Вестник Томского государственного университета. 2024. № 500. С. 177-184 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 500. рр. 177-184
Научная статья УДК 796.323
doi: 10.17223/15617793/500/19
Взаимосвязь психических процессов с технической подготовленностью
у баскетболисток 14—15 лет
Вера Степановна Макеева1, Оксана Евгеньевна Шайкина2, Евгения Александровна Широкова3
1 Российский университет спорта, Москва, Россия, [email protected] 2 Воронежская государственная академия спорта, Воронеж, Россия, [email protected] 3 Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected]
Аннотация. Произведена оценка психических процессов и технической подготовленности у девушек-баскетболисток 14-15 лет из команд Тулы и Воронежа. Описаны установленные прямые и обратные связи на высоком и среднем уровне значимости. Показано, что наличие многочисленных связей между показателями технической подготовленности и психическими процессами, связанными с восприятием и переработкой информации на высоком и среднем уровне значимости, свидетельствует о необходимости направленной подготовки баскетболисток 14-15 лет с целью обучения умению управлять сенсорно-перцептивными процессами, различительной чувствительностью, модальностью восприятия информации, оперативным мышлением и вниманием. Ключевые слова: тип восприятия, скорость реакции, индивидуальная минута, тактильная чувствительность, переключаемость внимания, челночный бег, ведение мяча, бросок мяча
Для цитирования: Макеева В.С., Шайкина О.Е., Широкова Е.А. Взаимосвязь психических процессов с технической подготовленностью у баскетболисток 14-15 лет // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 500. С. 177-184. doi: 10.17223/15617793/500/19
Original article
doi: 10.17223/15617793/500/19
The interrelation of mental processes with technical preparedness of basketball players aged 14-15
Vera S. Makeeva1, Oksana E. Shaykina2, Evgeniya A. Shirokova3
1 Russian University of Sport, Moscow, Russian Federation, [email protected] 2 Voronezh State Academy of Sports, Voronezh, Russian Federation, [email protected] 3 Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski, Kaluga, Russian Federation, [email protected]
Abstract. For effective competitive activity in youth basketball, it is necessary to take into account both external and internal factors, since they influence the quality of technical actions in situations of confrontation with an opponent. Features of feeling and perception, as well as the speed of processing information coming from the outside, are closely related to the issues of players finding optimal solutions, which means that the coach needs to properly influence them. The athlete's readiness for professional activity at the level of mental processes (switching attention, error correction, perception of information, etc.) becomes increasingly important and determines the relevance of this study. The research aims to reveal correlations between the technical preparedness and mental processes of basketball players aged 14-15 in the pre-competition period of training. The research objective is to determine the level of interrelations between technical preparedness and the nature of the course of mental processes of basketball players aged 14-15 based on a correlation analysis of data using the nonparametric Spearman criterion. The level of technical readiness was determined by the indicator of the shuttle run completion time, dribbling for 20 meters, figure-eight dribbling for 20 meters, dribbling and shooting, execution time and accuracy of hitting shots from medium and long distances, and free throws. Mental processes were assessed according to the data of the type of information perception (visual, kinesthetic, audial), motor response rates, estimates of time intervals, memory capacity, switching, and attention selectivity. The work was carried out in October 2020 and involved 16 female basketball players aged 14-15. The results of the correlation analysis allowed us to establish the presence of triple, double, and single connections between mental processes and indicators of technical preparedness. The largest number of connections was revealed in the following indicators: attention switching, individual minute, number of throws in motion, and long throw. The established direct and feedback links are described at high and medium levels of significance. The presence of numerous links between the indicators of technical preparedness and mental processes associated with the perception and processing of information at high and medium levels indicates the need for targeted training of basketball players aged 14-15 to teach the ability to manage sensory-perceptual processes, distinctive sensitivity, modality of information perception, operational thinking, and attention.
© Макеева В.С., Шайкина О.Е., Широкова Е.А., 2024
Keywords: basketball players, mental processes, technical training
For citation: Makeeva, V.S., Shaykina, O.E. & Shirokova, E.A. (2024) The interrelation of mental processes with technical preparedness of basketball players aged 14-15. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 500. pp. 177-184. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/500/19
Актуальность
Поиск эффективных методов подготовки в современном баскетболе представляет собой непрерывный процесс. Особый интерес вызывает наличие связей между процессами восприятия, переработки информации, принятия решения с технической подготовленностью баскетболистов в современном детско-юношеском баскетболе и их влияние на качество выполнения технических действий в соревновательной обстановке. Полагаем, что изучение данного вопроса является в настоящее время актуальным полем для исследований в связи с тем, что традиционные методы достижения спортивных результатов, основанные на увеличении объема и интенсивности нагрузок, практически исчерпали себя.
