Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
218
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / МОРАЛЬ / ГОСУДАРСТВО / ТЕОРИЯ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жураев Х.Т.

В этой статье мы рассматривается взаимоотношение политики и религии, роль и значение религии в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN POLITICS AND RELIGION

In this article we discuss the relationship between politics and religion, the role and significance of religion in society

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ»

5. Schwarzschild K. Über das Gravitationsfeld eines Massenpunktes nach der Einsteinschen Theorie // Sitzungsberichte der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften 1 — 1916. — 189—196. Рус. пер.: Шварцшильд К. О гравитационном поле точечной массы в эйнштеновской теории . Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М.: Мир, 1979. С. 199—207

6. Ложкин Л.Д., Тяжев А.И. Многоцветный колориметр//Патент на полезную модель № 93977 от 10.05.2010, бюл. № 13. МПК G01J 3/50 (2006.01) Заявка № 2008132343 от 5.08.2008. Приоритет от 5.08.2008.

7. Нинул А. С. Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. М.: Мир, 2004, 336 с.

8. Рашевский П. К. Риманова геометрия и тензорный анализ. Издание третье. Издательство «Наука», главная редакция физико-математической литературы. //М.: Наука, 1967, 664 с.

9. Чертов А. Г. Физические величины. Справочное издание. М.: «Высшая школа». -1990. - 336 с.

10. Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. М.: Наука. 1973, 872 с.

11. Ложкин Л.Д., Неганов В.А. Способ преобразования цветового пространства // Патент России на изобретение № 2494461 от 27.09.2013г. Приоритет от 08.07.2011 г. бюл. № 27 от 27.09.2013. МПК J06K 9/68 (2006.01).

УДК 32.2

Жураев Х.Т. преподаватель кафедра «Истории Узбекистана» Наманганский инженерно педагогический институт

Узбекистан, г. Наманган

Jo'rayev X.T.

teacher of department «History of Uzbekistan» Namangan Engineering Pedagogical Institute

Uzbekistan, Namangan city ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ Аннотация: В этой статье мы рассматривается взаимоотношение политики и религии, роль и значение религии в обществе

Ключевые слова: политика, мораль, государство, теория, общество

RELATIONSHIP BETWEEN POLITICS AND RELIGION Abstract: In this article we discuss the relationship between politics and religion, the role and significance of religion in society Keywords: politics, morality, state, theory, society

В разные времена понятие «политики» толковалось по-разному. Ее

называли «феноменом власти», «совокупностью воюющих между собой мнений и теорий» (Ш. Фурье), М. Вебер определял ее «как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение ее между группами внутри государства», В. Ленин считал самым существенным в политике устройство государственной власти.

Политика не гарантирована от влияния всех сторон человеческой натуры, в том числе негативных. Поэтому в прессе ее часто называют «грязной». Она становится театром с большой сценой, где могут присутствовать обман, вероломство и лицемерие.

До наших дней дошла и вызывает яростные споры идея единства морали и политики. Еще Плутарх предъявлял нравственные требования к правителям: «доверять бесчестному власть, подобно безумному дать меч». Аристотель считал, что в политике должны участвовать достойные. Французский коммунист-утопист Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль - частной политикой. Вместе с тем за разделение политики и морали выступал Н. Макиавелли. Его теория заключалась в том, что политические цели достигаются политическими средствами. Он пришел к выводу, что средства должны соответствовать цели.

Таким образом, на лицо взаимодействие политики и морали, возможны также их столкновения, но на минимальном уровне. В качестве примера можно привести американское общество, где представление о политическом деятеле ассоциируются с образом мужа-семьянина. Всем известны, что разоблачения в адюльтере, внебрачных связях, посещения сомнительных заведений могут положить конец репутации и карьере политического деятеля. Таким образом, мораль может стать важным оружием в борьбе за власть, а значит в политике.

Уяснив себе, связь морали с политикой перейдем к моральным нормам. Они формировались на протяжении многих тысячелетий еще до возникновения государства на основе религиозных ценностей и норм поведения. Таким образом, следует сделать вывод, что религия через общественную мораль оказывала и оказывает непосредственное влияние на политику. И ее связь с последней очевидна.

