Ю. Э. Крапонина
РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ
Аннотация
В статье рассматривается роль и развитие, а также оценивается перспективность электронной коммерции в мировом масштабе и отдельно на примере Российской Федерации. Проанализированы статистические данные рейтинга «Топ-50 крупнейших компаний мира на рынке электронной коммерции в 2014 г.» и «Топ-10 мировых рынков e-commerce».
Ключевые слова
Рынок электронной коммерции, онлайн-торговля, интернет-коммерция, электронная торговая площадка.
Yu. E. Kraponina
E-COMMERCE MARKET: GLOBAL TRENDS AND REALITIES OF RUSSIA
Annotation
The article describes the role and development of e-commerce; it evaluates the perspectives of e-commerce on a global scale and separately by the example of the Russian Federation. Statistic data from the reports «Top-50 largest companies in the world of e-commerce market in 2014» and «Top 10 global e-commerce markets» were also analyzed.
Keywords
E-commerce market, online trading, online commerce, e-business marketplace.
Электронная коммерция, по-другому, e-commerce, бесповоротно вошла в нашу повседневную жизнь. Сегодня в Интернете можно купить все: от посуды и косметики до автомобиля. И если еще пару лет назад электронная торговля вызывала подозрение и недоверие, то сегодня ей отдает предпочтение все больший и больший процент населения всего земного шара.
Глобальное проникновение Интернета продолжает расти, особенно в Африке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной и Центральной Азии. С каждым годом растет число обладателей мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты, соответственно параллельно этому процессу растет и число пользователей Интернета. Обладание этими технологиями оказывает значительное влияние на использование и развитие маркетинга и электронной коммерции. Поскольку электронная
коммерция хотя и специфическая, но все же разновидность торговли, то конкуренция не обошла ее стороной. Для того чтобы привлечь внимание потребителей и расширить свое присутствие в Интернет-пространстве, многие электронные коммерсанты используют несколько онлайн-моделей, включая:
• непосредственную торговлю в Интернет-магазинах;
• онлайн-витрины в сторонних Интернет-магазинах;
• и, наоборот, включение сторонних витрин в собственный Интернет-магазин;
• продажу продукции другим электронным предприятиям розничной или оптовой торговли;
• социальные сети и приложения электронной коммерции;
• маркетинговые программы, где один бизнес продает продукты другому в обмен на комиссию.
Так как сейчас происходит настоящий бум электронной торговли, особенно на рынках развивающихся стран, розничные торговцы все чаще рассматривают электронную коммерцию в качестве ключевого элемента в своих стратегиях глобального расширения. Возможность участвовать в международной электронной коммерции помогает стимулировать рост электронных торговых площадок и альтернативных Интернет-каналов.
Среднегодовые темпы роста рынка электронной коммерции в мире по дан-
На примере аналитического исследования консалтинговой компании Deloitte можно проследить, как стремительно развивается мир электронной коммерции в составе Топ-50 крупнейших электронных предприятий розничной торговли. Так, по данным 2014 г., американская компания Amazon продолжала доминировать в мире электронной розничной торговли с чистым объемом продаж, равным почти 61 млрд долл. JD.com, ранее известный как Beijing Jingdong Century Trade Co., Ltd. and 360 buy Jingdong Inc., занял второе место с объемом электронных продаж примерно 10,8 млрд долл., за ним следует всемирно известный американский гигант, крупнейшая розничная ТНК ми-
ным eMarketer, основного портала по исследованиям маркетинга, СМИ и коммерции, составляют около 18-20 % в год. Это примерно 3-4 % от общего ритейла в России и до 10-12 % в США и других развитых странах; таким образом, средний мировой уровень составляет примерно 6-8 %. По некоторым прогнозам доля электронной коммерции в общем ритейле достигнет 20 % в ближайшие несколько лет [5]. Для компаний данного сектора игнорирование онлайн-рынка сегодня равносильно смерти завтра.
ра, Wal-Mart и его 10 млрд долл. США в продажах электронной коммерции [4].