Анализ ряда исследований свидетельствует о наличии определенных связей между квалификацией спортсменов, уровнем их подготовленности и процессами восприятия и переработки информации. Так, Е.В. Микуло (2014) отмечает, что вопросы чувствования и восприятия силовых, пространственных характеристик, а также временных интервалов тесно связаны с вопросами эффективности соревновательной деятельности, в частности в баскетболе, который предъявляет высокие требования к умению рассчитывать собственные действия во времени и пространстве для достижения максимально возможного результата [1]. Следовательно, при разработке и внедрении программы подготовки для баскетболистов необходимо принимать в рассмотрение не только физические, функциональные кондиции и техническую подготовленность спортсменов, но и учитывать особенности восприятия информации и протекания психических процессов в условиях соревновательной деятельности и при подготовке к ней.
Цель исследования - выявить взаимосвязи между показателями технической подготовленности и психическими процессами у баскетболисток 14-15 лет на предсоревновательном этапе подготовки.
Методы и организация исследования
В исследовании приняли участие 16 девушек в возрасте 14-15 лет, занимающихся баскетболом в спортивной школе олимпийского резерва «Игровые виды спорта» (г. Тула), и 14 девушек, занимающихся в спортивной школе олимпийского резерва № 9 (г. Воронеж). Стаж занятий респондентов на момент участия в исследовании составил от 3 до 5 лет. Исследование в командах было проведено на основе разработанной батареи тестов.
Уровень базовой технической подготовленности респондентов определялся по результативности выполнения следующих нормативов: челночный бег; ве-
дение мяча на дистанции 20 м; ведение мяча восьмеркой на дистанции 20 м; ведение и бросок; бросок в движении (время выполнения теста и количество попаданий); бросок со средней и дальней дистанции; штрафные броски.
Характер изменений психических процессов оценивался по показателям: тип восприятия информации (регистрировались ответы на вопросы с последующим суммированием показателей по каждому типу восприятия: аудиал, визуал, кинестетик); оценка скорости реакции на движущийся объект (тест «линейка»); оценка особенностей восприятия временных отрезков (тест «индивидуальная минута»); оценка особенностей тактильной чувствительности (время выполнения задания и количество ошибок); оценка переключаемости внимания (отыскивание чисел по методике Горбова-Шульте), объём внимания (тест «запомни и расставь точки»).
По результатам тестирования выполнен корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязей между показателями технической подготовленности, сенсорно-перцептивными и психическими процессами. Обработка полученных данных производилась в программном пакете IBM SPSS Statistics 26. Для установления взаимосвязей между изучаемыми явлениями был использован непараметрический коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты и их обсуждение
В табл. 1 представлены показатели технической подготовленности респондентов из команд г. Тулы и г. Воронежа на начальном этапе исследования.
Таблица 1
Показатели технической подготовленности респондентов команд из Тулы и Воронежа на начальном этапе исследования
Показатели Команда г. Тулы Команда г. Воронежа Р
Ведение мяча 20 м, с 3,91 ± 0,56 4,14 ± 0,27 > 0,05
Ведение-бросок, с 21,10 ± 5,34 20,43 ± 5,52 > 0,05
Средний бросок с 10 точек, количество 7,56 ± 2,9 5,5 ± 3,75 > 0,05
Дальний бросок с 10 точек, количество 5,81 ± 3,17 4,2 ± 1,55 > 0,05
Челночный бег, с 12,98 ± 0,61 14,15 ± 1,2 < 0,05
Броски в движении, количество 8,88 ± 1,26 7,5 ± 2,32 > 0,05
Штрафные: 3 мин, количество 13,63 ± 3,76 13,00 ± 3,83 > 0,05
Время броска в движении, с 61,94 ± 2,62 61,7 ± 9,8 > 0,05
Ведение мяча восьмеркой 20 м, с 5,42 ± 0,4 5,44 ± 0,42 > 0,05
Между группами по показателям технической подготовленности не было обнаружено статистически значимых различий за исключением норматива «челночный бег».
В табл. 2 представлены показатели психических процессов респондентов из команд Тулы и Воронежа на начальном этапе исследования.
