рует появление у легких эритроцитов иммуносупрессирующих свойств, снижает функционально-метаболическую активность нейтрофилов, угнетает развитие ГИО и ГЗТ, повышает в крови активность ферментов, характеризующих состояние мембран гепатоцитов. Введение алкоголизированным крысам милдроната повышало ФМА нейтрофилов, иммунологическую реактивность и состояние мембраны гепатоцитов. В сочетании с рибоксином милдронат нормализовал ФМА нейтрофилов, развитие ГИО и ГЗТ, совместное применение милдроната с эссенциале нормализовало показатели функциональной активности иммуноцитов и состояния мембран гепатоцитов. Милдронат в сочетании с рибоксином или эссенциале повышали энергетический и антиокси-дантный потенциал, снижали выраженность перекисного окисления липидов в эритроцитах алкоголизированных крыс, отменяли иммуносупрессирующие свойства легких эритроцитов животных, получавших этанол. Тромбоциты алкоголизированных крыс in vitro снижали концентрацию макроэргических соединений и повышали содержание продуктов перекисного окисления в эритроцитах интактных крыс, индуцировали у этих клеток появление иммуносупрессирующей активности. Тромбоциты алкоголизиро-ванных крыс in vitro угнетали ФМА нейтрофилов. Угнетающее влияние тромбоцитов отменялось ингибитором циклооксигеназы диклофенаком. Эссенциале, введенный алкоголизированным крысам, предотвращал у тромбоцитов свойства влиять на функцию эритроцитов и нейтрофилов. Рибоксин предотвращал индуцируемое этанолом появление иммуносупрессирующих свойств у эритроцитов интактных крыс после инкубации с тромбоцитами алкоголизированных особей. При введении интактным крысам милдроната нейтрофилы приобретали резистентность к действию тромбоцитов алкоголизированных животных.
Литература
1. Бенисевич В.И., Идельсон Л.Н. // Вопр. мед. химии.-1973.- Т.19, вып. 6.- С. 596-599.
2. Виноградова И.Л. и др. // Лаб. дело.- 1980, № 7.- С. 424.
3. Голиков П.П. и др.// Пат. физиол. и эксперим. терапия.-2003.- № 4.- С. 11-13.
4. Зенков Н.К., Меньшикова Е.Б. // Успехи соврем. биологии.- 1996.- Т.116, № 6.- С. 286-296.
5. Зинчук В.В., Ходосовский М.Н. // Усп. физиол. наук-2006.- Т.37, № 4.- С. 45-56.
6. Коган А.Х. и др. // Бюл. эксперим. биол. и мед.- 1992.-Т.113, № 6.- С. 582-584.
7. Лазарева Г.А. и др. Иммунометаболические эффекты регуляторов энергетического обмена при нарушении гомеостаза. -Курск, 2006.- 230 с.
8. Макаренко Е.В. // Лаб. дело.- 1988.- № 11.- С. 48-50.
9. Мари Р. и др. Биохимия человека.- М.: Мир, 1993.-Т.1.- 374 с.
10. Медведев А., Чаленко В.И Лаб. дело.-1991.- № 2.- С. 19.
11. Меньшиков Е.Б., Зенков Н.К. // Усп. соврем. биол.-1993.- Т.113, вып. 4.- С. 422-455.
12. Негреску Е.В. и др. // Вопр. мед. химии. - 1992. - Т. 38, вып. 1. - С. 36-39.
13. Прокопенко Л.Г., Байбурин Ф.Я., Конопля А.И. Питание, гиперлипидемия и иммунитет. - Курск, 1997. - 142 с.
14. Серая И.П., Нарциссов Я.Р. // Усп. совр. биол. - 2002. -Т. 122, № 3. - С. 249.
15. Щербаков В.И. // Лаб. дело. - 1989. - № 2. - С. 30-33.
