Научная статья на тему 'СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ'

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЦЕПЦИЯ / СЕНСОРИКА / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / БАСКЕТБОЛИСТКИ / ТЕСТЫ / ОЦЕНКА / КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Макеева В. С., Шайкина О. Е.

Цель: поиск информативных показателей, отражающих перцептивно-сенсорные и психические процессы, и оценка возможности их влияния на эффективность соревновательной деятельности баскетболисток 14-15 лет.Методы исследования. В работе использовались анализ научно-педагогической литературы, тестирование, анализ и статистическая обработка полученных результатов.На исходном этапе разработана батарея тестов, которая была опробована в работе с баскетболистками 14-15 лет из разных команд, тренирующихся под руководством разных тренеров, но при похожих результатах соревновательной эффективности: обе команды попали от своего региона в финал Всероссийских соревнований среди баскетболистов данного возраста. Игроки команды г. Воронеж (11 игроков) и г. Тулы (16 игроков) были подвергнуты тестированию для сравнительной оценки перцептивно-сенсорных и психических процессов.Результаты исследования. Анализ результатов тестирования позволил выявить особенности их проявления у баскетболисток 14-15 лет разных команд. Установлено сходство проявления процессов у игроков исследуемых команд и каналов восприятия информации, которое подтверждается отсутствием достоверных различий в результатах оценки показателей на уровне значимости при p≥0,05.Основными различиями у игроков исследуемых команд является наличие более высокой степени однородности показателей перцептивно-сенсорных и психических процессов у команды г. Тулы и разнообразное восприятие поступающей информации, что находит подтверждение в высоком разбросе показателей коэффициента вариации по сравнению с данными игроков команды г. Воронежа. Кроме того, наблюдаются достоверные различия между командами в тактильной чувствительности в показателе ошибки (при p≥0,05).Заключение. Отсутствие достоверных различий при оценке большинства сенсорно-перцептивных и психических процессов у баскетболисток 14-15 лет на исходном этапе эксперимента позволяет использовать разработанную батарею тестов в дальнейшей работе с командами для оценки их вклада в эффективность соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Макеева В. С., Шайкина О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSOR-PERCEPTIVE AND MENTAL PROCESSES IN FEMALE BASKETBALL PLAYERS 14-15 YEARS OLD

The purpose is to search for informative indicators reflecting perceptual-sensory and mental processes and to assess the possibility of their influence on the effectiveness of the competitive activity of 14-15 year old female basketball players.Research methods. The work used the analysis of scientific and pedagogical literature, testing, analysis and statistical processing of the results.At the initial stage, a battery of tests was developed, which was tested in work with basketball players of 14- 15 years old from different teams, training under the guidance of different coaches, but with similar results of competitive efficiency: both teams from their region got to the final of the All-Russian competitions among basketball players of this age. Team players from Voronezh (11 players) and Tula (16 players) were tested for a comparative assessment of perceptual-sensory and mental processes.Research results. The similarity of the processes among the players of the studied teams and channels of information perception was established, which is confirmed by the absence of significant differences in the results of assessing indicators at the level of significance at p≥0.05.The main differences among the players of the studied teams are the presence of a higher degree of homogeneity of the indicators of perceptual-sensory and mental processes in the Tula team and a varied perception of the incoming information, which is confirmed by the high spread of the coefficient of variation in comparison with the data of the Voronezh team players. In addition, there are significant differences between teams in tactile sensitivity in the error rate (at p≥0.05).Conclusion. The absence of significant differences in the assessment of the majority of sensory-perceptual and mental processes in 14-15-year-old female basketball players at the initial stage of the experiment allows using the developed set of tests in further work with teams to assess their contribution to the effectiveness of competitive activity.

Текст научной работы на тему «СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ»

УДК 796.323:159.93. 072.53 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-154-159

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ

В.С. Макеева1, О.Е. Шайкина2

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия

2 Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж, Россия

Аннотация

Цель: поиск информативных показателей, отражающих перцептивно-сенсорные и психические процессы, и оценка возможности их влияния на эффективность соревновательной деятельности баскетболисток 14-15 лет.

Методы исследования. В работе использовались анализ научно-педагогической литературы, тестирование, анализ и статистическая обработка полученных результатов.

