ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ СУВЕРЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ1
INTERRELATION OF INDICATORS OF PERSONAL SOVEREIGNTY AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS
Т.В. Казакова, Н.В. Басалаева, T.V. Kazakova, N.V. Basalaeva,
Ж.А. Левшунова Zh.A. Levshunova
Психологическое благополучие, личностная суверенность, показатели личностной суверенности, психологическое здоровье, студенчество. В статье рассматривается феномен личностной суверенности, выступающий показателем психологического благополучия студентов. Экспериментально доказано наличие взаимосвязей между психологическим благополучием и личностной суверенностью на примере студенческой выборки.
Psychological well-being, personal sovereignty, indicators of personal sovereignty, psychological health, studentship.
The article covers the phenomenon of personal sovereignty as an indicator of psychological well-being of students. The existence of interrelations between psychological well-being and personal sovereignty through the example of students' sample group is experimentally proved.
Существующая гуманитарная парадигма не только признает приоритет личностных ценностей, но и понимает образование как специально организованный переход культуры в картину мира [Басалаева, 2010]. Создаваемый в результате многомерный мир человека характеризуется устойчивостью, автономностью и суверенностью. Актуализация феномена суверенности стала возможной в условиях современной социально-психологической культуры общества, предполагающей формирование профессиональных и личностных качеств будущего педагога [Козулина и др., 2013]. Феномен суверенности долгое время рассматривался в рамках политологии, социологии и философии, однако в последнее время разрабатывается достаточно активно и в психологической науке, где определяется как способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, в основе которой - обоб-
щенный опыт успешного автономного поведения [Нартова-Бочавер, 2008].
Все чаще изучается связь психологической суверенности с различными особенностями личности (формированием ценностно-смыслового пространства, психологическим здоровьем, стратегиями жизни и т.д.); разрабатывается диагностический инструментарий для измерения личностной суверенности, конкретизируется само понятие; изучаются разнообразные объективные и субъективные условия, влияющие на суверенность личности. Проблема психологической (личностной) суверенности, а также ее составляющих и показателей в современном обществе имеет большое значение, но изучена недостаточно, что дает возможность для дальнейшего рассмотрения данного психологического явления. Таким образом, все вышеперечисленное и определяет актуальность данного исследования.
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н О
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
а
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 12-06-90814-мол_рф_нр.
S
д
н и
щ
PQ
Проблема суверенности личности имеет сравнительно недавнюю историю в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, С.К. Нартова-Бочавер, С.Л. Рубинштейн и другие). К субъектным проявлениям (свойствам) личности, выделяемым различными авторами, относятся: активность, ответственность, самоконтроль, достоинство, личностные смыслы, ценности, самоопределение, самооценка и другие. Наиболее полно феномен психологической суверенности личности получил свое развитие в концепции психологии суверенности С.К. Нартовой-Бочавер. Согласно С.К. Нартовой-Бочавер, O.P. Валединской, суверенность «представляетсобой условие и результат продуктивной деятельности в разных областях и потому может коррелировать с объективными и субъективными показателями жизненной успешности, адекватными возрастной стадии и конкретной жизненной ситуации человека» [Нартовой-Бочавер, 2002, с. 64].
Таким образом, можно сказать, что суверенность представляет собой необходимое условие развития человека как личности, поддержания его благополучия, психологического здоровья и усиления его субъектности.
Часто суверенность соотносится с положительными явлениями в жизни, тогда как противоположное по значению явление депривиро-ванности связывают с дезадаптацией и низкой личностной эффективностью, что привело к необходимости выделения показателей данного феномена, одним из которых и является психологическое благополучие.
В отечественной науке понятие «психологическое благополучие» личности пока не относится к разряду общепризнанных, несмотря на все возрастающий интерес к этому явлению. B.C. Ширяева, в частности, подчеркивает, что с понятием психологического благополучия ассоциируют целый ряд близких, но не тождественных по значению понятий: «психическое здоровье», «норма», «нормальная и аномальная личность», «позитивный стиль жизни», «эмоциональный комфорт», «качество жизни», «самоактуализированная личность» и др. [Ширяева, 2008].
В данном исследовании мы определяем психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованно-сти этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью [Там же, с.12].
В ходе анализа теоретических источников мы пришли к выводу, что чаще других «психологическое благополучие» соотносится с такой известной категорией, как «психическое здоровье».
