Научная статья на тему 'Особенности развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональных асимметрий в младшем школьном возрасте'

Особенности развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональных асимметрий в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
966
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональных асимметрий в младшем школьном возрасте»

М. В. Сергеева

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ АСИММЕТРИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Психика ребенка, начиная с его рождения и до зрелости, проходит определенные этапы развития, причем каждый из этапов имеет свои качественные отличия. Период младшего школьного возраста особенно интересен тем, что на этой стадии происходят коорди-нальные изменения в образе жизни и социальном окружении ребенка, связанные прежде всего с поступлением в школу. Учеба становится для ребенка не просто самостоятельным видом деятельности, она начинает занимать центральное место в его жизни. Все ключевые изменения в психическом развитии, которые наблюдаются на данной стадии, обусловлены в первую очередь учебной деятельностью, причем особенно интенсивно протекает умственное развитие ребенка.

Период 2-7 лет, предваряющий поступление в школу, Ж. Пиаже назвал стадией операционального мышления1. Этот возраст характеризуется развитием речи, активизацией процессов интериоризации внешних действий с предметами, формирования наглядных представлений. Чем дальше ребенок продвинется в этом развитии, тем легче и успешнее будет его «старт» в школьной учебной деятельности. Но дети приходят в школу с разным уровнем развития психических познавательных процессов и обучаются с разной степенью успешности. От чего же это зависит? Исследования показали, что один из важнейших факторов — это особенности функционирования полушарий головного мозга. В настоящее время достоверно установлено, что между двумя полушариями мозга существуют четкие различия в обеспечении речевой деятельности. Немало данных свидетельствует

о морфологических различиях в строении симметричных зон коры, имеющих отношение к обеспечению речи.

Исследование факторов успешности обучения свидетельствует об увеличении с каждым годом количества детей, испытывающих трудности в обучении. В результате анализа психолого-педагогической литературы становится ясно, что педагогический компонент успешности обучения состоит в продуктивности усвоения ребенком учебного материала, т. е. в формировании у него системы знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Более изученной в настоящее время, но до сих пор актуальной в силу разных причин является проблема психолого-педагогической поддержки детей, слабоуспевающих или имеющих трудности в обучении. Неуспешность в учебе обусловлена такими факторами, как неравномерность или незрелость психического и психофизиологического развития и повышенная утомляемость.

Л. Ф. Обухова отмечает, что все психические процессы в младшем школьном возрасте становятся произвольными и осознанными2. Начальный этап усвоения системы научных понятий происходит за счет внутренней опосредованности познавательных процессов

© М. В. Сергеева, 2009

и особенностей когнитивной сферы. Наибольший интерес для исследователей представляет проблема соотношения с успеваемостью учащихся показателей слухоречевой и зрительной памяти, развития речи как наиболее важных для начального периода обучения.

Слабая успешность учебно-познавательной деятельности, по данным ряда психофизиологических исследований, тесно связана с неполной или замедленной в своем развитии латерализацией мозговых функций. Однако именно этот аспект (наличие у каждого человека определенного типа функциональной асимметрии мозга) не учитывается в современной образовательной системе. Современные школы в большей степени ориентированы на развитие преимущественного абстрактно-логического мышления (т. е. на развитие функций левого полушария). Учащиеся с другими типами функциональной асимметрии головного мозга (левши и амбидекстры) оказываются в ситуации, препятствующей эффективному развитию и формированию учебных навыков.

Существует несколько типов функциональной организации полушарий мозга:

1. Доминирование левого полушария обусловливает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные).

2. Доминирование правого полушария выражается в конкретно-образном мышлении, развитом воображении (правополушарные).

3. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (амби-декстры).

Знания об индивидуальных особенностях функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка необходимы для создания более эффективной обучающей и воспитывающей среды, не наносящей вред физическому и психическому здоровью ребенка. Исследования школьной адаптации детей с разной мануальной асимметрией в основном проводились санкт-петербургскими исследователями. Ими обнаружено, что несомненные левши среди детей в большей степени испытывают стресс, чем праворукие, из-за особенностей своего поведения (более высокая активность, яркость и сила эмоциональных реакций, нарушения поведения) и некоторых трудностей при усвоении навыков письма (смазывание текста, специфический способ удерживания ручки, положения тетради). Для школьной адаптации им нужно больше времени, чем правшам.

Проблема соотношения между созреванием мозга, совершенствованием его структуры и функций, с одной стороны, и обучением ребенка, ведущим к формированию у него специфических человеческих психических свойств и способностей, с другой, является одной из важнейших и вместе с тем наименее изученных проблем, возникающих на стыке детской и педагогической психологии, а также возрастной физиологии. Тем не менее, до сих пор точно не установлено, каким образом связана существующая функциональная асимметрия у детей с особенностями протекания познавательных психических процессов.

Целью данной работы является изучение именно этого вопроса. Решение его позволит оптимизировать процесс обучения детей в школе, сделать его более продуктивным и качественным. Для этого нам необходимо было выяснить, существует ли взаимосвязь между преобладающим видом функциональной асимметрии у детей младшего школьного возраста и уровнем развития у них познавательных психических процессов, обеспечивающих мыслеречевую деятельность, а именно речи, мышления, памяти и внимания.