На исходном этапе разработана батарея тестов, которая была опробована в работе с баскетболистками 14-15 лет из разных команд, тренирующихся под руководством разных тренеров, но при похожих результатах соревновательной эффективности: обе команды попали от своего региона в финал Всероссийских соревнований среди баскетболистов данного возраста. Игроки команды г. Воронеж (11 игроков) и г. Тулы (16 игроков) были подвергнуты тестированию для сравнительной оценки перцептивно-сенсорных и психических процессов.

Результаты исследования. Анализ результатов тестирования позволил выявить особенности их проявления у баскетболисток 14-15 лет разных команд. Установлено сходство проявления процессов у игроков исследуемых команд и каналов восприятия информации, которое подтверждается отсутствием достоверных различий в результатах оценки показателей на уровне значимости при p>0,05. Основными различиями у игроков исследуемых команд является наличие более высокой степени однородности показателей перцептивно-сенсорных и психических процессов у команды г. Тулы и разнообразное восприятие поступающей информации, что находит подтверждение в высоком разбросе показателей коэффициента вариации по сравнению с данными игроков команды г. Воронежа. Кроме того, наблюдаются достоверные различия между командами в тактильной чувствительности в показателе ошибки (при p>0,05).

Заключение. Отсутствие достоверных различий при оценке большинства сенсорно-перцептивных и психических процессов у баскетболисток 14-15 лет на исходном этапе эксперимента позволяет использовать разработанную батарею тестов в дальнейшей работе с командами для оценки их вклада в эффективность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: перцепция, сенсорика, психические процессы, баскетболистки, тесты, оценка, каналы восприятия информации.

SENSOR-PERCEPTIVE AND MENTAL PROCESSES IN FEMALE BASKETBALL PLAYERS 14-15 YEARS OLD

V.S. Makeeva1, e-mail: [email protected]; ORSID: 0000-0001-5969-4324,

O.E. Shaykina2, e-mail: [email protected]; ORSID: ORCID 0000-0002-9472-0126

1 Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russiai

2 Voronezh Institute of Physical Culture, Voronezh, Russia Abstract

The purpose is to search for informative indicators reflecting perceptual-sensory and mental processes and to assess the possibility of their influence on the effectiveness of the competitive activity of 14-15 year old female basketball players.

Research methods. The work used the analysis of scientific and pedagogical literature, testing, analysis and statistical processing of the results.

At the initial stage, a battery of tests was developed, which was tested in work with basketball players of 1415 years old from different teams, training under the guidance of different coaches, but with similar results of competitive efficiency: both teams from their region got to the final of the All-Russian competitions among basketball players of this age. Team players from Voronezh (11 players) and Tula (16 players) were tested for a comparative assessment of perceptual-sensory and mental processes.

Research results. The similarity of the processes among the players of the studied teams and channels of information perception was established, which is confirmed by the absence of significant differences in the results of assessing indicators at the level of significance at p>0.05.

The main differences among the players of the studied teams are the presence of a higher degree of homogeneity of the indicators of perceptual-sensory and mental processes in the Tula team and a varied perception of the incoming information, which is confirmed by the high spread of the coefficient of variation in comparison with the data of the Voronezh team players. In addition, there are significant differences between teams in tactile sensitivity in the error rate (at p>0.05).

Conclusion. The absence of significant differences in the assessment of the majority of sensory-perceptual and mental processes in 14-15-year-old female basketball players at the initial stage of the experiment allows using the developed set of tests in further work with teams to assess their contribution to the effectiveness of competitive activity.

Keywords: perception, sensing, mental processes, basketball players, tests, assessment, channels of information perception.

