Научная статья на тему 'Адаптированность студентов 1-го курса к учебной группе и к учебной деятельности'

Адаптированность студентов 1-го курса к учебной группе и к учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2284
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / адаптированность / учебная деятельность / учебная группа / adaptation / adaptability / training activities / study group

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Раимжанов Сардор Солижонович

В статье рассматривается уровень адаптированности студентов 1-го курса к учебной деятельности и к учебной группе в Сибирском государственном университете путей сообщения, а также понятие адаптации, социально-психологической адаптации и адаптированности. Исследование, проведенное со студентами первого курса, выявило этапность процесса адаптации; уровни адаптации. Результаты исследования показали необходимость управления адаптацией первокурсников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1ST COURSE STUDENTS ADAPTATION TO A STUDY GROUP AND EDUCATIONAL ACTIVITY

The article deals with the level of students of the 1st course adaptability to educational activity and educational group in the Siberian State University of Communications, as well as the adaptation of the concept of social and psychological adaptation and adaptability. The study was conducted with the first-year students, it revealed phasing of the adaptation process; adaptation levels. Results of the study showed the need to manage of university freshmen adaptation.

Текст научной работы на тему «Адаптированность студентов 1-го курса к учебной группе и к учебной деятельности»

УДК 378+316.6

АДАПТИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА К УЧЕБНОЙ ГРУППЕ И

К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раимжанов Сардор Солижонович.

Сибирский государственный университет путей сообщений, г.Новосибирск, студент, mr.raimzhanov055 @gmail .com.

Аннотация. В статье рассматривается уровень адаптированности студентов 1-го курса к учебной деятельности и к учебной группе в Сибирском государственном университете путей сообщения, а также понятие адаптации, социально -психологической адаптации и адаптированности. Исследование, проведенное со студентами первого курса, выявило этапность процесса адаптации; уровни адаптации. Результаты исследования показали необходимость управления адаптацией первокурсников вуза.

Ключевые слова: адаптация, адаптированность, учебная деятельность, учебная группа.

1ST COURSE STUDENTS ADAPTATION TO A STUDY GROUP AND

EDUCATIONAL ACTIVITY

Raimzhanov Sardor Solizhonovich.

SSURT, Novosibirsk, student, [email protected].

Abstract. The article deals with the level of students of the 1st course adaptability to educational activity and educational group in the Siberian State University of Communications, as well as the adaptation of the concept of social and psychological adaptation and adaptability. The study was conducted with the first-year students, it revealed phasing of the adaptation process; adaptation levels. Results of the study showed the need to manage of university freshmen adaptation.

Key words: adaptation, adaptability, training activities, study group.

Успех адаптации зависит от актуализации резервных возможностей студентов, а также от их готовности к преодолению различного рода препятствий, которые могут встречаться им в процессе обучения, а также с коммуникацией в учебной группе. В психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать виды: адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.); адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций) [2]. Чем раньше произойдет адаптация студента к учебной деятельности и к учебной группе, то тем раньше обучающиеся сможет реализовать весь свой потенциал, а также актуализировать необходимые для успешного обучения познавательные и

126

личностные ресурсы. Исследователи, изучающие адаптацию, указывают на наличие различных подходов к понятию психологической адаптации, на неоднозначность определения [3, 4, 7].

В отечественной психологии адаптация рассматривается как активный процесс усвоения личностью социального опыта, овладения социальными ролями, навыками общения; как явление включенности личности в социальную среду, в общественно - полезную деятельность на основе наиболее значимых особенностей; как процесс и результат функционирования целостной саморегулирующейся системы; как сложный процесс, включающий в себя такие аспекты, как оптимизация постоянного взаимодействия личности с окружением и установление адекватного соответствия между физиологическими и психическими характеристиками [4, 8].

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающий формирование цели и программы поведения, мотивацию адаптивного поведения. И в каждом случае процесс адаптации приобретает эмоциональную окраску и динамику в соответствии с особенностями психики человека [1].

Традиционно считается, что адаптация, как способность к гибким перестройкам и трансформации деятельности при изменении условий ее реализации, осуществляется на различных уровнях: биологическом, социальном, психологическом [3, 4, 5].

Психологический уровень адаптации позволяет успешно принимать решения, быть ответственным, проявлять инициативу; социально-психологический уровень -усваивать общественные нормы и ценности, самореализовываться как личность. Состояние адаптации является основой процесса развития личности [6].

В результате, адаптация студентов к учебной деятельности и к учебной группе - это сложный и многофакторный процесс, изучение которого необходимо строить в соответствии с концепцией комплексного подхода. Результативную сторону процесса адаптации в нашем исследовании отражает понятие «адаптированность». Соответственно, адаптированность студентов к учебной деятельности и к учебной группе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов: удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и в неучебных ситуациях в вузе; принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям; способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей; умение студента находить консенсус в различных стрессовых ситуациях со своей учебной группой [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что адаптированность к учебной группе и к учебной деятельности играет немаловажную роль в процессе адаптационного периода студента в вузе.

