением Интернета. Кроме
того, стали появляться новые рынки, виды электронных услуг, подверглись изменению традиционные модели бизнеса. Все это не могло оставить неизменным потребительское поведение. Необходимость реагирования и адаптации к новым условиям предоставили бизнесу новые возможности для продвижения и развития.
Количество высокотехнологичных компаний быстро растет, а также наблюдается их активное качественное развитие, о чем свидетельствует и уровень их капитализации. Все это, как следствие, создает интерес инвесторов к данному виду компаний. Стоит заметить, что одни из крупнейших сделок по покупке компаний - сделки на активно создающихся новых рынках, создаваемых электронной экономикой. Например, покупка Skype компанией eBay за 2,1 миллиарда долларов в 2005 году [1]. Сейчас именно высокотехнологичные компании имею наибольшую стоимость, на рисунке 1 представлены капитализация некоторых из них.
'1 Капитализация, млрд долл. ■ Инвестиции фондов, млрд долл
о о
Рисунок 1 - Капитализация компаний и инвестиции венчурных фондов, млрд. долл. [3] Рост интереса инвесторов к компаниям такого типа понятен, он обусловлен большей по сравнению с традиционными компаниями капитализаций. Капитализация в данном случае оценивается как соотношение стоимости компании на момент продажи к вложенным первоначальным инвестициям. На рисунке 2 представлен рост капитализации наиболее известных, успешных компаний.
Компания
Капитализация, млрд долл
Инвестиции, млрд долл
Рост капитализации
• Whats App • 19,0 • 0,06 • 316,7
• Zalando • 4,9 • 0,05 • 98,0
• SpaceX • 4,8 • 0,1 • 48,0
• Xiaomi • 10,0 • 0,4 • 25,0
• Dropbox • 10,0 • 0,5 • 20,0
• Palantir • 9,0 • 0,6 • 15,0
• Uber • 3,8 • 0,4 • 9,5
• Square • 3,3 • 0,4 • 8,3
• Spotify • 4,0 • 0,5 • 8,0
• Pinterest • 3,8 • 0,5 • 7,6
• Jingbong • 7,3 • 2,2 • 3,3
Рисунок 2 - Рост капитализации компаний, ведущих бизнес в Интернет
Можно выделить ряд причин, обеспечивших быстрый рост капитализации подобных компаний, среди них:
1) рыночные тенденции;
2) с увеличением охвата рынка крупные игроки отрасли стали активно диверсифицировать свой бизнес в данной сфере. Примером может служить приобретение компанией Google видео-хостинга YouTube.
3) степень активности венчурных фондов оказывает воздействие на инвестиционную привлекательность компаний, в частности цифровых;
4) число пользователей и скорость роста их численности.
Большое развитие в сфере электронной коммерции получило направление развития мобильной коммерции. Это связано с тем, что большинство покупателей стали делать покупки в процессе занятия другими делами, например, по пути на работу. Кроме того, количество мобильных устройств в мире в целом в 5 раз превышает количество настольных компьютеров и ноутбуков. На рисунке 3 представлено количество мобильных устройств в мире и их виды.
Количество мобильных устройств, 7 млрд
5.2
1.60
Мобильные телефоны ■ Смартфоны ■ Планшеты
439
Рисунок 3 - Количество мобильных устройств в мире, май 2014 год
Современные компании должны наращивать свои конкурентные преимущества за счет электронной коммерции. Популярность ведения электронного бизнеса обусловлена многими факторами, например, тем, что электронные транзакции дали компаниям возможность сократить издержки. Кроме того, использование современных технологий позволяет компаниям обеспечить более качественные взаимоотношения с поставщиками и потребителями.
Как было указано выше, капитализация компаний данной сферы напрямую зависит от числа пользователей программного продукта, приложения или др., а также от скорости увеличения их численности. Главной задачей компаний в сфере электронного бизнеса становится задача по увеличению численности пользователей их продуктом и лидогенерации (лид (lead) - потенциальный потребитель).
Интернет используется практически повсеместно, например, уже к 2014 году количество пользователей Интернет в мире составило 3,01 миллиарда человек [4]. Особой популярностью у пользователей пользуются мессенджеры, количество пользователей наиболее крупных мессенджеров, созданных в разных странах, представлено на рисунке 4.
1.6 1.4 1.2 1
0.8 0.6 0.4 0.2 0
1.5
0.843
0.8
0.6
I
0.34
I
Соц. сеть Facebook, США
Мессенджер Мессенджер Мессенджер Мессенджер QQ, Китай WhatsApp, WeChat Line, Япония СШ /улрд/месяц
Рисунок 4 - Количество пользователей самых крупных мессенджеров в
месяц, млрд человек Развитие электронной экономики, в том числе электронной коммерции, предоставляет бизнесу огромные возможности для роста. Согласно рыночным законам, клиент предпочтет ту компанию, которая
сможет предоставить более высокую потребительскую ценность за равную с остальными товарами цену. Это приводит к тому, что традиционные, офлайн, компании изменяют свой бизнес, органично встраивая электронные каналы продаж в традиционную бизнес-модель, либо полностью переходя в онлайн ретейл, это позволило им быстро расширить аудиторию и получить значительное конкурентное преимущество.
