Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психологические границы / самооценка / личность / студенты гуманитарного профиля подготовки. / Psychological boundaries / self-esteem / personality / students of the humanities training profile.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина А. В., Косцова М. В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологических границ и самооценки у студентов гуманитарного профиля подготовки. Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о наличии связи самооценки и психологических границ у студентов гуманитарного профиля. Полученные эмпирические данные могут стать основой для создания развивающей программы для студентов гуманитарного профиля по формированию адекватной самооценки через осознание психологических границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гришина А. В., Косцова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES AND SELF-ESTEEM AMONG STUDENTS OF THE HUMANITIES

The article presents the results of an empirical study of the relationship between psychological boundaries and self-esteem among students of the humanities training profile. The results of the correlation analysis suggest that there is a connection between self-esteem and psychological boundaries among students of the humanities according to the following variables. The empirical data obtained can become the basis for creating a developmental program for students of the humanities on the formation of adequate self-esteem through awareness of psychological boundaries.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 159.942.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

© 2023 А. В. Гришина1, М. В. Косцова2

1 кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, докторант кафедры психологии и дефектологии Сочинского государственного университета e-mail:nast_kostsova @ mail. ru

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Севастополь)

2кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail:mashasev @ mail. ru

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет»

(г. Севастополь)

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологических границ и самооценки у студентов гуманитарного профиля подготовки. Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о наличии связи самооценки и психологических границ у студентов гуманитарного профиля. Полученные эмпирические данные могут стать основой для создания развивающей программы для студентов гуманитарного профиля по формированию адекватной самооценки через осознание психологических границ.

Ключевые слова: психологические границы, самооценка, личность, студенты гуманитарного профиля подготовки.

THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES AND SELF-ESTEEM AMONG STUDENTS OF THE HUMANITIES

© 2023 A. V. Grishina1, M. V. Kostsova2

1Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology, Doctoral Student of the Department of Psychology and Defectology of Sochi State University e-mail: nast_kostsova@mail.ru

Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education " V. I. Vernadsky Crimean Federal University" (Sevastopol)

2Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department

of Psychology e-mail: mashasev@mail.ru

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Sevastopol State University" (Sevastopol)

The article presents the results of an empirical study of the relationship between psychological boundaries and self-esteem among students of the humanities training profile. The results of the correlation analysis suggest that there is a connection between self-esteem and psychological boundaries among students of the humanities according to the following variables. The empirical data obtained can become the basis for creating a developmental program for students of the humanities on the formation of adequate self-esteem through awareness of psychological boundaries.

Keywords: psychological boundaries, self-esteem, personality, students of the humanities training profile.

В последние годы в психологии возрастает интерес к изучению феномена «психологические границы», представляющего собой динамичное психологическое образование, которое отражает степень доступности сознанию личности внешних воздействий, понимание отдельного от других собственного «Я» и осознание окружающих как отдельных субъектов, обладающих таким же собственным «Я». Интерес к изучению психологических границ связан с их значимостью для оптимального функционирования личности. Границы обеспечивают взаимодействие личности между «Я» и окружающим миром, позволяют выделять себя из среды и формировать личностное психологическое пространство, определяют личностную идентичность и индивидуальную жизненную стратегию развития. Особенно значимо, на наш взгляд, изучение психологических границ личности в критические для ее становления периоды, одним из которых является период юношеского возраста (студенчество) [1].

В научной литературе изучению психологических границ уделяли внимание многие исследователи, как зарубежные (Г. Аммон, П. Бернхард, М. Кляйн, Ф. Перлз, В. Тауск, Э. Хартманн и др.), так и отечественные (Т. С. Леви, С. К. Нартова-Бочавер, Т. В. Пивненко, А. А. Стреленко, Г. В. Тимошенко, О. А. Шамшикова, Е. О. Шамшикова). В их исследованиях определено понятие психологических границ, описаны их функции и особенности становления [4].

Некоторые возрастные особенности психологических границ, в том числе юношеского возраста, рассмотрены в работах таких авторов, как П. Бернхард, Д. А. Бескова, Н. Я. Большунова, А. А. Стреленко.

Одной из проблем в сфере изучения психологических границ личности является рассмотрение их взаимосвязи с различными личностными особенностями. В частности, имеются исследования, посвященные изучению связи психологических границ личности с уровнем эмпатии (Т. В. Костяк), с личностными переживаниями (И. В. Иванова), с уровнем интеллекта (М. М. Кончаловская) и другими характеристиками [5].