Для исследования адаптации студентов первого курса Сибирского государственного университета путей сообщения использовался метод тестирования по методике «Адаптированность студентов в вузе», авторы которой Т.Д.

Дубовицкая и А.В. Крылова. В анкетировании приняли участие 30 студентов 1 курса экономического факультета Сибирского государственного университета путей и сообщения (25 девушек, 5 юношей).

Результаты исследования представлены в таблице 1, и рисунке 1. Таблица - 1. - Результаты изучения адаптации респондентов СГУПСа

Респонденты Кол-во Высокие показатели Средние показатели Низкие показатели

1* 2* 1* 2* 1* 2*

Юноши 5 2 1 2 3 1 1

Девушки 25 11 10 12 12 2 2

1 *учебная группа 2*учебная деятельность

Как мы видим из таблицы 1, высокие показатели адаптированнности к учебной группе у юношей имели 2 респондента, средние показатели - также 2 респондента, а низкие показатели 1 респондент. Что же касается адаптированности к учебной деятельности, то высокие показатели имелись у 1 респондента, средние показатели - у 3 респондентов, низкие показатели имеет 1 респондент.

Так же в таблице представлены показатели адаптированности девушек к учебной группе и к учебной деятельности. Высокие показатели адаптированности к учебной группе составили 11 респондентов, средние 12 респондентов, низкие 2 респондента. К тому же, высокие показатели адаптированности к учебной деятельности у девушек составили 10 респондентов, средние - 12 респондентов, низкие - 2 респондента.

Таким образом, из представленных результатов опроса мы видим, что высокие показатели, в основном, наблюдаются у девушек, а у юношей преобладают низкие и средние показатели. Это говорит о том, что респонденты женского пола имеют намного лучшую адаптированность к учебной группе и к учебной деятельности, в отличие от юношей. Анализ результатов исследования представлен на рисунке 1.

I Юноши С ] Девушки

25

Высокий уровень адаптации

44%

40%

Всего ре спондентов

40%

Учебная группа

20%

Средний уровень адаптации

48%

52%

40%

60%

Низкий уровень адаптации

20%

Учебная Учебная группа Учебная деят. деят.

8%

Учебная группа

20%

8%

Учебная деят.

Рис. 1. Шкала адаптированности респондентов к учебной деятельности и к

учебной группе.

Из рисунка 1 видно, что высокий уровень адаптации к учебной группе у девушек - 44%, а у юношей - 40%. Далее высокий уровень адаптации к учебной деятельности у девушек равен 40%, а юношей 20%. Средний уровень адаптации у

5

девушек составляет 48%, а у юношей 40%. Этот же уровень адаптации к учебной деятельности у девушек составляет 52%, а у юношей 60%. Низкий уровень адаптации к учебной группе и к учебной деятельности совпадает у юношей (8%) и у девушек (20%).

Исходя из результатов тестирования, можно сделать вывод о том, что респонденты, которые имеют высокий или средний уровень адаптированности к учебной группе, так же имеют схожие уровни адаптированности и к учебной деятельности. Такую же взаимозависимость можно выделить и с респондентами, имеющие низкие показатели.

Результаты исследования показали, что уровень адаптированности у большинства студентов к учебной группе и к учебной деятельности довольно высок, но при этом есть необходимости более внимательного отношения кураторов, а также преподавательского состава вуза к студентам, имеющим низкий уровень адаптированности.

Таким образом, адаптация первокурсников в Сибирском государственном университете путей сообщения - процесс сложный, многоплановый, влияющий на дальнейшую жизнедеятельность студентов, их личностное развитие, требующий помощи, поддержки со стороны куратора [1].

Библиографический список:

1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 270 с.

3. Демидова Л.И. Управление социально -психологической адаптацией студентов вуза. // Современные проблемы теории и практики управления персоналом: Сборник научных статей./ отв. ред. Г. М. Залесов. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. - с. 136-140.

4. Демидова Л. И. Психологические средства адаптации лиц в социуме (на примере лиц с ограниченными возможностями в передвижении). Автореферат диссертации. НГПУ, Новосибирск, 2005. - 24 с.

5. Демидова Л. И., Каишник О. И., Брызгалина А. А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности./ Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии// Сборник статей по материалам XXXV международной научно-практической конференции № 12(35) декабрь 2013. Часть II С. 88-92. Изд-во СибАК

6. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. №2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения: 26.01.2017)

7. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс, профилактика / Ф. З . Меерсон. - М.: Наука, 1981. - 284 с.

8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М., 1994. 288 с.

9. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.