Научная статья на тему 'Возможности совершенствования функционирования полушарий головного мозга'

Возможности совершенствования функционирования полушарий головного мозга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2116
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ / ИМЕЮЩИЕ ВЕДУЩЕЕ ЛЕВОЕ ИЛИ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ / ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗНОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / GIRLS AND BOYS WITH ONE BRAIN HEMISPHERE DOMINATING THE OTHER / PERCEPTION OF VISUAL AND VERBAL INFORMATION / TEACHING / HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербаков Евгений Павлович, Ветренко Светлана Владиславовна

В данной статье рассматриваются особенности функционирования полушарий головного мозга и его совершенствования. В экспериментальном исследовании приведены данные об особенностях восприятия информации у девочек и мальчиков, имеющих ведущее левое или правое полушария, показана возможность совершенствования восприятия информации у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербаков Евгений Павлович, Ветренко Светлана Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities for Development of Brain Hemispheres’ Functioning

The researchers examine the peculiarities of brain hemispheres’ functioning and its improvement. The experimental part of the research comprises the data concerning the peculiarities of perception of information by girls and boys with one brain hemisphere dominating the other. The article also reveals the opportunity for development of elementary school learners’ perception activity.

Текст научной работы на тему «Возможности совершенствования функционирования полушарий головного мозга»

УДК 159.922

ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Е. П. Щербаков, С. В. Ветренко

В данной статье рассматриваются особенности функционирования полушарий головного мозга и его совершенствования. В экспериментальном исследовании приведены данные об особенностях восприятия информации у девочек и мальчиков, имеющих ведущее левое или правое полушария, показана возможность совершенствования восприятия информации у младших школьников.

Ключевые слова: девочки и мальчики, имеющие ведущее левое или правое полушарие, восприятие образной и вербальной информации, обучение, здоровье.

В данной статье рассматриваются особенности функционирования полушарий головного мозга и его совершенствования. В экспериментальном исследовании приведены данные об особенностях восприятия информации у девочек и мальчиков, имеющих ведущее левое или правое полушария, показана возможность совершенствования восприятия информации у младших школьников.

В школьных учебных программах не учитываются различия в психической деятельности учеников в зависимости от пола и типа функциональной асимметрии мозга. Обращение к гендерному аспекту в образовании сегодня специалисты обосновывают существованием ряда проблем, среди которых:

— снижение уровня психического и физического здоровья мальчиков и девочек (дошкольников, младших школьников и подростков);

— унификация полов («маскулинизация» женщины и «феминизация» мужчины);

— притупление или потеря чувства гендерной принадлежности, что неизбежно приводит к нарушению внутреннего равновесия, психическим расстройствам, эмоциональной неустойчивости;

— повышение общей статистики проявления крайних, неадекватных форм поведения (агрессивных и депрессивных) среди молодежи;

— неумение юношей или девушек выбрать ориентиры (так как девочек не воспитывают как будущих женщин, жен, матерей, им не прививают интерес и любовь к женским профессиям, а мальчиков не воспитывают как будущих мужчин, мужей, отцов и специалистов в мужской сфере деятельности)1.

По типу функциональной активности мозга всех людей можно условно подразделить на три группы:

1) с преобладанием активности левого полушария;

2) с преобладанием активности правого полушария;

3) не имеющих преобладания какого-либо полушария. Лица с левополушарной активностью относятся к «мыслительному типу» (согласно терминологии И. П. Павлова), успешны в словесности, склонны к понятийно-

му мышлению и рефлексии, логичны, предпочитают дискретное восприятие, ориентированы на восприятие вербальной информации, постоянный контроль и самоконтроль. Правополушарные относятся к «художественному типу», склонны к синтезу, интуитивному, образному мышлению, зрительному восприятию, предпочитают целостное восприятие, преимущественно образной информации, эмоциональны, эмпатийны.

Равнополушарные обладают характеристиками обеих

2

групп 2.

Программы обучения с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичны-ми. В таких условиях правополушарные дети оказываются в стрессовой ситуации, так как методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга. Экспериментальные исследования показали, что наиболее успешными в современной традиционной системе обучения являются левополушарные девочки, наиболее неуспешными — правополушарные мальчики, они более подвержены школьной дезадаптации и стрессу .