Особый интерес, на наш взгляд, представляет изучение взаимосвязи психологических границ и самооценки личности, поскольку выстраивание границ во многом определяется чувством самоценности и самопринятия. Высокая самооценка повышает риск вхождения личности во взаимоотношения с окружающими без взаимопонимания и уважения. Низкая самооценка, неспособность отказать другому приводит к обесцениванию своих чувств. Психологические границы дают личности возможность сохранить самосознание и собственную идентичность. Следовательно, самооценка может влиять на построение психологических границ, а психологические границы определяют уровень самооценки [2].

В результате анализа литературы было определено, что психологические границы связаны с различными личностными особенностями. Среди факторов, связанных с психологическими границами, можно также указать самооценку личности, которая оказывает влияние на осознание человеком себя. Однако исследований, посвященных изучению данной взаимосвязи, в научной литературе практически нет.

В соответствии с этим выдвинута корреляционная гипотеза: психологические границы личности связаны с уровнем самооценки:

- чем выше уровень самооценки, тем устойчивее психологические границы;

- чем выше самооценка, тем интенсивнее проявляются суверенность физического тела, привычек, ценностей, социальных связей, суверенность ценностей.

Эмпирическое исследование организовано на базе гуманитарно- педагогического института Севастопольского государственного университета. В психодиагностике принимали участие 42 студента, обучающихся по гуманитарным направлениям «Психология», «Дошкольное образование». Возраст испытуемых в группах от 19 до 23 лет.

Для достижения цели отобраны следующие методики для диагностики самооценки и психологических границ: методика «Психологическая граница личности» Э. Хартманна; тест-опросник «Суверенность психологического пространства» (С. К. Нартова-Бочавер), а также методика исследования самооценки личности С. А. Будасси; экспресс-диагностика уровня самооценки (Н. П. Фетискин, Г. М. Мануйлов).

По результатам изучения уровня самооценки с помощью методики «Исследование самооценки личности» С. А. Будасси можно сделать вывод, что большинство студентов гуманитарного профиля (психологи и педагоги) имеют адекватную самооценку (нормальную), которую мы определили у 23 студентов (54,8%). Данные учащиеся могут быть охарактеризованы как личности, признающие наличие собственных достоинств и недостатков, что дает возможность обеспечить адекватную самоуверенность, уровень притязаний, давать адекватную оценку своим возможностям при различных жизненных обстоятельствах.

11 студентов (26,2%) обладают завышенной самооценкой, для которой свойственно стремление к преувеличению своих достоинств, до необъективности высоко оценивать имеющиеся качества, возможности, умения, способности, ставить перед собой нереалистичные задачи. Этих студентов отличает завышенный уровень притязаний, не соответствующий реальным возможностям. В отношении к окружающим они стремятся показать себя в более выгодном свете, казаться лучше, чем есть на самом деле, проявляют самолюбие, гордость, высокомерие, тщеславие. Эти студенты чрезмерно самоуверенны, необъективны в оценке своих достижений, что затрудняет самоанализ и не дает возможность проявлять критичность в отношении себя, препятствует самовоспитанию.

Для 8 студентов (19%) свойственна заниженная самооценка. Данные обучающиеся затрудняются ставить перед собой сколько-нибудь серьезные цели, боясь потерпеть неудачу и не веря в собственные возможности. В отношениях с социумом они отличаются пассивностью, смиренностью, что становится причиной социальной изоляции и отверженности. Зачастую у лиц с низкой самооценкой формируется «комплекс неполноценности»

Таким образом, основная часть студентов гуманитарного профиля (психологи и педагоги) обладают адекватной самооценкой. Однако среди студентов есть лица, имеющие неадекватную самооценку, как завышенную, так и заниженную, что требует особого внимания. Отметим также, что завышенная самооценка среди студентов более распространена, чем заниженная.

