Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПОРОЧАЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бусленко Егор Олегович

В рамках статьи автором рассмотрена правовая природа и сущность деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, определены понятие и основные критерии данного рода судебных споров. Проведен анализ законодательства, в результате чего определены правовые противоречия, требующие решения с целью повышения эффективности защиты деловой репутации предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS REPUTATION OF ENTREPRENEURS: CONCEPT, PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

Within the framework of the article, the author considers the legal nature and essence of the protection of the business reputation of business entities, defines the subjects and the main criteria of this type of litigation. The analysis of empirical material is carried out, as a result of which legal contradictions are identified that need to be resolved in order to increase the effectiveness of the issue under consideration.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_1 _93 УДК 343.631

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ BUSINESS REPUTATION OF ENTREPRENEURS: THE CONCEPT, PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

БУСЛЕНКО Егор Олегович,

аспирант кафедры гражданского права и общеправовых дисциплин, Среднерусский институт управления - филиал

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 302028, Россия, Орловская обл., г. Орел, б. Победы, 5а. E-mail: buslegor@yandex.ru;

Buslenko Egor Olegovich,

PhD student, Central Russian Institute of Management - branch

of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation", Department of Civil Law and General Legal Disciplines. Address: 302028, Orel, Pobedy b., 5a. E-mail: buslegor@yandex.ru

Краткая аннотация. В рамках статьи автором рассмотрена правовая природа и сущность деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, определены понятие и основные критерии данного рода судебных споров. Проведен анализ законодательства, в результате чего определены правовые противоречия, требующие решения с целью повышения эффективности защиты деловой репутации предпринимателей.

Abstract. Within the framework of the article, the author considers the legal nature and essence of the protection of the business reputation of business entities, defines the subjects and the main criteria of this type of litigation. The analysis of empirical material is carried out, as a result of which legal contradictions are identified that need to be resolved in order to increase the effectiveness of the issue under consideration.

Ключевые слова: деловая репутация, предприниматели, порочащая информация, материальный ущерб.

Keywords: business reputation, business entities, defamatory information, material damage.

Для цитирования: Бусленко Е.О. Деловая репутация предпринимателей: понятие, проблемы правового регулирования // Аграрное и земельное право. 2023. № 1(217). С. 93-95. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_93.

For citation: Buslenko E.O. Business reputation of entrepreneurs: the concept, problems of legal regulation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 1(217). pp. 93-95. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_93.

Статья поступила в редакцию: 09.12.2022

Становление предпринимательства в России имеет длительную историю. Появление термина предпринимательской деятельности связывают с принятием Конституции РФ, в которой отражена позиция государства о том, что любой может использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.

Актуальность исследования обусловлена сложностью правоприменительной практики в отношении судебной защиты деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Сложность возникает на основании слабого законодательного регулирования данного вопроса. Деловая репутация для субъектов предпринимательской деятельности является основанием для успешной деятельности. Роль успешной деловой репутации весьма огромна, так как представляет собой большую экономическую выгоду и позволяет субъектам предпринимательской деятельности выстраивать достойную конкуренцию. Данные положения объясняют необходимость защиты деловой репутации, в том числе и судебной.

В качестве объекта исследования выступает деловая репутация предпринимателя. Новизна исследования заключается в научном осмыслении особенностей деловой репутации предпринимателей и проблем ее регулирования.

Под репутацией согласно толкового словаря С.И. Ожегова понимается приобретаемая общественная оценка, о качествах, достоинствах и недостатках кого или чего-нибудь [6]. Обращаюсь к большому юридическому словарю определим, что под деловой репутацией понимается оценка профессиональных качеств физического или юридического лица. В своем диссертационном исследовании Г.Ю. Мордохин предлагает понимать деловую репутацию как образ субъекта предпринимательской деятельности. Основываясь на данных толкованиях приходим к выводу о том, что деловая репутация для субъектов предпринимательской деятельности является основанием для успешной деятельности. Роль успешной деловой репутации весьма огромна, так как представляет собой большую экономическую выгоду и позволяет субъектам предпринимательской деятельности выстраивать достойную конкуренцию. Данные положения объясняют необходимость защиты деловой репутации, в том числе и судебной.