Подавляющее большинство Топ-50 крупнейших электронных предприятий розничной торговли, а именно 39 представителей этого рейтинга, являются многоканальными предприятиями розничной торговли с реальными складами и магазинами, а не только существующие в виртуальном пространстве. Что касается географической распространенности, то половина компаний из рейтинга Топ-50 базируются в Соединенных Штатах и в Европе (19 компаний). И только 5 предприятий находятся на развивающихся рынках — 4 в Китае и 1 в Бразилии. В среднем электронные продажи этих Топ-50 ритейлеров выросли на 26,6 % по сравнению с 2013 г.
Рисунок 1 — Мировые продажи e-commerce, трлн долл., % изменений к предыдущему году [5]
Таблица 1 — 10 крупнейших компаний на рынке электронной коммерции
в 2014 г. [4]
Место в Место в Название компании Объем Доля объема Темпы
Топ-50 Топ-250 и страна базирования продаж в электронных роста элек-
по миро- электронной продаж тронной
объему вых коммерции к общим коммерции,
продаж ритей- (млн долл.) продажам, % %
леров
1 15 Amazon.com Inc. (США) 6903,0 100,0 17,7
2 92 JD.com, Inc. (Китай) 10 826,8 100,0 66,2
3 1 Wal-Mart Stores, Inc. (США) 10 000,0 e 2,1 29,9
4 46 Apple Inc. (США) 9000,0 e 30,8 12,5
5 70 Otto (GmbH & Co KG) (Германия) 8188,9 e 61,3 7,0
6 5 Tesco PLC (Великобритания) 5250,5 e 5,3 11,0
7 99 Liberty Interactive Corporation (США) 4884,0 47,4 10,9
8 13 Casino Guichard- Perrachon 3952,8 6,2 19,4
S.A. (Франция)
9 59 Suning Commerce Group Co., Ltd. (Китай) 3536,3 21,3 43,9
10 34 Macy's, Inc. (США) 3100,0 e 11,1 37,8
В дополнение к экономически эффективному привлечению клиентов часто на незнакомой территории инфраструктура торговых площадок предлагает продавцам широкий выбор необходимых услуг по поддержке, необходимых для эффективного функционирования бизнеса — в том числе способы оплаты, обслуживание клиентов, маркетинг и продвижение.
Уже хорошо известная многим россиянам, Alibaba Group, наиболее популярное направление электронной коммерции в Китае, является крупнейшим в мире электронным рынком, компанией с валовой выручкой всех продавцов площадки (ВВ1111) в 272,8 млрд долл. США в 2014 г., а это почти вдвое больше, чем у ранее упомянутого Amazon. Alibaba работает исключительно от сторонних платформ бизнес-моделей и состоит из двух основных сайтов электронной коммерции: Taobao, где потребители продают другим потребителям, и Tmall, где розничные тор-
говцы продают непосредственно потребителям. eBay является третьим по величине электронным рынком с общим ВВПП в 76,4 млрд долл. США и предлагает продукты только сторонних продавцов. Кроме того, растущие онлайн-ритейлеры такие, как: Sears, Wal-Mart, Best Buy и Tesco, включают сторонние торговые площадки на свои интернет-витрины. С помощью этого обеспечивая своим клиентам гораздо больший выбор продуктов и функций, без необходимости искать их в другом месте, и одновременно это позволяет реальным розничным компаниям получать весомую часть доходов от онлайн-продаж.
Если отойти от рейтинга Топ-50 крупнейших розничных электронных торговцев и рассмотреть рынок электронной коммерции вида B2C (бизнес для конечного потребителя) в географическом контексте по регионам, то ситуация будет выглядеть следующим образом (табл. 2).
