Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ВУЗУ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ВУЗУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое здоровье / социальная адаптация / адаптированность / социально-психологическая адаптация / уровень невротизации / благополучие студентов

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.А. Хисариева

В статье дается обзор изучения темы взаимосвязи психологического здоровья и адаптированности студентов к вузу. Предлагается определение, описание и характеристика психологического здоровья и социальной адаптации. Исследуются адаптированность студентов к группе и к учебной деятельности, а также показатели психологического компонента здоровья: уровень невротизации, физическое функционирование, ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, интенсивность боли, общее состояние здоровья, жизненная активность, социальное функционирование, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, психическое здоровье. В результате исследования обнаружена положительная корреляция психологического здоровья и адаптированности студентов к группе и к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ВУЗУ»

Н.А. Хисариева

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ВУЗУ

В статье дается обзор изучения темы взаимосвязи психологического здоровья и адаптированности студентов к вузу. Предлагается определение, описание и характеристика психологического здоровья и социальной адаптации. Исследуются адаптированность студентов к группе и к учебной деятельности, а также показатели психологического компонента здоровья: уровень невротизации, физическое функционирование, ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, интенсивность боли, общее состояние здоровья, жизненная активность, социальное функционирование, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, психическое здоровье. В результате исследования обнаружена положительная корреляция психологического здоровья и адаптированности студентов к группе и к учебной деятельности.

Ключевые слова: психологическое здоровье, социальная адаптация, адаптированность, социально-психологическая адаптация, уровень невротизации, благополучие студентов.

Расстройства психологического здоровья - проблема общественного здравоохранения во всем мире, особенно среди студентов первого курса вузов, которые чаще других возрастных групп испытывают подобные проблемы.

Хотя многие исследования были в значительной степени сосредоточены на диагностике психологического здоровья и лечении его нарушений, мало внимания уделялось профилактике или облегчению психологических заболеваний среди студентов, особенно среди тех, кто проходит обучение в вузе первый год [1; 3; 5]. Крайне важно повышать осведомленность о проблемах психологического здоровья, особенно среди студентов первого курса вузов. Факторами, влияющими на психологическое здоровье студентов, могут выступать уязвимость, самоадаптация к учебным заданиям, финансовые проблемы, отношения с друзьями и семьей. Напротив, поведение, связанное с заботой о себе, способствует психологическому здоровью и приводит к счастью и эффективности обучения среди студентов в вузе [4].

Посещение вуза является очень сложным опытом, который может изменить жизнь студентов, принося истинное удовлетворение. Однако многие исследования указывают на то, что существует большое количество учащихся, не способных выполнить свои обязательства и закончить учебу. Исследование О.В. Лякишевой и С.Б. Казаковой показало, что 40% всех студентов не смогли окончить обучение, а значительная часть — 57% бросивших учебу — уехали до начала второго года обучения [5].

Поступление в университет знаменует собой переходный период для молодежи. В ходе этого перехода учащиеся сталкиваются с новыми проблемами, такими как принятие независимых решений о своей жизни и учебе, адаптация к академическим требованиям, взаимодействие с разнообразным кругом новых людей. Кроме того, многим учащимся приходится, часто впервые, покидать свои дома и дистанцироваться от своих родителей. Эти проблемы могут повлиять на психологическое здоровье и благополучие студентов высших учебных заведений. Действительно, есть данные о том, что нагрузка на психологическое здоровье студентов ложится на них сразу же после поступления в университет, и, хотя она снижается на протяжении всей учебы, позже не возвращается к доуниверситетскому уровню. Кроме того, вероятность испытать общие психологические проблемы, такие как невроз, тревога и стресс, увеличивается в подростковом возрасте и достигает пика в начале взрослой жизни в возрасте около 23 лет, что делает студентов первого курса вузов особенно уязвимой социальной группой в этом контексте.

За последние десятилетия интерес к психологическому здоровью и благополучию студентов вузов вырос в геометрической прогрессии. Вероятно, это связано с тремя взаимосвязанными проблемами. Во-первых, хотя студенты вузов сообщают о том же уровне психологического здоровья, что и их сверстники,

© Н.А. Хисариева, 2022.

Научный руководитель: Забелина Екатерина Вячеславовна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Челябинский государственный университет, Россия.

не обучающиеся в вузах, недавние исследования указывают на рост и серьезность психологических проблем и поведения, связанного с обращением за помощью, у студентов вузов во всем мире в последние годы. Некоторые исследователи называют эти тенденции возникающим «кризисом психологического здоровья» в высшем образовании.

