Научная статья на тему 'Взаимосвязь поколений'

Взаимосвязь поколений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА И ВОСПИТАНИЕ / МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА / СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ / SCIENCE AND EDUCATION / THE PLACE AND ROLE OF MODERN HUMAN HISTORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбатова Наталья Валентиновна

В произведении А. Ф. Измайлова «Набережная нерасставаний» на основе исследования новых архивных, научных, литературных источников, через судьбы, так называемых, пассажиров «философского парохода», представителей науки и образования, насильно высланных из родной страны в 1922 г., раскрываются место и роль человека в истории России в начале ХХ столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relationship of Generations

In the work of A. F. Izmaylov “The embankment of non-leaving” on the basis of a research new archival, scientific, references, through destinies, so-called, passengers of “Philosophers’ Ship”, the representatives of science and education who are violently sent from the native land in 1922, reveals the place and a role of the person in the history of Russia at the beginning of the XX century.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь поколений»

DOI 10.22394/1726-1139-2017-3-181-183 Горбатова Н. В. ^

со

Взаимосвязь поколений I

РЕФЕРАТ <

В произведении А. Ф. Измайлова «Набережная нерасставаний» на основе исследования ^ новых архивных, научных, литературных источников, через судьбы, так называемых, пасса- < жиров «философского парохода», представителей науки и образования, насильно высланных из родной страны в 1922 г., раскрываются место и роль человека в истории России в начале ХХ столетия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

наука и воспитание, место и роль человека, современная история

Gorbatova N. V.

The Relationship of Generations

ABSTRACT

In the work of A. F. Izmaylov "The embankment of non-leaving" on the basis of a research new archival, scientific, references, through destinies, so-called, passengers of "Philosophers' Ship", the representatives of science and education who are violently sent from the native land in 1922, reveals the place and a role of the person in the history of Russia at the beginning of the XX century.

KEYWORDS

science and education, the place and role of modern human history

АЛЬБЕРТ ИЗМАЙЛОВ

Измайлов А. Набережная нерасставаний: литературные этюды. СПб. : Крига, 2017. 176 с.

iSBN 978-5-901805-20-6

В 2017 г. исполняется 95 лет со дня высылки из советской России за границу в 1922 г. группы деятелей культуры, науки, образования. Книга А. Ф. Измайлова «Набережная нерасставаний» написана в жанре литературных этюдов, которые составлены на основе изучения жизни и творчества ученых, преподавателей, их философско-эстетических взглядов, анализа их произведений. Главный герой книги человек-творец, произведения которого спустя годы вернулись на Родину и вошли в научный оборот.

В данной книге тема взаимосвязи поколений раскрывается на примере жизни и творчества за-

^ мечательных российских философов, преподавателей, литераторов Л. П. Карса-™ вина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, литературоведа Н. А. Котляревского во вза-X имодействии с другими известными личностями той эпохи. В центре книги

< образ человека, потрясенного человеческими страданиями, но выстоявшего Ег в условиях социальных встрясок, вернувшегося своими творческими трудами на

< родной берег. Собранные в этой книге материалы помогают раскрыть взаимосвязь истории, науки, образования эпохи Серебряного века и последующих лет.

Трудно и даже невозможно представить, чтобы Карсавин, Лосский, Франк и иже с ними могли в 20-х годах найти контакт и взаимопонимание, как с новым студенчеством, так и с новой властью. Стало быть, и меры, принятые по отношению к ним, должны быть поняты, скорее, как гуманные, а не репрессивные.

Можно дать только положительный ответ на вопрос: нужен ли сегодняшнему поколению жизненный опыт людей, их мысли и оценки, их идеи, если все это «дела давно минувших дней», если речь идет о тех, кто вынужденно покинул страну и должен был существовать вдалеке от нее?

Карсавин, Лосский, Франк, как и многие другие философы, разделяли мысль о том, что подлинным знанием человек обладает лишь о самом себе и что самопознание может представлять всеобщий интерес, ибо каждому суждено усвоить общечеловеческий удел.

По мнению вышеназванных философов, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребенка не специалиста — священника, юриста или доктора, но прежде всего человека вообще, с развитым умом, твердой волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю несчастья.

Разобщенность русских в самой России в значительной мере обусловлена тем, что можно назвать фрагментарностью, мозаичностью сегодняшнего нашего сознания или, другими словами, невозможностью создать целостное представление о мире и своем месте, своей роли в нем. Содержание трудов Карсавина, Лосско-го, Франка вносит определенный вклад в исследование нашей истории и, стало быть, может способствовать преодолению этой ситуации, помогать духовному оздоровлению и консолидации общества.

Преодоление хаоса в сознании предполагает обретение прочной духовной основы, в формировании которой могут и должны быть задействованы многие идеи пассажиров «философского парохода». Это, прежде всего, работы тех из них, в которых обосновывается своеобразие цивилизаций (евразийцы) и вытекающее из этого положение о неправомерности объявления одной из них, в частности европейской, в качестве универсальной, одинаково пригодной для всех стран и народов. Методологически это означает заведомую порочность попыток оценивать одну цивилизацию по критериям другой. Обоснование, утверждение и развитие этого принципа могло бы способствовать преодолению многих современных проблем.

Автор основательно поработал с документами, в частности, с письмами своих героев, обильно их цитируя. Это позволило обозначить достаточно подробно круг лиц, с которыми общались пассажиры «философского парохода» как на Родине, так и за ее пределами: близких и родных, соратников и оппонентов по научному «цеху», представителей тогдашней творческой интеллигенции, а также власть предержащих. Можно приветствовать вместе с тем и стремление автора уйти от схемы «палачи и жертвы», схемы, ставшей традиционной в публицистике о послеоктябрьском периоде нашей истории, включая и литературу о «философском пароходе». Уйти от оценок предвзятых, политически тенденциозных с тем, чтобы

обрести более глубокое понимание происходившего в те годы и его значимости ^ для сегодняшнего дня.

Книга А. Ф. Измайлова «Набережная нерасставаний» поступила в научную биб- X

лиотеку СЗИУ РАНХиГС. 5

Горбатова Наталья Валентиновна <

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) 1

Доцент кафедры социальных технологий Кандидат политических наук [email protected]

Gorbatona Natalia Valentinovna

North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (Saint-Petersburg,

Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Social Technologies

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.