ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 2. С. 25-31. УДК 159.99
DOI: 10.25513/2410-6364.2019.2.25-31
О. Ю. Гроголева
СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОР СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Рассматривается суверенность психологического пространства как предиктор суицидального риска в подростковом возрасте. В ходе исследования выявлялись взаимосвязи и влияние различных сфер суверенности на параметры суицидального риска. С целью проверки гипотезы проводился сравнительный анализ суверенности психологического пространства у подростков с высоким и низким уровнями суицидального риска. Результаты исследования подтвердили предположение о том, что нарушенность личностных границ и депривированность по всем параметрам психологического пространства может способствовать невротизации личности и возникновению депрессивных состояний, которые являются признаками суицидальной направленности подростков.
Ключевые слова: риск самоубийства; суверенитет психологического пространства подростков.
O. Yu. Grogoleva
THE SOVEREIGNTY OF ADOLESCENTS' PSYCHOLOGICAL SPACE AS A PREDICTOR OF SUICIDAL RISK
The article considers the sovereignty of the psychological space as a predictor of suicidal risk in adolescence. The study revealed the relationship and the impact of different areas of sovereignty on the parameters of suicidal risk. In order to test the hypothesis, a comparative analysis of the sovereignty of psychological space in adolescents with high and low suicidal risk levels was conducted. The results of the study confirmed the assumption that the violation of personal boundaries and deprivation in all parameters of the psychological space can contribute to the neurotization of the personality and the occurrence of depressive states that are signs of a suicidal orientation of adolescents.
Keywords: suicide risk; the sovereignty of the psychological space adolescents.
Ситуация, связанная с высоким уровнем суицидального риска у современных подростков, не перестает оставаться актуальной. По данным Минздрава Омской области наблюдается следующая статистика суицидальных действий у подростков: в Омской области незавершенных суицидов - 1 319 случаев (74 - среди несовершеннолетних), в Омске - 759 (46 - среди несовершеннолетних). Случаев завершенного суицида в регионе - 516 (21 - среди несовершеннолетних), в том числе в Омске - 220 (13 - среди несовершеннолетних) [1]. Не менее пугающей и кри-
тичной является внутренняя статистика относительно суицидальной активности несовершеннолетних в России. Ю. А. Фесенко, заместитель главного врача Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина, представил статистические данные, озвученные на Всероссийском селекторном совещании «Проблема и профилактика суицидов среди несовершеннолетних», которое состоялось 20 марта 2017 г. Были представлены следующие результаты о динамике суицидальной активности (завершенные суициды) несовершеннолетних в России
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-01300500.
© Гроголева О. Ю., 2019
с 2011 по 2016 г.: 2011 г. - 728; 2012 г. - 653; 2013 г. - 558; 2014 г. - 519; 2015 г. - 685; 2016 г. - 720. Озвученные данные позволяют говорить о резком повышении количества завершенных суицидов несовершеннолетних в последние годы после относительного спада суицидальной активности в 2013 и 2014 г. [2]. В связи с этим актуальным и первостепенным становится вопрос о необходимости проведения экстренных мер по профилактике суицидального поведения среди детского населения, требующий комплексного изучения причин суицидального риска и условий его формирования у подростков.
Риск суицида, несомненно, связан с возрастными особенностями подростков: импульсивностью, вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, отсутствием опыта разрешения конфликтных ситуаций и др. Однако важно помнить, что подобные возрастные проявления - результат не только физиологических и пубертатных изменений. Суицидальные намерения подростков - это, прежде всего, следствие дисгармоничных отношений с самим собой и окружающей средой. Подобное состояние личности может быть связано с депривированностью психологического пространства, что проявляется в чувстве отстраненности от реальности, самоотчужденности и проблемах с выбором объектов самоидентификации. В связи с этим представляется актуальным исследование взаимосвязи параметров суверенности психологического пространства (СПП) с суицидальной направленностью подростков.