Во-вторых, психологический дистресс в раннем взрослом возрасте связан с неблагоприятными краткосрочными последствиями, такими как плохая посещаемость вуза, успеваемость, вовлеченность и завершение обучения, и другие в долгосрочной перспективе, к которым относятся дисфункциональные отношения, повторяющиеся проблемы с психологическим здоровьем, исключение из университета, более низкий уровень занятости и снижение личного дохода.

В-третьих, широко распространено мнение, что высшие учебные заведения предлагают уникальные возможности для укрепления психологического здоровья и благополучия молодых людей, поскольку они обеспечивают единую интегрированную среду, охватывающую академическую, профессиональную и социальную деятельность, а также медицинские услуги и другую поддержку. Однако большинство студентов университетов, испытывающих проблемы с психологическим здоровьем и плохое самочувствие, не получают лечение, и, хотя университеты продолжают расширяться, растет обеспокоенность тем, что услуги, доступные для оказания поддержки студентам, не развиваются с такой же скоростью.

Первый год обучения кажется наиболее важным для адаптации в вузе из-за большого количества возможных трудностей адаптации, которые он может вызвать. Обзор литературы по адаптации выявляет множество релевантных конструктов, связанных с адаптацией в университете, такие как тревога, невроз, низкая стрессоустойчивость, гнев, психологические заболевания, показательные для негативной адаптации. Все это должно уравновешиваться хорошей психологической адаптацией, удовлетворенностью сферой деятельности, способностью разрабатывать новые стратегии совладания со стрессом, лучшим чувством функционирования эго (самоэффективность, самооценка) и благополучием, что свидетельствует о положительной адаптации.

Адаптация в первый год обучения в вузе представляет собой среди прочего независимое функционирование, которое включает внутреннюю мотивацию к обучению, удовлетворенность собственным времяпрепровождением, посещение учебных занятий и выполнение заданий. Согласно Тинто (1996), основными причинами исключения студентов из университетов являются трудности с учебой и адаптацией, новые и трудные цели, слабая приверженность, внешняя мотивация к обучению, финансовая недостаточность, изоляция. Академические проблемы, проблемы со здоровьем, финансовый кризис, социальные и личные проблемы по отдельности или в сочетании могут создать серьезные проблемы с адаптацией влекущие сложности с окончанием обучения.

Проблематику психологического здоровья и социальной адаптации студентов затрагивали в своих исследованиях отечественные и зарубежные ученые. В рамках данной проблематики субъектное становление личности рассматривали К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, К.К. Платонов и др. Исследования личностного и профессионального становления специалиста представлены трудами Э.Ф. Зеера, Л.М. Митиной и другими. Труды В.А. Ананьева, И.В. Дубровиной, Л.Р. Кашкаревой, В.М. Розина, О.В. Хухлаевой, О.В. Лебедевой заложили фундамент к изучению психологического здоровья.

Тем не менее, в исследованиях вышеуказанных авторов недостаточно изучена взаимосвязь психологического здоровья и адаптированности студентов к вузу, что определяет актуальность данного исследования.

В данном исследовании взаимосвязи психологического здоровья и адаптированности студентов к вузу были применены следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования, психодиагностический метод (психологическое тестирование), методы математической статистики. Диагностика психологического здоровья проводилась с помощью методик: шкала для психологической экспресс диагностики уровня невротизации В.М. Бехтерева и опросник SF 36 оценка качества жизни (John E. Ware). Для диагностики адаптированности студентов в вузе использовался опросник Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крылова. С целью установления взаимосвязей применялся коэффициент корреляции Спирмена.

Исследование проводилось на базе «Челябинского государственного университета». В исследовании приняли участие 80 студентов 1 курса (54 девушки и 26 юношей) в возрасте от 18-23 лет.

Сначала диагностировались показатели психологического здоровья студентов. По методике Шкала для психологической экспресс диагностики уровня невротизации им. В.М. Бехтерева, были получены следующие результаты (Таблица 1, Рис. 1).