Таблица 2
Показатели психических процессов респондентов команд из Тулы и Воронежа на начальном этапе исследования
Показатели Команда г. Тулы Команда г. Воронежа Р
Переключение внимания, с 201,59 ± 7,22 201,73 ± 10,3 > 0,05
Тип восприятия -аудиал, баллы 10,63 ± 2,0 10,1 ± 2,26 > 0,05
Тип восприятия - ви-зуал, баллы 8,56 ± 2,0 7,78 ± 2,33 > 0,05
Тип восприятия - кине-стетик, баллы 9,63 ± 2,39 8,67 ± 1,8 > 0,05
Индивидуальная минута, с 64,37 ± 8,5 62,42 ± 6,65 > 0,05
Тактильная чувствительность, ошибки 2,44 ± 0,63 1,55 ± 0,93 < 0,05
Тактильная чувствительность, с 158,81 ± 26,1 164,73 ± 25,73 > 0,05
Запомни и расставь точки, количество 8,75 ± 1,29 8,55 ± 1,97 > 0,05
Линейка, см 12,75 ± 4,77 13,5 ± 3,33 > 0,05
Между группами по показателям психических процессов не было обнаружено статистически значимых различий за исключением количества ошибок в тесте на тактильную чувствительность.
В табл. 3 представлены примеры обобщенных первичных данных, которые были в дальнейшем использованы для корреляционного анализа.
Таблица 3
Примеры обобщенных первичных данных, используемых для корреляционного анализа
Участники ис-следования /показатели Переключе-ние внимания, баллы Линейка, см Индивидуальная минута, с Дальний бросок с 10 точек, кол-во Ведение-бросок, с Челночный бег 5x10, с
1 198 6 70 4 14,15 13,62
2 191 15,5 58,6 1 24,7 16,56
3 195 17 48,2 3 16,78 12,71
4 199 13 59,58 4 15,58 15,15
5 202,5 10,5 59,98 5 14,7 12,74
6 207 12 69,8 4 21,08 15,1
На рис. 1 представлены установленные связи между изучаемыми показателями в команде из г. Тулы.
Рис. 1. Характеристика корреляционных связей между показателями технической подготовленности и психическими процессами у баскетболисток из Тулы. Сплошной линией обозначена прямая корреляция; прерывистой - обратная корреляция; * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01
Рассмотрим показатели психических процессов, имеющие наибольшее количество связей. Три связи имеет скорость переключения внимания: она находится в обратной зависимости от количества ошибок в
тактильной чувствительности (Д = -0,581, р < 0,05) и времени выполнения теста ^ = -0,547, р < 0,05), а также в прямой зависимости от показателя в тесте «Ведение-бросок» ^ = 0,613, р < 0,05).
Чем быстрее переключают внимание игроки с одного действия на другое, тем меньше времени необходимо для выполнения ведения и броска, тем меньше количество совершенных ошибок и меньше время, затраченное на выполнение теста на тактильную чувствительность.
Также три связи имеют время выполнения теста на тактильную чувствительность, которое оказывает прямое воздействие на результаты челночного бега (Я = 0,594, р < 0,05) и находится в обратной зависимости от точности отмеривания временных отрезков в тесте «Индивидуальная минута» (Я = -0,628, р < 0,01).
На важность развитого чувства времени в современном баскетболе следует обратить особое внимание, поскольку оно обусловлено многочисленными правилами: 3, 5, 8, 10, 24 с и пр. Обнаружение обратной зависимости индивидуальной минуты с тактильной чувствительностью во всех её проявлениях (время выполнения теста (Я = -0,628, р < 0,01) и количество ошибок в нём (Я = -0,520, р < 0,05)), а также с количеством бросков в движении (Я = -0,557, р < 0,05) свидетельствует о должном внимании тренера к этому аспекту подготовки баскетболисток 14-15 лет.
Две связи обнаружены в показателе «тактильная чувствительность, ошибки»: он находится в обратной зависимости на уровне средних значений с оценкой временных интервалов в индивидуальной минуте, (Я = -0,520, р < 0,05), а также со скоростью выполнения теста на переключение внимания (Я = -0,581, р < 0,05). Меньшее количество ошибок связано со скоростью переключения внимания и точностью отмеривания временных характеристик.
Критерий согласованного взаимодействия зрительных и мышечно-двигательных ощущений, характеризующих быстроту и точность оценивания расстояния до корзины, игроков, мяча, определяемого нами в понятии «глазомер», у баскетболисток исследуемой группы отражается в высоком уровне корреляции между показателями «визуал» и «кинестетик» (Я = 0,701, р < 0,01), иллюстрирующими оценку пространства и движения.
Обращаясь к технической подготовке баскетболисток 14-15 лет, следует отметить, что наибольшее количество связей обнаружено в показателях «дальние броски с 10 точек» и «количество выполненных в движении бросков».