По мнению А. И. Захарова 4, «левополушарный» акцент в обучении способствует возникновению неврозов. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого. Причиной невротизации детей является блокирование активности ведущего полушария и перегрузка менее активного полушария. Дисбаланс в работе мозга лежит в основе клинических вариантов односторонней «левополушарности» (психастеники и шизоиды) и «правополушарности» (неустойчивовозбудимые люди и истерики).

Психологи и педагоги, занимающиеся этой проблемой, говорят о необходимости выбора содержания, форм, методов психолого-педагогического воздействия в соответствии с половыми и психофизиологическими особенностями детей. Процесс обучения и воспитания должен быть природосообразным врожденным особенностям учащихся и способствовать их максимальному развитию.

Целью экспериментального исследования являлось изучение особенностей восприятия образной и вербальной информации у представителей разного пола и ведущего полушария, а также возможностей совершенствования правого и левого полушарий в восприятии и обработке образной и вербальной информации.

Задачами экспериментального исследования являлись:

1) оценка типа функциональной асимметрии мозга и выявление ведущего полушария у представителей разного пола;

2) выявление различий в выполнении образных и вербальных перцептивных заданий представителями разного пола и ведущего полушария;

3) изучение возможностей совершенствования процесса восприятия и обработки образной и вербальной информации и функционирования правого и левого

полушарий головного мозга у представителей разного пола и ведущего полушария.

Испытуемыми являлись девочки и мальчики младшего школьного возраста средних общеобразовательных школ г. Ишима Тюменской области в количестве 384 человека (из них 192 девочки и 192 мальчика). Выявление типа функциональной асимметрии мозга и ведущего полушария основано на учете трех видов асимметрии (мануальной, слуховой, зрительной). Данный подход реализован в исследованиях Е. Д. Хомской. И. В. Ефимовой5. Изучение восприятия образной и вербальной информации проводилось при помощи образных и вербальных перцептивных заданий. Их цель заключалась в выявлении умения выполнять несложные задания на основе зрительного и слухового восприятия. Испытуемым индивидуально предлагалось выполнить сначала образные, затем вербальные перцептивные задания. Время выполнения каждого задания фиксировалось секундомером. Для анализа результатов исследования испытуемые были распределены по группам в зависимости от возраста, пола и ведущего полушария. Дети, имеющие одинаковое функционирование полушарий, в исследовании не представлены. Вычислялось среднее время, затраченное испытуемым на выполнение образных и вербальных заданий. За неверные ответы назначалось штрафное время. Достоверность сходства и различия между среднегрупповыми значениями исследуемых показателей оценивалась по критерию углового преобразования Фишера.

В восприятии образной информации лучшие показатели установлены у правополушарных девочек и мальчиков 7 и 8 лет в сравнении с показателями левополушарных детей одного с ними возраста и пола. Дети с ведущим правым полушарием имеют склонность к зрительному восприятию образной информации. Дети с ведущим левым полушарием имеют склонность к слуховому восприятию вербальной информации, они лучше усваивают информацию, проговаривая, обсуждая ее, вступая в дискуссию. Ведущее правое полушарие и преимущественные занятия образными и предметными видами деятельности в дошкольном возрасте обусловливают большую эффективность в восприятии образной информации правополушарными детьми.

В выполнении образных заданий в возрасте 9 и 10 лет между правополушарными и левополушарными детьми одного пола статистически значимые различия отсутствуют. В процессе обучения в начальной школе у детей происходит развитие и совершенствование восприятия образной информации.

Девочки и мальчики ведущего левого полушария опережают детей одного с ними пола ведущего правого полушария в восприятии вербальной информации на статистически значимом уровне в 7, 8, 9 и 10 лет (р < 0,05; р < 0,01). Вследствие ведущего у них левого полушария они делают меньше ошибок, быстрее находят нужные слова, дают более точные ответы на устные задания.

