Научная статья на тему 'Взаимосвязь развития гражданского общества и института выборов'

Взаимосвязь развития гражданского общества и института выборов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
736
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь развития гражданского общества и института выборов»

Иными словами, всестороннее гармоничное развитие личности студента, осуществляемое в высшем учебном заведении, имеет в качестве одного из определяющих компонентов его правовую культуру. В связи с этим особенно важными видятся следующие направления учебно-воспитательной работы: разработка и внедрение интегрированных образовательных программ, направленных на формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций в сфере правового регулирования; последовательная работа по ознакомлению студентов с основами правовой культуры во вспомогательно-досуговых формах; вовлечение студентов в активные виды деятельности, способствующие формированию правовой культуры (молодежные форумы, научные конференции, конкурсы инновационных проектов и др.); знакомство с основными способами самостоятельного формирования правовой грамотности (периодические издания, комментарии, базы данных, другие информационные ресурсы).

Все это способствует развитию у молодого человека чувства патриотизма, способности самостоятельно оценивать общественнополитическую обстановку в государстве, соблюдения и защиты своих гражданских прав и свобод, а также членов общества и граждан страны.

В. П. Журавлев

Взаимосвязь развития

гражданского общества и института выборов

По инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева в нашей стране в последние годы значительно активизировалась работа по улучшению качества народного представительства в органах власти, учета мнений всех граждан России как обязанности демократического государства.

Решение этих задач зависит от развития отношений, возникающих в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путем участия граждан в деятельности партий, различного рода общественных организаций и движений, гражданских инициатив, ассоциаций, и разумеется в выборах в органы власти.

В выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 4 декабря 2011 г., а с ними были совмещены очередные выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва, приняли участие 51,51 % избирателей от общего числа избирателей Ленинградской области. Это на 2 % меньше, чем на предыдущих выборах в Государственную Думу в 2007 г. На выборах Президента Российской Федерации 4 марта нынешнего года активность избирателей составила 63,24 %, что даже немногим меньше, чем на аналогичных выборах в 2008 г.

9

Послевыборный период (от декабря 2011 г.) показал новое состояние гражданского общества. Многие граждане отчетливо понимают: насущные проблемы зачастую решаются солидарными действиями, а политическая система может иметь прямое касательство к повседневной жизни граждан.

По данным территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в Ленинградской области насчитывается 1701 общественное объединение, из них имеют возможность участвовать в выборах почти 800 (по уставу). Действуют региональные отделения всех семи политических партий.

Общественные объединения упрощают коммуникации между гражданами и властными структурами, реализуют потенциал социального капитала.

В Ленинградской области многие общественные организации играют большую роль в жизни муниципальных районов. Активно развивается сотрудничество с органами власти. Однако в Концепции содействия развитию институтов гражданского общества и защиты прав человека в Ленинградской области, одобренной в 2009 г. правительством Ленинградской области, отмечается, что некоммерческие организации несколько отстранились от общественных процессов. Крайне редко кандидатуры в составы избирательных комиссий выдвигают общественные организации и движения, что не может не оказать отрицательного влияния на электоральное поведение.

Действующее в стране законодательство предполагает возможность заключения соглашений между политической партией и какими-либо общественными объединениями, позволяющих включать в состав кандидатов, выдвигаемых политической партией, вы-движенцев-общественников. Так вот такие соглашения есть только у регионального отделения партии «Единая Россия».

В принципе такая невысокая активность общественных объединений понятна, так как они вправе выдвигать свои кандидатуры только на выборах в органы местного самоуправления, на выборах в органы государственной власти право выдвигать кандидатов имеют только политические партии, возможно самовыдвижение, но только на выборах депутатов Законодательного собрания. Действительно, насколько интересен институт политических партий избирателям, настолько и проявляется их активность на выборах партийных кандидатов.

Для того чтобы инициировать большую активность общественности на выборах, избирательная комиссия Ленинградской области интенсивно взаимодействует с Общественной палатой, инициирует проведение перед выборами областных форумов общественных объединений. По нашему предложению во многих муниципальных образованиях созданы клубы избирателей, в которых как раз и работают прежде всего представители общественных организаций.

10

При нашей Комиссии создан и активно работает Общественный молодежный совет, а также Школа молодого избирателя. В муниципальных образованиях проводится много мероприятий с молодыми избирателями, в основном в активных конкурсных формах.

Во всей этой в первую очередь просветительской работе помогают наши учебно-методические материалы и издания по избирательному праву и избирательному процессу. Многие годы мы активно сотрудничаем с учебными заведениями, в том числе с ЛГУ имени А.С. Пушкина, с обществом «Знание». В результате активность молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет возросла с 15-20 % до 45-55 % в зависимости от вида выборов.

Нам представляется, что за счет такой систематичной и целенаправленной работы по повышению правовой культуры избирателей и их активности создана база для серьезного шага в развитии институтов гражданского общества, прежде всего общественных организаций и их вовлеченности в избирательный процесс, в том числе через формирование новых политических партий. А как известно, совсем недавно приняты изменения в федеральный закон о политических партиях, предоставившие возможность создавать партии численностью от 500 человек, вместо 40 тыс. как было раньше.