Так, количественные характеристики выполненных бросков в движении тесно связаны с точностью дальнего и штрафного бросков. Чем больше бросков в движении было выполнено, тем лучшие результаты показывали баскетболистки в тестах «Штрафные броски за 3 минуты» (Я = 0,723, р < 0,01) и «Дальний бросок с 10 точек» (Я = 0,764, р < 0,01).
Во всем многообразии выполняемых на площадке действий особо важная роль принадлежит дальнему броску, который в современном баскетболе является тем звеном, качество выполнения которого определяет место игрока и команды в общей иерархии соревновательной деятельности в каждом возрастном периоде.
Установленные прямые связи точности бросков с дальней дистанции с другими бросками определяет качество освоения техники самого броска - связь со штрафным (Я = 0,591, р < 0,05) и с количеством бросков в движении (Я = 0,764, р < 0,01)).
Наличие такого проявления связей можно объяснить определенной закономерностью формирования двигательных актов, разученных, закрепленных и сформированных на тренировках, которые в игровой обстановке складываются в ряд целостных технических действий. Это означает, что хорошо усвоенный навык (умение) выполнения броска в движении положительно влияет на точность дальнего и штрафного броска, обусловленную определенной силой и скоростью выполнения броска, а степень проявления силы и скорости избирательны в отношении точности выполнения двигательного действия в целом.
В свою очередь качество проявления двигательных навыков и физических качеств определяется степенью развития специализированного восприятия скорости, ритма, времени, темпа, силы, характера действия и пр.
Зависимость точности бросков с дальней дистанции определяется наличием среднего уровня связей с двигательно-мышечным восприятием самого действия (Я = 0,577, р < 0,05). Чем выше показатели кинестетического восприятия, тем результативнее дальний бросок с 10 точек.
Одной прямой связью объединены психические процессы и технические действия, в частности, визуализация с кинестетическим восприятием (Я = 0,701, р < 0,01), определяемая нами так: чем лучше вижу, тем лучше делаю; переключение внимания -ведение - бросок (Я = 0,613, р < 0,05): чем лучше переключаюсь, тем лучше ведение - бросок; время броска в движении с ведением мяча на 20 м восьмеркой, (Я = 0,755, р < 0,01): чем лучше ведение мяча, тем короче время выполнения броска в движении. Обратная связь обнаружена между средними бросками и временем выполнения броска в движении (Я = -0,574, р < 0,05): чем быстрее выполняется бросок в движении, тем выше результативность броска со средней дистанции.
Единственная связь, обнаруженная между челночным бегом и временем тактильной чувствительности (Я = 0,594, р < 0,05), может трактоваться как случайная, если ее рассматривать с точки зрения целесообразности. Данный факт имеет место и требует внимания с двух позиций: либо это мало тренируемое действие в подготовке данной команды, либо этот вид передвижений имеет малое значение в подготовке баскетболистов.
Особую группу, не пересекающуюся и не взаимодействующую с другими показателями, составляют ведение мяча восьмеркой, средний бросок и время броска в движении, объединенные каждая лишь одной связью.
На рис. 2 представлены связи, обнаруженные в команде из Воронежа.
Статистический анализ показателей технической подготовленности и психических процессов среди баскетболисток этой команды также позволил выявить ряд взаимосвязей.
Рис. 2. Характеристика корреляционных связей между показателями технической подготовленности и психическими процессами у баскетболисток 14-15 лет из г. Воронежа. Сплошной линией обозначена прямая корреляция; прерывистой - обратная корреляция; * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01
Скорость переключения внимания коррелирует со средним броском с 10 точек (Я = 0,739, р < 0,05): чем выше показатель переключения внимания, тем результативнее средний бросок с 10 точек.
Прямую взаимосвязь имеют показатели типа восприятия «визуал» и «кинестетик» (Я = 0,802, р < 0,01). Кроме того, показатель восприятия типа «кинестетик» имеет обратную взаимосвязь с тестом «Ведение-бросок» (Я = -0,699, р < 0,05): чем выше показатели кинестетического восприятия», тем меньше времени требуется на тест «Ведение-бросок».
Время выполнения теста на тактильную чувствительность демонстрирует обратную корреляцию с тестом «Средний бросок с 10 точек» (Я = -0,708, р < 0,05) и с тестом «Дальний бросок с 10 точек» (Я = -0,836, р < 0,01), прямую корреляцию с тестом «Ведение мяча 20 метров восьмеркой» (Я = 0,612, р < 0,05). Чем
больше времени респондентам требуется для выполнения теста на тактильную чувствительность, тем ниже результат среднего и дальнего бросков с 10 точек; тем больше времени требуется для прохождения теста «Ведение мяча 20 метров восьмеркой».