УДК 681.3
ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА С РЕЗУЛЬТАТАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В.М. ЕСЬКОВ, В.И. МАЙСТРЕНКО, Е.В. МАЙСТРЕНКО,
М.А ФИЛАТОВ, Д.Ю. ФИЛАТОВА*
Проблема функциональной специализации полушарий головного мозга человека является одной из актуальных в современных науках о мозге. Данная проблема носит междисципли-
* НИИ биофизики и медицинской кибернетики при СурГУ, г. Сургут, Энергетиков 14, СурГУ, (3462)524713; e-mail: evm@bf. surgu. ru
нарный характер. Результаты исследований по этой проблеме имеют фундаментальное значение для многих областей знаний -нейрофизиологии, психофизиологии и даже экологии человека [2, 5-6]. В настоящее время современная психофизиологическая литература описывает достаточно разнообразные аспекты адаптации функциональных систем организма (ФСО) человека к экологическим факторам окружающей среды. При этом решающую роль, по мнению [5-6, 8-9] в обеспечении психофизиологических механизмов адаптации, играют три основных процесса ЦНС - это эмоции, память и рассудочное мышление, основанное на функциональной асимметрии мозга [1, 3-7]. Межполушарная асимметрия является определяющим фактором в процессе адаптации к окружающей среде. Рядом исследователей [4, 6-7, 9] показано, что лица с доминированием правого полушария обнаруживают более высокие объективные показатели степени адаптации и в то же время характеризуются более высокой тревожностью эмоционально-вегетативного типа. Доминирование левого полушария показывает обратные процессы, т. е. низкие показатели степени адаптации и высокую самооценку здоровья. Рядом исследователей [2-3, 5-6, 9] доказаны индивидуальные особенности симпато-парасимпатической асимметрии, которые позволили им выделить типы людей с симпато-, парасимпато- и мезо-тонией. В левое полушарие адресованы активирующие входы, главным образом от стволовой ретикулярной формации, тогда как в правое - от синего пятна и промежуточного мозга. Симпатический отдел ВНС проецирует сигналы преимущественно в правое полушарие, а парасимпатический - в левое. Следовательно, для симпатотоников вполне возможно функциональное доминирование правого, для парасимпатотоников - левого, а для мезотоников - отсутствие полушарного доминирования.
Чайлахян Л.М., Симонов И.П. [5, 6] своими исследованиями подтверждают, что вербализация левого полушария согласуется с более весомым участием парасимпатической нервной системы в регуляции его функций. Ноль правого полушария взаимосвязана с симпатическими влияниями на увеличение метаболизма, энергетического обмена, а также с отрицательными эмоциями. Ряд результатов исследований Спрингера С., Дейча Г. и др. [7] позволяют утверждать о существовании полового диморфизма в межполушарной асимметрии головного мозга. Мозг мужчин организован более асимметрично, чем мозг женщин и у мужчин доминирование левого полушария над правым встречается чаще. Доминирование левого полушария у мужчин считается устойчивым и сохраняется в различных жизненных ситуациях. У женщин в связи с повышенной лабильностью нервных процессов легко обеспечивается процесс перехода с доминирующего правого полушария на левое (и наоборот).
В связи с изложенным выше, изучение и анализ индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии головного мозга у людей, проживающих в условиях Крайнего Севера является достаточно важной проблемой. Еще более значимо (с учетом экофакторов Югры [2]) исследование функциональной асимметрии полушарий (ФАП) у учащихся школ Ханты-Мансийского автономного округа. Результаты тестирования межполушарной асимметрии могут использоваться при разработке способов улучшения когнитивных функций мозга, выборе индивидуальных, наиболее эффективных методов обучения и способов преодоления ухудшения памяти и внимания в условиях воздействия экстремальных экологических факторов Севера РФ. Для выяснения вопроса о возможных изменениях в латерализации полушарий за счет факторов среды, мы исследовали функциональную асимметрию полушарий у учащихся МОУ гимназии №4 г. Сургута сравнительно с показателями ФСО: парасимпатического (ПАР) и симпатического (СИМ) отделов вегетативной нервной системы и фазатона мозга (ФМ) в целом. А также нами изучались следующие корреляции: гендерные различия ФАП, латеризация левой, правой и билатеральной асимметрии сравнительно с показателями учебной деятельности учащихся и активностью СИМ и ПАР, и показатели ФАП у учащихся профильной школы (МОУ гимназии №4 г. Сургута).