На основании выполнения теппинг-теста и функциональных проб учащиеся были разделены на правополушарных, левополушарных и амбидекстров.

Для выявления развития познавательных психических процессов были использованы:

1. Оценка учителем правильности произношения слов и текста вообще (качество чтения).

2. Измерение скорости чтения — количества прочитанных в минуту знаков.

3. Для исследования параметров внимания — методика «Кольца Ландольта».

4. Для проверки словарного запаса — методика подбора слова по схеме.

5. Методика «определение понятий, суждений, умозаключений» для изучения особенностей словесно-логического мышления.

6. Методика А. Р. Лурия для исследования кратковременной вербальной памяти.

7. Батарея тестов КР385 для определения зрительной памяти вербальных понятий.

Всего по этим параметрам были обследованы 234 человека, из них 75 — учащиеся

1 класса, 73 — 2 класса, 86 — учащиеся 3 класса.

Прежде всего, в рамках данного исследования было проанализировано соотношение учащихся с различными типами функциональной асимметрии в начальных классах. Хотя ряд исследователей отмечают, что тип функциональной асимметрии формируется постепенно в процессе обучения в школе, в начальных классах соотношение правшей, левшей и амбидекстров оказалось фактически неизменным (табл. 1). Вероятно, наиболее интенсивно тип функциональной асимметриия начинает складываться в классах средней школы, либо особенности формирования типа функциональной асимметрии таковы, что она является динамичным образованием с определенными периодами колебания, и, как следует из табл. 1, выраженность функциональной асимметрии увеличивается ко 2-му классу (количество учащихся-амбидекстров снижается), а затем к 3-му классу (количество учащихся-амбидекстров увеличивается).

Таблица 1

Соотношение учащихся с разным типом функциональной асимметрии в начальных классах

класс правши левши амбидекстры

1 класс 62,7 % 24,0 % 13,3 %

2 класс 64,4 % 24,7 % 10,9 %

3 класс 66,3 % 19,8 % 13,9 %

Можно предполажить, что существуют внешние (условия окружающей среды, особенности учебной программы и т. д.) и внутренние (генетические закономерности развития человека) факторы, которые и определяют колебания степени выраженности функциональной асимметрии. Однако в рамках данного исследования их выявить не удалось, для этого необходимо проведение дополнительных исследований.

Проводилось сравнение этих показателей у левополушарных, правополушарных детей и детей-амбидекстров в каждом из трех обследованных классов.

Как мы можем наблюдать из табл. 2, амбидекстры обладают более высоким уровнем развития словесно-логического мышления, словарного запаса и всех параметров оценки чтения по сравнению с правополушарными и левополушарными. Видимо, оба полушария, принимая участие в мыслеречевой деятельности амбидекстров, делают их успешнее.

Таблица 2

Уровень развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональных асимметрий в первом классе начальной школы

амбидекстры правополушарные левополушарные

Словесно-логическое мышление 6,93 + 0,19 5,83 + 0,25 -3,54***(а) 6,17 + 0,21 -2,73**(а)

Подбор слов (словарный запас) 17,90 + 1,0б 13,50 + 1,87 -2,04*(а) 13,84 + 0,85 -2,98**(а)

Кратковременная вербальная память 15,42 + 0,84 14,30 + 1,53 14,58 + 0,76

Продуктивность и устойчивость внимания 0,47 + 0,08 0,35 + 0,16 0,31 + 0,05

Распределение внимания 0,31 + 0,06 0,12 + 0,16 0,24 + 0,06

Переключение внимания 0,28 + 0,06 0,25 + 0,12 0,17 + 0,05

Скорость чтения 74,53 + 5,00 61,50 + 6,43 55,13 + 2,81 -3,38**(а)

Оценка скорости чтения 5,00 + 0,00 4,80 + 0,13 4,84 + 0,07 -2,23*(а)

Оценка качества чтения 4,78 + 0,10 4,00 + 0,33 -2,23*(а) 4,05 + 0,17 -3,72***(а)

Примечания. Данные в таблице приведены в виде х + т, где х — среднее значение, т — средняя ошибка. Полужирным шрифтом под звездочками даны значения существенных различий по t-критерию Стьюдента, причем в скобках указан тип функциональной асимметрии, по сравнению с которым обнаружены существенные различия («а» — амбидекстры, «п» — правополушарные, «л» — левополушарные). Звездочками отмечен уровень значимости различий: *р < 0,05; **p < 0,01; ***p < 0,001

Были также обнаружены значимые различия между амбидекстрами и левополушарными по показателям скорости чтения и оценки скорости чтения учителем. Чтение — сложный процесс, в его успешном выполнении задействованы функции обоих полушарий. И в данном случае амбидекстры справляются с этой деятельностью успешнее, чем левополушарные дети.

Таким образом, можно сказать, что явление амбидекстрии в первом классе является фактором, помогающим в развитии мыслеречевой деятельности, необходимой в процессе обучения.