Количество ошибок в тесте на тактильную чувствительность имеет обратную взаимосвязь с показателями теста «Штрафные броски: 3 минуты» (Я = -0,858, р < 0,01) и с дальним броском с 10 точек (Я = -0,684, р < 0,05). Чем больше ошибок в тесте на тактильную чувствительность допускают респонденты, тем меньше результативность теста «Штрафные: 3 минуты», тем меньше результативность дальнего броска с 10 точек.
Результативность теста «Ведение мяча 20 м» имеет прямую корреляцию с челночным бегом (Я = 0,673, р < 0,05) и прямую корреляцию с тестом «Ведение
мяча 20 м восьмеркой» (R = 0,624, p < 0,05). Показатели технической подготовленности взаимосвязаны между собой: чем выше результаты ведения мяча 20 м, тем выше результаты челночного бега, лучше результаты ведения мяча 20 м восьмеркой.
Показатели времени броска в движении имеют обратную корреляцию (R = -0,716, p < 0,05) с показателями ведения мяча восьмеркой 20 м. Чем лучше результативность броска в движении, тем меньше времени требуется для ведения мяча восьмеркой 20 м.
Показатель количества бросков в движении имеет обратную корреляцию с результативностью теста «Запомни и расставь точки» (R = -0,621, p < 0,05).
Показатели челночного бега имеют прямую взаимосвязь с ведением мяча восьмеркой 20 м (R = 0,842, p < 0,01): чем результативнее показатели челночного бега, тем меньше времени требуется для выполнения данного упражнения.
Обратная корреляция выявлена между показателями теста «Линейка» и длительностью индивидуальной минуты (R = -0,639, p < 0,05). Чем быстрее респондент выполняет тест, тем более продолжительной является индивидуальная минута по сравнению с минутой физической.
Известно, что чем быстрее выполняется движение, тем сложнее его контролировать. Если движения не отточены, то их эффективность снижается. Проведенное исследование позволило обнаружить в команде г. Тулы четырёх-, трех- и двухсторонние связи не только между показателями технической подготовленности (что вполне закономерно), но и психическими процессами, а также между психическими процессами и технической подготовленностью баскетболисток. Найденные закономерности обусловлены высокими требованиями к точности технико-тактических действий, которые обеспечиваются механизмами сенсорного различения, пространственной, временной и динамической дифференцировкой движений в сферах зрительной, тактильной, проприоцептивной чувствительности. Это находит подтверждение в исследованиях J. Faubert, L. Sidebottom (2012), A.M. Williams (1999). Авторы подчеркивают значение развития навыков специализированного восприятия как признака спортивной формы и регулятора деятельности спортсмена, а также отмечают его роль в повышении надежности и вариативности соревновательных действий [2, 3].
Результаты проведённого нами исследования подтверждают необходимость учёта специфики процессов восприятия и переработки информации спортсменами в процессе подготовки, поскольку эффективность обучения и воспитания во многом определяется тем, насколько умело тренер передаёт информацию и создаёт условия для ее восприятия. Исследователи выделяют три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный и телесных ощущений (кинестете-тический) [4], а в процессе выполнения движений все перечисленные системы активно взаимодействуют между собой [5].
Эффективное исполнение двигательных действий в соответствии с поставленными задачами спортивной подготовки отражает техническую оснащенность игрока, подразумевающую не только умение выполнять
базовые технические приемы, но и применять весь спектр технических действий в соревновательных условиях [6]. Этому мы находим подтверждение в трудах J. Faubert (2013) и D. T. Mann (2007), в которых упоминается тот факт, что спортсмены имеют более высокую сенсорную чувствительность по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, а ее улучшение происходит именно в процессе тренировки и с ростом спортивного мастерства [7, 8]. А в ряде исследований авторов указывается, что специфика спортивной деятельности накладывает свой отпечаток на чувствительность сенсорных систем: спортсмены с высокой квалификацией имеют более развитые способности к восприятию и переработке информации по сравнению со спортсменами более низких квалификаций [2, 5]. При этом M. Voss (2009) отмечает, что указанные способности определяются не только внутренними факторами (индивидуально-психологические и физиологические особенности личности, эмоциональное состояние, жизненный опыт, ценности и установки), но и окружающими условиями (особенностями соревновательной деятельности и подготовки к ней, силой, интенсивностью, длительностью воздействий и пр.) [9].
