Научная статья на тему 'Взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации в современном обществе'

Взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2341
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации в современном обществе»

Философские науки

Алпатова К. А.

кандидат философских наук, доцент кафедры психолого-педа-

гогического образования АФ МГГУ им. М.А. Шолохова

Взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации в современном обществе

Алпатова К. А.

В контексте социальной жизни социализация являет собой сложнейший динамический процесс, который представляет единое движение двух противоречивых, но тесно связанных сторон — социализации и индивидуализации, содержание, которого определяется, с одной стороны, освоением социокультурного уровня, а с другой — отношением ко всему этому самого индивида, раскрытием возможностей, актуализацией его «Я». По мнению Ю. Хабермаса показателем социализированности выступает развитие способности к построению и реализации собственного жизненного проекта.

Реальное человеческое «Я» являет собой живого, деятельного индивида, жизнь которого состоит в созидании своей индивидуальности, как для себя, так и для «Другого», в том, чтобы выражать и проявлять себя. Только с выделением человеческой индивидуальности из первоначальной социальной слитности и неразличимости история, собственно и начинается, и находится в дальнейшем с процессом индивидуализации в неразрывной связи. Сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков. Индивидуальность представляет собой особую форму существования общего, а индивидуализация обусловлена существованием самой объективной реальности и составляет одно из условий развития мира, являясь одним из типов и одним из показателей этого развития.

Л.П. Станкевич полагает, что истинная социализация всегда есть процесс становления и достижения индивидуализации, будь то индивидуализация личности, группы, коллектива или любого другого объединения людей. По наличию множества индивидуальностей в обществе мы можем судить о том, что процесс социализации идёт в нужном направлении. Только в соотношении с индивидуализацией можно прийти к более или менее адекватному пониманию сущности и содержания процесса социализации. Чем больше в обществе наличествует индивидуальностей, тем оно богаче, тем больше оно способно к различным творческим проявлениям, более жизнеспособно и более социализировано. Социализация и порождаемая ей индивидуализация — составляющие процесса развития личности, которые невозможны друг без друга, социализация личности всегда индивидуальна. Если понимать индивидуализацию как некий процесс, то она представляет собой переход от повседневной усреднённости, т.е. неразличённости «Я» и «Другого», к отношению инаковости, от бытия некто (man) как никто к бытию «Самости» как вот этого, отличного ото всех остальных «Я». Таким образом, индивидуализация представляет собой определенное обособление личности, активную самодетерминацию, формирование собственного внутреннего мира, следствие начальных этапов социализирующего влияния общества и необходимое условие дальнейшей и последующей социализации и саморазвития.

В отличие от социальной адаптации процесс социализации направлен на развитие индивидуализации человека. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Следует подчеркнуть, что необходимо не только признание индивидуальности общественностью, но и индивидуальность должна формироваться как одна из сторон общественности. Социализация и индивидуализация не просто сменяют друг друга в зависимости от этапа постижения действитель-

Философские науки

ности, а переплетаются в решении жизненных задач, как с использованием социально означенного знания, так и с использованием индивидуального знания. Таким образом, индивидуализация выступает и предпосылкой, и результатом социализации.

В развитии советской науки и культуры в послереволюционные десятилетия абстракции класса, масс, народа полностью заменили живое «Я». Это, в конечном счёте, привело к полному растворению личности в коллективе, а также к разрушению возможностей личного творчества и индивидуальной инициативы, к формированию катастрофической для общественного и индивидуального развития человека презумпции заменимости. Современная динамика человеческой субъективности находит всё большее выражение в процессе индивидуализации, объективной основой которой выступает возрастающая подвижность социальной структуры, которая дестабилизирует психологические связи «Я» и «Другого». Не менее важную роль играет и её основа — прогрессирующее вытеснение групповых источников информации надгрупповыми, массовыми. В итоге происходит размывание традиционной модели группового человека, получающего свои мотивы и знания, нравственные нормы и мировоззренческие установки из некогда относительно устойчивых групповых культур. Индивидуализация порождает рост автономии индивида, предоставляя ему необходимость самостоятельного выбора ценностей, ориентирующих его сознание и поведение. Индивидуализация рождает напряженную потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир «Другого». Для проявления индивидуальности создают простор современные сдвиги в отношениях между индивидом и социумом. Эти отношения развиваются в направлении большей эластичности, многосторонности и значительно меньшей, нежели прежде, жёсткости социальных связей человека. Эти сдвиги сопровождаются качественно новым типом автономии индивида, исторического процесса индивидуализации. Зачастую, во многих случаях, автономия проявляется негативно — как растущее одиночество, социальная дезорганизация человека, которая в свою очередь, расширяет возможность манипуляции человеческим сознанием и поведением, но также автономия может вести и к реальному возвышению человеческой индивидуальности — способности вносить творческий, уникальный вклад в социальную жизнь. Противоречивые тенденции накладывают отпечаток на развитие потребностей и мотивов современного человека, которые сегодня освобождаясь от жёстких групповых стандартов, становятся все более многообразными. Новый тип индивидуальности характеризуется стремлением человека к самостоятельному определению своих жизненных позиций, ориентацией на свободный интеллектуальный поиск, внутренним плюрализмом, т.е. открытостью и интересом к многообразию идей, знаний, культурных ценностей, носителями которых является общество. Новому типу индивидуальности соответствует и новая социальность — многообразие запросов и интересов личности зависит не от навязанной «Другим» принадлежности, а от свободного, самостоятельного построения ими своих социально-психологических (идейных, культурных, общественно-политических) связей и отношений.

Именно индивидуализация, представляющая собой освобождение от жёсткой власти традиций и сообщества

и независимость индивидов, проявляется с разной степенью в различных странах как возможность свободного выбора среди множества верований, ценностей и образцов.

Последствия индивидуализации двойственны. В современном обществе заметны такие тревожные явления, как десоциализация, увеличение индивидуализма, уход человека в замкнутый мир адаптационных, потребительских и гедонистических ориентаций. Как никогда ранее процветает неслыханное разжигание потребительской жажды благ любой ценой. В невероятных масштабах господствует сиюминутный интерес проедания будущего. Из внутреннего мира индивида вытесняются социальные нормы и интересы, которые теперь выступают в совокупности внешних условий, к которым необходимо приспособиться.

На наш взгляд, преодолеть противоречивые тенденции сегодняшней модели социального развития индивидуализированная личность, свободная от разного рода пред-заданностей, может лишь только путем самовоссоздания, в соответствии с новыми требованиями социальной реальности, при этом, учитывая весь тот богатый опыт, который был накоплен человеком на протяжении веков.

Всероссийский журнал научных публикаций

№ 1(11) 2012

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.