Таблица 2 — Мировые продажи по регионам направленности B2C,
млрд долл. США [5]
Регион Год
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Азиатско -Тихоокеанский 301,2 383,9 525,2 681,2 855,7 1052,9
Северная Америка 379,8 431,0 482,6 538,3 597,9 660,4
Западная Европа 277,5 312,0 347,4 382,7 414,2 445,0
Центральная и Восточная Европа 41,5 49,5 58,0 64,4 68,9 73,1
Латинская Америка 37,6 48,1 57,7 64,9 70,6 74,6
Ближний Восток и Африка 20,6 27,0 33,8 39,6 45,5 51,4
Всего по миру 1058,2 1251,4 1504,6 1771,0 2052,7 2357,4
Исходя из данных, приведенных в таблице, легко можно проследить тенденцию к стремительному набору оборота рынка электронной коммерции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где, начиная с 2014 года потребители начали больше тратить на покупки-онлайн, чем жители Северной Америки, сделав его крупнейшим региональным рынком электронной коммерции в мире. Это, прежде всего, объясняется наличием в данном регионе, такой страны, как Китай, входящего в Топ-10 рынков электронной коммерции в 2015 г. Огромные онлайн-прибыли в Китае, а также Индии и Индонезии, будут способствовать росту электронной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом, достигнув в 2017 г., по прогнозам анали-
тиков eMarketer, отметки в 1052,9 млрд долл. США.
Вышеуказанная тенденция подтверждается статистическими данными за прошлый 2015 год, где электронная торговля рассматривается в страновом разрезе. Так, крупнейший онлайн-рынок, как уже упоминалось, сформировался в Китае с объемом мировых продаж в 562,66 млрд долл. США, это на 62 % больше, чем объем электронных продаж в Соединенных Штатах Америки. Электронные продажи в остальных странах, вошедших в десятку, в разы меньше, однако, стоит заметить, что в рейтинг вошла и Россия, заняв девятую строчку с объемом онлайн-продаж 20,3 млрд долл. США (рис. 2).
600 500 400 300 200 100 0
562,66
79,33 74,46
42,62 36,76 28,77 20 3 18 8
J* ^
</ s JT * J
Мировые продажи, млрд долл. США
Рисунок 2 — Топ-10 мировых рынков e-commerce*
* Составлен автором по данным [1]
Согласно проведенному исследованию того же пресс-центра РауОпНпе выяснилось также, каким техническим устройствам чаще всего отдается предпочтение, какие из них наиболее удобны при совершении покупок онлайн [пэй-пол]. Так, в подавляющем большинстве случаев жители земного шара, независимо от страны проживания, предпочитают использовать компьютеры и ноутбуки, около 70 % случаев; предпочтение планшетам и смартфонам при онлайн-закупках разделилось примерно поровну по 15 %. Также примечательно, что, например, в Великобритании онлайн-торговля составляет около 30 % от всей экономики страны; в Японии почти 97 % пользователей Интернета совершают покупки в сети, тогда как в России это делают всего лишь 13 %.
Несмотря на достаточно сильную укорененность глобальных электронных торговцев в онлайн-пространстве, им все еще сложно конкурировать с национальными игроками на локальных рынках. Получение признания иностранными виртуальными потребителями ничем не отличается от признания обычных иностранных розничных торговцев на местном рынке реальными потребителями, им точно так же необходимо адаптировать свое предложение под особенности конкретной страны. Поэтому особенной популярностью пользуется привлечение сторонних электронных рынков. Особенно прослеживается эта тенденция на развивающихся рынках, где покупателей переводят непосредственно на торговые площадки, многие из которых стали признанными и надежными брендами. Их выбор и удобство очень ценны для потребителей, так же, как и их масштабы и наличие обширной базы потенциальных клиентов.
Как уже было представлено ранее на рисунке 2, Россия на сегодняшний день занимает 9-е место среди наиболее развитых мировых рынков электронной
коммерции. За семилетний период, с 2008 по 2014 г., отечественная интернет-торговля в среднем росла на 42,5 % в год. И даже в сложные кризисные 2008 и 2009 годы онлайн-продажи возрастали на 79 % и 75 % соответственно. За прошедший 2015 год объем российского рынка e-commerce, по оценкам аналитиков АКИТ — Ассоциация компаний интернет-торговли, увеличился на 6,2 % в денежном выражении, преодолев отметку в 760 млрд руб., для сравнения в 2014 году эта сумма составляла 713 млрд руб. По прогнозам на 2016 год, объем рынка электронной коммерции в России продолжит расти и достигнет 850 млрд руб. [1].