Анализ публикаций отечественных авторов показал, что связь суверенности психологического пространства с суицидальным риском и эмоциональным благополучием подростков практически не изучалась. В работах отдельных авторов была выявлена связь психологической суверенности с личностным и социальным благополучием [3-6]. Результаты исследования, представленные в данных публикациях, демонстрируют адаптивный потенциал суверенности и ее значение в процессе интеграции личности в новые жизненные обстоятельства «без риска утраты собственной идентичности и аутентичности» [7, с. 16]. Так, в исследовании Д. Б. Иркина и Т. Д. Шевеленковой было доказано, что психологически суверенные личности обладают меньшим уровнем невротизации [6, с. 2]. Однако в данных исследованиях недостаточно
учитывался эмоциональный фон благополучия личности, который, с одной стороны, является индикатором фрустрации базовых потребностей, а с другой - представляет собой необходимую основу успешной социальной адаптации личности. В ходе исследования влияния суверенности на эмоциональную устойчивость в период ранней и средней взрослости С. К. Нартова-Бочавер частично раскрывает этот аспект проблемы, обозначая суверенность как «антипредиктор негативного аффекта, депрессии, печали, соматизации и возникновения межличностных проблем» [7, с. 19]. Среди параметров суицидального риска, рассматриваемых в рамках данной статьи, присутствуют переменные, отражающие эмоциональный фон личности: депрессив-ность, невротизация, ангедония, настроение, что в некоторой степени может восполнить пробел в контексте изучения связи суверенности и психологического благополучия личности.
Перейдем к обсуждению дизайна исследования и его результатов. Объектом данного исследования является суицидальный риск в подростковом возрасте. В качестве предмета рассматривается суверенность психологического пространства как предиктор суицидального риска.
Целью данного этапа исследования являлось выявление взаимосвязи между склонностью к суицидальному риску (СР) подростков и СПП. В общую выборочную совокупность вошло 119 подростков в возрасте 13-14 (51 чел.) и 15-16 лет (68 чел.). Соотношение детей по полу: 74 девочки и 45 мальчиков. На этапе сравнения контрастных групп (группы риска по СР и контрольная группа с низким уровнем СР) количество испытуемых составило 19 и 22 человека сооответственно. Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных учреждений г. Омска.
В ходе исследования проверялось предположение о том, что нарушение целостности психологических границ и депривирован-ность психологического пространства оказывают влияние на склонность подростков к суицидальному риску. Изучая СПП как предиктор склонности к СР, мы опирались на положения теории С. К. Нартовой-Бочавер, согласно которым «суверенность проявляется в переживании аутентичности собственного бытия, уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей
жизни, которые она создает либо принимает, уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным желаниям и убеждениям» [8, с. 162].
Решение исследовательских задач осуществлялось с помощью следующего психодиагностического инструментария: опросник «Суверенность психологического простран-ства-2010» (С1II1-2010), методика определения суицидальной направленности (ИСН), опросник на выявление депрессии у детей и подростков CDI, «Опросник суицидального риска» (автор Т. Н. Разуваева) и авторская анкета, направленная на экспертную оценку поведенческих параметров СР. В качестве статистических процедур применялись: критерий Колмогорова - Смирнова, корреляционный анализ Спирмена, U-критерий Манна - Уитни и од-нофакторный дисперсионный анализ ANOVA.
Опросник «С1 II 1-2010» выявляет следующие уровни суверенности:
а) сверхсуверенность (квазисуверенность);
б) нормальная (умеренная) суверенность;
в) депривированность психологического пространства;
г) травмированность психологического пространства (неподтвержденность).
О депривированности пространства можно говорить в том случае, если человек действует, следуя логике обстоятельств и воле других людей, которые им не интериоризи-руются и не принимаются. В подобном случае личность переживает «ощущение подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни и характеризуется затруднениями в поиске объектов среды, с которыми человек себя идентифицирует» [8, с. 163]. По мнению С. К. Нартовой-Боча-вер, активно развивающей идеи субъектно-средового подхода, «целостность личностных границ представляет собой одно из условий душевного здоровья и комфорта человека» [7, с. 272]. В свою очередь депривирован-ность психологического пространства оказывает влияние на возникновение тревожности, агрессивности и низкой самооценки.
Сверхсуверенность (квазисуверенность) С. К. Нартова-Бочавер рассматривает как «явление сверхкомпенсации в ответ на избыточно депривационные воздействия извне», которое сопровождается полным пренебрежением потребностями личности [8, с. 163]. Обсуждая содержание данного типа суверенности, автор обращает внимание на компенсаторный характер квазисуверенности, при ISSN 2410-6364
которой границы охраняются сверх необходимого, а дистанция по отношению к объектам внешнего мира увеличивается [9, с. 254].
В связи с этим чем ниже показатели по шкалам методики «СПП-2010», тем выше де-привированность, отчужденность и подчиненность. Другими словами, выше размытость личностных границ. Высокие показатели свидетельствуют о жесткости личностных границ и склонности отстраняться от контактов и замыкаться на своем внутреннем мире.