Полученные с помощью методики «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин, Г.М. Мануйлов) результаты показывают, что самооценка у большинства студентов нормативная (адекватная), которая была определена у 57,2% студентов гуманитарного профиля. 9 студентов (21,4%) демонстрируют завышенную самооценку. Эти учащиеся в той или иной степени склонны преувеличивать имеющиеся у них качества, возможности, способности. В общении с окружающими демонстрируют всеми возможными способами свое преимущество, высокомерие, самолюбие. Оценивая себя, проявляют необъективность, что приводит к трудностям самоанализа, препятствует приобретению жизненного опыта. У 9 студентов (21,4%) выявлена заниженная самооценка, что указывает на их склонность к низкому оцениванию собственных возможностей, способностей, стремление замечать и определять в себе преимущественно слабые стороны и недостатки, игнорируя достоинства. Данные студенты находятся в сильной зависимости от мнения окружающих (родители, однокурсники, педагоги и т.д.), пассивны в социальных контактах, малообщительны, отличаются неуверенностью в себе, имеют трудности с личностным благополучием, не умеют самостоятельно ставить и реализовывать цели, предпочитают смириться с ситуацией, чем исправлять ее.

Сравнивая результаты изучения самооценки студентов с помощью методик С. А. Будасси и Н. П. Фетискина, Г. М. Мануйлова, отметим, что они в целом идентичны. Расхождения в результатах имеются у отдельных испытуемых (3 человека), что может быть объяснено различным подходом в методиках к оцениванию самооценки. В общем результаты можно считать идентичными, а имеющиеся различия не окажут влияния на итоговые результаты исследования.

Дальнейшее исследование предполагало изучение психологических границ у студентов гуманитарного профиля. Тонкость психологических границ обучающихся определяли по методике «Психологическая граница личности» Э. Хартманна.

Результаты показали, что большая часть студентов гуманитарного профиля (45,2%) имеют средний уровень толщины психологических границ, что является нормой. Средняя проницаемость психологических границ свидетельствует о том, что студенты обладают достаточно высокой чувствительностью, способны понять и принять другого человека, присоединиться к его чувствам и переживаниям. Вместе с тем гибкие (нормальные) границы позволяют им изменять свое поведение в зависимости от ситуации, в случае необходимости прекращать общение. При определенных ситуациях личность с адекватными границами проявляет жесткость в границах; при других обстоятельствах, с другими людьми, способна открывать границы (позволять близкому человеку брать свои вещи, приезжать в гости без предупреждения и т.д.). При определенных обстоятельствах лица с разумными психологическими границами могут быть достаточно прозрачными в собственных проявлениях, сохраняя при этом собственную индивидуальность и четко понимая, где заканчивается их «Я» и начинается личность другого. Гибкие границы дают человеку возможность адекватно принимать необходимые решения, удерживать других на необходимой дистанции от себя, не нарушая при этом взаимоотношений. Они способны строить близкие и искренние отношения, при этом не впадают в зависимость от других.

Тонкие психологические границы показали 23,9 % студентов - психологов и педагогов. Данные студенты достаточно легко поддаются на манипуляции, не могут отказать другим, испытывают сложности с тем, чтобы выразить свое мнение, часто в обществе сливаются с другими людьми. Люди, имеющие размытые психологические границы, плохо ощущают собственное «Я», зачастую не способны отделить себя, свои чувства и желания от чувств и желаний других, близких им людей. Они с легкостью

поддаются влиянию чужого мнения, не слыша собственных желаний, достаточно легко и быстро сближаются с другими людьми, влюбляются, впадают в зависимые отношения. Отсутствие осознания собственных границ становится причиной непонимания границ других, что приводит к возникновению подмены своих желаний на желания других людей. Или же, напротив, они считают, что близкому для них человеку свойственны те же желания, эмоции, чувства, что и им. Внешними факторами, а не собственными внутриличностными желаниями определяются их правила поведения, желания, стремления и т.д.

У 30,9 % учащихся чрезмерно толстые (жёсткие) психологические границы, во всех ситуациях они пытаются сохранить их. Зачастую такие люди определяют границы раз и навсегда, строя определенные барьеры, и ни при каких обстоятельствах не позволяют другим их пересечь, невзирая на обстоятельства. Люди с жесткими границами хорошо ощущают собственное «Я», не позволяя другим оказать на него хоть какое-то воздействие. Их внутренний мир закрыт и недоступен, даже по отношению к близким людям. Почувствовать внутренний мир, эмоции и чувства других людей они также не способны.

Результаты показывают, что в основном студенты гуманитарного профиля имеют адекватные, гибкие психологические границы. Однако среди них есть лица, имеющие толстые и тонкие психологические границы, при этом испытуемых с жесткими границами больше, чем с размытыми.

С целью более детального изучения особенностей психологических границ студентов использовалась методика «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер), которая позволяет определить суверенности психологического пространства личности по шести шкалам: суверенность физического тела; суверенность территории; суверенность вещей; суверенность привычек; суверенность социальных связей; суверенность ценностей.