Религия, как отмечается во многих словарях и энциклопедиях, это -форма общественного сознания, социальное явление в жизни человечества. Она - своеобразное духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека, дающее сознанию верующих некое параллельное реальному миру иное пространство бытия. Религия связана у верующего человека с самыми сокровенными побуждениями и переживаниями. Является неотъемлемым компонентом истории человечества на каждом этапе его развития. Для того чтобы понять насколько переплетаются корни религии и политики необходимо тщательно разобрать и понять суть религии, ее функции и роль в обществе.

Основное назначение религии заключается в способности

регулировании отношений между людьми и восполнении ограниченности реального бытия. Отличительной чертой любой религии является вера. Вера - это признание за достоверность какой-либо информации без ее перепроверки. Она обеспечивает религиозному человеку самоконтроль, вселяет надежду и придает уверенность. Религиозная вера связана с поклонением божествам, почитанием их, преклонением и служением им при помощи особых ритуалов. Без веры и поклонения не может быть религии.

Религиозная вера исходит из того, что сверхъестественные явления и события не постигаются чувствами и разумом. Религия категорически запрещает критику и сомнения в догмы и устои ее конфессии. Догмы признаются неприкасаемыми и святыми.

Однако не каждая вера может быть религией. По мнению ученых-религиоведов, чтобы стать полнокровной религией вера или верование должно включить в себя четыре главных компонента:

1) верования - духовное ядро. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах наиболее развитые религии отличаются единобожием. Многие верования опираются на "священные книги".

2) религию отличает своеобразие поведения и отношений ее приверженцев. Верующего человека отличает его поведение, где религиозные начала и мораль имеют верховенствующее начало.

3) культ - разнообразные освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды и ритуалы.

4) религиозные организации - религия обладает особыми структурами и институтами, учреждениями и организациями, обеспечивающее ее устойчивое функционирование в обществе, например в христианстве - это Церковь.

Наука говорит, что религия существует с того периода как существует человек разумный. Теология объясняет происхождение религии сверхъестественными причинами. Однако суть всегда была одна - люди искали в религии выход или спасение от несовершенства земного существования, избавление от страданий, утешение, духовное бессмертие и вечную жизнь в потустороннем мире.

Компенсирующая функция религии тесно связана с другой ее функцией - интегрирующей, т.е. объединяющей. Объединяя людей в рамках ограниченной ее мировоззрением, социальных, этических и духовных ценностей, любая религия оправдывает сложившиеся в том или ином обществе сложившиеся нормы и порядки и таким образом содействует социальной, идейной и политической интеграции. На ранних стадиях развития общества это проявлялось в том, что любая этническая общность считала свою систему норм эталоном, отклонение считалось недопустимым. С развитием общества религиозные нормы переставали быть этническими,

подчас перерастали в мировые (например: христианство, ислам или буддизм). Преданность той или иной системе религиозных норм и в настоящее время имеет огромное интегрирующее значение, с которым необходимо считаться.

Третьей важной функцией религии является регулирующе-контролирующая. Возникнув и сформировавшись, приобретя структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия начинает приспосабливать под себя соответствующие ее нормам систему духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал. Жизнеспособность регулирующе-контролирующей функции исключительна. Несмотря на давление современной науки, высокого образовательного уровня людей эта функция позволяет той или иной религиозной доктрине цепко держать многие стороны жизни людей, используя инерцию традиций.

Религиозные ценности также формируются в определенных исторических условиях и периодах развития того или иного общества. Однако следует отметить, что религиозные ценности не стоят отдельно от общечеловеческих, региональных и национальных ценностей. К ним можно отнести чистоту побуждений, гуманизм, милостливость, дружба и товарищество. Однако, эти ценности связаны в религии с признанием ее святости, боязни греха и ада. Например, религиозный гуманизм. Сам гуманизм - это совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, ее права на свободное развитие и благополучие. Значителен потенциал гуманизма в религии, например, в христианском учении о человеке.

Являясь частью культуры и оказав большое влияние на мораль и этику поведения в том или ином обществе, религия учит к милости и милосердию, доброте, благим деяниям и взаимопомощи. Вместе с тем, слепая вера может привести к религиозному фанатизму.

Использованные источники:

1. Закон Республики Узбекистан о свободе совести и религиозных организациях (новая редакция). -Т., 1998.

2. The Encyclopedia of Religion. Eliade, Mercea,editor.15 vols. -New York. 1987.

3. Основы религиоведения. Учебное пособие для студентов вузов. Под общ. рук. М.Н. Яблокова. -М.,1995.

4. Гараджа В.И. Религиоведение. 2-изд. -М.1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.