Научная статья на тему 'Изгнание философов. С. Л. Франк и Н. А. Бердяев в 1922 году'

Изгнание философов. С. Л. Франк и Н. А. Бердяев в 1922 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
819
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / REVOLUTION / ФИЛОСОФЫ / PHILOSOPHERS / РЕПРЕССИИ / REPRESSION / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / RUSSIAN EMIGRATION / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сутягина Л.Э.

В статье рассмотрена история высылки философов Н. А. Бердяева и С. Л. Франка из Советской России в 1922 г. Проанализированы политические, идеологические и мировоззренческие процессы, происходившие в ходе русской революции, гражданской войны и идеологической полемики начала 1920-х гг. Автор указывает, что эти философы, оказавшись в эмиграции, не ограничились своими личными переживаниями, но постарались в своих трудах осмыслить опыт социального переворота в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of expulsion of philosophers N. A. Berdyaev and S. L. Frank from Soviet Russia in 1922. This event is considered as a result of a combination of political processes that took place during the Russian revolution, civil war and ideological controversy of the early 1920s. The author points out that these philosophers, being in emigration, were not limited to their personal experiences, but tried in their works to comprehend the experience of a social revolution in Russia.

Текст научной работы на тему «Изгнание философов. С. Л. Франк и Н. А. Бердяев в 1922 году»

УДК 1 (091) (470) "1922"

Л. Э. Сутягина

Изгнание философов. С. Л. Франк и Н. А. Бердяев в 1922 году

В статье рассмотрена история высылки философов Н. А. Бердяева и С. Л. Франка из Советской России в 1922 г. Проанализированы политические, идеологические и мировоззренческие процессы, происходившие в ходе русской революции, гражданской войны и идеологической полемики начала 1920-х гг. Автор указывает, что эти философы, оказавшись в эмиграции, не ограничились своими личными переживаниями, но постарались в своих трудах осмыслить опыт социального переворота в России.

The article is devoted to the history of expulsion of philosophers N. A. Berdyaev and S. L. Frank from Soviet Russia in 1922. This event is considered as a result of a combination of political processes that took place during the Russian revolution, civil war and ideological controversy of the early 1920s. The author points out that these philosophers, being in emigration, were not limited to their personal experiences, but tried in their works to comprehend the experience of a social revolution in Russia.

Ключевые слова: Революция, философы, репрессии, идеология, русская эмиграция, интеллигенция.

Key words: Revolution, philosophers, repression, ideology, Russian emigration, intelligentsia.

rp vy ТП vy vy

Трагические события русской революции и Гражданской воины рассеяли за пределами России громадное количество беженцев, среди которых оказались многие видные деятели науки и культуры. Эти люди принадлежали к разным слоям русского общества, но в силу как объективных, так и субъективных причин и обстоятельств, покинули Родину.

После окончания Гражданской войны идеологическая атмосфера в Советской России была сложной и противоречивой, но культурная жизнь страны немного оживилась. В период НЭПа выросло количество газет, журналов, издательств, научных учреждений, различных обществ и организаций. В те годы их часто называли «внутренней эмиграцией» [8, с. 175].

19 мая 1922 г. В. И. Ленин в записке к Председателю ГПУ Ф. Э. Дзержинскому («К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции») писал о том, что следу-

© Сутягина Л. Э., 2018

ет тщательно подготовится к этой акции и обсудить меры воздействия, а также «... обязать членов Политбюро уделять 2-3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг, проверяя исполнение, требуя письменных отзывов и добиваясь присылки в Москву без проволочки всех некоммунистических изданий. Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей. Поручить все это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ. Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих "военных шпионов" изловить и излавливать постоянно и систематически и выслать за границу»1.

2 августа 1922 г. в сопроводительной записке И. В. Сталину заместитель Председателя ГПУ Уншлихт отправил список антисоветской интеллигенции Москвы и Петрограда, подлежащей высылке из Советской России. На XII партийной конференции в августе 1922 г. было принято решение выслать из РСФСР «внутренних эмигрантов» из числа московских, петроградских и киевских профессоров, писателей, журналистов [4, с. 61-62, 108-110, 113, 387-388]. Для строительства будущего нового мира нужна была новая идеология, новые мысли и взгляды, новое интеллектуальное пространство.