Исходя из полученных данных, можно определить, что в общем у большинства студентов значения характеристик суверенности психологического пространства находятся в пределах нормы. Вместе с тем по каждой из шкал отмечены повышенные и пониженные уровни психологических границ. Рассмотрим отдельно каждую из шкал.

Суверенность физического тела. 50% студентов показывают адекватную (среднюю) суверенность физического тела. Пониженная суверенность (депривированность) по данной шкале присутствует у 23,9% участников исследования, которые отличаются отсутствием отрицательных реакций на попытки других нарушить их соматическое благополучие. 26,1% испытуемых имеют склонность к повышенной суверенности физического тела, для которой характерны некоторые переживания дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении физиологических потребностей.

Суверенность территории. 57% студентов гуманитарного профиля демонстрируют средний уровень данной суверенности. Повышенные уровни отмечены у 23,9% испытуемых, которые остро переживают безопасность собственного физического пространства, на котором они находятся (личной комнаты, жилья и т.д.). Для 19% студентов свойственна депривированность, что проявляется в отсутствии или смазанности территориальных границ личности.

Суверенность мира вещей. Для 57,1% студентов характерны средние показатели суверенности мира вещей (личной собственности). 35,7% опрошенных проявляют пониженные уровни (депривированность), что находит проявление в непризнании ими прав обладания личными, неприкосновенными вещами. Лишь 7,1% студентов имеют повышенные показатели суверенности вещей, что отображается в их стремлении

испытывать повышенное уважение к личной собственности, распоряжаться которой могут только они.

Суверенность привычек. 38,1% принявших участие в исследовании студентов гуманитарного профиля показали средние уровни по данному виду суверенности. Пониженный уровень суверенности привычек выявлен у 28,6% студентов, которые отличаются принятием временной формы организации жизни и не привязываются к определенной жизненной модели, легко меняя поведение и привычки в зависимости от обстоятельств. Повышенный уровень суверенности привычек выявлен у 33,3% испытуемых. Они проявляют стремление придерживаться комфортному для них порядку жизнедеятельности.

Суверенность социальных связей. 40,5% студентов имеют средний уровень по этой суверенности; 26,1% - пониженный уровень, отличающийся наличием у личности понимания на право иметь друзей, одобряемых или не одобряемых близкими. Повышенная суверенность социальных связей определена у 33,3%, которые демонстрируют полный контроль над собственной социальной жизнью.

Суверенность ценностей. 33,3% студентов имеют средние уровни проявления данной суверенности; 35,7% - повышенный уровень, для которого свойственно насильственное принятие чужих для личности, неблизких ей ценностей. 30,9% студентов демонстрируют пониженный уровень суверенности ценностей, который отличается свободой вкусов и мировоззрения.

Общий показатель суверенности у большей части испытуемых находится на средних значениях, которые определены у 59,5% студентов гуманитарного профиля. Умеренные показатели суверенности предполагают способность личности адекватно защищать и контролировать свое пространство, интересы, ценности. Это позволяет успешно развивать свое психологическое пространство. У данных студентов реакция на внедрение извне полностью зависит от ситуации.19% показали пониженную суверенность, которая характеризуется нарушением границ, нарушением приватности, что находит выражение в снижении психологического пространства возможности управлять собственным миром. 21,5% студентов обладают повышенной суверенностью психологического пространства, что говорит об их склонности к активной защите собственных границ, которые, в свою очередь, характеризуются высокой прочностью к внедрениям извне.

Результаты показывают, что суверенность психологического пространства у большинства студентов гуманитарного профиля находится на среднем уровне, что позволяет им иметь пластичные психологические границы, оберегать, контролировать и развивать собственное психологическое пространство, обладать способностью сопереживать и понимать других людей. Также отметим, что относительно отдельных характеристик суверенности психологического пространства наиболее выраженной у студентов является суверенность привычек, суверенность социальных связей, суверенность ценностей. Ниже всего выражена у студентов суверенность вещей.

Дальнейшее исследование предполагало нахождение связи самооценки и психологических границ у студентов гуманитарного профиля. С этой целью в исследовании использовался корреляционный анализ, проведенный с помощью метода ранговой корреляции Спирмена (ге).

Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о наличии связи самооценки и психологических границ у студентов гуманитарного профиля. Были определены:

- положительная связь между самооценкой и широтой психологической границы студентов (г =0,72 и ^ =0,67, при р=0,01), что позволяет говорить о том, что чем выше уровень самооценки у студентов, тем устойчивее их психологические границы;

студентам с низкой самооценкой свойственны более тонкие психологические границы, они легче поддаются на внешние манипуляции, не могут выразить собственное мнение, плохо ощущают собственное «Я», зачастую не способны отделить себя, свои чувства и желания от чувств и желаний других, близких им людей; студентам с высокой самооценкой характерно наличие толстых психологических границ, они ни при каких обстоятельствах не позволяют другим пересечь установленные ими барьеры;

- положительная взаимосвязь между самооценкой и суверенностью физического тела (г =0,769и г =0,746, при р=0,01): чем выше самооценка, тем выше суверенность физического тела студентов, тем в большей степени они склонны к проявлению отрицательных реакций на попытки других нарушить их соматическое благополучие;

- положительная взаимосвязь между самооценкой и суверенностью привычек (г =0,73 и ^ =0,681, при р=0,01): чем выше самооценка, тем выше суверенность привычек у студентов, тем чаще они проявляют стремление придерживаться комфортному для них порядку жизнедеятельности;

- положительная взаимосвязь между самооценкой и суверенностью социальных связей (^ =0,807 и ^ =0,737, при р=0,01): чем выше самооценка, тем выше суверенность социальных связей, тем более склонны студенты к полному контролю над собственной социальной жизнью;

- положительная взаимосвязь между самооценкой и суверенностью ценностей (г =0,794 и г =0,734, при р=0,01): чем выше самооценка, тем выше суверенность ценностей;

- положительная взаимосвязь между самооценкой и общим показателем суверенности (г8 =0,838 и г8 =0,819, при р=0,01): чем выше самооценка, тем выше суверенность; студенты с более высокими показателями самооценки в большей мере стремятся к суверенности психологического пространства, более склонны к активной защите собственных границ, которые характеризуются высокой прочностью к внедрениям извне; студенты с более низкими показателями самооценки отличаются нарушением границ, нарушением приватности, что находит выражение в снижении психологического пространства возможности управлять собственным миром.

Таким образом, проведенное исследование позволило определить уровни самооценки студентов гуманитарного профиля: основная часть обладают адекватной самооценкой; есть лица, имеющие неадекватную самооценку, как завышенную, так и заниженную (завышенная самооценка среди студентов более распространена, чем заниженная).

Также были определены особенности психологических границ у студентов: у большинства она находится на среднем уровне, что позволяет иметь пластичные психологические границы, оберегать, контролировать и развивать собственное психологическое пространство, обладать способностью сопереживать, понимать других людей.

Наиболее выраженной является суверенность привычек, суверенность социальных связей, суверенность ценностей; ниже всего выражена у студентов суверенность вещей.

Корреляционный анализ позволил определить наличие положительных связей самооценки и психологических границ у студентов гуманитарного профиля. Выявлена положительная связь между самооценкой и широтой психологической границы; положительные связи между самооценкой и некоторыми типами суверенности (суверенность физического тела, привычек, ценностей, социальных связей, суверенность ценностей).

Полученные эмпирические данные могут стать основой для создания развивающей программы для студентов гуманитарного профиля по формированию адекватной самооценки через осознание психологических границ.

Библиографический список

1. Бисингалиева, Ж. А. Исследование взаимосвязи психологических границ и суверенности психологического пространства / Ж. А. Бисингалиева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Том 7. - № 3. - С. 29.

2. Гришина, А. В. Взаимосвязь алекситимии и стиля поведения в конфликте у студентов-психологов / А. В. Гришина, М. В. Косцова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2023. - № 2(66). - С. 298304. - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4886 (дата обращения: 13.08.2023).

3. Гришина, А. В. Уровни алекситимии у старшеклассников с разными типами эмоциональной направленности личности / А. В. Гришина, М. В. Косцова, В. А. Быстрюков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 3(59). - С. 474-481. - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.rU/api/v 1/get pdf/4089 (дата обращения: 13.08.2023).

4. Манвелян, Н. Г. Особенности функции психологической границы личности у студентов гуманитарных и технических специальностей / Н. Г. Манвелян // Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика : сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Уфа, 18 февраля 2020 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. - С. 211-217.

5. Нартова-Бочавер, С. К. Психологические границы личности: взросление и культура / С. К. Нартова-Бочавер. - Москва : Издательство «Памятники исторической мысли», 2018. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.