Научная статья на тему 'Взаимосвязь показателей инновационной деятельности при реализации градостроительной политики'

Взаимосвязь показателей инновационной деятельности при реализации градостроительной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / INNOVATION / URBAN PLANNING POLICY / EFFICIENCY / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатырев Л. А.

В статье рассмотрены основные проблемы развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики и предложен алгоритм их решения. Основное внимание уделено анализу существующей системы оценки эффективности реализации градостроительной политики и разработке схемы взаимосвязи показателей инновационной деятельности при реализации градостроительной политики, отражающей цепочку «инновационная активность - инновационные изменения - результативность инновационной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF INNOVATION IN THE IMPLEMENTATION OF URBAN POLICY

The article describes the main problems of innovation in the implementation of planning policy and propose an algorithm to solve them. The focus is on the analysis of the existing system of assessing the effectiveness of urban policy and the development of a scheme relationship innovation indicators for the urban development policies that reflect a chain of “innovation activity - innovative change - the impact of innovation”.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь показателей инновационной деятельности при реализации градостроительной политики»

онного продукта, удовлетворительности результата для инвесторов, эффективности инновационного менеджмента и других составляющих, характеризующих отношение участников инновационного процесса в рамках проекта.

Исходя из особенностей инновационного проекта как объекта управления, необходимо отметить сложность управления качеством инновационного проекта в силу отсутствия привычных стандартов, присущих инвестиционным проектам выполнения традиционных (рутинных) работ (табл.1).

Исследования принципов управления качеством инновационных проектов показали, что ключевыми из них являются следующие.

Во-первых, это принцип закладки в проекте опережающих требований к качеству инновационной продукции. При этом указанное опережение должно быть рассчитано на момент окончания реализации проекта.

Во-вторых, это принцип закладки качества в саму схему инновационного проекта.

В-третьих, это принцип самоконтроля при реализации этапов инновационных проектов.

В-четвертых, это принцип опоры на статистические методы контроля, позволяющие сопоставлять инновационные проекты между собой.

В-пятых, это принцип привлечения контрагентов для исполнения инновационных проектов для повышения качества их реализации.

В-шестых, это принцип динамичного изменения допустимых диапазонов ожидаемых результатов, обусловленных новизной разработок, с одной стороны, и требованиями обеспечения качества, с другой.

В-седьмых, это принцип поступательного повышения качества как основа роста производительности труда в последующем за инновационным проектом процессом производства.

В-восьмых, это принцип ориентации в инновационных проектах на рациональный, а не максимальный уровень качества.

В-девятых, это принцип планирования и учета затрат на повышение качества инновационного проекта.

В-десятых, это принцип личной ответственности каждого участника инновационного проекта за качество проекта, с одной стороны, при наличии права на ошибку, сопряженную с новизной процессов, с другой стороны. Последнее обеспечивает творческое участие персонала в повышении качества и изгоняет страхи и опасения не добиться желаемого результата на 100%.

В-одиннадцатых, это принцип ориентации на долгосрочные оценки при материальном стимулировании процессов управления качеством инновационных проектов.

В-двенадцатых, это принцип повышения роли морального стимулирования при управлении качеством инновационных проектов, повышающего уровень внутренней мотивации.

С учетом сущности, содержания и базовых принципов управления качеством инновационных проектов были выявлены основные тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.

Результаты исследования эволюции концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов приведены в табл.2.

Синергия рассмотренных концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов формирует современный облик их реализации в рамках проектного подхода.

Литература:

1. Тебекин, А.В. Управление качеством. - М.: Юрайт, 2012.

2. Аньшин, В.М., Колоколов, В.А., Дагаев, A.A., Кудинов, Л.Г. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. Учебное пособие 3 изд.

- М.: Дело, 2007.

3. Афонин, И. В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. - М.: Гардарики, 2006.

4. Балабанов, B.C., Дудин, М.Н., Лясников, Н.В. Инновационный менеджмент. -М.: Элит, 2006.

5. Балдин, К.В., Барышева, A.B., Передеряев, И.И., Голов, P.C. Инновации. Дашков и К, 2006.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Богатырев Л.А., соискатель Института мировой экономики и информатизации

В статье рассмотрены основные проблемы развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики и предложен алгоритм их решения. Основное внимание уделено анализу существующей системы оценки эффективности реализации градостроительной политики и разработке схемы взаимосвязи показателей инновационной деятельности при реализации градостроительной политики, отражающей цепочку «инновационная активность - инновационные изменения - результативность инновационной деятельности».

Ключевые слова: инновационная деятельность, градостроительная политика, эффективность, показатели.

CORRELATION OF INNOVATION IN THE IMPLEMENTATION OF URBAN POLICY

Bogatirev L., the applicant, Institute of World Economy and Informatization

The article describes the main problems of innovation in the implementation of planning policy and propose an algorithm to solve them. The focus is on the analysis of the existing system of assessing the effectiveness of urban policy and the development of a scheme relationship innovation indicators for the urban development policies that reflect a chain of “innovation activity - innovative change - the impact of innovation”.