Процесс воспроизведения двигательного действия в полной мере проявляется в специфических сенсорно-перцептивных способностях: оценке и регулировании динамических, пространственно-временных параметров движения, сохранении устойчивости (равновесия), чувствовании ритма и темпа. При этом сознательный характер выполнения физических упражнений выражается в совокупности ряда психических процессов: побуждений к совершенствованию, представлении о цели действия и средствах ее достижения, намерений выполнить данное упражнение. В исследованиях В.Н. Скворцова и А.Г. Маклакова (2007) взаимодействие процессов восприятия движения вместе с включением процессов памяти и мышления образуют понимание двигательного действия [10]. При этом восприятие информации в игровой деятельности носит избирательный характер, опосредованный сложившейся соревновательной ситуацией. Принятие адекватного решения зависит от важности или целесообразности игрового момента. Это значит, что спортсмен, реализуя собственную задумку в атаке или в обороне, должен принять во внимание противодействие соперника в согласовании с собственным замыслом и оценить информацию, которая этой задумке не соответствует [11], что требует не только физической и технической подготовленности, но и активного включения всех сенсорных систем. Именно они позволяют баскетболисту позиционировать себя в игровом пространстве с учетом его территориальных и временных границ, правильно рассчитать усилия достижения цели или для предотвращения действия негативных факторов [12].
Это дает нам основание обозначить всю указанную совокупность процессов как основу формирования комплексных образований функционально-ориентированных опор [12]. Чем больше связей мы обнаруживаем между процессами и их развитием, тем более стабильна опора, позволяющая качественно выполнить двигательное действие. Но поскольку все происходит
в развитии и представляет собой непрекращающийся процесс, то это выходит за рамки формирования динамического стереотипа. Чем большее вовлечение в процесс формирования функционально-ориентированных опор, состоящих из большего количества связей между показателями тестирования, тем больше вариантов для выбора целесообразного применения технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности.
Анализ корреляционных взаимосвязей в команде г. Тулы позволяет нам выделить следующие функциональные опоры:
1. Переключение внимания - тактильная чувствительность - чувство мяча во времени - чувство мяча (ошибки) - ведение и бросок. Данные связи мы условно можем обозначить как умение ориентироваться в пространстве.
2. Индивидуальная минута - время тактильной чувствительности - переключение внимания - количество бросков в движении, которые мы можем обозначить как умение распоряжаться временем.
3. Бросок с дальней дистанции - количество бросков в движении - штрафные броски - кинестетическое восприятие движений, что может быть обозначено как чувство броска.
4. Количество бросков в движении - штрафные броски - броски с дальней дистанции - индивидуальная минута, что может быть обозначено как интенсивность нападения (количество бросков в единицу времени).
Для команды Воронежа характерны следующие функциональные опоры:
1. Тактильная чувствительность - бросок в дальней дистанции - бросок со средней дистанции - ведение мяча восьмеркой, которую мы можем обозначить как чувство мяча.
2. Ведение мяча восьмеркой - челночный бег - ведение мяча 20 м - время броска в движении - тактильная чувствительность, которую мы можем обозначить как чувство мяча во взаимосвязи с физической подготовленностью.
В дальнейшем найденные закономерности могут стать одним из путей повышения эффективности соревновательного процесса в детско-юношеском баскетболе. Вопросы точности и скорости двигательных действий в современном баскетболе могут быть решены традиционных форм подготовки; кроме того, они требуют более активного включения психических процессов и соответствующей познавательной деятельности спортсмена как субъекта самосознания и спортивной деятельности, что находит подтверждение в ряде исследований [13, 14]. В частности, Т.С. Тима-
кова (2016) подчеркивает, что типологически спортсмен сегодня сильно изменился за счет отбора лиц с повышенной ролью механизмов сенсорной чувствительности и когнитивно-интеллектуальной составляющей
[13].
Таким образом, готовность спортсмена к профессиональной деятельности на уровне психических процессов (переключение внимания, коррекция ошибок, восприятие информации и пр.) приобретает всё большую значимость. Возникает необходимость организации как физических, так и психических ресурсов, при этом спортсмены должны освоить искусство психической экономии, что будет способствовать повышению уровня психической энергии [15].
Заключение
Наличие многочисленных связей между показателями технической подготовленности и психическими процессами, связанными с восприятием и переработкой информации на высоком и среднем уровне, свидетельствует о необходимости направленной подготовки баскетболисток 14-15 лет с целью обучения умению управлять сенсорно-перцептивными процессами, различительной чувствительностью, модальностью восприятия информации, оперативным мышлением и вниманием.