Рассматривая явление СР, мы опираемся на трактовку А. П. Чуприкова, Г. Я. Пиля-гиной и В. Ф. Войцех, которые определяют СР как «степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий» [10, с. 11]. Эмпирически СР подростков оценивался по следующим параметрам: депрессивность, невротиза-ция и общительность (признаками риска являлись высокие значения по депрессивности и невротизации при низких показателях по общительности), ангедония, неэффективность, низкая самооценка, негативное настроение, которые определялись по методикам ИСН и CDI. Помимо выявления субъективных признаков с помощью анкеты проводилась экспертная оценка (педагоги и родители) поведенческих проявлений СР (особенности поведения подростка дома, в школе, общение со сверстниками, общее эмоциональное состояние, степень социальной адаптации).
Результаты и их обсуждение
1. Остановимся на результатах решения задачи по обнаружению взаимосвязей. Спецификой итогов корреляционного анализа в данном разделе является наличие как прямых, так и обратных взаимосвязей между параметрами СПП и СР. Применение коэффициента корреляции Спирмена показало, что наибольшее количество значимых обратных взаимосвязей обнаружено между параметрами суицидальной направленности «Депрессивность» и «Невротизация» и шкалами методики «СПП-2010»: «Сувереность физического тела» (га = -0,289 при р < 0,001, га = -0,227 при р < 0,05), «Суверенность территории» (rs = = -0,243 при р < 0,01), «Суверенность привычек» (га = -0,189 при р < 0,05, га = -0,188 при р < 0,05), «Суверенность социальных связей» (га = -0,244 при р < 0,01), «Суверенность психологического пространства (общий показатель)» (га = -0,189 при р < 0,05, rs = = -0,188 при р < 0,05). Обратные связи также
обнаружены между поведенческими параметрами СР и отдельными шкалами методики «С1II1-2010»: «Поведение в школе» с «Суверенностью физического тела» (га = -0,223 при р < 0,05), «Суверенностью привычек» (rs = = -0,217 при р < 0,05), «Суверенностью ценностей» (га = -0,277 при р < 0,01) и «Суверенностью психологического пространства (общий показатель)» (га = -0,185 при р < 0,05). Обнаружено, что «Суверенность социальных связей» находится в обратной зависимости с поведенческим параметром СР «Общение со сверстниками» (га = -0,223 при р < 0,05). Выявленные обратные взаимосвязи свидетельствуют о том, что при нарушении целостности телесных границ (применении физического насилия, контроля пищевого поведения, отсутствия комфорта в жизненном пространстве), депривированности территории, насильственных попытках со стороны родителей изменить комфортный для подростков распорядок, повышенном контроле над социальными контактами ребенка у подростков возрастает вероятность возникновения дис-тимных состояний, апатии, эмоциональной неустойчивости и тревожности, что может являться источником суицидальных мыслей и намерений. В условиях невозможности контролировать интенсивность социальных контактов и вторжений на свою территорию, фрустрированности потребностей, связанных с организацией собственного времени и пространства, а также в отношениях отчужденности, эмоционального непринятия или сим-биотической зависимости от значимых других, которые, возможно, не разделяют и не уважают вкусы и ценности несовершеннолет-
Результаты корреляционного анализа между г и шкалами опросника «СПП-2010» (п|
него, подростки чаще испытывают затруднения в школе и при общении со сверстниками.
В исследовании было также обнаружено большое количество прямых взаимосвязей между параметрами СПП и СР. Напомним, что чем выше показатели по шкалам методики «СПП-2010», тем выше сверхсуверенность и непроницаемость границ психологического пространства личности, что возникает в случае пренебрежения потребностями подростка и может приводить к его чрезмерной изолированности. С «Суверенностью физического тела» выявлены прямые значимые взаимосвязи между следующими параметрами СР: «Негативное настроение» (га = 0,199 при р < 0,05), «Межличностные проблемы» (га = 0,220 при р < 0,05), «Неэффективность» (га = 0,206 при р < 0,05), «Ангедония» (га = 0,188 при р < 0,05). Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем выше депривирован-ность потребностей в физическом контакте с близкими, тем ниже уровень общего эмоционального фона и самоотношения ребенка. Что может проявляться в идентификации подростка себя с ролью плохого, агрессивном поведении, высоком уровне негативизма и непослушания, ощущении собственной неэффективности, а также субъективном чувстве одиночества и неблагополучия.
