Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОБЪЕМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОБЪЕМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОБЪЕМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 371.7-053.6

В. Н. Сергеев, Н. И. Ананьев, В. Б. Хасин

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОБЪЕМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

Целиноградский медицинский институт

В свете современных представлений о здоровье человека возрастает значение регионально организованного физического воспитания в школе. В соответствии с этим перед общеобразовательной школой стоит актуальная задача по определению уровня воздействия физических упражнений на организм школьников, выявлению оптимального двигательного режима, при котором достигается гармоничное развитие функциональных и двигательных возможностей учащихся.

Для решения поставленных задач проведено комплексное исследование. Под наблюдением находились 50 учащихся 7-х классов целиноградской средней школы № 11, составивших две экспериментальные группы. Испытуемые были объединены по полу (учащиеся-юноши), возрасту (13— 14 лет), функциональным^данным (все учащиеся отнесены к основной медицинской группе) , режиму обучения (занимались в 1-ю смену). Единственное различие групп состояло в объеме физкультурных занятий. Затраты на физическую культуру и спорт в общем бюджете недельного времени в 1-й группе составили 8—10 ч (кроме уроков физкультуры учащиеся регулярно занимались в секциях волейбола, футбола, баскетбола), во 2-й — 2 ч (учащиеся-неспортсмены, занимавшиеся физическими упражнениями в объеме школьной программы по физическому воспитанию).

Реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую готовность изучали с помощью теста Руфье — Диксона. Концентрацию и устойчивость внимания оценивали психологическим тестом (поиск цифр и квадратов, состоящем из 16 полей).

Функциональное состояние нервно-мышечной системы определяли в теппинг-тесте (4-кратное повторение максимальной частоты движения кисти в течение 10 с после паузы 20 с). Устойчивость тела оценивали, применяя усложненный вариант пробы Ромберга (2-я позиция с закрытыми гла-

зами) и регистрировали на двухканальном осциллографе.

Пробу на моторную реакцию и координацию движения использовали для получения количе-* ственной оценки тонкой корреляции движений' руки. Быстроту и целесообразность рабочих дви-^, жений измеряли на клавишном координациометре типа «Рояль». Показателем коррекции движений служили скорость и точность двигательных действий.

Все измерения указанными методами проводили дважды и, как правило, после второго часа занятий в школе в течение III и IV четверти 1988/89 учебного года. Материалы исследования обработаны методами вариационной статистики.

Сравнительный анализ полученных в результате эксперимента данных показал, что степень и направленность выявленных изменений в группах зависят от регламентации физических упражнений и уровня двигательной активности.

Функциональные сдвиги, вызываемые занятиями физическими упражнениями, носили неидентичный характер. Одну и ту же дозированную нагрузку испытуемые 1-й группы выполняли со значительно меньшей затратой энергии, чем во 2-й, что проявлялось в меньших сдвигах пульса, более выраженной устойчивости реакции при повторении нагрузок, значительном ускорении восстановительных процессов (р<0,001). Для сердечно-сосудистой системы учащихся 1-й группы характерна тенденция к экономизации в состоянии покоя, что выражалось замедлением пульса на 10,9 в минуту по сравнению с показателями обследуемых 2-й группы (р<0,001).

По показаниям скорости двигательного акта и суммарного количества времени, затрачиваемого на выполнение целесообразных рабочих движений, испытуемые 1-й группы значительно превосходили своих сверстников из 2-й экспериментальной

Сравнительные функциональные и психологические показатели школьников 13—14 лет при разных режимах двигательной

активности (М±т)

Группа испытуемых ЧСС в минуту Проба на моторную реакцию и координацию Психологический тест, с Теппинг-тест, число точек Проба Ромберга, %

в покое после нагрузки превышение, % через 1 мин после нагрузки время, с число точных попаданий потеря равновесия наличие тремора

1-я 75,4±1,6 109,0±1,9 44,4±2,7 82,2±1,9 69,2±3,4 4,6±3,0 29,8±1,3 260,0±5,3 4,2±0,25 2,5±0,15

2-я 86,3± 1,5* 125,7±3,0* 45,7±3,5 95,9±3,0* 81,3±2,2* 4,0±0,29 32,6±1,8 224,9±5,8* 11,5±0,66* 10,0±0,50

Примечание. Звездочка — достоверные различия с показателями 2-й группы (р<0,05).