Рассматривая гендерные различия у учащихся МОУ гимназии №4 г. Сургута установлено, что у мальчиков (рис. 1) всех возрастных групп, кроме 11-х классов преобладает доминирование левого полушария. Причем у учащихся 7-х классов данный показатель достигает 61,6% от общего количества учащихся данного возраста. Количество амбидекстров практически во всех классах одинаково и составляет в среднем 25%.
У девочек наблюдается следующая картина (рис.2). У учащихся 5-х классов доминирование левого полушария достигает 40%. Вероятно, это обусловлено завершающимися онтогенетическими процессами становления межполушарной асимметрии. У учащихся других возрастов наблюдается превалирование активности правого полушария. Единственное исключение зарегистрировано в 8-м классе. Здесь три вида асимметрии полушарий -почти равноценны по количеству учащихся (левополушарные -32,6%, амбидекстры - 34,6%, правополушарные - 32,6%). Меж-полушарная асимметрия является одним из факторов, определяющим процесс адаптации к изменениям окружающей среды. Мы исследовали у учащихся функциональную асимметрию полушарий мозга, сопоставляя ее с активностью разных системо-комплексов вегетативной нервной системы. Для выяснения вопроса о возможных изменениях по типу сдвига активности от левой фронтальной коры к правой за счет факторов среды, мы изучили показатели функциональной асимметрии полушарий сравнительно с показателями ФСО и фазатона мозга в целом.
Рис. 1. Процентное соотношение показателей теста на межполушарную асимметрию мозга у мальчиков разных возрастных групп (классов) в зимний период времени 2003-2004 гг. (учащиеся МОУ гимназия №4 г.
Сургут). Здесь: ЕЭ - левополушарные, ЁИИ - амбидекстры, - право-
полушарные
Рис. 2. Процентное соотношение показателей теста на межполушарную асимметрию мозга у девочек разных возрастных групп (классов) в зимний период времени 2003-2004 гг. (учащиеся МОУ гимназия №4 г.
Сургут). Здесь: ^3 - левополушарные, ЁЛИ - амбидекстры, ЕЭ - правополушарные.
На рис. 3-5 представлены средние результаты измерений интегративных показателей состояния СИМ у девочек и мальчиков, обучающихся с разной успеваемостью. Учащиеся обоего пола, обучающиеся на оценки «3», по показателям СИМ практически не отличаются. Существует небольшое различие в превалировании у правополушарных девочек показателя СИМ (1,91 в условных единицах) против левополушарных мальчиков по показателю СИМ (1,85). В целом, для этой категории школьников (слабоуспевающих) общая тенденция продолжает доминировать, то есть у мальчиков несколько преобладает показатель СИМ у левополушарных (1,85 против 1,76), а у девочек небольшое преобладание СИМ у правополушарных (1,91 против 1,74).
У учащихся, обучающихся на оценки «3» и «4» (рис. 4), показатель СИМ превалирует у левополушарных девочек (подобно троечникам у мальчиков), но у мальчиков показатель СИМ у левополушарных и правополушарных примерно одинаковы.
Наиболее выраженные различия у лиц успешно занимающихся на «5» и «4» (рис. 5). У левополушарных мальчиков пока-
затель СИМ составил 1,71 единиц, у правополушарных - 1,3. У девочек этой же категории с точностью до наоборот (показатель СИМ левополушарных - 1,53, у правополушарных - 2,13). Следует отметить, что отличники амбидекстры имеют наиболее выраженные показатели СИМ (у мальчиков - 2,39, у девочек -2,59). Таким образом, результаты исследований показали, что слабоуспевающие ученики и учащиеся, обучающиеся на оценки «3» и «4», различаются между собой по показателю СИМ не столь явно, сколько это проявляется по показателю ФСО у отличников.
