11. Stellman J.M. (Ed.) Encyclopaedia of occupational health and safety. Fourth edition. — Bonn: UNEVOC, 1998.
12. World Health Organization: Constitution ofWHO: Principles. December 2019. URL: http://www. who.int/about/mission/en/ (дата обращения: 15.09.2020).
13. World Health Organization: WHO Declaration on Occupational Health for All, 1994. WHO/ OCH/94.1. URL: https://www.who.int/occupational_health/publications/ declaration/ en/ (дата обращения: 15.08.2020).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ -НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Зиннатова Мария Владимировна (Екатеринбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен новый подход к пониманию целевого ориентира профессионального становления педагога в современных условиях — профессиональной трансцендентности. Перечислены критерии и механизмы достижения педагогом профессиональной трансцендентности, которые носят транспрофессиональный характер. Описан феномен трансценденции.
Ключевые слова: профессиональная трансцендентность, педагог, механизмы профессиональной трансцендентности, профессиональная деятельность, трансценденция.
PROFESSIONAL TRANSCENDENCE - A NEW PERSPECTIVE OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER
Zinnatova Mariya Vladimirovna (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Education, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin. E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents a new approach to understanding the goal of professional development of a teacher in modern conditions — professional transcendence. Criteria and mechanisms for achieving professional transcendence by a teacher (they have a transprofessional nature) are listed. The phenomenon of transcendence is described.
Keywords: professional transcendence, teacher, mechanisms of the professional transcendence, professional activity, transcendence.
Наш мир стал очень динамичным, изменчивым. А.Г. Асмолов одним из трендов современности называет сложность, неопределенность и разнообразие [1]. Мы замечаем, что увеличилась скорость и объем информационных потоков, а развитие технологий происходит настолько быстро, что человек не всегда успевает отслеживать новое. Конечно, ускорение процессов касается всех сфер человеческой жизни — профессиональной, социальной, образовательной, досуговой и др., и важно заметить, что этот тренд будет нашим «спутником» еще долгое время. Согласно концепции становления «человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления» [6, с. 483]. Такая динамичность связана и с изменчивыми условиями внешней среды, но при этом каждый человек несет индивидуальную ответственность за полноценную реализацию своих возможностей, потенциала.
В свете обозначенных актуальных тенденций мы предлагаем более пристально и по-новому посмотреть на профессиональную деятельность и профессиональное развитие личности, акцентируя внимание на субъекте образования — педагоге, который всегда был и, не преувеличивая, будет главным ориентиром, стратегом, тактиком и регулятором
становления индивидуальности обучающихся любого возраста. В научных источниках достаточно много исследований посвящено психологическим аспектам профессионального развития педагогов. Классическими стали труды А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, Г.П. Щедровицкого и других. Несмотря на тот вклад, который был внесен перечисленными учеными, мы понимаем, что сегодня нас окружает новая реальность, которая выдвигает дополнительные требования к педагогам для их успешной самореализации и эффективной профессиональной деятельности [3]; это, в свою очередь, определяет необходимость дополнения процесса становления личности актуальными ориентирами, одним из которых является профессиональная трансцендентность.
К понятию трансцендентности и трансценденции обращались многие психологи (А. Маслоу, Э. Мунье, В. Франкл, К.Г. Юнг, К. Ясперс), хотя, безусловно, зародилось оно в философии (И. Кант, Ж.-П. Сартр, С.Л. Франк, М. Шелер). Следуя идеям А. Маслоу, можно сказать, что «трансценденция относится к высшим, интегративным, целостным уровням человеческого сознания, поведения и отношений, это конечная цель, ... обрести самого себя, других людей, понять нечто важное, ключ к познанию тайн человеческого вида, природы ...» [5, с. 355]. По его мнению, трансценденция является высшей формой метамотивации человека, его высшей потребностью и проявлением «чувствительности к тому, чего требует от него реальность, лежащая за пределами его психического мира» [там же, с. 344].
В современной психологии наиболее известны феномены самоактуализации, саморазвития, самореализации, самотрансценденции (зеИЧгапсепёепсе), но это не тождественные понятия. В рамках данной работы мы не будем подробно останавливаться на их терминологическом анализе, но отметим, что самотрансценденция занимает более высокое положение в иерархии человеческих потребностей, по сравнению с саморазвитием и самоактуализацией, а самореализация связана с самоутверждением, самовыражением и самопроявлением личности [2].