Значительное количество прямых значимых взаимосвязей с теми же параметрами суицидального риска продемонстрировали следующие шкалы опросника «СПП-2010»: «Суверенность привычек», «Суверенность территории», «Суверенность социальных связей», «Суверенность ценностей», «Суверенность психологического пространства (общий показатель)» (см. табл. ).
аметрами суицидального риска (CDI и анкета) 1ые взаимосвязи, критерий Спирмена)
Параметры СПП / Параметры СР Негативное настроение Межличностные проблемы Неэффективность Ангедония Негативная самооценка Социальная адаптация
Суверенность физического тела 0,199* 0,220* 0,206* 0,188*
Суверенность территории 0,201* 0,186* 0,189*
Суверенность привычек 0,197* 0,219* 0,233* 0,208* 0,218*
Суверенность социальных связей 0,242** 0,263** 0,233* 0,208* 0,218*
Суверенность ценностей 0,433*** 0,464*** 0,495*** 0,435*** 0,424***
Суверенность психологического пространства (общий показатель) 0,306** 0,346** 0,338** 0,315** 0,292**
Примечание. * - прир < 0,05; ** - прир < 0,01; *** - прир < 0,001.
Спецификой корреляции с этими шкалами является наличие значимой прямой взаимосвязи с параметром СР «Негативная самооценка», который, согласно интерпретации методики CDI, сопровождается наличием суицидальных мыслей подростка. Полученный результат позволяет сделать предположение о том, что отсутствие направляющих воздействий со стороны близких в формировании ценностей, привычек, вкусов и норм социального взаимодействия у подростков, что часто наблюдается при попустительском стиле воспитания, негативно отражается на эмоциональном фоне личности подростка, его самооценке и общем отношении к жизни. Данный результат, по нашему мнению, подтверждает обнаруженную нами закономерность при изучении ошибок родительского воспитания -хаос во взаимодействии и отношениях с родителями оказывает значительно более негативное влияние на склонность к суицидальному риску, нежели авторитарные воздействия родителей, которые по-своему, но определяют направление в развитии личности ребенка [11]. Таким образом, изоляция подростка от микро- и макросоциума, установление непроницаемых границ личности представляют опасность в контексте проблемы суицидального риска.
2. Применение одномерного дисперсионного анализа позволило выявить следующую закономерность. «СПП (общий показатель)» оказывает обратное влияние на «Депрессив-ность» ^ = 4,837 при р < 0,01) и «Невротиза-цию» ^ = 3,991 прир < 0,05) и прямое влияние на следующие параметры СР: «Негативное настроение» ^ = 5,282 прир < 0,01), «Межличностные проблемы» ^ = 7,362 при р < 0,001), «Неэффективность» ^ = 5,360 при р < 0,01), «Ангедония» (F = 5,392 при р < 0,01) и «Негативная самооценка» (F = 4,555 при р < 0,05). Полученный результат содержательно совпадает с данными корреляционного анализа. Кроме этого, обнаружено влияние на параметры СР «Суверенности территории», «Суверенности социальных связей» и «Суверенности ценностей». Обращает на себя внимание отсутствие влияния и значимых взаимосвязей параметров СР с «Суверенностью мира вещей». Возможно, данный факт говорит о том, что территориальное и физическое пространство подростков изучаемой выборки достаточно суверенно и автономно, чего не скажешь о границах социальных контактов и
ценностей. Можно предположить, что актуальным фактором, влияющим на суицидальную активность подростков, является не нарушение топологических границ личности, а отсутствие полноценного, комфортного взаимодействия в семейных отношениях, что приводит к дезориентации подростков в системе ценностей и норм взаимоотношений.
3. Сравнительный анализ контрастных групп подростков с низким и высоким уровнями суицидального риска продемонстрировал наличие значимых различий по всем шкалам опросника «СПП-2010»: «Суверенность физического тела» (и = 63 при р < 0,0001), «Суверенность территории» (и = 76,5 при р < 0,001), «Суверенность мира вещей» (и = 77,5 при р < 0,001), «Суверенность привычек» (и = 90,5 прир < 0,01), «Суверенность социальных связей» (и = 30,5 прир < 0,0001), «Суверенность ценностей» (и = 91 при р < 0,01) и «Суверенность психологического пространства» (и = 36 при р < 0,0001) (см. рис.). При этом большая депривирован-ность психологического пространства и нарушение целостности личных границ наблюдается у подростков группы риска.