Левополушарные и правополушарные девочки выполнили образные и вербальные задания достоверно быстрее и точнее мальчиков одного с ними ведущего полушария (р < 0,05; р < 0,01). Лучшие показатели восприятия образной информации у девочек объясняются разными видами занятий и игр. Девочки чаще мальчиков тренируют глазомер правого глаза при шитье, вдевании нитки в иголку, их игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскидывают перед собой игрушки, играют в ограниченном пространстве. Игры мальчиков более подвижные, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д.6

Лучшие показатели времени и точности восприятия вербальной информации у девочек объясняются тем, что девочки имеют более богатый опыт речевого общения в детстве. Матери чаще разговаривают со своими дочерьми, чем с сыновьями. Предполагается, что у детей, чаще играющих в куклы, больше возможностей осваивать язык и практиковаться в нем, чем у тех, кто играет с другими игрушками. Эти данные объясняются также более быстрым биологическим развитием девочек 6.

Таким образом, у младших школьников разного пола и ведущего полушария восприятие образной и вербальной информации не происходит одинаково эффективно. Эффективное восприятие информации определенного вида способствует успешному выполнению одних заданий и препятствует выполнению других.

С целью совершенствования восприятия образной и вербальной информации и функционирования правого и левого полушарий головного мозга был разработан и применен комплекс специальных занятий, состоящий из развивающих игр, заданий и упражнений. Задачами комплекса являлось: 1) развитие и совершенствование стиля восприятия и обработки информации в ведущем полушарии; 2) развитие и совершенствование стиля восприятия и обработки информации не ведущего полушария; 3) развитие способности воспринимать и обрабатывать информацию правым и левым полушариями, повышение уровня межполушарного взаимодействия, синхронизация полушарий в восприятии и обработке информации; 4) развитие умений сравнивать, выявлять различие и сходство предметов и явлений, воспринимаемых на слух и зрительно; 5) повышение умения выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений, отделять их от второстепенных, воспринимаемых на слух и зрительно; 6) овладение умениями слушания и наблюдения, классификации и обобщения признаков предметов и явлений, воспринимаемых на слух и зрительно; 7) развитие умений транслировать образную информацию из зрительной модальности в слуховую и вербальную информацию, поступающую в слуховую модальность и образный план; 8) развитие произвольности зрительного и слухового восприятия информации; 9) развитие осмысленности зрительного и слухового восприятия путем активного включения в процесс восприятия мыслительной деятельности.

Использованные на занятиях игры, задания и упражнения развивают произвольное внимание, образную память, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое мышление, активную связную речь, расширяют словарный запас, расширяют познавательную мотивацию. В ходе занятий развиваются межполушар-ные связи, преодолеваются стереотипы восприятия, мышления.

Для усовершенствования левополушарного способа восприятия информации применялись задания, направленные на развитие слухового, вербального, дискретного восприятия. Ученики овладевали методом наблюдения, у них развивались детализирующее восприятие, словесно-логическая память и мышление. Школьникам давалась установка на восприятие с помощью вопросов, на которые они должны ответить после чтения текста.

Восприятие вербальной информации — сложный по своей природе психический процесс, он зависит от уровня развития речи и словесного мышления. Для его развития использовался прием моделирования, т. е. воспроизведения существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования помогает наглядно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, учит сравнивать, составлять четкий внутренний план умственных действий и речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения 7.

Метод моделирования применялся при пересказе текстов, составлении повествовательных, описательных рассказов, разучивании загадок, скороговорок.

Для развития и совершенствования правополушарного способа восприятия информации применялись задания, развивающие зрительное, образное, целостное, угадывающее восприятие, наглядно-образную память и мышление, воображение. Например, для развития угадывания применялось узнавание предметов по немногим характерным признакам. Ученикам показывали неполные, нечеткие изображения людей, животных, слов, словосочетаний, требовалось их рассмотреть и назвать. Предлагалось найти разнообразные изображения в очертаниях причудливых пятен, клякс, в ветвях деревьев, в образах облаков.

Для развития восприятия информации правым и левым полушариями использовались задания, которые активизируют и левое и правое полушария, тем самым происходит синхронизация работы полушарий и преодоление реципрокности. Например, в задании «Подбери ассоциации» требуется одновременное слежение за последовательностью букв в алфавите (деятельность левого полушария) и возникновением образных ассоциаций (деятельность правого полушария).