По существу, репутация представляет собой сложившееся мнение о человеке, сформировавшееся путем оценки значимых в

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 1(217)

обществе качеств. Другими словами, репутация отражает положение личности в обществе. Важно отметить, что понятие репутации рассматривается шире, чем понятие честь, состоящее из оценки моральных качеств, так и действующее законодательство устанавливает ее вид - деловую репутацию, проводя оценку личности, с точки зрения профессиональности. Как отмечает ряд ученых, в частности Е.В. Вылегжанина, М.А. Шерстобитова регулирование в таком роде ограничивает возможность защиты нематериальной сферы личности, со всех сторон [2, с. 71]. Благом, с помощью которого дается оценка деятельности юридического лица, анализ его деловых, профессиональных качеств является понятие деловой репутации. Она представляет собой «имя» организации, которое характеризует его, с положительной или отрицательной стороны.

При этом на сегодняшний день при толковании понятия «деловая репутация» содержится множество различий в ее понимании. Это связано с тем, что данное понятие применяется в разных областях - праве, экономике, СМИ и др. Как считают многие авторы, проблема состоит в том, что при толковании данной категории определяется большое количество содержательных признаков, но это только усложняет понимание его сущности.

По мнению И. О. Скоморохова репутация может быть приобретена в процессе деятельности, причиной этого и стало введения данного понятия в оборот [5, с. 39]. Ведь возникновение понятия «деловая репутация» является по праву разумным, обдуманным действием тем более в условиях настоящей рыночной экономики. Сейчас все организации ориентированы на создание и дальнейшее сохранение репутации, как добросовестного, ответственного, исполнительного партнера и работодателя. В отличии от чести и достоинства, деловая репутация важна как для работников, так и для работодателей.

В зависимость от деловой репутации в большинстве случаев ставится и дальнейший успех ее носителя. В том случае, когда лицо обладает положительной деловой репутацией, то к нему будут чаще обращаться за его профессиональной помощью, оценят его как квалифицированного специалиста, способного помочь даже в самых сложных ситуациях. Контрагенты будут стремиться сотрудничать именно с таким сотрудником, с уверенностью в результате его работы. Что касается отрицательной репутация, все строится, напротив. Она сформирует недоверие к ее носителю, покажет его не профессиональность, нестабильность и отсутствие надежности в нем.

Правовым пробелом в рассматриваемой сфере является отсутствие легитимного понятия деловой репутации. Установление определения указанного понятия на законодательном уровне позволит обеспечить применение эффективного механизма защиты деловой репутации предпринимателей, а в случае нарушения - восстановление данного положения. Кроме того, при помощи деловой репутации сохраняется взаимосвязь и баланс интересов предпринимателей, общества и государства.

Рассмотрение понятия деловой репутации позволяет нам перейти к рассмотрению способов защиты деловой репутации предпринимателей.

Юрисдикционный способ защиты чести, достоинства и деловой репутации представляет собой разрешение правовых споров путем обращения предпринимателей в государственные органы. В рамках данного способа выступает общий порядок разрешения рассматриваемых споров и специальный.

Реализация юрисдикционного способа может осуществляться в судебной и внесудебной форме. Внесудебная форма защиты деловой репутации предполагает обращение предпринимателей в правоохранительные органы, чтобы уполномоченные лица направили претензию правонарушителю, в которой отмечены требования для разрешения спорной ситуации. Например, если в сети интернет была опубликована информация, порочащая честь конкретного предпринимателя, то данное лицо может обратиться в правоохранительные органы с определенными доказательствами с целью опровержения данной информации. В данном случае, разрешение спора происходит без обращения в суд. Также, внесудебная форма защиты прав авторов в сети интернет содержит в себе нотариальную защиту.

Судебная форма защиты деловой репутации лучше подходит и соответствует принципу равенства участников правоотношений. Раскрытие определения судебной формы защиты прав предпринимателей заключается в следующем: это конкретная деятельность государственных уполномоченных органов, которая необходима для обеспечения непоколебимости и сохранности прав и интересов предпринимателей. Принцип действия судебной формы защиты деловой репутации осуществляется определенным путем: предприниматель, чьи интересы и права были нарушены, обращается с иском к судебным органам за помощью в защите его прав. Для защиты прав, судебные органы непосредственно принимают все существующие и разрешенные меры для устранения нарушений интересов обратившегося лица, для их пресечения или компенсации потерь, вызванных отдельным нарушением.