Российский рынок электронной коммерции имеет свои особенности, которые связаны с уникальным поведением потребителей. Во -первых, российские потребители привыкли к общению «человек-человек», а не «человек-машина», поэтому в российском онлайн бизнесе существует необходимость создания колл-центров. Во-вторых, исследования доказывают, что российские потребители не доверяют электронным платежам, что во многом связано с объективной проблемой мошенничества в Интернет. В-третьих, сегодня популярностью пользуются не только материальные товары, но также и электронные и цифровые товары, однако, российские потребители чаще покупают онлайн материальные товары, тем не менее, появляется тенденция к изменению ситуации и росту осуществления покупок цифровых товаров, что представлено на рисунке 5.
170 350
125
95
178 225 280
2010 2011 2012 2013
■ Материальные товары < Цифровые товары и билеты
Рисунок 5 - Российский рынок интернет-торговли, млрд руб.
Отдельным способом заработка в интернет-коммерции можно назвать бизнес на рекламе. В настоящее время компании, работающие в интернет зарабатывают за счет предоставления возможности размещения рекламы на своих площадках.
Электронная экономика дает компаниям большие возможности в разных областях. Например, дает возможность выстроить качественную обратную связь, а также выявить и удовлетворить инновационные ожидания реальных и потенциальных клиентов. Кроме того, электронная экономика позволяет бизнесу осуществлять поиск новых идей на основе анализа оперативной бизнес-аналитики. Все это дало возможность сформировать такие новые рынки, как рынок: интернет-торговли, интернет-рекламы, интернет-поиска, мессенджеров, онлайн-коучинга и обучения и др.
Ускорение развития интернета и информационных технологий приводит к сокращению жизненного цикла инноваций и соперничеству
разработчиков и производителей за вывод на рынок новых моделей устройств.
Электронная коммерция несет не только возможности, но и угрозы для бизнеса. На рисунке 6 представлены проблемы электронной коммерции.
1 Рост конкуренции
1 Быстрое появление компаний "клонов"
1 Нарушение закона об интеллектуальной собственности
1 Кибермошенничество
^ Для России
1 Недоверие к платежам банковскими картами
1 Слабая логистическая система
1 Низкая компьютерная и финансовая грамотность населения
Рисунок 6 - Проблемы e-commerce Таким образом, активное использование и развитие информационных технологий, инновационных инструментов ведения бизнеса, изменения в моделях потребления дают широкие возможности для традиционного бизнеса, а, кроме того, дает возможность создавать и развивать проекты в области электронного бизнеса или электронной коммерции.
Использованные источники:
1. eBay продал Skype группе частных инвесторов // lenta.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2009/09/01/skype1/ - Дата обращения: 21.02.2018
2. Лапидус Л.В. Электронная экономика: новые возможности для бизнеса/ Л.В. Лапидус // Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции. Материалы II Межфакультетской научно-практической конференции молодых ученых: Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, экономический факультет; 25 ноября 2015 г.: Доклады и выступления / Под ред. д.э.н. Л. В. Лапидус. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. — 105 с. - 4 - 10 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=32565&p=attachment - Дата обращения: 21.02.2018
3. Народные рекорды // Секрет фирмы. — 2014 год. — № 4 (340) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://secretmag.ru - Дата обращения: 21.02.2018
4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://провэд.рф/analytics/research/26233-tendentsiimipovoy-intepnet-
topgovli.html
— Дата обращения: 21.02.2018
УДК 001.201
Ежова А. С. студент 4 курса специальность «Экономическая безопасность» Институт Менеджмента и экономики научный руководитель: Папулова Т.Н.
старший преподаватель Россия, г. Ханты-Мансийск АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОКОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация:
Финансовая устойчивость становится главным условием обеспечения экономической безопасности предприятия и ее главным элементом. Стратегию экономической безопасности можно сформулировать как формирование системы долгосрочных целей, достижение предприятием финансовой независимости и выбор наиболее эффективных путей их освоения, сохранение рыночных позиций и получение конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова:
Финансовая устойчивость; экономическая безопасность предприятия; стратегии экономической безопасности.
Ezhova A.S Student
4 course, specialty "Economic security» Institute of Management and Economics Russia, Khanty-Mansiysk Supervisor: Papulova T.N.
Senior lecturer
ANALYSIS OF FINANCIAL SUSTAINABILITY TO ENSURE ECO-COMMERCIAL SAFETY OF ENTERPRISES
Abstract:
Financial stability is the main condition of ensuring economic security of the enterprise and its main element. The strategy of economic security can be summarized as the formation of long-term goals, the achievement of financial independence by the company and the selection of the most effective ways of their development, the preservation of market positions and getting competitive advantages of the enterprise in the long-term.
Key words:
The financial stability; the economic security of the enterprise; the strategy of economic security.