Во втором классе были выявлены достоверные различия по показателям памяти и словарного запаса в группах детей амбидекстров и правополушарных. Учащиеся-амбидекстры обладают более высоким уровнем развития таких психических познавательных процессов, как кратковременная вербальная память, зрительная память вербальных понятий и словарный запас (табл. 3).

Левополушарные учащиеся в сравнении с правополушарными также обладают более высоким уровнем развития словарного запаса, зрительной памяти вербальных понятий и большей скоростью чтения.

Таблица 3

Уровень развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональных асимметрий во втором классе начальной школы

амбидекстры правополушарные левополушарные

Словесно-логическое мышление 6,91 + 0,23 6,58 + 0,24 6,84 + 0,14

Подбор слов (словарный запас) 20,88 + 2,01 2,83**(п) 13,39 + 1,72 19,43 + 1,05 3,00**(п)

Кратковременная вербальная память 17,38 + 0,772,55*(п) 13,85 + 1,15 16,14 + 0,45

Зрительная память вербальных понятий 8,00 + 1,30 2,34*(п) 4,69 + 0,55 6,95 + 0,50 3,05**(п)

Продуктивность и устойчивость внимания 0,57 + 0,05 0,54 + 0,07 0,54 + 0,03

Распределение внимания 0,38 + 0,04 0,38 + 0,06 0,42 + 0,03

Переключение внимания 0,45 + 0,20 0,23 + 0,11 0,27 + 0,05

Скорость чтения 105,19 + 9,38 87,33 + 7,46 104,89 + 3,96

Оценка скорости чтения 4,19 + 0,34 3,75 + 0,51 4,48 + 0,17 2,08*(п)

Оценка качества чтения 3,93 + 0,36 3,50 + 0,38 3,61 + 0,19

Примечания. Данные в таблице приведены в виде х + т, где х — среднее значение, т — средняя ошибка. Полужирным шрифтом под звездочками даны значения существенных различий по ^критерию Стьюдента, причем в скобках указан тип функциональной асимметрии, по сравнению с которым обнаружены существенные различия («а» — амбидекстры, «п» — правополушарные, «л» — левополушарные). Звездочками отмечен уровень значимости различий: *р < 0,05; **р < 0,01; ***р < 0,001

Таким образом, можно предположить, что правополушарность во втором классе рассматривается как фактор, препятствующий развитию отдельных психических процессов (в частности памяти и речи).

К третьему классу (табл. 4.) группа детей-амбидекстров имеет достоверно более высокие показатели по уровню развития словарного запаса, продуктивности, устойчивости и переключаемости внимания по сравнению с правополушарными. А левополушарные дети успешнее правополушарных по таким показателям, как развитие словарного запаса и зрительной памяти вербальных понятий.

В третьем классе амбидекстры и левополушарные дети имеют более высокий уровень развития познавательной сферы по сравнению с правополушарными детьми.

Обобщая полученные данные, можно сказать, что учащиеся-амбидекстры и правополушарные имеют более разносторонне развитую сферу познавательных психических процессов. Причем ситуация от первого к третьему классу значительно не меняется. И видимо,

Таблица 4

Уровень развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональных асимметрий в третьем классе начальной школы

амбидекстры правополушарные левополушарные

Словесно-логическое мышление 7,25 + 0,25 6,95 + 0,40 7,41 + 0,16

Подбор слов (словарный запас) 22,30 + 2,03 3,11**(п) 13,91 + 1,78 26,90 + 1,46 5,65***(п)

Кратковременная вербальная память 19,70 + 0,62 19,00 + 1,26 19,65 + 0,65

Зрительная память вербальных понятий 5,85 + 0,87 7,36 + 1,98 8,33 + 0,66 2,27*(а)

Продуктивность и устойчивость внимания -0,07 + 0,03 2,91**(л) 0,02 + 0,06 2,22*(л) -0,18 + 0,06

Распределение внимания -0,10 + 0,04 0,18 + 0,13 -0,18 + 0,04

Переключение внимания -0,07 + 0,02 2,34*(л) -0,19 + 0,09 -0,17 + 0,03

Скорость чтения 138,88 + 9,80 145,10 + 12,30 137,91 + 7,81

Оценка скорости чтения 3,71 + 0,24 3,90 + 0,35 3,63 + 0,15

Оценка качества чтения 4,17 + 0,22 4,10 + 0,41 3,77 + 0,18

Примечания. Данные в таблице приведены в виде х + т, где х — среднее значение, т — средняя ошибка. Полужирным шрифтом под звездочками даны значения существенных различий по ^критерию Стьюдента, причем в скобках указан тип функциональной асимметрии, по сравнению с которым обнаружены существенные различия («а» — амбидекстры, «п» — правополушарные, «л» — левополушарные). Звездочками отмечен уровень значимости различий: *р < 0,05; **p < 0,01; ***p < 0,001

на протяжении всего периода начальной школы именно правополушарные учащиеся будут испытывать наибольшие трудности в учебе. Это еще раз подтверждает необходимость обязательной организации дифференцированного подхода для обеспечения полноценного процесса обучения детей, имеющих различную латерализацию полушарий головного мозга.

1 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 2008. 143 с.

2 Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. 347 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.