Конечно, важной основой этих общественно-политических процессов является обновляющаяся правовая база, те сущностные изменения в законодательстве о выборах, которые сейчас происходят по инициативе политического руководства страны. Это изменение порядка выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, при котором сохраняется пропорциональная избирательная система, но обеспечивается представительство избирателей всех субъектов Российской Федерации в Государственной думе. При этом образуются 225 территориальных единиц по территории страны на основе единой нормы представительства избирателей. Им должны соответствовать региональные группы кандидатов в федеральных списках кандидатов, выдвигаемых партиями. В одной группе должно быть не более четырех кандидатов, в федеральном списке - не менее 100 кандидатов. Все политические партии, выдвинувшие федеральный список кандидатов, освобождаются от сбора подписей, что значительно упрощает процедуру регистрации списков.

И конечно, прямые выборы губернаторов, что предусмотрено самыми последними изменениями в федеральном законодательстве. В соответствии с этим у нас в области ведется интенсивная работа по подготовке соответствующего областного закона, в которой непосредственное участие принимает наша избирательная комиссия, наделенная правом законодательной инициативы в соответствии с Уставом области.

Интересной новацией здесь является так сказать «муниципальный фильтр» для кандидатов на должность губернатора, при кото-

11

ром кандидат при своем выдвижении должен заручиться поддержкой определенного процента от числа депутатов муниципальных советов. Кстати, в составе советов депутатов муниципальных образований области, как и в Законодательном собрании, среди выдвиженцев партий только те, что выдвигались парламентскими партиями, представленными в Государственной думе.

По всей видимости, эта политическая палитра в нашем регионе станет существенно более пестрой и разнообразной на ближайших муниципальных выборах в 2014 г. (выборы в Законодательное собрание проходили в декабре 2011 г. совместно с выборами депутатов Государственной думы).

В дальнейшем мы будем инициировать принятие комплексной региональной целевой программы правового просвещения избирателей с акцентом на молодежь, с учетом практической работы избирательной комиссии Ленинградской области по реализации ежегодных плановых мероприятий в данном направлении. Планируем ввести информационный день в преддверии очередных выборов в органы власти, предусматривающий встречи с избирателями представителей органов государственной власти, избирательных комиссий, органов местного самоуправления, общественных объединений в целях наиболее полного информирования избирателей о предстоящих выборах и повышения внимания и доверия избирателей к избирательному процессу.

А Центральной избирательной комиссии Российской Федерации мы предложили инициировать внесение изменений и дополнений в законодательство о выборах, предусматривающих дополнительные гарантии своевременного предоставления избирателям развернутой информации (в средствах массовой информации, в специальных брошюрах, буклетах и т. п.) о кандидатах в списках кандидатов, выдвигаемых политическими партиями на выборах в органы государственной власти, с учетом разделения списков на территориальные группы.

Возросшие политическая активность и требовательность граждан к власти, разумеется, вызывают необходимость безусловного обеспечения законности на выборах. Одно из важных условий в данном случае - профессиональная работа наблюдателей, статус которых определен законом.

Практика работы с наблюдателями показывает необходимость более требовательного порядка их назначения. Для партий это может быть утверждение кандидатур на соответствующем партийном уровне, определенном в законе и уставе. Также способствовать плодотворной работе наблюдателей и комиссий будет определение более раннего срока их направления в комиссии, их регистрации (по аналогии с доверенными лицами). Пока же наблюдатели зачастую незнакомы с избирательным процессом и многие их жалобы и замечания сводятся к эмоциональным, не основанным на законе претензиям.

12

На прошедших выборах Президента России было организовано широкое общественное наблюдение. Однако законодательно статус общественного наблюдателя не определен. Сложилась, на наш взгляд, неестественная ситуация - массово идет работа общественных наблюдателей, деятельность которых не урегулирована законом. Очевидно, проблему надо решать, не откладывая надолго.

В завершение выступления хотелось бы отметить, что процессы развития институтов гражданского общества и институтов избирательного права в значительной мере взаимосвязаны.

Все вышесказанное подтверждает тезис: гражданское общество - неотъемлемый общественный институт государства, а внимание граждан и их объединений к выборам власти - важнейший показатель зрелости гражданского общества.

Ю. Г. Иваненко

Необходимые условия развития правового государства

При всей своей актуальности и в настоящее время идеи «правового государства», его модель, способы строительства, развития и совершенствования, не являются новыми для философии, теории государства и права, других наук. Безусловно, что с формированием такого политического института, как государство его субъекты, олицетворяющие соответствующую власть, общество в целом и отдельные граждане стали иметь собственное представление о таком режиме совместного существования. Идеал общественного устройства всегда был и по-прежнему будет целью многих политических и собственно правовых решений, а также многочисленных научных исследований.

Следует согласиться с высказанным в нашей современной доктрине мнением, что основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления1.

Частью 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принимая 12 декабря 1993 г. Конституцию, многонациональный народ России выразил желание жить в правовом государстве, однако само по себе наличие подобного правового акта, имеющего высшую силу, создало лишь юридическую основу развития государства с данной целевой установкой, но не обеспечивает фактического правового режима без других необходимых условий.

1 Философия права. Курс лекций: учеб. пособие: в 2 т. / С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. М., 2011. Т. 1. С. 179.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.