группы (р<0,001). Разница в точности двигательных действий в группах была несущественной (см. таблицу).

Наиболее высокая работоспособность зафиксирована в группе спортсменов. Задания по психологическому практикуму они выполняли на 2,8 с быстрее. Данные по оценке концентрации внимания в обеих группах соответствовали уровню средней степени работоспособности (р>0,05).

Показатели максимальной частоты движения кисти во все периоды испытаний были заметно выше в 1-й группе (р<0,001), причем частота движений у спортсменов в четырехкратном повторении постоянно нарастала, что свидетельствовало о хорошем функциональном состоянии двигательных центров. Во 2-й группе частота движений неуклонно снижалась, что указывало на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

В сравниваемых группах наблюдалась значительная разница в частоте тремора и количестве колебаний тела в пространстве. Нарушение координации функций, проявлявшееся в пошатывании и качании тела вплоть до полной невозможности стоять в исходном положении, отмечалось во 2-й группе в 3 раза чаще. Представление об общем состоянии нервно-психической сферы можно дополнить наличием дрожания пальцев вытянутых рук, которое у лиц спортивного профиля встре-

чалось в 4 раза реже. Наиболее стабильное положение тела в пространстве, укороченная амплитуда тремора рук — характерные признаки школьников из 1-й группы.

Приведенные данные позволяют заключить, что сдвиги, вызываемые занятиями физическими упражнениями, носят нетождественный характер: они нарастают или уменьшаются по мере изменений величины физических нагрузок. Приобретенные двигательные навыки и благоприятное функциональное состояние закрепляются тем эффективнее, чем более систематической и насыщенной была физическая тренировка.

Наименьшая утомляемость, более быстрая восстанавливаемость, возможность более совершенно и точно, с максимальной экономией времени и сил выполнять двигательные действия выявлены у учащихся, имевших 8—10-часовой режим занятий физическими упражнениями в неделю в процессе учебы в школе.

По данным исследования, число часов, отводимое на физическое воспитание школьной программой, не может существенно восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость разработки научно обоснованной системы двигательного режима в школе, создающей предпосылки для гармонического развития личности школьника.

Поступила 09.02.90

© В. И. АГАРКОВ. 1991 УДК 371.7

В. И. Агарков

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния МЛАДШИХ школьников С ПОМОЩЬЮ РИТМА УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Донецкий медицинский институт

Интенсивная умственная работа школьников, как правило, связана с их деятельностью на уроке. Чрезмерный по активности или плохо организованный учебный процесс на уроке зачастую служит причиной преждевременного или выраженного утомления детей, что значительно снижает качество обучения, сказывается на работоспособности и в конечном итоге на психическом здоровье школьников. Поэтому разработка эффективных и доступных для использования способов оптимизации умственной работы учащихся на уроке имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. В связи с этим задача настоящего исследования состояла в изучении гигиенической эффективности рационального ритма учебных действий в оптимизации работоспособности и функционального состояния учащихся в ходе общеобразовательного урока.

Наблюдения проведены на учащихся 3-го класса (30 человек), занимавшихся на уроках с заранее заданным количеством, продолжительностью

и кратностью чередования учебных действий. Под учебными действиями понималось выполнение различных видов учебной работы в процессе урока. Было оценено 9 вариантов урока с различным ритмом учебных действий. Ритм определялся количеством и частотой чередования учебных действий. При этом максимальное количество учебных действий, планируемое на урок, составляло 12— 13, а наибольшая частота чередования — 11 раз. Исследования проводили только в первую смену на уроках с максимальной работоспособностью (2-й урок).

Функциональное состояние организма детей оценивали до и после урока с помощью зрительно-моторной реакции (ЗМР), порога возбудимости зрительного анализатора (ПВЗА), электрокардиографического индекса Р/Т и артериального давления, преимущественно диастолического, как более адекватно отражающего нервно-психиче-ское напряжение учащихся.

Как свидетельствуют данные табл. 1, при нали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.