эффективен, сможет ли он подготовить обучающихся к той жизни, в которой сам не принимает активное участие? По нашему мнению, только педагог, способный к профессиональной трансцендентности, может привести на этот путь своих воспитанников.
Литература
1. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. — М.: Акрополь, 2018. — 212 с.
2. Дерманова И.Б. К вопросу о самоактуализации и самореализации в юношеском возрасте // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Коростылева. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004. Вып. 8. - С. 89-101.
3. Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 11-35. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35
4. Зиннатова М.В. Профессиональная трансцендентность личности: к постановке проблемы // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 24-й Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2019. — С. 321-322. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39173688
5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Питер, 2017. - 448 с.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СПОСОБОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ1
Капцов Александр Васильевич (Самара, Россия), доктор психологических наук, доцент, руководитель научно-исследовательского центра Самарского филиала Московского городского педагогического университета. E-mail: [email protected]
Колесникова Екатерина Ивановна (Самара, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного, Самарский государственный технический университет. E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе расширено понимание онтологической модели стадий становления субъектности студентов по принципу самоподобия в способах учебной деятельности. На двух выборках студентов (бакалавров и магистрантов) установлено, при разрешении противоречий в противоположных личностных ценностях по-разному осваиваются способы учебных действий и происходит становление стадий субъектности. Взаимосвязи непротиворечивы и вносят вклад в понимание формирования учебных действий
Ключевые слова: противоречия, самоподобие (фрактальность), среда, стадия, субъектность, ценности.
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONTRADICTORY NATURE OF PERSONAL VALUES AND THE WAYS OF LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS
Kaptsov Alexander Vasilievich (Samara, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Head оf The Research Center of the Samara branch of the Moscow City Pedagogical University. E-mail: [email protected]
Kolesnikova Ekaterina Ivanovna (Samara, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Education, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language, Samara State Technical University. E-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-013-00238.
309
Abstract. The scientific article expands the understanding of the ontological model of the stages of the formation of students ' subjectivity based on the principle of self-similarity in the methods of educational activity. In two samples of students (bachelor's and master's students), it was found that when resolving contradictions in opposite personal values, the methods of educational actions are mastered in different ways and the stages of subjectivity are formed. The relationships are consistent and contribute to the understanding of the formation of learning activities
Keywords: contradiction, self-similarity (fractality), environment, stage, subjectivity, personal values.
Современное общество характеризуется разнообразными, нередко противоречивыми тенденциями в трансформации. Наряду со сложностью организации его социокультурного пространства и феноменологическим разнообразием, Г.Р. Хузеева и М.С. Гусельцева отмечают турбулентность. Она проявляется в том, что в ситуации ускорения происходящих в обществе изменений спонтанно возникают множественные и разнонаправленные течения, образуются линейные и нелинейные процессы, локальные фрактальные волны, где магистральные линии социокультурного развития размываются, распадаются и оказываются представлены совокупностью вариативных и маргинальных движений. Другим важным процессом социокультурной динамики в ситуации турбулентности становится смешивание и взаимопроникновение доселе не соприкасавшихся субкультур, культу-ральных слоев и социальных пространств, разнообразие тенденций, возрастание феноменов антиномичности и амбивалентности [7].
Не случайно всеми государствами — членами ООН — сформулированы цели в области устойчивого развития как призыв к общим действиям всех людей на планете. В сфере образования такой целью является обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех1.
Протяженность и глобальность данной цели актуализирует расширение психолого-педагогических подходов в образовании, например, за основу исследований учебной деятельности [1] брать онтологический подход, с точки зрения которого психика рассматривается как постоянно изменяющийся феномен. Одним из таких примеров является онтологическая модель стадий становления субъектности (В.И. Панов), полагающая развитие психики в континууме «субъект спонтанной активности — субъект произвольного действия» [5]. Данная модель не привязана к конкретной деятельности, является универсальной. Безусловным преимуществом модели является процессный подход, учитывающий постоянную изменчивость, но вместе с тем и инварианты учебных действий.
С точки зрения самоподобия (по принципу фрактальности) А.В. Капцовым онтологическая модель стадий становления субъектности расширена на способы учебных действий [2]. Нами установлены взаимосвязи с системой личностных ценностей обучающегося [3], но точки зрения рассмотрения системы личностных ценностей во всей их многоаспектности (например, противоречивости и противоположности) исследований на настоящий момент не проводилось. Это актуально для современных условий в образовании, диктуемых целями устойчивого развития. Поэтому нами была поставлена цель — исследовать взаимосвязи направленности разрешения противоречий в личностных ценностях со стадиями становления субъектности обучающегося и способами их учебных действий.
Для проведения исследования использовался тест аксиологической направленности личности (АНЛ), с помощью которого возможно определение важности для человека как сфер жизнедеятельности, так и личностных ценностей. Конструкт теста предполагает пять пар противоположных личностных ценностей и вычисление показателя противоречивости, показывающего преобладание в сторону одной из противоположных ценностей,
1 Сайт ООН. 17 целей в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/sustainablede-velopment
либо отсутствие противоречий (амбивалентность ценностей). Также применялись опросник диагностики стадий становления субъектности ОСС-С и опросник способов выполнения учебных действий ОСС-СФ [3; 4]. Выборка испытуемых состояла из студентов первого курса бакалавриата (164 человека) и первого курса магистратуры (61 человек). Отдельно для бакалавров и магистрантов после диагностики личностных ценностей была вычислена их противоречивость, и с помощью корреляционного анализа (тау Кендалла) установлены взаимосвязи. Расчеты проводились в среде БТЛТКТХСЛ 10.0.