В данном контексте интересной представляется точка зрения A.B. Клочко и О.М. Крас-норядцевой о том, что суверенность характеризует не только здорового, активного, полно функционирующего, независимого, сохраняющего динамическое равновесие, самоактуализирующегося и самореализующегося человека, но еще и созидающего свой мир и самого себя; суверенная личность отличается от других тем, что она способна самостоятельно, без посредников выходить к культуре и вычерпывать из нее основания для сохранения и развития своего многомерного мира, то есть самой себя. Другими словами, становясь суверенной личностью, человек получает возможность менять образ жизни, стимулируя тем самым дальнейшее развитие собственного мира. Процесс онтогенетического развития можно рассматривать как постепенное усложнение системной организации. По мере появления определенных новых «мерностей» (значений, смыслов, ценностей) в усложняющейся психологической системе она (система) будет становиться все более и более автономной, независимой, открытой навстречу новым изменениям [Клочко, Краснорядцева, 2001].
Проанализировав состояние данной проблемы на сегодняшний день, можно сказать, что психологическое благополучие студентов носит субъективный характер и выражается в осознании ими своей жизни (целей, смыслов,
достигнутых результатов - когнитивныи компонент) и переживаниях за реализацию целей, своё поведение в окружающем мире (эмоциональный компонент). Студенческие годы - это период профессионального становления, обусловливающий возникновение различных кризисов (адаптации, «вырывания корней», профессионального становления), способных изменить или снизить уровень психологического благополучия студентов. Вследствие этого происходит снижение эффективности учебной деятельности, возникают психосоматические расстройства [Дубровина, 2000].
Немаловажное значение для психологического благополучия студентов имеет их адаптация к бытовым условиям вуза (т. к. для определённой категории студентов обучение связано со сменой места жительства и проживанием в общежитии).
В целях изучения взаимосвязи показателей личностной суверенности и психологического благополучия студентов мы использовали методику К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» (ШПБ) и опросник С.К. Нартовой-Бочавер «Суверенность психологического пространства» (СПП).
Исследование было организовано и проведено в течение 2013 г. на студенческой выборке факультета педагогики и психологии Лесоси-бирского педагогического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Количество выборки 40 человек, средний возраст исследуемых 21 год.
Результаты диагностики суверенности психологического пространства, полученные при проведении опросника С.К. Нартовой-Бочавер «Суверенность психологического пространства личности», свидетельствуют о следующем: наиболее значимой для студентов оказалась шкала «Суверенность территории» (СТ) - 82,5 % от всей выборки, свидетельствующая о необходимости переживания безопасности физического пространства, на котором они находятся (личное жилье, собственная комната). Анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объ-
ектом для оценки со стороны общественности. Поэтому у студентов и возникает потребность устанавливать границы своего пространства. Также это обусловлено особенностями данного возраста, проявляющимися в стремлении к самостоятельности, обособлению, социальной и территориальной автономии. Однако у 8 человек, что составило 22,5 %, выявлен низкий уровень личностной суверенности по этой шкале. Данный факт сами студенты связывают с условиями своего проживания (студенческое общежитие), которые не всегда позволяют чувствовать себя комфортно.
По шкале «Суверенность вещей» (СВ) -67,5 % - она непосредственно связана с одним из новообразований подросткового возраста -чувством взрослости, когда подростки начинают вести себя как взрослые. Так, у 13 испытуемых, что составило 32,5 %, зафиксирован уровень депривированности, свидетельствующий о недовольстве при проявлении неуважения к личной собственности подростков, распоряжаться которой могут только они сами
Далее идет шкала «Суверенность привычек» (СП), которая включает в себя не только принятие временной формы организации жизни, но и ее четкое соблюдение. 62,5 % студентов показали средний уровень по данной шкале, что характеризуется спокойным, адекватным отношением к упорядоченности образа жизни. Однако у 15 испытуемых (37,5 %) выявлен низкий уровень по этой шкале, что проявляется в повышенном беспокойстве, тревожности, вызванной необходимостью менять свои привычки.
Практически одинаковое соотношение показателей имеют остальные шкалы суверенности. Суверенность социальных связей (45 %) характеризуется отсутствием со стороны значимых близких жестких ограничений в общении с теми людьми, с которыми подросток взаимодействует. Это обусловлено тем, что в городе в силу концентрации большого количества жителей и высокой плотности населения на ограниченной территории человеку приходится взаимодействовать и общаться с большим количеством
<С £
С т
о | а Ё
о
Рч
м
т
н о
Рч
о ^
5
о ^
£ а
« с «
X
Н
и
щ м
реальных партнеров. Поэтому как таковых ограничений во взаимодействии не существует. Кроме того, 55 % студентов отмечают внешне заданное, насильственное воздействие с целью установления межличностных отношений.