Таким образом, результаты исследования подтвердили предположение о том, что нарушенность личностных границ и деприви-рованность по всем параметрам психологического пространства может способствовать невротизации личности и возникновению депрессивных состояний, которые являются признаками суицидальной направленности подростков. Однако важно обратить внимание на неравномерность влияния СПП на СР. Результаты корреляционного и дисперсионного анализа продемонстрировали прямой и обратный характер зависимости изучаемых переменных, что свидетельствует о негативном влиянии на развитие личности подростка и его эмоциональный статус не только депри-вации психологического пространства, но и формирования непроницаемых границ личности при квазисуверенности.
Полноценное и системное прогнозирование СР невозможно без рассмотрения комплекса факторов, включая предыдущий опыт, личностные особенности ребенка и актуальную ситуацию его развития. Только комплексное изучение факторов склонности к СР сможет приблизить исследователей к ответу на этот важный вопрос. Именно в данном направлении планируется проведение даль-
нейших исследований. Вселяет надежду одно из положений субъектно-средового подхода, согласно которому «психологическая суверенность стремится сохранить или повысить свой уровень и развивается в онтогенезе в направлении усиления и расширения по отношению к психологическому пространству»
[12, с. 106]. Поэтому ранняя диагностика и психологическое сопровождение подростка и его семьи в трудных жизненных ситуациях могут снизить риск возникновения опасных суицидальных установок и обеспечить превенцию суицидального поведения в возрастной период «пика» СР.
60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
JllJlJI
11111 №
I Высокий уровень СР Низкий уровень СР
III IUI
СФТ CT СВ СП сс сц спп
Рис. Сравнительный анализ параметров СПП у подростков контрастных групп с низким и высоким уровнями СР (ср. значения): СФТ - суверенность физического тела; СТ - суверенность территории;
СВ - суверенность мира вещей; СП - суверенность привычек; СС - суверенность социальных связей; СЦ - суверенность ценностей; СПП - суверенность психологического пространства (общая шкала)
ЛИТЕРАТУРА 5.
1. Доклад главного специалиста отдела охраны здоровья матери и ребенка областного Минздрава Ирины Гордеевой на заседании городской межведомственной комиссии по вопросам демографии, семьи, женщин и де- 6. тей. - URL: https://bk55.ru/news/article/ 90009 (дата обращения: 13.12.2018).
2. Фесенко Ю. А. Мультидисциплинарный подход к профилактике суицидов у детей и подростков // Центр восстановительного лечения «детская психиатрия» имени С. С. Мнухина. - URL: http://www.cvl.spb.ru/ news/multidistsiplinarnyy-podkhod-k-profilak 7. tike-suitsidov-u-detey-i-podrostkov/ (дата обращения: 01.05.2019).
3. Нартова-Бочавер С. К. Психологическая суверенность как критерий личностной зрелости // Феномен и категория зрелости в 8. психологии. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - C. 149-173.
4. Нартова-Бочавер С. К., Астанина Н. Б. «Униженность и оскорбленность» как черта 9. личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психология и общество. - 2014. - № 2. - С. 13-26.
Панина Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Красноярск, 2006. - 24 с.
Иркин Д. Б., Шевеленкова Т. Д. Суверенность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителями // Психология и право. - 2011. - № 3. - URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n3/465 66.shtml (дата обращения: 02.05.2019). Нартова-Бочавер С. К. Психологическая суверенность как предиктор эмоциональной устойчивости в ранней и средней взрослости // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Т. 4. - № 1. - С. 15-28. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб. : Питер, 2008. -400 с.
Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности. - М. : Прометей, 2005. -312 с.
10. Чуприков А. П., Пилягина Г. Я., Войцех В. Ф. Глоссарий суицидологических терминов. -Киев, 1999. - 479 с.
11. Гроголева О. Ю. Ошибки родительского воспитания как предикторы суицидального риска в подростковом возрасте // Вестник
Информация о статье Дата поступления 5 мая 2019
Дата принятия в печать 10 июля 2019
Сведения об авторе
Гроголева Ольга Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Гроголева О. Ю. Суверенность психологического пространства подростков как предиктор суицидального риска // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 2. С. 25-31. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.2.25-31.
Омского университета. Серия «Психология». - 2018. - № 3. - С. 41-53.
12. Нартова-Бочавер С. К. Новая версия опросника «Суверенность психологического про-странства-2010» // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 3. - С. 105-119.
Article info
Received May 5, 2019 Accepted July 10, 2019
About author
Grogoleva Olga Yuryevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].
For citations
Grogoleva, O. Yu. The Sovereignty of Adolescents' Psychological Space as a Predictor of Suicidal Risk. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2019, no. 2, pp. 25-31. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.2.25-31. (In Russian).