Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН'

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
475
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ФУНКЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухиддинова Х.Г.

В данной научной статье рассмотрены социальных функции религии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН»

Использованные источники:

1.Жалилов Ш. Кучли давлатдан — кучли жамият сари. Т., "Узбекситон", 2001.

2.Мирхамидов М. Демократизация органов государственного управления Республики Узбекистан: проблемы и перспективы. Т., Университет, 1992.

3.Спенсер Г. Личность и государство // Психоанализ и психология власти. Хрестоматия. Самара, Бахрах, 1999. Т.1.

УДК 172

Мухиддинова Х.Г. Muxiddinova X. G. преподаватель кафедры «Истории Узбекистана» teacher of department «History of Uzbekistan» Наманганский инженерно педагогический институт Namangan Engineering Pedagogical Institute

Uzbekistan, Namangan city Узбекистан, города Наманган РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН Аннотация: В данной научной статье рассмотрены социальных функции религии

Ключевые слова: религия, функция, регулирующе-контролирующая, идеология, феномен

Annotation: This article deals with the social functions of religion Keywords: religion, function, regulatory-controlling, ideology, phenomenon

Человеческое общество возникает в результате многогранных человеческих сношений. Вне общества религия возникнуть не может. Поэтому она является социальным по своему характеру и вне человеческого общества функционировать не может. Она является надстроечной социальной системой. Одной из социальных функций религии является регулирование взаимоотношений в человеческом обществе. Все это позволяет утверждать, что она естественно, имеет корни социального характера.

Понимание религии как социального феномена означает также понимание того, что она выполняет вполне реальные функции в жизни общества, отвечает вполне определенным потребностям. Религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Одной из важных функций религии является регулирующе-контролирующая. Религия, как и другая форма общественного сознания, оказывает регулирующее воздействие на поведение людей. Эту функцию религия выполняет, создавая определенную систему ценностей и норм, ею санкционируемых и выступающих в качестве

мотивов поведения верующих. Регулирующее воздействие на поведение людей оказывает и религиозный культ, формирующий соответствующие привычки и традиции. Она начинает приспосабливать под себя соответствующие ее нормам систему духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал. Жизнеспособность регулирующе-контролирующей функции исключительна. Несмотря на давление современной науки, высокого образовательного уровня людей эта функция позволяет той или иной религиозной доктрине цепко держать многие стороны жизни людей, используя инерцию традиций. В рамках этой функции в ходе веков закладывались основы религиозной морали.

Религия также выполняет такие функции как мировоззренческая, когда она создает религиозную картину мира, по-своему объясняет картину мира и пути развития общества. У верующих религия лежит в основе миропонимания. К социальным функциям религии также относится интегрирующая. Интегрирующий фактор поддерживает стабильность той или иной социальной системы.

Религиозное социальное сознание и методы его исследования. Э. Дюркгейм считал, что интегрирующей основой общества является коллективное сознание: верования, ценности, нормы и чувства. Они являются определяющими в обществе. Русский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) видел, что главной отличительной чертой социальной жизни от органической является, что первая имеет согласованную систему «значений - ценностей - нормы». Для него определенные понятия, идеи и нормы поведения, существующие в общественном сознании, образуют фундамент всего социального здания. Американские представители структурно-функциональной школы в социологии поддерживают эту идею и считают, что самым важным и основным фактором социальной интеграции является согласованность ценностей, в основе всей социальной и культурной структуры лежат общие цели и принципы. В научном религиоведении как комплексной науке используются различные методы исследования. Кроме общефилософского, общенаучного метода, здесь широко применяется исторический подход, методы социологических и психологических отраслей знания.

Для выявления социальных корней религии используются структурный, функциональный, системный подходы и методологический принцип. Структурно-функциональный метод анализа социальных объектов. Он позволяет формализовать знание о сложных социальных объектах. Основоположниками структурного и функционального подхода к религии считаются Э. Дюркгейм и английский этнограф Б. Малиновский.