ВВЕДЕНИЕ

В современном детском баскетболе процесс обучения технико-тактическим действиям и их совершенствования построен в основном на визуальной информации, поступающей от тренера по принципу «делай как я», и кинестетической информации, поступающей от нервной системы и опорно-двигательного аппарата спортсмена. При этом стремление к получению «быстрых» результатов обучения, преимущественно получаемых по «показу», приводит к узкому набору технико-тактических действий и их применению в соревновательной деятельности уже на раннем этапе подготовки. Следствием «торопливости» в стремлении быстро получить результаты является наличие характерных для детско-юношеского баскетбола скованности в обращении с мячом, недостаточной мобильности игроков при выполнении технических приемов, «сужения» действий при выполнении элементов техники из статических положений, несовременной манеры выполнения основных тактических приемов, недостаточной скоростной подготовленности игроков [1]. Вместе с тем более тщательного анализа заслуживает акцентирование внимания тренеров на качестве их выполнения в игровой обстановке и соревновательной деятельности [4,5,8]. Поэтому к юношескому возрасту мы недополучаем баскетболистов с широким арсеналом индивидуальных технико-тактических действий, способных применить их в условиях соревновательной деятельности. Перспектива настоящего исследования видится в работе с баскетболистами на этапах подготовки с акцентированием внимания на

выявлении роли сенсорно-перцептивных и психических процессов в восприятии и переработке информации, учете индивидуальных особенностей принятия игровой ситуации в формировании технико-тактических действий баскетболистов [6,7,10]. Предполагается, что своевременным педагогическим воздействием будет обеспечено развитие способности видеть поле, мяч и соперника, понимание и предвидение наиболее ожидаемых движений игроков и мяча, в совокупности определяющих улучшение соревновательной деятельности и способности учиться на протяжении всей спортивной карьеры [11,12].

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель настоящего исследования: разработать батарею тестов для определения наиболее информативных показателей, отражающих сенсорно-перцептивные и психические процессы, для оценки их вклада в эффективность соревновательной деятельности баскетболисток 14-15 лет.

Основными методами исследования явились тестирование, анализ и синтез, статистическая обработка результатов тестирования. В процессе исследования определяли быстроту реакции по данным теста «Линейка»; объем внимания по тесту «Запомни и расставь точки»; избирательность внимания по методике Г. Мюнстерберга; переключение внимания по методике «Отыскивание чисел по таблице Горбова-Шульте»; тактильную чувствительность пальцев рук по времени выполнения и количеству ошибок в процессе сортировки

крупы; ведущии тип восприятия по диагностике доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева; чувство времени по методу Ф. Халберга.

На основе разработанной батареи тестов проведено тестирование представителей двух детских команд из разных городов, тренирующихся под руководством разных тренеров, для сравнительной оценки протекания сенсорно-перцептивных и психических процессов. Протестированы команды баскетболисток 14-15 лет г. Тулы (16 игроков) и г. Воронежа (11 игроков). Статистическая обработка данных осуществлялась по программе Statistica-14. Достоверность различий определялась по критерию Стьюдента на уровне значимости при р>0,05.

Оценку быстроты реакции осуществляли по тесту «Линейка». Задача спортсмена — поймать выпускаемую из рук экспериментатора линейку с нулевой отметкой внизу как можно быстрее. Оценка осуществляется по цифре, на уровне которой поймана линейка. Избирательность перцептивного внимания определяли по количеству распознанных слов, (методика Г. Мюнстерберга). Испытуе-

мому необходимо отыскать и подчеркнуть слова в бланке с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Тест «Запомни и расставь точки» направлен на оценку объема внимания посредством выявления максимального числа точек, правильно воспроизведенных на любой из карточек, (оценка в баллах).

Переключение внимания определяли с помощью методики «Отыскивание чисел по таблице Горбова-Шульте» с поочередным поиском чисел черного цвета в прямом порядке, а красного — в обратном порядке. Учитывается количество ошибок и время выполнения теста. Тактильная чувствительность пальцев рук определялась по времени, затраченному на выполнение теста, и количеству совершенных ошибок.

Индивидуальную минуту определяли по методу Ф. Халберга для характеристики уровня здоровья и утомления при выполнении тренировочной и соревновательной деятельности.

Ведущий тип восприятия определяли по методике диагностики доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева.

