цессов, как кратковременная вербальная память, зрительная память вербальных понятий и словарный запас.
Левополушарные учащиеся по сравнению с правополушарными также имеют больший словарный запас, у них лучше зрительная память и выше скорость чтения.
Таким образом, можно предполагать, что правополушарность во втором классе рассматривается как фактор, препятствующий развитию отдельных психических процессов (в частности, памяти и речи).
К третьему классу дети-амбидекстры имеют достоверно больший словарный запас, у них выше продуктивность, устойчивость и переключаемость внимания по сравнению с правополушарными.
В третьем классе амбидекстры и левополушарные дети имеют более высокий уровень развития познавательной сферы по сравнению с правополушарными детьми.
Обобщая данные по всем трём классам начальной школы, можно сказать, что учащиеся-амбидекстры и правополушарные имеют более разностороннюю сферу развития познавательных психических процессов. Причём ситуация от первого к третьему классу значительно не меняется. И, видимо, на протяжении всего периода начальной школы именно правополушарные учащиеся будут испытывать наибольшие трудности в учёбе. И это ещё раз подтверждает обязательную организацию дифференцированного подхода для обеспечения полноценного процесса обучения детей, имеющих различную латерализацию полушарий головного мозга.
В. М. Снетков
К вопросу о духовно-нравственном насилии
Проблема определения законов развития нравственности человека, интересовала учёных с древнейших времён. В своих подходах к теории нравственности и морали человека одни учёные исходят из его биологической природы. При таком подходе логично говорить о биологической нравственности человека. Другие учёные говорят о социальной нравственности человека, подчёркивая при этом примат подчинения его поведения законам и ценностям жизни в социуме. В рамках той или иной религии справедливо будет говорить о религиозной нравственности и морали.
Ещё А.А. Ухтомский писал, что «нравственный закон — это субъективное долженствование, тогда как простой механический закон - объективное долженствование». И далее он подчеркивал, что
176
«нравственность начинается там, где человек ушел из власти объективного, необходимого долженствования». Таким образом, о нравственности поведения человека можно говорить только в том случае, когда он свободен в выборе средств и альтернатив своего поведения. Мы предлагаем отличать нравственность как отношение человека от морали как действительной, субъективной причины его поступка.
Решение проблемы нравственного развития человека, на наш взгляд, обусловлено пониманием, что есть человек и его природа? Если, например, исходить из зоологического определения человека как биологического вида Homo Sapiens (человек разумный), когда признаётся, что он не свободен от своих потребностей и рефлексов, то логично оправдать ими поведение человека и признать, что убийство и поедание человеком другого живого существа не является безнравственным. Поэтому начнём с научного определения человека.
Мы исходим из следующей инструментально-смысловой концепции человека. Человек как индивид - это живая, органическая, антропоидная, речемыслительная, разумная, хронологическая (ритмологическая), «многоэтажная», открытая, слабоструктурированная, динамическая, резонансная, инструментальная система, способная по своей изначальной природе становиться богоподобной, духовно-нравственной личностью и использовать свой внутренний и окружающий мир для самовоспроизводства, самомотивации, достижения свободы и полноты своего бытия во времени и пространстве. Как слабоструктурированная, неравновесная система человек не выносит неопределенности и хаоса во внешней и внутренней среде. Поэтому познавательная активность сознания человека всегда направлена в сторону самой, неопределенной, хаотичной сферы, с целью ее познания и внесения в нее тем самым структурного порядка. Человеку как открытой живой системе для выживания и развития нужны многообразные точки «сборки», на основе которых он самоорганизуется и самонастраивается.
Как инструментально-смысловая система человек способен не только использовать как «инструменты самоорганизации» уже существующие во внешнем и внутреннем мире естественные «точки сборки», например, циркадные ритмы или биологические потребности, но и создавать совершенно новые, например, духовнонравственные, социальные потребности, ценности и смыслы жизни. Поэтому нравственность можно рассматривать как наличие, напр., у человека как личности, надбиологических и надситуативных, духовных точек сборки. Для понимания особенностей развития духовнонравственного аспекта жизнедеятельности человека, мы предлага-
177
ем следующее определение его духовности и возможную методологию его изучения.
Духовность - это интегральное и доминантное состояние внутреннего мира человека, обусловленное не разрывным единством его организма как открытой физической и органической системы с окружающей природой вселенной (онтология). Действиями его psyche (гносеология). Представлениями, отношениями, знаниями, целями, ценностями, смыслами и принципами жизни человека, установленными его разумом (логика). И утвержденными его волей в качестве основы его индивидуальной концепции «Я - жизни» (феноменология).
Можно сказать, что нравственность - это духовность, возведенная во внутренний закон жизни и деятельности человека. Духовность как закон внутренней жизни человека, становится критерием самооценки его психической (душевной) и социальной деятельности. Становится началом освобождения человека от физических, биологических и прочих детерминант его жизни, и как следствие, становится основой развития у него нравственности, т. е. чувства личной ответственности и совести. Совесть - это осознание человеком несоответствия своей жизнедеятельности внутреннему духовно-нравственному закону.
На основе выше сказанного можно более строго определить такое распространенное в жизни явление как «духовно-нравственное насилие», под которым мы предлагаем понимать не санкционированное самим человеком изменение его самооценки, ценностей, отношений, состояния, направленности и смысла жизни.
Тогда уничтожение индивидуальной «Я-концепции» человека каким-либо химическим, например, наркотик или алкоголь, средством или вербальным способом, например словом, и лишение тем самым человека духовно-нравственного смысла как основы («точки сборки») и оправдания его настоящей или будущей жизни и веры (надежды) человека в реализацию своих жизненных планов можно охарактеризовать как «духовно-нравственное убийство». Психологическая, психиатрическая и судебная практика показывают, что суициду, преступности, наркомании, алкоголизации и внешне не объяснимой агрессивности, напр., вандализму подростков часто предшествует «духовно-нравственное насилие» осуществляемое в семье и/или значимом социальном окружении.
178