Через суд субъекты предпринимательской деятельности может восстановить свою деловую репутацию и получить компенсацию морального вреда. Моральный вред - совокупность нравственных и духовных переживаний человека, которые были причинены ему из-за различных неправомерных действий. Проблема возмещения морального вреда остаётся одной из самых важных, касательно вопросов защиты деловой репутации предпринимателей.

Прибегая к мнениям учёных, можно отметить, что в настоящее время имеется несколько основных концепций того, допустимо

ли само понятие «моральный вред». Так, Лысков В.К. считает, что понятие «моральный вред», с этимологической точки зрения не является совершенным, так как само понятие морали, применимо к личности, означает представления о различных философских аспектах, таких как добро и зло, справедливость [4, а 216]. Однако, другие учёные, высказывают своё выражение данному определению, так как считают возможным приравнять мораль к нравственности.

Выводы. Стоит отметить, что моральный вред возможно компенсировать исключительно в виде денежных средств. А размер данного взыскания определяется п.2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [3]. Проведенное нами исследование позволяет нам выделить следующие меры, направленные на защиту деловой репутации предпринимателей:

1. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие деловой репутации. Поэтому необходимо закрепить в статье 152 ГК РФ данное понятие. Деловая репутация - мнение, сложившееся о личности исходя из его качеств, профессиональные качества». Установление определений указанного понятия на законодательном уровне позволит обеспечить применение эффективного механизма защиты указанной категории, а в случае нарушения - восстановление данного положения. Кроме того, при помощи вышеуказанного понятия можно сохранить взаимосвязь и баланс интересов предпринимателей и общества.

2. Анализируя нормы гражданского и федерального законодательства Российской Федерации мы видим, что в ч. 2 статьи 152 ГК РФ не отмечены конкретные основания отказа редакции СМИ в опровержении, а указано лишь то, что гражданин может опровергнуть информация, опубликованную в СМИ. А в статье 45 Закона «О СМИ» определены основания, по которым редакция СМИ может отказать в опровержении конкретной информации. Среди таких оснований выступает анонимность. Согласно официальной статистике в большинстве случаев редакция СМИ отказывает в опровержении по причине анонимности. Поэтому целесообразно внести поправки в Закон о СМИ в статью 45 и в качестве одного из оснований отказа в опровержении обозначить анонимность без предоставления доказательств. Данные изменения позволят большинству предпринимателей анонимно, в целях своей безопасности, предоставлять в редакцию СМИ, где была опубликована информация, порочащая деловую репутацию, доказательства того, что данная информация не является правдивой.

Благом, с помощью которого дается оценка деятельности юридического лица, анализ его деловых, профессиональных качеств является понятие деловой репутации. Она представляет собой «имя» организации, которое характеризует его, с положительной или отрицательной стороны. Таким образом, для того чтобы правовая защита деловой репутации предпринимателей была эффективной необходимо совершенствовать действующее законодательство Российской Федерации.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 29.11.2022).

2. Вылегжанина Е.В. Оценка деловой репутации организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 2-2. - С.

69-73.

3. Гражданский кодекс РФ (часть 1) : федеральный закон от 30.11.1994 № 51 -ФЗ // Российская газета. - № 238-239.

4. Лысков, В. К. Проблема возмещения морального вреда как способа защиты гражданских прав // Государственная служба и кадры. - 2021. - № 2.

- С. 216-218.

5. Скоморохова И.О. Деловая репутация организации // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 22(34). - С. 37-41.

6. Толковый словарь Ожегова С.И. URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 11.10.2022).

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru . (date of application: 11/29/2022).

2. Vylegzhanina E.V. Assessment of the business reputation of the organization // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2019. - No. 2-2. - pp. 6973.

3. The Civil Code of the Russian Federation (Part 1) : Federal Law No. 51-FZ of 30.11.1994 // Rossiyskaya Gazeta. - № 238-239.

4. Lyskov, V. K. The problem of compensation for moral harm as a way of protecting civil rights // State service and personnel. - 2021. - No. 2. - pp. 216-218.

5. Skomorokhova I.O. Business reputation of the organization // Issues of science and education. - 2018. - № 22(34). - Pp. 37-41.

6. Explanatory dictionary of Ozhegov S.I. URL: https://slovarozhegova.ru / (date of request: 11.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.