УДК 34
Мингалёв А.А.
магистрант Уральский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Екатеринбург, Россия)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
И ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ БИЗНЕСА РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
Аннотация: в статье обозначена актуальность изучения вопроса соотношения основных понятий правовой культуры общества, а именно таких как «правосознание», «правовая система» и «правовая информация» в контексте деятельности российских предпринимателей. Каждая категория рассмотрена в отдельности. Обозначено понятие правосознания и его уровни. Рассмотрено определение профессионального правосознания, предпринимательской деятельности, а также правовой системы. Проанализировано правовое обеспечение предпринимательской деятельности и особенности ее нормативно-правового регулирования, а также соответствующая судебная практика. Исследован процесс становления правовой информации на примере развития российской истории. Рассмотрена позиция некоторых современных авторов о повышении предпринимателями уровня правовой культуры. По итогам проведенного исследования, в завершение научной статьи автором сделаны соответствующие выводы относительно взаимосвязи правосознания, правовой системы и правовой информации в системе построения бизнеса российскими предпринимателями.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, правосознание, правовая система, нормативно-правовое регулирование.
Ключевой показатель экономики каждого современного государства -это его валовый внутренний продукт (далее - ВВП). Россия также не является
исключением. Значительную часть ее ВВП составляют субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство позволяет сгладить колебания экономической конъюнктуры, что становится возможным при применении особых механизмов баланса спроса и предложения; им же, во многом, определяется темп экономического роста. Следует отметить, что малое предпринимательство формирует средний класс, реализуется благодаря созданию рабочих мест. [10, с. 85] Именно поэтому, сфера предпринимательства является одной из превалирующих для получения государственной поддержки.
Так, по итогам реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - нацпроект МСП), новая структура которого была разработана Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвитие России) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» мы можем видеть следующие результаты.
В 2022 году каждый 17-ый предприниматель получил поддержку Корпорации МСП, общее же число занятых в секторе МСП выросло до 22 млн человек, не считая самозанятых. Это на 500 тыс. больше, чем в 2021 году.
Работа же предпринимателя главным образом основывается на взаимодействии с большим количеством клиентов, удовлетворении их потребностей и соответствующем получении прибыли. Клиенты же — это прежде всего люди, соблюдение прав которых - всеобщая обязанность, предписанная конституцией. Для представителей предпринимательской профессии крайне важно выстраивать свою деятельность неукоснительно придерживаясь принятых в обществе правовых норм, составляющих его правовую культуру.
Именно поэтому, на современном этапе активного развития российского бизнеса актуальным является изучение вопроса соотношения основных
понятий правовой культуры общества, а именно таких как «правосознание», «правовая система» и «правовая информация» в контексте деятельности российских предпринимателей.
Рассмотрим каждую из указанных категорий в отдельности, проанализируем влияние на выстраивание предпринимателями своей деятельности и выявим их соотношение.
Правосознание в целом представляет собой совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере, в соответствии с определением Л.А. Морозовой. [7, с. 28]
Как правило, выделяют несколько уровней правосознания, а именно:
1. Обыденное;
2. Профессиональное;
3. Научное. [6, с. 53]
С точки зрения профессионального правосознания предпринимателя мы можем говорить о совокупности правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он будет руководствоваться в своей деятельности.
Так как предпринимательская деятельность представляет собой осуществляемые при определенном риске самостоятельные действия, направленные на получение регулярной прибыли, то и на правосознание предпринимателя будет влиять фактор возникновения неблагоприятных последствий. Таковыми могут стать отсутствие ожидаемых результатов, невозможность выполнения своих обязательств. То есть, иными словами основу правосознание предпринимателя составляет его повышенная ответственность в условиях договорных отношений.
Следует отметить, что в основе правосознания предпринимателей, в большинстве своем, лежит позитивистский подход к праву. Это не случайно,
так как в нормах российского права заключены четкие формулировки о правах и обязанностях участников правоотношений в сфере предпринимательства. [4]
Так, нормы права позволяют на перспективу прогнозировать поведение контрагентов, с которыми взаимодействует предприниматель, что соответственно влияет на стратегию его дальнейших действий и построение бизнеса соответственно.
Здесь перейти к следующей рассматриваемой категории, а именно «правовая система». Здесь уже речь будет идти не о внутреннем отношении предпринимателя к своей деятельности, выстроенного на основе собственных правовых знаний, как это было в контексте правосознания, а о внешнем влиянии существующей правовой системы в государстве.
Правовую систему можно обозначить как совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и согласованных правовых средств, регулирующих взаимоотношения в конкретном обществе, характеризующих его правовое развитие на данном этапе. В более же широком значении — это целый правовой мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы, историю и будущее. [9, с. 273]
Правовая система государства, как уже было отмечено нами ранее, безусловно влияет на все сферы жизни в государстве, в том числе на построение бизнеса. Законодательство постоянно совершенствуется в том числе и в этой области. Разрабатываются меры государственной поддержки, как, например, нацпроект МСП, и другие.