Это обусловлено как высокими требованиями баскетбола к точности технико-тактических действий, так и характером сенсорно-перцептивных процессов. Управление взаимосвязями показателей технической подготовки и сенсорно-перцептивных процессов влияет на скорость принятия решения в игровых ситуациях и рациональное поведение баскетболиста в условиях жесткого лимита времени.
Таким образом, мы можем наметить следующие направления дальнейшей работы, взяв за основу формирование комплексных образований функционально-ориентированных опор:
- разработка практико-ориентированных программ с целью развития чувства времени и пространства (повышение чувствительности анализаторов с помощью заданий по упражнению их функций);
- совершенствование механизма регулирования технических действий посредством развития ритма движений и кинестетической чувствительности, направленных на умение дифференцировать мышечное усилие для определения точности движения и профилактики травматизма;
- применение психологических приемов и методов саморегуляции в цикле подготовки для поддержания эмоциональной стабильности спортсменов.
Список источников
1. Микуло Е.В. Развитие сенсорно-перцептивных качеств спортсменов на этапах становления спортивного мастерства. Минск : БГУФК, 2014. 104 с.
2. Faubert J., Sidebottom L. Perceptual-cognitive training of athletes // Journal of Clinical Sport Psychology. 2012. No. 6. P. 85-102. doi:
10.1123/jcsp.6.1.85
3. Williams A.M., Davids K., Williams J.G. Visual Perception and Action in sport. London : E & F Spon, 1999.
4. Зинченко Ю.П., Тоневицкий А.Г. Психология спорта. М. : МГУ, 2011. 424 с.
5. Ровный А.С., Ровная О.А., Галимский А.А. Роль сенсорных систем в управлении сложно-координированными движениями спортсменов //
Слобожанский научно-спортивный вестник. 2014. № 3. С. 78-85.
6. Макеева В.С., Шайкина О.Е. Оценка качества переработки сенсорно-перцептивной информации, физической и технической подготовлен-
ности баскетболисток 14-15 лет // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6, № 2. С. 37-41. doi: 10.47475/2500-0365-2021-16205
7. Faubert J. Professional athletes have extraordinary skills for rapidly learning complex and neutral dynamic visual scenes // Scientific Reports. 2013.
No. 3. Art. No. 1154. doi: 10.1038/srep01154
8. Mann D.T., Williams A.M., Ward P., Janelle C.M. Perceptual-cognitive expertise in sport: A meta-analysis // Journal of Sport and Exercise Psychol-
ogy. 2007. № 29 (4). P. 457-478. doi: 10.1123/jsep.29.4.457
9. Voss M., Kramer A.F., Prakash R.S., Roberts B., Basak C. Are expert athletes "expert" in the cognitive laboratory? A meta-analytic review of
cognition and sport expertise // Applied Cognitive Psychology. 2009. № 24. P. 812-826. doi: 10.1002/acp.1588
10. Скворцов В.Н., Маклаков А.Г. Возрастные этапы развития психики человека. СПб., 2007. 119 с.
11. Болотин А., Бакаев В. Различия в реакции дыхательной системы бегунов на длинные и средние дистанции и их влияние на скорость восстановления // Журнал физического воспитания и спорта. 2017. № 17(4). С. 2443-2446. doi: 10.7752/jpes.2017.0427
12. Шайкина О.Е. Формирование готовности баскетболисток 14-15 лет к соревновательной деятельности на основе комплексных образований «функциональные опоры технико-тактических действий» : дис. ... канд. пед. наук. М., 2022. 166 с.
13. Тимакова Т.С. К проблеме повышения качества подготовки квалифицированного резерва спортивными школами страны // Вестник спортивной науки. 2016. № 3. С. 18-22.
14. Тимакова Т.С. Факторы спортивного отбора, или Кто становится олимпийским чемпионом. М. : Спорт, 2018. 288 с.
15. Федунина Н.Ю. Динамические аспекты соревновательной деятельности в рамках подхода Пьера Жане // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 2. С. 86-103.
References
1. Mikulo, E.V. (2014) Razvitie sensorno-pertseptivnykh kachestv sportsmenov na etapakh stanovleniya sportivnogo masterstva [Development of
Sensory-Perceptual Qualities of Athletes at the Stages of Developing Sportsmanship]. Minsk: Belarusian State University of Physical Culture.