Разрешение противоречия в сторону высокой ценности саморазвития у бакалавров положительно взаимосвязано со стадией «творец» и такими способами учебных действий, как «целеполагание», «наблюдение» и «учение». У магистрантов взаимосвязи со стадиями становления субъектности не выявлены, однако присутствуют практически со всеми способами выполнения учебных действий: «целеполагание», «наблюдение», «подражание», «учение» и «мастерство». Это не противоречит сущности процессов саморазвития и ставит вопрос о стимулировании проявлений психической активности (умственной или физической) студентов.
Для возникновения самостоятельных учебных действий студентам, особенно в начале их обучения в вузе, нужны четкие ответы на вопросы: почему и зачем им нужно овладевать этим учебным действием. Студентам-магистрантам больше присуще стремление к саморазвитию этих сформированных учебных действий.Сдвиг противоречий в сторону ценности индивидуальности у бакалавров взаимосвязан со стадиями «критик» и «творец», а также способами «критика» и «мастерство», а у магистрантов — со стадией «критик» и способом «критика». Это согласуется с реальностью, когда концентрация на личных интересах отражается в формировании индивидуальной мировоззренческой позиции в ходе учебной деятельности и своего мнения о достоинствах и недостатках других, что особенно проявляется при длительном нахождении их в системе вузовского обучения.
Преобладание ценности духовной удовлетворенности над ценностью материального благополучия у бакалавров взаимосвязано только со стадиями становления субъектности («наблюдатель» и «мастер»), а у магистрантов как со стадиями «ученик» и «творец», так и со способами «целеполагание», «наблюдение», «учение» и «мастерство». Мы видим, насколько изменяется нематериальное отношение к учебным действиям обучающихся — со временем студенты удовлетворены не только своими обобщенными стратегиями, а больше освоением конкретных собственных учебных действий, усложняющихся с течением времени обучения в вузе.
Разрешение противоречия в сторону ценности креативности у бакалавров взаимосвязано со способом «созидание», у магистрантов к этому добавляются еще способы «мастерство», «подражание» и «целеполагание», а также стадия «мастер». Понятно, что стремление к поиску нового дополняется учебными действиями, направленными на освоение новых аспектов в уже освоенном действии («мастер» и «мастерство») или в новых видах деятельности («подражание»). Разрешение противоречия в сторону материального благополучия у бакалавров связано со стадией «подмастерье», что выдает прагматическую мотивацию перехода от созданных обучающимся образов к освоению образцов учебной деятельности.
Противоречие «процесс—результат» у бакалавров не имеет значимых взаимосвязей, что, вероятно, говорит об их нелинейности. У магистрантов стремление больше к результатам деятельности связано с формированием образа учебных действий (стадия «наблюдатель») и своего мнения по поводу недостатков, допускаемых другими (стадия «критик»).
Отметим, что у бакалавров установлены взаимосвязи в большей степени со стадиями становления субъектности, а у магистрантов больше взаимосвязей со способами учебных действий, то есть бакалаврам присуще более обобщенное понимание учебной деятельности. Возможно, это связано с этапом адаптации и перехода от школьной системы
обучения к вузовской, магистрантам же характерна конкретная (операциональная) составляющая учебной деятельности.
Полученные результаты непротиворечивы и расширяют понимание процессов формирования учебных действий обучающихся [5; 6]. Как мы видим, стадии становления субъектности и овладение учебными действиями имеют мировоззренческий аспект, связанный не только с выраженностью личностных ценностей. Приобретает значение, как установлено нами ранее [3], не только наличие или отсутствие противоречий в противоположных ценностях, но и направление их разрешенности, что влияет на устойчивость и развитие личности обучающегося в образовательной среде.
Литература
1. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 4. С. 3-20. DOI: 10.11621/vsp.2017.04.03.
2. Капцов А.В. Принцип фрактальности при моделировании стадий становления субъектности: определение и сущность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2020. № 1 (27). С. 88-96.
3. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Диагностика способов выполнения учебных действий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2020. № 1 (27). С. 134-149.
4. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. № 2 (24). С. 107-117.
5. Панов А.В., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Дидактические и психодидактические аспекты моделирования становления субъектности студента вуза // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31093. DOI: 10.7256/24540676.2019.4.31093.
6. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы условия / Под ред. Е.Д. Божо-вич. - М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 400 с.
7. Хузеева Г.Р., Гусельцева М.С. Особенности представлений о повседневности у девушек и женщин в условиях транзитивного общества // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 63. С. 8.
ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА
Коцина Михаил Николаевич (Рязань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры воздушно-десантной подготовки, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена воспитанию учащихся на героических традициях. Автором проведен теоретический и практический анализ общественной деятельности Героев Отечества в вопросах воспитания гражданина и патриота.
Ключевые слова: герой Отечества, образовательное учреждение, воспитание, гражданин, патриот, молодежь, учащиеся.
HEROES OF THE FATHERLAND IN THE EDUCATION OF CITIZEN AND PATRIOT
^tsina Mikhail Nikolayevich (Ryazan, Russia), the Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Airborne Training, Ryazan Guards Higher Airborne Command School named after Army General V.F. Margelov. E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the education of students on heroic traditions. The author conducted theoretical and practical analysis of the social activities of the Heroes of the Fatherland in the education of citizen and patriot.
Keywords: hero of the Fatherland, educational institution, education, citizen, patriot, youth, students.