Научная статья на тему 'Взаимосвязь познавательных психических процессов с различными видами функциональных асимметрий у детей младшего школьного возраста'

Взаимосвязь познавательных психических процессов с различными видами функциональных асимметрий у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь познавательных психических процессов с различными видами функциональных асимметрий у детей младшего школьного возраста»

«За нравственность на российском телевидении» и вызвавшего значительный общественный резонанс. В октябре 2008 г. и 2009 г. аналогичный митинг был проведен перед Казанским собором на Невском).

Инициативы по духовно-нравственному воспитанию пока возникают в основном снизу, от самих учреждений образования. Государство еще явно недостаточно делает для духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи, подменяя их навязанными извне программами вроде «воспитания толерантности», «планирования семьи», «сексуальное воспитание», «ювенальная юстиция».

М. В. Сергеева

Взаимосвязь познавательных психических процессов с различными видами функциональных асимметрий у детей младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста особенно интересен тем, что на этой стадии происходят кардинальные изменения в образе жизни и социальном окружении ребенка, и изменения эти связаны прежде всего с поступлением в школу. Учеба становится для ребенка не просто самостоятельным видом деятельности, она начинает занимать центральное место в его жизни. И все ключевые изменения в психическом развитии, которые наблюдаются на данной стадии, обусловлены в первую очередь именно учебной деятельностью, причем особенно интенсивно протекает умственное развитие ребенка.

Исследование проблемы факторов успешности обучения показало, что с каждым годом возрастает количество детей, испытывающих трудности в обучении. Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что педагогический компонент успешности обучения состоит в продуктивности усвоения ребенком учебного материала, т. е. в формировании у него системы знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Более изученной на сегодня, но до сих пор актуальной в силу разных причин является проблема психолого-педагогической поддержки детей, слабоуспевающих или с трудностями в обучении. Учебная неуспешность включает в себя такие факторы, как неравномерность или незрелость психического и психофизиологического развития и повышенную утомляемость.

Слабая успешность учебно-познавательной деятельности, по данным ряда психофизиологических исследований, тесно связана с неполной или замедленной в своем развитии латерализацией моз-

173

говых функций. Однако именно этот аспект (наличие у каждого человека определенного типа функциональной асимметрии мозга) не учитывается в рамках современных образовательных систем. Современные школы в большей степени ориентированы на развитие преимущественного абстрактно-логического мышление (т. е. на развитие функций левого полушария). А учащиеся, обладающие другими типами функциональной асимметрии (левши и амбидекстры) оказываются в ситуации, препятствующей эффективному развитию и формированию учебных навыков.

Существует несколько типов функциональной организации полушарий мозга: доминирование левого полушария, словеснологический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные); доминирование правого полушария, конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные); отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (амбидекстры).

Знания об индивидуальных особенностях функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка необходимы для создания более эффективной обучающей и воспитывающей среды, не наносящей вред его здоровью (физическому и психическому). В Санкт-Петербурге проводились исследования школьной адаптации детей с разной мануальной асимметрией. Выявлено, что дети - чистые левши - в большей степени испытывают стресс, чем праворукие, из-за особенностей своего поведения (более высокая активность, яркость и сила эмоциональных реакций, нарушения поведения) и некоторых трудностей при усвоении навыков письма (смазывание текста, специфический способ удержания ручки, положения тетради). Для школьной адаптации им нужно большее время, чем правшам.

Проблема соотношения между созреванием мозга, совершенствованием его структуры и функций, с одной стороны, и обучением ребенка, ведущим к формированию у него специфически человеческих психических свойств и способностей, с другой, является одной из важнейших и вместе с тем наименее изученных проблем, возникающих на стыке детской психологии, педагогической психологии и возрастной физиологии. Тем не менее до сих пор точно не установлено, каким именно образом связана существующая функциональная асимметрия у детей с особенностями протекания познавательных психических процессов.