Советская власть хотела установить жесткий идеологический контроль и удалить из страны тех людей, которые мыслили иначе, самостоятельно анализировали обстановку и не только высказывали свои идеи, но и критиковали существующий режим. При этом руководство Советской Республики учитывало внешние политические факторы - необходимость международного признания страны и налаживания экономических связей с Западом. Ещё в мае 1922 г. В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для тех, кто недоволен советской властью, высылкой за границу. Трагедия «передовой части» русской интеллигенции, долгие годы готовившей революцию, заключалась в том, что в результате она оказалась не востребованной новой властью [10, с. 119-120].

Высылка интеллигенции была спланированной широкомасштабной политической акцией, тщательно организованной руководством компартии и проведенной ГПУ.

1 Записка В. И. Ленина Ф. Э. Дзержинскому. 19 мая 1922 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ihst.ru/projects/sohist/document/deport/lenin22.htm (дата обращения: 22 апреля 2018 г.)

В статье «Духи русской революции» (1918 г), Бердяев заметил: «...На поверхности все кажется новым в русской революции - новые выражения лиц, новые жесты, новые костюмы, новые формулы господствуют над жизнью; те, которые были внизу, возносятся на самую вершину, а те, которые были на вершине, упали вниз; властвуют те, которые были гонимы, и гонимы те, которые властвовали; рабы стали безгранично свободными, а свободные духом подвергаются насилию. Но попробуйте проникнуть за поверхностные покровы революционной России в глубину. Там узнаете вы старую Россию, встретите старые, знакомые лица. Бессмертные образы Хлестакова, Петра Верховенского и Смердякова на каждом шагу встречаются в революционной России и играют в ней немалую роль, они подобрались к самым вершинам власти» [1, с. 56].

Новая власть решила одним махом избавиться от инакомыслящих. Им было предложено покинуть Россию навсегда. И среди этих людей оказались и Николай Бердяев, и Семён Франк [10, с. 152-154]. В 1922 г. Бердяев, Степун и Франк издают книгу «Освальд Шпенглер и закат Европы». Прочитав её, В. И. Ленин написал секретарю Совнаркома Н. И. Горбунову 5 марта 1922 г. о том, что это издание похоже на «литературное прикрытие белогвардейской организации».

Н. А. Бердяев не бежал от революции, не участвовал в Гражданской войне, он пытался жить, писать, преподавать, и даже высказывал свою гражданскую позицию, не побоявшись ВЧК. Уже в эмиграции, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяев напишет:

«Революция иррациональна, она свидетельствует о господстве иррациональных сил в истории. Это нужно понимать в двойном смысле: это значит, что старый режим стал совершенно иррациональным и не оправдан более никаким смыслом, и что сама революция осуществляется через расковывание иррациональной народной стихии. Революция есть судьба и рок» [2, с. 106-107].

Философ был уверен в том, что революционеры и контрреволюционеры не способны понять смысл происходящих событий, так как они - орудие революции. По мысли Бердяева, в стихии революции обнаруживается колоссальное мошенничество, бесчестность как болезнь русской души. Революция представляет собой бессовестный торг - торг народной душой и народным достоянием. Но эти размышления философа были в корне противоположны идеологии нового государства.

Первый арест Н. А. Бердяева состоялся в Москве, в 1920 г. по делу о так называемом Тактическом центре, к которому философ не имел отношения. После ареста и личной беседы философа с Ф. Э. Дзержинским, Бердяева отпустили. На допросе Бердяев высказал критичное отношение к коммунистической идеологии, которая

притесняла, по мнению мыслителя, свободу личности [3, с. 239-240]. При этом Бердяев отметил правоту марксизма во многих социально-экономических вопросах.

16 августа 1922 г. Бердяев снова был арестован Государственным Политическим Управлением (ГПУ) по обвинению в антисоветской деятельности. На допросе 1 8 августа 1 922 г. на вопрос о взглядах Бердяева на политику Советской власти по поводу высшей школы философ ответил откровенно: «Не сочувствую политике Советской власти относительно высшей школы, поскольку она нарушает свободу науки и преподавания и стесняет свободу прежней философии» [10, с. 116-117].