Как наука социология религии сформировалась в конце Х1Х-начале XX века. Первыми, кто попытался объяснить природу религиозных верований с позиции социологии как науки об обществе, были М. Вебер и Э.

Дюркгейм. Немаловажную роль в формировании социологии религии сыграли также О. Конт и Г. Спенсер.

Социология религии является одной из отраслей религиоведения. Она изучает закономерности возникновения религии, ее развития, функционирования и отмирания, ее элементы и структуру, место и роль религии в обществе. В состав социологической теории религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие сущность религии; 2) знания о различных феноменах религии - религиозном сознании, культе, отношениях и объединениях; 3) совокупность религиозных понятий и эмпирических обобщений; 4) методика конкретных социологических исследований в области религии.

Немецкий социолог, историк и философ Макс Вебер (1864-1920) считается классиком социологии религии. Он исходил из того, что социология не может постичь сущности религии. Он считал, что религия имеет не только социальные корни, но и свои чисто религиозные источники. М.Вебер обосновывает сущность религии как способ придания смысла социальному действию. Религиозные вероучения обеспечивают иерархическую систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяют моральные позиции к миру. Религия, по Веберу, особый тип мотивации социального поведения людей. В социологии Вебера большое внимание уделяется выявлению религиозного фактора на характер отношений индивида к окружающей действительности.

Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) выдвинул свою концепцию религии исходя из ее социальной природы. Он считал религию как коллективное представление, которое общественная среда навязывает сознанию человека, и отводил важное место в жизни общества. Э. Дюркгейм считал, что религия вечна и будет существовать, пока будет существовать человечество, ибо в ней общество обожествляет себя. С течением времени она лишь меняет свои формы в зависимости от стадии развития. Религия - это созданный человеком социальный институт как ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Источником религии является сам социальный способ обитания людей. Религия с ее нравственными ценностями становятся мощным стимулом роста и модернизации общества.

Английский философ Герберт Спенсер (1820-1903) считал, что наука, религия и философия сходятся в признании непостижимой причины познаваемых явлений, поскольку религия и есть «сознание непостижимой силы, называемой вездесущею по нашей неспособности определить ее границы».

Другой немецкий ученый-философ и социолог Георг Зиммель (18581918) считал, что познание мира следует искать не в ее внешних проявлениях, а в религии и психологии. Г. Зиммель полагал, что только с

помощью религиозной интуиции можно охватить целостность мироздания. Все связи человека с миром имеют религиозную окраску, поскольку порождают определенное «настроение души, которое становится религией, как только оно проецируется в особых образах».

Религиозные организации в обществе. Как известно, религиозные обряды были с самого начала коллективными действиями. В процессе их выполнения возникали определенные связи и отношения между людьми, в них участвующими, такими образом возникала религиозная группа. Она формируется в результате совместной деятельности людей. Специфика религиозной группы состоит в том, что она возникает на основе отправления религиозных обрядов, действий воплощающих религиозные представления. Религиозные группы объединяются в религиозные организации. Религиозные организации являются одним из основных компонентов религии. Это объединение верующих, общин или групп, которая вступает во взаимодействие с другими социальными организациями и государством.

Использованные источники: 1.The Encyclopedia of Religion. Eliade, Mercea,editor.15 vols. -New York. 1987. 2.Основы религиоведения. Учебное пособие для студентов вузов. Под общ. рук. М.Н. Яблокова. -М.,1995. З.Гараджа В.И. Религиоведение. 2-изд. -М.1995.

УДК 159.9.075

Немова В.В. студент

Факультет психологии и педагогики Елабужский Институт Казанский Федеральный Университет

Россия, Елабуга Nemova V. V. student of the faculty psychology and pedagogy Elabuga Institute Of Kazan Federal University Russia, Elabuga.

ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ VOLITIONAL SELF-REGULATION, AND ACCENTUATION OF CHARACTER OF TEENAGERS

Аннотация: Данная работа посвящена изучению волевой саморегуляции и акцентуаций характера подростков.

Summary: This work is devoted to study of volitional self-regulation and accentuations of character of teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.