2. Faubert, J. & Sidebottom, L. (2012) Perceptual-cognitive training of athletes. Journal of Clinical Sport Psychology. 6. pp. 85-102. doi: 10.1123/jcsp.6.1.85
3. Williams, A.M., Davids, K. & Williams, J.G. (1999) Visual Perception and Action in Sport. London: E & F Spon.
4. Zinchenko, Yu.P. & Tonevitskiy, A.G. (2011) Psikhologiya sporta [Psychology of Sports]. Moscow: Moscow State University.
5. Rovnyy, A.S., Rovnaya, O.A. & Galimskiy, A.A. (2014) Rol' sensornykh sistem v upravlenii slozhno-koordinirovannymi dvizheniyami sportsmenov [The
role of sensory systems in the control of complexly coordinated movements of athletes]. Slobozhanskiy nauchno-sportivnyy vestnik. 3. pp. 78-85.
6. Makeeva, V.S. & Shaykina, O.E. (2021) Otsenka kachestva pererabotki sensorno-pertseptivnoy informatsii, fizicheskoy i tekhnicheskoy
podgotovlennosti basketbolistok 14-15 let [Assessing the quality of processing sensory-perceptual information, physical and technical preparedness of female basketball players 14-15 years old]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. 2 (6). pp. 37-41. doi: 10.47475/2500-0365-2021-16205
7. Faubert, J. (2013) Professional athletes have extraordinary skills for rapidly learning complex and neutral dynamic visual scenes. Scientific Reports.
3. Art. 1154. doi: 10.1038/srep01154
8. Mann, D.T. et al. (2007) Perceptual-cognitive expertise in sport: A meta-analysis. Journal of Sport and Exercise Psychology. 29 (4). pp. 457-478.
doi: 10.1123/jsep.29.4.457
9. Voss, M. et al. (2009) Are expert athletes "expert" in the cognitive laboratory? A meta-analytic review of cognition and sport expertise. Applied
Cognitive Psychology. 24. pp. 812-826. doi: 10.1002/acp.1588
10. Skvortsov, V.N. & Maklakov, A.G. (2007) Vozrastnye etapy razvitiyapsikhiki cheloveka [Age Stages of Development of the Human Psyche]. Saint Petersburg: Pushkin Leningrad State University.
11. Bolotin, A. & Bakaev, V. (2017) Razlichiya v reaktsii dykhatel'noy sistemy begunov na dlinnye i srednie distantsii i ikh vliyanie na skorost' vosstanovleniya [Differences in the reaction of the respiratory system of runners over long and medium distances and their impact on the speed of recovery]. Zhurnal fizicheskogo vospitaniya i sporta. 17 (4). pp. 2443-2446. doi: 10.7752/jpes.2017.0427
12. Shaykina, O.E. (2022) Formirovanie gotovnosti basketbolistok 14—15 let k sorevnovatel'noy deyatel'nosti na osnove kompleksnykh obrazovaniy
"funktsional'nye opory tekhniko-takticheskikh deystviy" [Formation of readiness of 14-15 year old female basketball players for competitive activity on the basis of complex formations "functional supports of technical and tactical actions"]. Pedagogy Cand. Diss. Moscow.
13. Timakova, T.S. (2016) K probleme povysheniya kachestva podgotovki kvalifitsirovannogo rezerva sportivnymi shkolami strany [On the problem of improving the quality of training of qualified reserves by sports schools in the country]. Vestnik sportivnoy nauki. 3. pp. 18-22.
14. Timakova, T.S. (2018) Faktory sportivnogo otbora, ili Kto stanovitsya olimpiyskim chempionom [Factors of Sports Selection, or Who becomes the Olympic champion]. Moscow: Sport.
15. Fedunina, N.Yu. (2020) Dinamicheskie aspekty sorevnovatel'noy deyatel'nosti v ramkakh podkhoda P'era Zhane [Dynamic aspects of competitive activity within the framework of Pierre Janet's approach]. VestnikRGGU. Seriya "Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie". 2. pp. 86-103.
Информация об авторах:
Макеева В.С. - д-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики баскетбола Российского университета спорта (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Шайкина О.Е. - старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр Воронежской государственной академии спорта (Воронеж, Россия). E-mail: [email protected]
Широкова Е.А. - канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (Калуга, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
V.S. Makeeva, Dr. Sci. (Pedagogics), professor, Russian University of Sport (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
O.E. Shaykina, senior lecturer, Voronezh State Academy of Sports (Voronezh, Russian Federation). E-mail: [email protected] E.A. Shirokova, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski (Kaluga, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.11.2023; одобрена после рецензирования 04.02.2024; принята к публикации 29.03.2024.
The article was submitted 01.11.2023; approved after reviewing 04.02.2024; accepted for publication 29.03.2024.