Импорт купленных на зарубежных онлайн-площадках товаров вырос на 73 %, составив 135 млн отправлений в 2015 г. За первый квартал 2016 г. ввоз иностранных посылок уже увеличился на 182 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Эти данные позволили аналитикам АКИТ сделать прогноз на количество импортных посылок из зарубежных интернет-магазинов в 2016 г., которые должны увеличиться на 170 % — 230 млн отправлений [1].
Бесспорное предпочтение в зарубежных онлайн-покупках наши соотечественники отдают предметам бытовой техники и электроники (32,3 %), одежде (23,4 %), обуви и аксессуарам (11,6 %).
Участники электронного рынка и аналитики констатируют наметившийся с начала этого года факт роста интернет-торговли: крупные онлайн-ритейлеры фиксируют увеличение среднесуточного числа заказов на 14 % и более, причем это происходит на фоне падения общероссийской розничной торговли в среднем на 6-7 %, по данным Росстата [2], и падения реальных доходов граждан почти на 7 %. Данную тенденцию можно объяснить текущим финансовым кризисом, который подстегивает развитие электронной коммерции и влияет на основные потребительские
тренды. Сейчас население подходит к выбору продуктов более прагматично, предпочитая совершать покупки онлайн, при этом выбирая более дешевые аналоги по всем категориям товаров.
Таким образом, неоспоримым становится факт прогрессивного развития электронной коммерции, особенно на рынках развивающихся стран. Конечно, нельзя сказать, e-commerce полностью заменит и вытеснит реальную розничную и оптовую торговлю, но конкурировать с ними она может и доказывает это статистическими данными. Именно поэтому многие реальные торговые ТНК осваивают виртуальное пространство для увеличения объема своих доходов.
Библиографический список
1. Интернет-торговля в России. Итоги 1 квартала 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akit.ru/wp-content/uploads/ 2016/05/E-commerce_1 Q2016-FINAL.pdf.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / Информация о социально-экономическом положении России январь-февраль 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info /oper-02-2016.pdf. — C. 50-55.
3. Топ-10 рынков eCommerce / Инфографика от 28.03.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://payonline.ru/news/analyst/24832.
4. Deloitte. Global Power of Retailing 2015. Embracing Innovation [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www2.deloitte .com/ru/ru/pages/cons umer-business/articles/global-powers-of-retailing.html. — C. 32-36.
5. Global B2C Ecommerce Sales to Hit $1.5 Trillion This Year Driven by Growth in Emerging Markets. Asia-Pacific leapfrogs North America to become world's largest regional ecommerce market [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.emarketer.com/Article/Global-B2C-Ecommerce-Sales-Hit-3615-Trillion-This-Year-Driven-by-Growth-Emerging-Markets/1010575.
Bibliographic list
1. Online shopping in Russia. The results of the 1st quarter of 2016 [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.akit.ru/wp-content/uploads/ 2016/05/E-commerce_1 Q2016-FINAL.pdf.
2. The official website of the Federal State Statistics Service / Information about the socio-economic situation in Russia in January-February 2016 [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info /oper-02-2016.pdf. — P. 50-55.
3. Top 10 eCommerce markets / In-fographics dated 28.03. 2016 [Electronic resource]. — Mode of access: http://payonline.ru/news/analyst/24832.
4. Deloitte. Global Power of Retailing 2015. Embracing Innovation [Electronic resource]. — Mode of access: http://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/cons umer-business/articles/global-powers-of-retailing.html. — P. 32-36.
5. Global B2C Ecommerce Sales to Hit $1.5 Trillion This Year Driven by Growth in Emerging Markets. Asia-Pacific leapfrogs North America to become world's largest regional ecommerce market [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.emarketer.com/Article/Global-B2C-Ecommerce-Sales-Hit-3615-Trillion-This-Year-Driven-by-Growth-Emerging-Markets/1010575.