Таблица - Характеристика сенсорно-перцептивных и психических процессов у баскетболисток 14-15 лет Table - Characteristics of sensory-perceptual and mental processes in female basketball players 14-15 years old

Показатели Indicators Игроки команды г. Тулы (n=16) Tula team players Игроки команды г. Воронежа, (n=11), Voronezh team players, Разница, % Difference,%

Х1± о m V Х2± о m V

«Линейка», см, Ruler, cm 12,75±1,85 0,52 14,1 13,5±3,33 0,94 24,67 9,44

«Количество слов» Word count 16,88±1,11 0,31 6,51 18,45±3,17 1,0 16,8 8,54

«Запомни и расставь точки», баллы Remember and place the points, points 8,75±1,29 0,37 14,7 8,55±1,97 0,62 23,04 2,86

«Переключение внимания», баллы, Switchinq attention, points 202,11±7,22 2,05 3,57 201,73±10,25 3,23 5,08 0,55

«Тактильная чувствительность» мин, сек Tactile sensitivity, min, sec 2,46±0,04 0,01 1,6 2,41±0,5 0,16 20,75 0,002

«Тактильная чувствительность» количество ошибок, Tactile sensitivity «the number of errors, 2,44±0,63* 0,18 25,8 1,55±0,93* 0,29 60 36,48

«Индивидуальная минута», сек, «Individual minute», sec 64,37±8,5 2,41 13,2 62,42±7,13 2,25 11,37 3,03

Тип восприятия, баллы, визуал, баллы, Perception type, points, visual, points 8,56±2,0 0,57 23,36 7,89±0 0 0 7,83

Тип восприятия, баллы, аудиал, Perception type, scores, audial 10,63±2,0 0,57 18,8 10,1±1,41 0,44 13,96 5,0

Тип восприятия, баллы, кинестетик, Perception type, points, kinesthetic 9,63±2,39 0,68 24,82 8,67±0 0 0 10,0

Примечание: * - различия достоверны при pS0,05 Note: * - differences are significant at pS0.05

Анализ полученных результатов позволил установить разницу в показателях исследуемых команд. Игроки команды г. Тулы лучше выполнили тесты на быстроту реакции, оценку объема памяти, переключения и избирательности внимания по сравнению с командой г. Воронеж.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты тестирования представлены в таблице.

В команде г. Воронежа лучшие результаты показаны в тесте, определяющем индивидуальную минуту, время выполнения теста на тактильную чувствительность и количество ошибок при его выполнении. При этом следует отметить, что в команде г. Тулы разброс показателей по данным коэффициента вариации находится в пределах не более 15%, что означает наличие однородных, близких друг к другу показателей, в то время как в команде игроков г. Воронежа величина коэффициента вариации свидетельствует об однородности группы только в показателях индивидуальной минуты и переключения внимания.

По типу восприятия внешней информации обе команды имеют преимущественно игроков-аудиалов, что указывает на ведущее получение информации в речевой форме. Однако воспринимать информацию преимущественно в виде речи на соревнованиях не всегда возможно и эффективно, т.к. могут мешать выкрики болельщиков, обидные высказывания, неосторожные слова тренера, а восприятие большого объема информации, характерного для соревновательной деятельности, может привести к нарушению концентрации внимания, невозможности собраться и настроиться. Поэтому интерес представляет степень развития других способов получения информации — через кинестетическую и визуальную систему[2,3].

Анализ вовлечения этих систем в восприятие информации показал, что для игроков команды г. Воронежа характерны четкие, без отклонений, т.е. в «одном ключе», визуальные и кинестетические ответные действия на раздражитель — тренировочную и соревновательную деятельность.

Информация воспринимается и интерпретируется ими в одинаковых зрительных образах и визуальном контакте с командой, тренером, в воспоминаниях и ощущениях от выполнения двигательных действий в тренировочной и соревновательной деятельности. Полагаем,

что процесс получения информации по этим каналам и ее обработка к 14-15 годам в виде четко сформированной системы восприятия способствует лишь запоминанию поступающей информации, которая образовывает, но не развивает, дает штампованные картинки, что согласуется с мнением и других авторов [2,3,8]. В то время как для команды г. Тулы характерно более разнообразное восприятие поступающей информации, проявляемое в довольно высоком разбросе показателей коэффициента вариации. Мы не воспринимаем этот факт в негативном ключе, а считаем, что достаточно высокая развитость всех трех систем восприятия информации и широкий разброс интерпретации пережитых ощущений создают дополнительные возможности для получения качественно новых состояний, возникающих в процессе соревновательной деятельности.