В своих воспоминаниях «Самопознание. Опыт философской автобиографии» о пережитом Бердяев писал:

«Некоторое время я жил сравнительно спокойно. Положение начало меняться с весны 22 года. Образовался антирелигиозный фронт, начались антирелигиозные преследования. Лето 22 года мы провели в Звенигородском уезде, в Барвихе, в очаровательном месте на берегу Москвы-реки, около Архангельского Юсуповых, где в то время жил Троцкий... Однажды я поехал на один день в Москву. И именно в эту ночь, единственную за всё лето, когда я ночевал в нашей московской квартире, явились с обыском и арестовали меня. Я опять был отвезён в тюрьму Чека, переименованную в Гепеу. Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян...» [3, с. 241].

На основании обвинения Бердяев дал «Подписку» о том, что он должен покинуть РСФСР и обязуется не возвращаться на территорию РСФСР без особого разрешения органов Советской власти.

Известному религиозному философу, профессору и общественному деятелю Семену Людвиговичу Франку также было предложено покинуть Родину. Франка обвиняли в том, что его взгляды расходятся с научным знанием, а он сам является «крайним идеалистом» [11, с. 4-5]. Франк пытался разобраться в исторических событиях, но его мировидение было иным. В 1917 г. выходит книга Франка «Душа человека» [13], где он анализирует проблемы духовной жизни, её единство, смысл нравственных законов. Размышляя о событиях русской революции, на страницах сборника «Из глубины» Франк писал о том, что не мог и предположить той страшной бездны, в которую «провалились и в которой беспомощно барахтаемся. Самые мрачные пессимисты в своих предсказаниях никогда не шли так далеко, не доходили в своем воображении до той последней грани безнадежности, к которой нас привела судьба» [15].

С. Л. Франк вместе с П. Б. Струве издавали журнал «Русская мысль», закрытый в 1917 году. В революционное время Франк переезжает из Москвы в Саратов, много работает, будучи деканом философского факультета в местном университете. Затем он возвращается с семьей - женой и тремя детьми, в Москву, живя на даче в Пушкино. Летом 1922 г. С. Л. Франка арестовали. Философ-идеалист Франк проходил по агентурному делу «Берег». На допросе 22 августа 1922 г. о взглядах на политику Советской власти по поводу высшей школы С. Л. Франк ответил следующее:

«Как специалист по философии и гуманитарным наукам, сожалею об уничтожении историко-филологического факультета и сокращении программ гуманитарных наук в университетах. Привлечение и участие в высшем образовании крестьян и рабочих чрезвычайно ценю, желательно, однако, существенно повысить предварительную подготовку, во избежание упадка культурного уровня в стране» [10, с. 116-117].

После допроса С. Л. Франк дал «Подписку о невозвращении на территорию РСФСР». Решением Коллегии ГПУ от 25 августа 1922 г. Франк вместе с семьей должен был покинуть Родину. В «Крушении миров» С. Л. Франк высказал мысль о том, что «.интеллигенция, и весь народ заплатили дорогой ценой за утопически-максималистическую программу и разрушительные идеи безответственного равенства, провозглашенные радикальной интеллигенцией» [14, с. 159].

Арест и процедуру «подписки» проходили на Лубянке многие видные деятели русской интеллигенции. По административному решению ГПУ из Москвы высылались философы С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Ф. А. Степун, Б. П. Вышеславцев; литераторы М. А. Осоргин, Ю. И. Айхенвальд, А. В. Пешехонов, В. Ф. Булгаков; историки А. А. Кизеветтер, А. В. Флоровский, В. А. Мякотин, С. П. Мельгунов; социолог П. А. Сорокин, биолог, ректор Московского университета М. М. Новиков [5, с. 5-6, 24-25].

Таким образом, С. Л. Франк и Н. А. Бердяев оказались пассажирами парохода Oberbürgermeister Hake, отчалившего 29 сентября 1922 г. от набережной Большой Невы (ныне набережная лейтенанта Шмидта). Корабль отправился в Германию, в Штеттин. Среди высланных летом и осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий (педагоги, писатели, журналисты, экономисты, юристы) - более 50% [9, с. 113-137].