Keywords: innovation, urban planning policy, efficiency, performance.

Проведенные исследования показали, что среди проблем развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики наиболее актуальными являются следующие.

Во-первых, при реализации градостроительной политики (особенно в крупных городах) традиционно выделяется проблема территориальной диспропорции размещения рабочих мест по отношению к местам проживания населения. Эти диспропорции традиционно создают высокую нагрузку на социальную, транспортную инфраструктуру, существенно затрагивают состояние окружающей среды. В то же время во многих местах проживания населения отсутствует достаточное число рабочих мест (так называемые спальные районы). При этом в отечественной градостроительной политике в силу низкой инновационной активности практически применяется инновационный подход, согласно которому часть рабочих

мест формируется, благодаря развитию информационных технологий, по схеме удаленного доступа.

Во-вторых, среди проблем развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики сохраняется проблема развития транспортной инфраструктуры. С одной стороны, эта проблема связана с недостаточными возможностями использования инжинирингового подхода применительно к уже созданной инфраструктуре. С другой стороны, транспортная проблема при реализации градостроительной политики связана с недостаточным использованием реинжинирингового инновационного подхода, способного за счет комбинаторного характера существенно увеличить пропускную способность городской транспортной сети.

В-третьих, проблема недостаточной обеспеченности населения отдельными видами социальной инфраструктуры (детскими дош-

Начало

Рис.1. Алгоритм решения проблемы развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики.

кольными учреждениями, объектами физической культуры и спорта, объектами культуры и досуга, автомобильными парковками и т.д.) в условиях острых противоречий социальных целей, с одной стороны, и экономических целей, с другой стороны, различных групп интересантов, требует реализации системных инновационных решений. Проблемы реализации такого инновационного подхода, несмотря на его изначальное целеполагание на поиск компромиссных решений, неизменно связано с противоречиями социума и бизнеса.

В-четвертых, с одной стороны, территориальные ресурсы «старой» Москвы к настоящему времени исчерпаны и не позволяют в полной мере решить проблемы социально-экономического развития мегаполиса. С другой стороны, использование де-юре значительных резервов территории Московской области в рамках новой Москвы де факто пока не подкреплены реализацией стратегических решений, в том числе градостроительного характера, определяющих перспективы социально-экономического развития города. При этом сохраняются существенные диспропорции в системе развития городского хозяйства между «старой» и «новой» Москвой, в первую очередь инфраструктурного характера.

В-пятых, при объективной взаимосвязи и сильной взаимозависимости Москвы и Московской области как родственных социально-экономических образований, проблемы развития инновационной деятельности при реализации градостроительной политики связаны с отсутствием политического решения о формировании и реализации общего плана развития Московского региона. Такой комплексный план позволил бы обеспечить полноценное инновационное решение комплексных задач социально-экономического разви-тиятерриторий, включая инфраструктурные, в том числе транспортные проблемы.

В целом результаты исследования актуальных проблем развития инновационной деятельности при реализации градостроитель-

ной политики позволили сформировать алгоритм их решения, представленный на рис.1.

Предложенный алгоритм содержит:

- аналитический блок, направленный на формирование критериев оценки эффективности инновационной деятельности при реализации градостроительной политики;

- синтетический блок, направленный на формирование системы оценки эффективности инновационной деятельности при реализации градостроительной политики;

- научно-практический блок, направленный на формирование методических рекомендаций по оценке эффективности инновационной деятельности при реализации градостроительной политики.

Анализ существующей системы оценки эффективности реализации градостроительной политикипоказал, что существующая система оценки эффективности реализации градостроительной политики традиционно включает подсистемы, представленные в табл.1.

В то же время проведенные исследования показали, что существующие показатели оценки реализации градостроительной политики не отражают в должной мере основные инновационные составляющие, включая: технологические (продуктовые, процессные), маркетинговые, организационные, экологические, стратегические, управленческие, эстетические.

Анализ основных индикаторов достижения целей и решения задач реализации градостроительной политики, используемых в субъектах федерации РФ,показал, что на современном этапе используются следующие из них.

Во-первых, это индикаторы для жителей города, в то числе:

- объем ввода жилья за счет всех источников;

- обеспеченность населения жильем;

- обеспеченность населения социальной инфраструктурой, включая: поликлиники; городские общественные здания, включая доступные для маломобильных групп населения;

Таблица 1. Существующая система оценки эффективности реализации градостроительной политики

№ Блоки показателей оценки эффективности Показатели оценки эффективности

1 Макроэкономические показатели Объем валового регионального продукта

Объем прямых иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя города

2 Показатели создания благоприятных условий для развития предпринимательской активности Общий объем мощности, заявленной для технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства в отчетном году

Общий объем мощности, заявленной для технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства в будущем году

Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства

Ставка платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на уровне напряжения ниже 35 кВ и мощности менее 10 ООО кВА

Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного)

Средняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты выдачи разрешения на строительство (кроме жилищного)

Средняя продолжительность периода с даты выдачи разрешения на строительство (кроме жилищного) до даты получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию

Доля земельных участков в субъекте Российской Федерации, предоставленных для строительства (кроме жилищного) по результатам торгов, в общей площади земельных участков в субъекте Российской Федерации, предоставленных для строительства (кроме жилищного)

Доля земельных участков, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено в соответствии с требованиями Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в общем количестве земельных участков, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые подлежит переоформлению

3 Повышение комфортности городской среды Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя субъекта Российской Федерации

Количество жилых помещений (квартир) в расчете на 1 тыс. человек населения

Уровень износа коммунальной инфраструктуры

Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения

Доля дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве дорожно-транспортных происшествий

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, содержание которых в отчетном году осуществляется в соответствии с государственными долгосрочными контрактами, заключенными с организациями негосударственной и немуниципальной форм собственности, в обшей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержание которых в отчетном году осуществляется в соответствии с муниципальными долгосрочными контрактами, заключенными с организациями негосударственной и немуниципальной форм собственности, в обшей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения

- обеспеченность населения транспортной инфраструктурой, включая: долю населения, не обслуженного метрополитеном;коли-чество парковочныхмест;

- экологическое состояние городской среды, включая: объёмы захоронения твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в жилом секторе; доля площади города, обеспеченной сетями водостока; доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объёме сточных вод.

Во-вторых, это индикаторы для органов государственной власти и биз-нес-сообщества, в том числе:

- актуализация схемы территориального планирования;

- совершенствование нормативно-правовой базы в области градостроительной политики;

- разработка целевых Программ градостроительного развития, включая программы: развития административных округов и территорий города, подлежащих градостроительной реорганизации, развития подземного пространства, развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, развития энергосберегающего домостроения.

- разработка методических рекомендаций, типовых инструкций, правил, положений по реализации градостроительных функций органами исполнительной власти, проведение тематических совещаний, семинаров, конференций и конкурсов по реализации положений градостроительной политики;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на внедрение инновационных технологии в строительстве, энергосбережение жилья, обеспечение безопасности зданий и сооружений, иных направлениях развития градостроительной политики.

Установлено, что основные индикаторы достижения целей и решения задач реализации градостроительной политики, представляемые в абсолютном или относительном выражении, не отражают не только эффективность инновационной деятельности, но даже не описываю вопросы интенсификации процессов реализации градостроительной политики.

Указанные обстоятельства потребовали решения задачиопре-деления состава и оценки взаимосвязи показателей инновационной деятельности при реализации градостроительной политики.

Рис.2. Схема взаимосвязи показателей инновационной деятельности при реализации градостроительной политики.

Разработанная в процессе исследований схема взаимосвязи показателей инновационной деятельности при реализации градостроительной политики, отражающая цепочку «инновационная активность - инновационные изменения - результативность инновационной деятельности» представлена на рис.2.

Результаты анализа основных индикаторов достижения целей и решения задач реализации градостроительной политики и оценки их взаимосвязи позволили сформировать в работе критерии оценки эффективности инновационной деятельности при реализации градостроительной политики.

Литература:

1. Александрова, М.В. Социокультурный аспект градостроительной политики первых лет советской власти (на примере Ярославля)// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. - 2008. -N027. - С. 19-22.

2. Владимирова, И.Л. Государственно-частное партнёрство в инвестиционно-строительной деятельности // Труды ИСА РАН, 2009, том 50.

3. Ломакина, Д.Ю. Концепция устойчивого развития в стратегии градостроительного развития Франции//Аеаёеш1а. Архитектура и строительство, №2, М., 2010, с. 64-70.

4. Русакова, Я.Д.Концептуальный подход к управлению территориальным развитием крупного города // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2011. Вып. 3(46). С. 319-322.

5. Спиридонов, В.Ю. Принципы территориального планирования устойчивого развития систем расселения [Текст] / В.Ю. Спиридонов // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. Екатеринбург, 2012. №1. С. 9-15.

6. Тарасова, Л.Г. Взаимосвязь процессов управления и самоорганизации в развитии крупных городов: научная монография, 2009.

7. Тебекин, А.В. Инновационная модель экономики. - М.: МГА-ДА, 2008.

8. Тимофеев, Ю.В. Современные проблемы реализации государственной социальной политики в России / Ю.В. Тимофеев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2010. -№ 8 (65). - С. 82-87.

9. Шишканева, В.Д. Саморегулирующиеся процессы в стратегическом развитии региональных рынков жилья // Вестник Калининградского юридического института МВД России». - 2012. - №1 (27).

10. Яковлев, И.Н. Структуроформирование каркаса расселения Самарской области (исторический анализ, планировочная оценка и прогноз развития). Монография/Яковлев И.Н.; Самарск. гос. арх.-стр. ун-т. Самара, 2010. - 120 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.