Таблица 1

Результаты исследования по шкале экспресс-диагностики уровня невротизации (в % испытуемых)

Уровень невротизации Процент испытуемых

Очень низкий 0

Низкий 7,5

Пониженный 13,75

Неопределенный 56,25

Повышенный 20

Высокий 2,5

Очень высокий 0

■ Очень низкий уровень неврогизацни

Низкий уровень неврогизацни

Пониженный уровень неврогизацни

Неопределенный уровень неврогизацни

■ Повышенный уровень неврогизацни

Рис. 1. Результаты исследования по шкале экспресс-диагностики уровня невротизации

Таким образом, в ходе проведения исследования по шкале экспресс-диагностики уровня невротиза-ции было выявлено, что преобладающая часть испытуемых 56,25% обладает неопределенным уровнем невротизации, что характеризуется средним уровнем напряженности, беспокойства, средней фрустрируе-мостью различными внешними и внутренними обстоятельствами. Чем ниже уровень невротизации, тем лучше состояние психологического здоровья, что соответственно ведет к уменьшению количества неврозов и фобий.

Согласно методике "SF-36 Health Status Survey" - опроснику для определения оценки качества жизни (John E. Ware), были получены следующие результаты (Таблица 2, Рис. 2)

Таблица 2

Результаты исследования по опроснику SF-36 (%)_

Шкалы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Физическое функционирование 38,75 61,25 0

Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием 0 100 0

Интенсивность боли 1,25 98,75 0

Общее состояние здоровья 8,75 83,75 7,5

Жизненная активность 11,25 81,25 7,5

Социальное функционирование 17,5 75 7,5

Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием 7,5 92,5 0

Психическое здоровье 16,25 68,75 15

БР 36 оценка качества жизни

120

и Низкий уровень ■ Средний уровень и Высокий уровень Рис. 2 Результаты исследования по опроснику SF 36

В ходе проведения диагностики психологического здоровья по опроснику SF-36 было выявлено, что преобладающая часть испытуемых обладает средним уровнем по шкалам:

1.Шкала Физическое функционирование (PF): составляет 61,25 баллов (выше среднего по интерпретации данных от 0 до 100). Показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность студентов 1 курса вуза не ограничивается состоянием их здоровья.

2. Шкала Ролевое (физическое) функционирование (RР): составляет 100 баллов (максимальный уровень по интерпретации данных от 0 до 100), влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность не ограничена физическим состоянием испытуемых студентов 1 курса вуза.

3.Шкала Боль (Р): Интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома составляет 98,75 баллов (выше среднего по интерпретации данных от 0 до 100). Показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль минимальна и не ограничивает активность студентов 1 курса вуза.

4.Шкала Общее здоровье ^Н): составляет 83,75 балов (выше среднего по интерпретации данных от 0 до 100) оценка респондентами своего состояния здоровья в настоящий момент.

5.Шкала Жизнеспособность (УГ): составляет 81,25 баллов (выше среднего по интерпретации данных от 0 до 100) подразумевает ощущение себя полным сил и энергии.

6.Социальное функционирование (SF): составляет 75 баллов (выше среднего по интерпретации данных от 0 до 100), указывает на то, что физическое или эмоциональное состояние не ограничивает социальную активность (общение).

7. Эмоциональное функционирование (RE): выявлено 92,5 баллов (выше среднего по интерпретации данных от 0 до 100) предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние не мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности.

8.Психическое здоровье (МН): 68,75 баллов (выше среднего по интерпретации данных от 0 до 100), что указывает о положительном уровне психического благополучия студентов 1 курса вуза.

Данные результаты характеризуют преобладающую часть испытуемых студентов как людей, обладающих уровнем физического и психологического компонента здоровья выше среднего.

Далее были диагностированы параметры адаптированности студентов к вузу по методике исследования адаптированности студентов в вузе (Т. Д. Дубовицкой, А. В. Крылова). Результаты представлены в таблице 3 и на рис. 3.

Таблица 3

Результаты диагностики по методике исследования адаптированности студентов _в вузе (Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крылова) (%)_

Уровень Шкала адаптированности к учебной группе Шкала адаптированность к учебной деятельности

Низкий 12 17,5

Средний 73 67,5

Высокий 15 15

Результаты исследования по методике исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкой, A.B. Крылова)

НИЗКИЙ СРЕДНИЙ высокий

■ Шкала адаптированности к учебной группе ■ Шкала адаптированность к учебной деятельности

Рис. 3. Результаты исследования по методике исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крылова)

В ходе проведения диагностики по методике исследования адаптированности студентов в вузе (Т.Д. Дубовицкой, А. В. Крылова) было выявлено, что преобладающая часть испытуемых (73%) обладает средним уровнем адаптированности к учебной группе. Данные результаты характеризуют преобладающую часть испытуемых как студентов, которые могут находить доверительный контакт с одногруппни-ками, если что-то не понятно, могут спокойно обратиться за помощью, ведут себя в соответствии с правилами и нормами принятыми в вузе

Кроме того, было выявлено, что преобладающая часть испытуемых (68%) обладает средним уровнем адаптированности к учебной деятельности. Данные результаты характеризуют преобладающую часть испытуемых как студентов, выполняющих учебные задания, способных обратиться за помощью к преподавателю и выразить свои мысли.