Структура правового обеспечения предпринимательской деятельности в РФ носит иерархический характер. В основном законе РФ, Конституции РФ, отражены основные принципы предпринимательской деятельности. В частности, статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ определяет право каждого гражданина использовать свои способности для предпринимательской деятельности. [2, с. 67]
В Российской Федерации на современном этапе развития существуют некоторые особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, которые следует отметить.
Так, частно-правовые начала предпринимательского права регулируются в большинстве своем действующими кодексами, а публичные, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности, в федеральных законах.
Еще один немаловажный аспект - существенно возросшая за последние несколько лет роль инновационных организационно-правовых механизмов развития малого и среднего предпринимательства. Это наглядно подтверждает введение института уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ.
Кроме нормативного регулирования на деятельность российских предпринимателей влияет также еще одна не менее важная составляющая правовой системы страны, а именно сложившаяся в ней правоприменительная практика.
Судебная практика в сфере предпринимательства имеет большой объем и весьма многообразна. Ее главное значение заключается в том, что она позволяет совершенствовать законодательство в предпринимательской сфере и дает разъяснения относительно таковой деятельности.
Так, актуальная для нашей страны судебная практика связана с защитой деловой репутации граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Репутация в сфере предпринимательства - одна из главных составляющих успешной и эффективной деятельности. Именно поэтому граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, уделяют особенное внимание построению своей деловой репутации, при необходимости принимают меры по ее защите.
Например, 18.10.2019 Арбитражным судом Новосибирской области признано порочащим деловую репутацию истца Невзорова А. С. заявление ответчика Устелемовой В. Б. о том, что истец причиняет компании убытки в виде перечисления денежных средств на счета фирм-однодневок с целью их
последующего обналичивания. Настоящее заявление было сделано в письменной форме и предоставлено более чем одному лицу. В рамках судебного разбирательства ответчик не представил доказательств совершения истцом мнимых сделок, а также доказательств вывода денежных средств через подставные компании. На этих основаниях суд удовлетворил требования истца и обязал ответчика опровергнуть высказывания в адрес истца в письменной форме. [1, с. 9]
И последняя, рассматриваемая нами в рамках данной научной статьи, категория - это правовая информация. Она, следует отметить, как и предыдущие, также основывается на имеющихся данных о праве в обществе на конкретном этапе его развития. При этом, можно утверждать, что данная категория является объединяющей для двух предыдущих.
На основании правовой информации, которой располагает конкретный индивид, при получении им статуса предпринимателя выстраивается вся его дальнейшая деятельность по построению бизнеса. При взаимодействии предпринимателей и образовании крупной системы бизнеса в государстве, правовая информация накапливается, формируется соответствующая судебная практика и в дальнейшем, при поддержке государства, происходит ее совершенствование через соответствующие законодательные нормы.
Данные процессы можно наглядно увидеть через призму российской истории.
Например, в дореволюционной России, сфера торговли имела возможность активно развиваться, предпринимательство постепенно устанавливалось как реальная социально-экономическая сила. Благодаря богатым внутренним ресурсам российское предпринимательство взаимодействовало с зарубежным, что также обеспечивало его развитие. [5]
В советский период бизнес в стране осуществлялся в условиях жесткого контроля со стороны государства, предпринимательская деятельность уже не была такой свободной. Это было вызвано определенными историческими факторами, сложившимися на тот момент.
Постсоветский период характеризуется так называемым «возрождением» деятельности предпринимателей. Люди, задействованные в торговле, вновь начали активно использовать международный рынок для развития бизнеса, при этом существовала некоторая свобода цен, что вызвало гиперинфляцию. Конкуренция являлась недобросовестной, ввиду чего обострялась криминальная обстановка страны.
Учитывая плюсы и минусы правовой политики в отношении предпринимательства на разных этапах развития государства, на данный момент в нашей стране существует и совершенствуется эффективная система предпринимательства. Четверть от работающей части российских граждан задействовано именно в предпринимательской сфере. [3] Об этом, в том числе, свидетельствуют указанные и рассмотренные нами выше обстоятельства.
Итак, для того, чтобы деятельность предпринимателя была эффективна и приносила ожидаемые и даже более высокие результаты, ему необходимо выстраивать бизнес процессы основываясь не только на цели извлечения прибыли, но и придерживаясь основных перечисленных понятий правовой культуры, существующей в современном обществе.
Также, многие авторы придерживаются позиции о том, что предприниматели должны повышать свой уровень правовой культуры и на основании этого разумным представляется формирование отдельного обособленного института предпринимательской культуры, базирующейся на основе правовой.
Так, например, экономическая деятельность предпринимателя должна быть структурирована на нормативно-правовой аспект взаимодействия с рынком и на индивидуально-определенные культурные межличностные отношения с потребителем. Предполагается, что данное решение снизит уровень недоверия к российскому предпринимательству, что, в свою очередь, приведет к увеличению частоты обращения к организациям, занимающимся такой деятельностью, и дальнейшему расширению возможностей малого бизнеса на рынке.