Они способны вследствие особой интенсивности или же последующей частой повторяемости раздражителей соревновательной деятельности впоследствии превратить их в действующие структуры сознания при получении информации по всем каналам восприятия. В то время как в этом возрасте, по нашему мнению, еще необходимо продолжать процесс принятия, переработки информации, дополнения своего игрового опыта и трансформации его под свое восприятие.

Включение теста на тактильную чувствительность, который все спортсменки выполняли впервые, показал, что игроки г. Тулы были более медленными в решении поставленной задачи и допустили больше ошибок, но с меньшим разбросом внутри группы по времени выполнения (У=1,6%). В команде Воронежа меньшее время выполнения задания сопровождалось огромным количеством ошибок (У=60%).

ВЫВОДЫ

Разработанная батарея тестов является достаточно информативной для использования в сравнительной оценке сенсорно-перцептивных и психических процессов у баскетболисток 14-15 лет.

Анализ скорости и качества переработки сенсорно-перцептивной информации и психических процессов позволяет прогнозировать успешность соревновательной деятельности игроков команд в ближайшей и отдаленной перспективе. Так, команда г. Воронежа имеет игроков разного уровня подготовленности, но с уже сформированной системой восприятия и переработки информации, поступающей в тренировочной и соревновательной деятельности. В то время как команда г. Тулы по со-

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова, О.С. Активный метод визуализации и структурирования информации в педагогике высшей школы как элемент психофизиологической защиты / О.С. Булгакова, С.А. Буркова // Современные наукоемкие технологии № 1, 2016. С. 69-73

2. Зенкина, В. Г. Репрезентативные системы студентов-медиков и успешность обучения в вузе / В.Г. Зенкина, В.А. Сахоненко, Б.Г. Артюшенко, О.А. Солодкова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 1. - С. 111-114; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35503 (дата обращения: 15.02.2021)

3. Каминский, И. В. Традиционные теории и современные взгляды на природу мысленного образа движения: применение в спортивной практике / И. В. Каминский, А. Н. Веракса // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2(26). - С. 16-25.

4. Козин В.В. Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов // Наука и спорт: современные тенденции. № 2 (Том 3), 2014 г. / www.scienceandsport.ru. - С. 74-83

5. Макеева, В.С. Формирование эффективного взаимодействия баскетболистов при переходе в студенческую команду / В.С. Макеева, С.В. Чернов, С.О. Лаптев // Наука и спорт: современные тенденции. 2020. Т. 8. № 1. С. 25-29.

6. Пашков, И.Н. Роль сенсорных систем при развитии координационных способностей // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. №1.2008. С. 38-44

REFERENCES

1. Bulgakova, O.S. Active method of visualization and structuring of information in higher education pedagogy as an element of psychophysiological protection / O.S. Bulgakov, S.A. Burkova // Modern high technologies No. 1, 2016. P. 69-73

2. Zenkina, V.G., Sakhonenko V.A., Artyushenko B.G., O.A. Solodkova // Modern high technologies. - 2016. - No. 1. - P. 111-114; URL: http://top-technologies.ru/ru/ article/view?id=35503 (date accessed: 15.02.2021)

4. Kaminsky, I.V. Traditional theories and modern views on the nature of the mental image of movement: application in sports practice / I.V. Kaminsky, A.N. Ver-aksa // National Psychological Journal. - 2017. - No. 2 (26). - from. 16-25.

ставу игроков более однородна с позиций скорости и качества переработки сенсорно-перцептивной информации и протекания психических процессов, но степень переработки воспринимаемой информации еще находится в стадии развития. Полагаем, что этот факт может повлиять на эффективность соревновательной деятельности исследуемых команд в ближайшей и отдаленной перспективе, в том числе во Всероссийских соревнованиях среди баскетболисток 14-15 лет.

7. Aglioti S.M., Cesari P., Romani, M., & Urgesi, C. (2008) Action anticipation and motor resonance in elite basketball players [Nature Neuroscience], V. 11, 9, 1109-1116. doi: 10.1038/nn.2182. V. 11, 9, 11091116. doi: 10.1038/nn.2182

8. Ashton-Miller Ja.A., Wojtys E.M., Huston LJ., Fry-Welch D. Can proprioception really be improved by exercises? Knee Surgery, Sports Traumatology, Arthroscopy. 2001. T. 9. № 3. C. 128-136.