1 74 1,05 1,75 1,76
девочки мальчики
Рис.3. Средние результаты измерений интегративных показателей состояния симпатической (СИМ) вегетативной нервной системы у девочек и мальчиков, обучающихся на удовлетворительно, в зимний период времени
2004-2005 гг. (учащиеся МОУ гимназии №4 г. Сургут). Здесь: - лево-
'• - амбидекстры, В -
полушарные, 3 1
2.5 2
1.5 •
1
0,5 •
правополушарные.
0
Рис. 4. Средние результаты измерений интегративных показателей состояния симпатической (СИМ) вегетативной нервной системы у девочек и мальчиков, обучающихся на хорошо, в зимний период времени 2003-2004
гг. (учащиеся МОУ гимназии №4 г. Сургут). Здесь: В -
§§ - амбидекстры, ^''1 -
левополушарные, правополушарные.
3
2.5 2
1.5 1
0,5
0
девочки мальчики
Рис. 5. Средние результаты измерений интегративных показателей состояния симпатической (СИМ) вегетативной нервной системы у девочек и мальчиков, обучающихся на отлично, в зимний период времени 2003-2004
гг. (учащиеся МОУ гимназии №4 г. Сургут). Здесь: 0 -
§§ - амбидекстры,
- левополушарные, правополушарные
Очевидно, что школьники, занимающиеся на отлично, более значимо различаются по показателям ФАП, в частности, у девочек выражены правополушарные показатели, а у мальчиков -левополушарные. У них же и более выражены различия по показателям СИМ для девочек и мальчиков, т.е. между превалированиями левого и правого полушария и состоянием ФСО. Высокие значения СИМ имеются и у амбидекстров. Иными словами мы доказали, что существует выраженный половой диморфизм по показателям ФСО. В частности у отличников (особенно у девочек) преобладает показатель СИМ, т. е. активность адренергического системокомплекса, которая более выражена сравнительно со слабоуспевающими учащимися.
3
2,5
2
1,5
0,5
0
2,59
2,39
1,71
1,3
Также нами изучался у вышеперечисленных групп показатель состояния ПАР. У левополушарных отличников показатель ПАР высокий (13,24 у девочек) сравнительно с таковым показателем ПАР у правополушарных (11,63) - рис. 6. Левополушарные «троечники» имеют показатель ПАР 13,38, а правополушарные 10,08. Некоторое исключение из правил составили результаты для мальчиков. У левополушарных отличников наблюдаются завышенные показатели ПАР - 12,69 против 8,69 у правополушарных. У учащихся, занимающихся на «3» и «4», показатель ПАР без существенных отклонений (рис. 7).
Рис.6. Средние результаты измерений интегративных показателей состояния парасимпатической (ПАР) вегетативной нервной системы у девочек и мальчиков, обучающихся на отлично, в зимний период времени 20032004 гг. (учащиеся МОУ гимназии №4 г. Сургут). Здесь: - левополу-
девочки мальчики
Рис. 7. Средние результаты измерений интегративных показателей состояния парасимпатической вегетативной нервной системы у девочек и мальчиков, обучающихся на хорошо, в зимний период времени 2003-2004
гг. (учащиеся МОУ гимназии №4 г. Сургут). Здесь: ЕЗ - левополушарные,
- амбидекстры, СЗ - правополушарные.
Слабоуспевающие школьники дают сходную закономерность для ПАР, как и отличники. При этом левополушарные мальчики имеют повышенный показатель ПАР (13,08), правополушарные - пониженный (11,67) - рис. 8.
девочки мальчики
Рис.8. Средние результаты измерений интегративных показателей состояния парасимпатической вегетативной нервной системы у девочек и мальчиков, обучающихся на удовлетворительно, в зимний период времени
2003-2004 гг. (учащиеся МОУ гимназии №4 г. Сургут). Здесь: - лево-
полушарные, Ш - амбидекстры, ЕЭ - правополушарные.
Проведенное нами исследование подтверждает гипотезу о половом диморфизме, представленную Спрингером С. и Дейчем Г. [7]. При этом мы установили количественные различия в показателях ФАП и ФСО в зависимости от успеваемости в условиях Севера РФ. Одно из наиболее существенных отличий учащихся ХМАО Югры от детей средней полосы РФ заключается в
стабильном и завышенном показателе ПАР. При этом показатели состояния симпатической ВНС всегда почти на порядок ниже у учащихся всех категорий сравнительно с показателями СИМ
Литература
1. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М., 1993.- С. 305.