Стоит отметить, что у 45 % испытуемых суверенность физического тела проявляется в отсутствии попыток нарушить свое соматическое благополучие; «Суверенность ценностей» (СЦ), выявленная у 35 % студентов, подразумевает свободное выражение вкусов и мировоззрения. В частности, возможность сосуществования в городе различных субкультур позволяет молодым людям выразить собственные вкусы и мировоззрение. Однако по шкале СЦ выявлен самый высокий показатель депривирован-ности, которая заключается в принятии неблизких для студентов ценностей. В этом случае отпечаток накладывает образ жизни, в котором больше всего ценятся стабильность, устойчивость и неизменность. Сталкиваясь с этим, молодые люди начинают чувствовать себя достаточно ограниченными в возможностях и свободе выбора.
Данные, полученные в ходе диагностики показателей психологического благополучия студентов, суммируются в общий показатель: 70 % исследуемых выборки оценивают собственное психологическое благополучие на среднем уровне, 5 % студентов чувствуют себя вполне психологически благополучными людьми, а у 25 % испытуемых уровень психологического благополучия ниже нормативного значения.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить интегральный показатель степени направленности студентов на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованное™ этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью.
На основании полученных данных исследования был проведён корреляционный ана-
лиз и составлена интеркорреляционная матрица. Анализ результатов позволил сделать следующие выводы.
1. Шкала «Суверенность вещей» методики «СПП» коррелирует со шкалами опросника «ШПБ»: «Управление средой» (г= 0,45), «личностный рост» (г = 0,72), «Цели в жизни» (г = 0,42) при уровне значимости р<0,001. Это свидетельствует о том, что чем выше показатели по данным шкалам опросника «ШПБ», тем значимее оказывается суверенность в выборе вещей.
2. По шкале «Суверенность привычек» методики «СПП» были обнаружены обратно пропорциональная связь со шкалой «Автономия» (г = -0,60) опросника «ШПБ» и прямо пропорциональные связи со шкалами «Самопринятие» (г = 0,46) и «Индекс психологического благополучия» (г = 0,51) того же опросника при уровне значимости р<0,001. Прямо пропорциональная связь свидетельствует о том, что чем выше показатели по шкале «Суверенность вещей», тем выше у человека уровень самопринятия и психологического благополучия, и наоборот.
3. Между шкалами «Суверенность социальных связей» («СПП») и «Индекс психологического благополучия» («ШПБ») прослеживается прямо пропорциональная связь (г = 0,44) при уровне значимости р<0,001. Данный факт свидетельствует о том, что чем больше человек свободен и независим в установлении социальных контактов, тем выше индекс его психологического благополучия.
4. По шкале «Суверенность ценностей» методики «СПП» были выявлены пропорциональная связь со шкалой «Автономия» (г = 0,61) опросника «ШПБ» и со шкалой «Индекс психологического благополучия» (г = 0,51) того же опросника при уровне значимости р<0,001. Следовательно, можно предположить, что чем выше свобода выражения вкусов и ценностей, тем выше будет переживание собственной обособленности, и наоборот.
Таким образом, результаты корреляционного анализа позволяют говорить о взаимосвязи психологического благополучия и личност-
ной суверенности студентов. Другими словами, 4. доказано, что психологическое благополучие студентов педагогического вуза является показателем их личностной суверенности.
Библиографический список 5.
1. Басалаева Н.В. Проблема становления ценностно-смыслового отношения студентов к будущей профессии // Вестник КГПУ. 2010. № 3. С. 110-114.
2. Валединская O.P., Нартова-Бочавер С.К. Лич- 6. ностное пространство человека и возможности его «измерения» // Психология зрелости и старения. 2002. № 3. С. 60-77. 7.
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: Сфера, 2000. 528 с.
Козулина Ю.Г., Коломейцева И.В. и др. Обеспечение наукоемкости психологических технологий развития инновационной готовности педагогов и психологов образования // Вестник КГПУ. 2013. № 1. С. 145-150. Клочко A.B., Краснорядцева О.М. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. 2001. № 1. С. 4-9. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 317 с. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Хабаровск, 2008.
<С
Î
ч
с m
о
ь
X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о ^ h О Й
Е* W H
s о
Рч
w
0
1
X %
«
«
о w
V
s
ь
l-ч
<с п w с
« s
X
H U
W
м