Как правило, психическое развитие леворуких детей сопровождается достаточно устойчивой тенденцией к псевдоигнорированию ими той части внешнего пространства, которая расположена слева от них, поэтому леворукие рассаживались в классе так, чтобы доска на-

ходилась от них как можно правее, а расположение парты — как можно левее.

На развиваюшцх занятиях преимущественно с мальчиками применялись кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющих активизировать меж-полушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. В ходе систематических занятий по кинезиологии у ребенка исчезают явления дислексии, повышается стрессоустойчивость, улучшаются мыслительная деятельность, память и внимание, облегчаются процессы чтения и письма3.

Для правополушарных детей использовались творческие задания с ответами «открытого типа», с ограничением времени выполнения. Для левополушарных детей использовались задания с неограниченным сроком выполнения, «закрытого типа», индивидуальная работа. При работе с девочками предпочтение отдавалось типовым задачам, следованию схеме, алгоритму, с мальчиками — заданиям с «открытыми» вопросами, методу соревнований.

Результаты эксперимента. Занятия проводились с девочками и мальчиками семи лет, имеющими ведущее левое и правое полушария, в течение шести месяцев. Кроме того, была сформирована контрольная группа детей.

Проведение педагогического эксперимента в экспериментальной группе привело к улучшению показателей выполнения образных и вербальных перцептивных заданий, в сравнении с результатами, показанными до введения психолого-педагогических мероприятий (р < 0,01). В контрольной группе, находившейся в естественных условиях традиционного обучения, статистически значимые сдвиги в выполнении образных и вербальных перцептивных заданий являются менее значимыми, чем сдвиги, происшедшие в период проведения формирующих мероприятий. В процессе традиционного обучения нет того разнообразия содержания, форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия, в которых нуждаются дети разных полов и ведущих полушарий.

Выводы. 1. Ведущее полушарие создает некоторые ограничения в развитии психических функций, а именно: у девочек и мальчиков с ведущим левым полушарием установлены лучшие показатели времени и точности восприятия вербальной информации, у девочек и мальчиков с ведущим правым полушарием — образной информации. Девочки и мальчики с ведущим левым полушарием имеют более высокий уровень диф-ференцированности, произвольности, обобщенности восприятия вербальной информации, девочки и мальчики с ведущим правым полушарием имеют более высокий уровень дифференцированности, произвольности, обобщенности восприятия образной информации. Обучение в начальной школе приводит к нивелированию различий в восприятии образной информации между школьниками разного ведущего полушария.

2. Девочки опережают мальчиков одного с ними ведущего полушария в восприятии образной и вербальной информации в силу их более быстрого биологического развития, особенностей полоролевой социализации.

3. Знание особенностей половозрастного и психофизиологического развития учеников позволяет осознанно и целенаправленно выбирать и применять соответствующие полу и типу функциональной асимметрии полушарий разнообразные формы, приемы и методы пси-холого-педагогического воздействия. Это способствует созданию пространства психологической безопасности образовательной среды, гармоничному развитию психических функций учеников, предупреждает снижение у них познавательного интереса, работоспособности, появление утомления, неуспеваемости, комплекса неполноценности, отклонений в формировании личности, повысит их обучаемость, сохранит здоровье.

4. Природными способностями человека можно и нужно управлять, необходимо создавать психологи-

чески комфортное пространство обучения и воспитания в соответствии с половыми и психофизиологическими особенностями.

1 Кабаева В. М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании. М., 2007. 245 с.

2 Хризман Т. П., Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Два разных мира. М., 1998. 184 с.

3 СиротюкА. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. М., 2000. 128с.

4 Захаров А. И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям. СПб., 1995. 152 с.

5 Хомская Е. Д., Ефимова И. В. К типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга // Вестник МГУ Сер.14. Психология. 1991. №4. С. 42-45.

6 Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2004. 527 с.

7 Семенович А. В. Эти невероятные левши. М., 2009. 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.