Корреляционный анализ обнаружил наличие значимых взаимосвязей между показателями психологического здоровья студентов и уровня их адаптированности к вузу (Таблица 4).

В результате корреляционного анализа было выявлено наличие статистически достоверной корреляции на уровне значимости 0,01 между адаптированностью к учебной группе и уровнем невротизации, ролевым функционированием, обусловленным физическим состоянием, жизненной активностью, социальным функционированием, ролевым функционированием, обусловленным эмоциональным состоянием, психическим здоровьем.

Также было выявлено наличие статистически достоверной корреляции на уровне значимости 0,01 между адаптированностью к учебной деятельности и уровнем невротизации, жизненной активностью, социальным функционированием, ролевым функционированием, обусловленным эмоциональным состоянием, психическим здоровьем.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа показателей психологического здоровья студентов и _уровня их адаптированности к вузу_

Невроти-зация Физическое функ-ционирова-ние Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием Интенсивность боли Общее состояние здоровья Жизненная активность Социальное функ-ционирова-ние Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием Психическое здоровье

Адаптиро-ванность к учебной группе -0,654** 0,155 ,290* -0,079 0,071 ,640** ,614** ,664** ,651**

P 0,000 0,169 0,009 0,488 0,531 0,000 0,000 0,000 0,000

Адаптиро-ванность к учебной деятельности -0,680** 0,122 ,272* -0,129 0,082 ,690** ,675** ,675** ,687**

P 0,000 0,282 0,015 0,255 0,468 0,000 0,000 0,000 0,000

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)

Выявленные взаимосвязи психологического здоровья и адаптированности студентов к вузу наглядно представлены в виде корреляционных плеяд (Рис. 4 и 5).

Рис. 4. Корреляционная плеяда адаптированности к учебной группе и психологического здоровья

Выявленные корреляции могут свидетельствовать о том, что у студента с более высокими показателями комфортного ощущения себя в группе, связан более выраженный оптимизм и спокойствие, менее выраженная фрустрируемость различными обстоятельствами; более высокие показатели повседневной деятельности личности; более высокие показатели жизненной активности и энергии; большее количество социальных контактов, не зависящих от эмоционального состояния; более высокие показатели выполнения повседневной работы, обусловленные эмоциональным состоянием; большая позитивность эмоций.

Рис. 5. Корреляционная плеяда адаптированности к учебной деятельности и психологического здоровья

Также выявленные корреляции могут свидетельствовать о том, что с большей легкостью осваивания учебных предметов, выполнения учебных заданий студентом, связаны более выраженный оптимизм и спокойствие, менее выраженная фрустрируемость различными обстоятельствами; более высокие показатели повседневной деятельности личности; более высокие показатели жизненной активности и энергии; большее количество социальных контактов, не зависящих от эмоционального состояния; более высокие показатели выполнения повседневной работы, обусловленные эмоциональным состоянием; большая позитивность эмоций.

Таким образом, психологическое здоровье и адаптированность студентов к вузу положительно взаимосвязаны.

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологического здоровья и адаптирован-ности студентов к вузу могут быть положены в основу практической работы с абитуриентами и студентами первого курса всех специальностей. Выявленные факторы социально-психологической адаптации могут быть использованы при разработке программ психологического сопровождения студентов первого курса.

Библиографический список:

1.Колесов Д. В. Проблема адаптации в возрастной физиологии // Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 2019. - 152 с.

2.Лякишева О.В., Казакова С.Б Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности М-во образования и науки Российской Федерации, Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2018. - 151 с.

3.Максимова Г.П. Модернизация воспитания в современном вузе: становление, проблемы, инновационный поиск // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России: материалы Междунар. пед. форума. Секция 3: Программы и концепции современного воспитания как основа социальной технологии развития современной России. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2017. С. 265-269.

4.Осипов, Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности: дис. . канд. педагогических наук. М., 2020. - 128 с.

5.Репьева Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Электронный ресурс]. URL: ttp://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva. (дата обращения: 15.05.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ХИСАРИЕВА НАРГИЗА АЗАМЖОНОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.