Целью данной работы является изучение именно этого вопроса, решение которого позволит оптимизировать процесс обучения детей в школе, сделать его более продуктивным и качественным. Для этого нам необходимо было выяснить, существует ли какая-либо взаимосвязь между преобладающим видом функциональной

174

асимметрии у детей младшего школьного возраста и уровнем развития у них познавательных психических процессов, обеспечивающих мыслеречевую деятельность, т. е. речи, мышления, памяти и внимания.

На основании выполнения теппинг-теста и функциональных проб учащиеся были разделены на правополушарных, левополушарных и амбидекстров.

Для выявления развития познавательных психических процессов были применены следующие методики:

• качество чтения - оценка учителем правильности произношения слов и текста вообще;

• скорость чтения - количество прочитанных знаков в минуту;

• все параметры внимания обследованы с помощью методики «Кольца Ландольта»;

• словарный запас - методика подбора слова по схеме;

• словесно-логическое мышление - методика «определение понятий, суждений, умозаключений»;

• кратковременная вербальная память - методика А. Р. Лурия;

• зрительная память вербальных понятий - методика из батареи тестов КР385.

Всего по вышеперечисленным параметрам было обследовано 234 человека, из них 75 - учащиеся 1 класса, 73 - 2 класса, 86 - 3 класса.

Затем, сравним эти показатели у левополушарных, правополушарных детей и детей-амбидекстров в каждом из трех обследованных классов. Выяснилось, что амбидекстры обладают более высоким уровнем развития словесно-логического мышления, словарного запаса и по всем параметрам оценки чтения по сравнению с правополушарными и левополушарными. Видимо, оба полушария, принимая участие в мыслеречевой деятельности амбидекстров, делают их успешнее. Также были обнаружены значимые различия между амбидекстрами и левополушарными по показателям скорости чтения и оценки скорости чтения учителем. Чтение - сложный процесс, в его успешном выполнении задействованы функции обоих полушарий. И в данном случае амбидекстры справляются с этой деятельностью успешнее, чем левополушарные дети.

Таким образом, можно сказать, что явление амбидекстрии в первом классе является фактором, помогающим в развитии мыслеречевой деятельности, необходимой в процессе обучения.

Во втором классе были выявлены достоверные различия по показателям памяти и словарного запаса в группах детей амбидекстров и правополушарных. Учащиеся-амбидекстры обладают более высоким уровнем развития таких психических познавательных про-

175

цессов, как кратковременная вербальная память, зрительная память вербальных понятий и словарный запас.

Левополушарные учащиеся по сравнению с правополушарными также имеют больший словарный запас, у них лучше зрительная память и выше скорость чтения.

Таким образом, можно предполагать, что правополушарность во втором классе рассматривается как фактор, препятствующий развитию отдельных психических процессов (в частности, памяти и речи).

К третьему классу дети-амбидекстры имеют достоверно больший словарный запас, у них выше продуктивность, устойчивость и переключаемость внимания по сравнению с правополушарными.

В третьем классе амбидекстры и левополушарные дети имеют более высокий уровень развития познавательной сферы по сравнению с правополушарными детьми.

Обобщая данные по всем трём классам начальной школы, можно сказать, что учащиеся-амбидекстры и правополушарные имеют более разностороннюю сферу развития познавательных психических процессов. Причём ситуация от первого к третьему классу значительно не меняется. И, видимо, на протяжении всего периода начальной школы именно правополушарные учащиеся будут испытывать наибольшие трудности в учёбе. И это ещё раз подтверждает обязательную организацию дифференцированного подхода для обеспечения полноценного процесса обучения детей, имеющих различную латерализацию полушарий головного мозга.

В. М. Снетков

К вопросу о духовно-нравственном насилии

Проблема определения законов развития нравственности человека, интересовала учёных с древнейших времён. В своих подходах к теории нравственности и морали человека одни учёные исходят из его биологической природы. При таком подходе логично говорить о биологической нравственности человека. Другие учёные говорят о социальной нравственности человека, подчёркивая при этом примат подчинения его поведения законам и ценностям жизни в социуме. В рамках той или иной религии справедливо будет говорить о религиозной нравственности и морали.

Ещё А.А. Ухтомский писал, что «нравственный закон — это субъективное долженствование, тогда как простой механический закон - объективное долженствование». И далее он подчеркивал, что

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.