2. Еськов В.М. и др. Экологические факторы Ханты-Мансийского автономного округа: Ч. II Безопасность жизнедеятельности на севере РФ - Самара: ООО «Офорт».- 172 с.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.-СПб, 2001.- С. 263-323.
4. Камышева ЕА. и др. // Экология образования: актуальные проблемы: Сб. науч. статей.- Вып. 1.- Архангельск: Изд-во ПГУ, 1999.- С. 62-67.
5. Симонов П.В. //Физиол. человека.- 1996.- №2.- С.5-9
6. Симонов П.В. // Ж. высш. нервн. деят.- 1997.- Т.47, Вып. 2.- С.320-328.
7. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг.- М.: Мир, 1983.-256 с.
8. Филимонов В.И. Физиологические основы психофизиологии.- М.: МЕДпресс-информ, 2003.- 320 с.
9. Черниговская Т.В. и др. // Физиол. человека.- 1996.-Т.22, № 4.- С.12-21
УДК 616-002.3
ОЗОНО-МАГНИТОФОРЕЗ В ЛЕЧЕНИИ ГНОЙНОЙ РАНЫ У.З. ЗАГИРОВ, У. М. ИСАЕВ, М.А. САЛИХОВ*
С развитием современных технологий на помощь врачам пришли новые методы лечения гнойной раны. Среди них важное место занимает местная озонотерапия. Озон, подавляя местную патогенную микрофлору в ране, устраняет тканевую гипоксию и ее последствия, а также стимулирует регенеративные процессы [1,3]. Вместе с тем, по данным Г.В. Родомана с соавт. (1993), в острой фазе процесса, в условиях большого количества отделяемого, проведение озоновых санаций гнойной раны не достигает своего эффекта. Это объясняется тем, что озон вступает в окислительные реакции с гнойно-некротическими тканями на раневой поверхности и, не имея способности проникать через патологические барьеры, теряет свою бактерицидную активность [6]. В то же время установлено, что низкочастотные магнитные поля улучшают микроциркуляцию в тканях, оказывают противовоспалительный, противоотечный, обезболивающий эффекты, способствуют отторжению гнойно-некротических тканей, стимулируют репаративные процессы в ране. Эти эффекты основаны на способности магнитных полей вызывать ориентацию биологически активных макромолекул и жидких кристаллов, составляющих основу многих внутриклеточных структур. Магнитные поля, в отличие от других физиотерапевтических воздействий, легко проникают на большую глубину тканей, не выделяя при этом тепла, а также обладают следовым характером воздействия [2, 4].
Материал и методы исследования. В исследование включено 60 больных с гнойной раной, преимущественно послеоперационных, в т.ч. после холецистэктомии - 3 больных контрольной и 2 больных основной группы; после аппендэктомии по поводу гангренозно-перфоративного аппендицита с гнойным перитонитом - по 5 больных в каждой группе; после ушивания ранений органов брюшной полости, соответственно 6 и 7 пациентов; после вскрытия и дренирования острого парапроктита - 8 и 10 пациентов; после постинъекционного абсцесса ягодицы - 5 и 4 пациента, после гнойного мастита - 3 и 2 больных.
Мужчин было 43, женщин - 17, средний возраст мужчин и женщин составил соответственно 42±10,5 и 44±9,7 (р=0,5). Всем больным проведены лечебные мероприятия, включающие, наряду с общей антибиотикотерапией, хирургическую обработку раны - широкое вскрытие гнойников и иссечение некротических тканей. В зависимости от характера местной терапии, больные путем рандомизации, используя методику, основанную на генерации случайной последовательности чисел, были разделены на 2 группы (по 30 пациентов в каждой группе): в первой (контроль-
*Кафедра хирургии педиатрического, стоматологического и медикопрофилактического факультетов ДГМА