В научной литературе 90-х гг. уходящего XX-го столетия этот пароход символично назвали «философским». В беседе с американской журналисткой Луизой Брайянт в 1922 г. Лев Троцкий говорил о том, что высылаемые являются «потенциальным оружием» в руках

врагов революции. Троцкий считал, что «в случае новых военных осложнений, - а они, несмотря на наше миролюбие, не исключены, -все эти наши непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политическими агентами врага. И мы вынуждены будем расстреливать их по законам войны» [7, с. 84]. Об истории репрессий, проведенных в 1920-е гг., опубликован целый ряд научных изысканий, однако их подлинные масштабы до сих пор до конца не изучены.

Эмигрантский период для философов - время осмысления трагического опыта войн и революций в России, глубочайших мировых социальных и духовных трансформаций. В эмиграции С. Л. Франк занимался созданием Русского студенческого христианского движения (РСХД), был членом-учредителем «Братства св. Софии» (1924), читал лекции по истории русской мысли и литературы в Славянском институте Берлинского университета, в Сергиевском православном институте в Париже. В 1940 г. Франк с семьёй переселился на юг Франции, скрываясь от немецкой оккупационной армии.

После высылки из Советской России Н. А. Бердяев органично влился в интеллектуальную европейскую жизнь. Он принимал участие в международных философских конгрессах, читал лекции, публиковался в немецких и французских изданиях. По инициативе Бердяева в Париже открылась Религиозно-философская академия (РФА), издавался философский журнал «Путь». Бердяев был главным идеологом Русского студенческого христианского движения (РСХД), руководил издательством «YMCA - Press» («Христианского союза молодёжи»), участвовал в создании Лиги православной культуры. Во

Т~\ vy Vy Vy 1 ' Т f vy

время Второй мировой войны Бердяев активно сочувствовал Красной Армии и верил в победу над нацизмом [12, с. 150-153].

Известный русский богослов и философ В. В. Зеньковский в «Истории русской философии» высказал мнение о том, что виднейшие представители русской религиозной и философской мысли - о. Сергий (Булгаков), Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Н. Н. Алексеев, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, - реализовали себя в эмиграции, опубликовав замечательные философские труды [6, с. 270]. Судьбы русских мыслителей, оставшихся в Советской России, сложились трагично. Жизненный путь многих из них окончился в тюрьмах и лагерях.

15 ноября 2003 г. в Санкт-Петербурге на набережной лейтенанта Шмидта при содействии Санкт-Петербургского Философского общества установили памятный знак c надписью: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки».

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Духи русской революции // Из глубины. Сборник статей о русской революции / С. А. Аскольдов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др. - М.,

1990.

2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

3. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - М.,

1991.

4. Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ. 1921-1923 / сост. и вступ. ст. В. Г. Макарова, В. С. Христофорова; коммент В. Г. Макарова. - М., 2005.

5. Главацкий М. Е. «Философский пароход». Год 1922: Историографические этюды. - Екатеринбург, 2002.

6. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. II. Ч. 2. - Л. 1991.

7. Коган Л. А. «Выслать за границу безжалостно» (Новое об изгнании «духовной элиты» // Вопросы философии. - 1993. - № 3. - С. 61-85.

8. Костиков В. В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. - М. 1990.

9. Макаров В. Г., Христорофоров В. С. Пассажиры «философского парохода» (судьба интеллигенции, репрессированной летом-осенью 1922 г.) // Вопросы философии. - 2003. - № 7 (600). - С. 113-137.

10. Макаров В. Г. Историко-философский анализ внутриполитической борьбы начала 1920-х и депортация инакомыслящих из Советской Росси. - М., 2010.

11. Осоргин М. А. Времена. Автобиографическое повествование. - М.,

1992.

12. Сутягина Л. Э. Антропология войны и мира по взглядам русских религиозных философов рубежа XIX и XX столетий. - СПб., 2013.

13. Франк С. Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. - СПб., 1995.

14. Франк С. Л. Крушение кумиров // Франк С. Л. Сочинения. - М., 1990. -С. 132-144.

15. Франк С. Л. Бе РгоШп^. Из глубины. [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://www.vehi.net/deprofundis/frank.html (дата обращения: 15.05 2018).

Статья поступила: 21.05.2018. Принята к печати: 29.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.