В ранней публикации автора профессиональная трансцендентность уже была определена как выход за пределы своей профессиональной субъектности, раскрытие своего индивидуально-личностного потенциала в профессии и вне ее, расширение своих возможностей, умение находить новые смыслы в конкретной профессиональной области и за ее пределами, быть готовым разрешать профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях [4]. Профессиональная трансцендентность по своей сути является высшей целью профессионального становления; собственно, процесс достижения этой цели есть профессиональная трансценденция; нейропсихологические основы и индивидуально-психологические особенности личности человека, обеспечивающие потребность и действия по достижению профессиональной трансцендентности, заключаются в трансцендентном мышлении и трансцендентных свойствах личности.
Критерии достижения профессиональной трансцендентности пересекаются с современными требованиями к педагогам:
1. Активность в освоении новых технологий, средств, методов, ориентиров собственной профессиональной деятельности.
2. Эффективное, без ущерба для качества, а часто — с выходом на более высокий уровень профессиональной деятельности, совладание с неопределенностью и изменчивостью внешней среды.
3. Гибкое реагирование на любые изменения социально-экономической и профессиональной ситуации.
4. Предвосхищение трендов и изменений, а в целом — предвосхищение и прогнозирование будущего.
5. Умение синтезировать знания из разных областей, сфер профессиональной деятельности.
Мы можем утверждать, что данные критерии носят транспрофессиональный и транс-фессиональный характер, то есть относятся не только к педагогической, но и к любой другой профессиональной деятельности.
Вышесказанное позволяет определить механизмы (устройство) профессиональной трансцендентности, в частности, педагога, представленный на рисунке ниже. Основными элементами системы выступили:
1. Обучаемость и любопытство1, обеспечивающие активность педагога в познании нового в профессиональной деятельности.
2. Проактивное совладающее поведение и толерантность к неопределенности, позволяющие педагогу быть устойчивым в разнообразных ситуациях изменчивого мира и профессиональной деятельности.
3. Интеллектуальная лабильность, лежащая в основе гибкого реагирования и способности работать в условиях многозадачности.
4. Антиципационная состоятельность, интуиция, прогностическая компетентность, обеспечивающие овладение перспективой профессионального будущего и возможность осуществления его прогнозирующего моделирования.
5. «Междисциплинарность» как способность синтезировать разнообразные знания, необходимые для осуществления педагогической деятельности.
Рисунок. Механизмы профессиональной трансцендентности педагога.
Можно не стремиться к профессиональной трансцендентности, но тогда возникают вопросы, которые, скорее всего, окажутся риторическими: будет ли такой педагог
1 Феномен «любопытство» активно разрабатывается в русле позитивной психологии и означает предрасположенность человека к поиску нового, исследованию, познанию (Д. Берлайн, Э. Деси, Т. Кашдан, П. Макнайт и др.).
эффективен, сможет ли он подготовить обучающихся к той жизни, в которой сам не принимает активное участие? По нашему мнению, только педагог, способный к профессиональной трансцендентности, может привести на этот путь своих воспитанников.
Литература
1. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. — М.: Акрополь, 2018. — 212 с.
2. Дерманова И.Б. К вопросу о самоактуализации и самореализации в юношеском возрасте // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Коростылева. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004. Вып. 8. - С. 89-101.
3. Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 11-35. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35
4. Зиннатова М.В. Профессиональная трансцендентность личности: к постановке проблемы // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 24-й Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2019. — С. 321-322. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39173688
5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Питер, 2017. - 448 с.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СПОСОБОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ1
Капцов Александр Васильевич (Самара, Россия), доктор психологических наук, доцент, руководитель научно-исследовательского центра Самарского филиала Московского городского педагогического университета. E-mail: [email protected]
Колесникова Екатерина Ивановна (Самара, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного, Самарский государственный технический университет. E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе расширено понимание онтологической модели стадий становления субъектности студентов по принципу самоподобия в способах учебной деятельности. На двух выборках студентов (бакалавров и магистрантов) установлено, при разрешении противоречий в противоположных личностных ценностях по-разному осваиваются способы учебных действий и происходит становление стадий субъектности. Взаимосвязи непротиворечивы и вносят вклад в понимание формирования учебных действий
Ключевые слова: противоречия, самоподобие (фрактальность), среда, стадия, субъектность, ценности.
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONTRADICTORY NATURE OF PERSONAL VALUES AND THE WAYS OF LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS
Kaptsov Alexander Vasilievich (Samara, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Head оf The Research Center of the Samara branch of the Moscow City Pedagogical University. E-mail: [email protected]
Kolesnikova Ekaterina Ivanovna (Samara, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Education, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language, Samara State Technical University. E-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-013-00238.
309