9. Cook AJ., Moore K., Steel G.D. Taking a position: a reinterpretation of the theory of planned behaviour // Journal for the Theory of Social Behaviour. - 2005. Vol.35. P. 143-154.

10. Gatti, R., Tettamanti, A., Gough, P.M., Riboldi, E., Marinoni, L., & Buccino, G. (2013) Action observation versus motor imagery in learning a complex motor task: A short review of literature and a kinematics study. [Neuroscience Letters], 540, 37-42.

11. Sheet-Johnstone M. Kinetic tactile-kinesthetic bodies: ontogenetical foundations of apprenticeship learning. Human Studies. 2000. T. 23. № 4. C. 343370.

12. Relationship between general and specific coordination in 8- to 17-year-old male basketball players / Jesús Vera , Raimundo Jiménez , David Cárdenas, Beatriz Redondo, José Antonio García // Journal of Sport and Health Science • - https:// www.researchgate.net/publication/261101217_ Relationship_between_general_and_specific_ coordination_in_8-_to_17-year-old_male_ basketball_players

5. Makeeva, V.S. Formation of effective interaction of basketball players during the transition to a student team / V.S. Makeeva, S.V. Chernov, S.O. Laptev // Science and sport: current trends. 2020.Vol. 8. No. 1. P. 25-29.

6. Pashkov, I.N. The role of sensory systems in the development of coordination abilities // Physical education of students of creative specialties. No. 1.2008. Pp. 38-44

7. Aglioti S.M., Cesari P., Romani, M., & Urgesi, C. (2008) Action anticipation and motor resonance in elite basketball players [Nature Neuroscience], V. 11, 9, 1109-1116. doi: 10.1038/nn.2182. V. 11, 9, 11091116. doi: 10.1038/nn.2182

8.Ashton-Miller Ja.A., Wojtys E.M., Huston L.J., Fry-Welch

D. Can proprioception really be improved by exercises? Knee Surgery, Sports Traumatology, Arthroscopy. 2001. T. 9. № 3. C. 128-136.

9. Cook AJ., Moore K., Steel G.D. Taking a position: a reinterpretation of the theory of planned behaviour // Journal for the Theory of Social Behaviour. - 2005. Vol. 35. P. 143-154.

10. Gatti, R., Tettamanti, A., Gough, P.M., Riboldi, E., Mari-noni, L., & Buccino, G. (2013) Action observation versus motor imagery in learning a complex motor task: A short review of literature and a kinematics study. [Neuroscience Letters], 540, 37-42.

11. Sheet-Johnstone M. Kinetic tactile-kinesthetic bodies: ontogenetical foundations of apprenticeship learning. Human Studies. 2000. T. 23. № 4. C. 343370.

12. Relationship between general and specific coordination in 8- to 17-year-old male basketball players / Jesús Vera , Raimundo Jiménez , David Cárdenas, Beatriz Redondo, José Antonio García // Journal of Sport and Health Science . - https://www.researchgate.net/ publication/261101217_Relationship_between_ general_and_specific_coordination_in_8-_to_17-year-old_male_basketball_players

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Макеева Вера Степановна (Makeeva Vera Stepanovna) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики баскетбола; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Россия, Москва, Сиреневый бульвар, 4; e-mail: [email protected]; ORCID 0000-0001-59694324

Шайкина Оксана Евгеньевна (Shaykina Oksana Evgenievna) - преподаватель кафедры спортивных игр; Воронежский государственный институт физической культуры, Россия, Воронеж, ул. Карла Маркса, 59; e-mail: [email protected]; ORCID 0000-0002-9472-0126

Поступила в редакцию 19 апреля 2021 г. Принята к публикации 25 мая 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Макеева, В.С. Сенсорно-перцептивные и психические процессы у баскетболисток 14-15 лет / Макеева В.С., Шайкина О.Е. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 154-159. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-154-159

FOR CITATION

Makeeva V.S., Shaykina O.E. Sensor-perceptive and mental processes in female basketball players 14-15 years old. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no.2, pp. 154-159 (in Russ.) DOI: 10.36028/23088826-2021-9-2-154-159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.