Ещё одним из ключевых способов повышения правовой культуры предпринимательских сообществ будет являться внедрение этапа обучения на уровне регионов для достижения функции социальной оценки и взаимодействия с обществом. [8, с. 362]
Таким образом, мы можем видеть, как именно между собой соотносятся такие категории правой культуры как «правосознание», «правовая система» и «правовая информация» и как именно каждая из них функционирует в отдельности в контексте выстраивания бизнеса российскими предпринимателями.
Сделаем соответствующие выводы. Правильным в постановке вопроса о взаимодействии указанных категорий следует начинать с рассмотрения правовой информации. На основе ее формирования с течением времени и исторических процессов выстраивается как государственная политика в данной сфере, так и правоприменительная практика. Данные составляющие, в свою очередь образуют правовую систему страны. И, наконец, правосознание каждого отдельного предпринимателя выстраивается уже в этой системе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахмерова О. С. Судебная практика по защите деловой репутации граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и юридических лиц // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2022. №1 (9). URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/sudebnaya-praktika-po-zaschite-delovoy-reputatsii-grazhdan-osuschestvlyayuschih-predprinimatelskuyu-deyatelnost-i-yuridicheskih (дата обращения: 05.09.2023).
2. Волковская Л.Н. Особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ на современном этапе // Право и государство: теория и практика. 2019. №5 (173). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-normativno-pravovogo-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 05.09.2023).
3. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 13 июля 2020 года // http://www.kremlin.ru/events/president/news/63635 (Дата обращения 05.09.2023)
4. Информация как объект гражданских прав предпринимателей : Материалы Международной научно-практической конференции. Сборник статей, Краснодар, 21 декабря 2017 года / Ответственные редакторы Г.Ф. Гараева, Т.И. Султонова, М.Е. Бегларян. - Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом - Юг", 2018. - 170 с.
5. Карпенкова Т.В. Особенности государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в России xix начала XX века // Вестник МИЭП. 2013. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-gosudarstvenno-pravovogo-reguHrovamya-predprmimatelskoy-deyatelnosti-v-rossii-xix-nachala-xx-veka (дата обращения: 05.09.2023).
6. Кожевников В.А. Виды правосознания в правоведении и возможная их деформация // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. №1 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-pravosoznaniya-v-pravovedenii-i-vozmozhnaya-ih-deformatsiya (дата обращения: 05.09.2023).
7. Мантузова Д.В. Правосознание и правовая культура: сущностные характеристики и проблемы формирования // Теория и практика общественного развития. 2022. №8 (174). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/pravosoznanie-i-pravovaya-kultura-suschnostnye-harakteristiki-i-problemy-formirovaniya (дата обращения: 05.09.2023).
8. Плотникова, А. В. Правовая культура предпринимательского сообщества современной России / А. В. Плотникова, Д. А. Ирмакова, В. А. Тарасов // Юго -Западный юридический форум : сборник научных трудов Юго-Западного юридического форума, посвященного 30-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета, Курск, 16 октября 2021 года / Юго-Западный государственный университет. Том Выпуск 1. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - С. 360-364.
9. Синюков В. Н. Российская правовая система: введение в общую теорию / Рецензенты: А. И. Демидов, О. О. Миронов, А. В. Мальков. — 2-е изд.. — М.: Норма, 2010. — 672 с.
10. Шевцова В. В. Развитие малого предпринимательства в России // Актуальные исследования. 2022. №5 (84). С. 83-87. URL: https://apni.ru/article/3675-razvitie-malogo-predprinimatelstva-v-rossii
Mingalev A.A.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(Ekaterinburg, Russia)
INTERRELATION OF LEGAL AWARENESS, LEGAL SYSTEM & LEGAL INFORMATION IN SYSTEM OF BUSINESS BUILDING BY RUSSIAN ENTREPRENEURS
Abstract: the article highlights the relevance of studying the correlation of the basic concepts of the legal culture of society, namely, such as "legal awareness", "legal system" and "legal information" in the context of the activities of Russian entrepreneurs. Each category is considered separately. The concept of legal consciousness and its levels are indicated. The definition of professional legal awareness, entrepreneurial activity, as well as the legal system is considered. The legal support of entrepreneurial activity and the peculiarities of its regulatory regulation, as well as relevant judicial practice, are analyzed. The process of formation of legal information is studied by the example of the development of Russian history. The article considers the position of some modern authors on increasing the level of legal culture by entrepreneurs. According to the results of the research, at the end of the scientific article, the author draws the appropriate conclusions regarding the relationship of legal awareness, the legal system and legal information in the system of building a business by Russian entrepreneurs.
Keywords: entrepreneurial activity, legal awareness, legal system, legal regulation.