Научная статья на тему 'Взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и личностных особенностей студентов-психологов'

Взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и личностных особенностей студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
567
133
Поделиться
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект / личностные особенности / студентыпсихологи.

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Обухова Светлана Георгиевна

В статье рассматриваются специфика эмоционального интеллекта и индивидуально-психологические особенности студентов-психологов. Выявлено влияние отдельных личностных особенностей на выраженность показателей эмоционального интеллекта.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Обухова Светлана Георгиевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и личностных особенностей студентов-психологов»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______

- 2 курс, за счёт переменных: толерантность к неопределенности, осмысленность жизни, контроль за действием при реализации, жизнестойкость;

- 3 курс, за счёт переменных: толерантность к неопределенности, осмысленность жизни, саморегуляции поведения, самоэффективности в общении, жизнестойкость;

- 4 курс, за счет переменных: осмысленность жизни, самоэффективность в деятельности и в общении, контроль за действием при планировании, шкал опросника временной перспективы.

Расчет значимости различия интегрального показателя личностного потенциала между курсами позволили выявить достоверность различий только между 3 и 4 курсами.

Результаты проведенного исследования показали, что личностный потенциал студентов в процессе обучения (на начала периода обучения и при его завершении) практически не имеет положительной динамики, поэтому, необходима работа по развитию личностного потенциала, посредством влияния на переменные, которые выявлены как составляющие личностного потенциала. Основные направления повышения личностного потенциала студентов: повышение осмысленности жизни; повышение

толерантности к неопределённости; повышение самоконтроля и саморегуляции; развитие индивидуального стиля саморегуляции поведения; повышение самоэффективности в общении и в деятельности; регулирование временных ориентаций.

Список использованной литературы:

1. Косырев, В. Н. Потенциал личности: комплексная проблема [Текст] / В. Н. Косырев. // Материалы Восьмой международной конф. 5 июня 2009 г. Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. - С. 47-52.

2. Леонтьев, Д.А. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала/Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Е. Осин, А. 4В. Плотникова, Е. И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научнопрактической конференции. М:. 2005. - С. 259-260.

3. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации [Текст] / под ред. Д. А. Леонтьева, Б. С. Братуся // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65.

4. Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / В. И. Моросанова // Психологический журнал. - 2002. - №6. - С.5-17.

© А.И. Алонцева, 2015

УДК 159.9

Обухова Светлана Георгиевна

преподаватель ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: psyhfakozo@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация

В статье рассматриваются специфика эмоционального интеллекта и индивидуально-психологические особенности студентов-психологов. Выявлено влияние отдельных личностных особенностей на выраженность показателей эмоционального интеллекта.

Ключевые слова

Внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, личностные особенности, студенты-

психологи.

291

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

Профессия психолога относится к тем профессиям, где личностные качества и хорошо развитый эмоциональный интеллект являются инструментами для профессиональной деятельности. Исследователи чаще всего рассматривали взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и такими переменными, как тревожность (Олифирович Н.И.), социальной компетентностью (Goleman), гендерные различия (Орме Г.), тип темперамента (Голуб Т.И.), внешний локус контроля (Гассин Э.А.), социальная уравновешенность (Люсин Д.В.) и др. [3]. Но при этом, детально не изучалось влияние личностных особенностей на эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект (ЭИ) - способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. К межличностному эмоциональному интеллекту (МЭИ) относится межличностное понимание (МП), межличностное управление (МУ). К внутриличностному эмоциональному интеллекту (ВЭИ) относится внутриличностное понимание (ВП), внутриличностное управление (ВУ), контроль экспрессии (ВЭ) [1]. Объект исследования: 30 студентов-психологов Академии психологии и педагогики заочной формы обучения ЮФУ в возрасте от 18 до 23 лет. Цель: выявить взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и личностных особенностей. Методы: психологическое тестирование (Методика «ЭмИн» Д.В. Люсина, 16 PF-опросник Р. Кеттела), параметрическая и непараметрическая статистика [1;2].

У девушек показатели ЭИ относятся к диапазону высоких значений по шкалам «ВУ», «ВП», к выше среднего - шкала «МУ», к индивидуальным значениям диапазона - шкалы «МП», «ВЭ». У юношей показатели эмоционального интеллекта относятся к диапазону высоких значений по шкалам «МУ», «ВП», к диапазону выше среднего - шкала «МП», ниже среднего - шкалам «ВУ», «ВЭ».

Множественный регрессионный анализ применялся для определения влияния личностных особенностей на показатели эмоционального интеллекта (p<0,05). Зависимой переменной во множественном регрессионном анализе выступили показатели эмоционального интеллекта.

У девушек-психологов на высокие показатели эмоционального интеллекта (ЭИ) по шкале «ВУ» влияет сочетание факторов «С», «N», «МD» при доминировании фактора «С» (R2=0,627; b=21,28, p<0,0004). У девушек на умение управлять своими эмоциями и чувствами преимущественно влияет эмоциональная стабильность. На высокие показатели ЭИ по шкале «ВЭ» влияет попарное сочетание факторов «С», «N» при доминировании фактора «С» (R2=0,349; b=13,45, p<0,0168). У девушек на умение контролировать свои эмоции влияет эмоциональная стабильность. У юношей-психологов на низкие показатели ЭИ по шкале «МП» влияет сочетание факторов «М», «Е», «Q2» при доминировании фактора «М» (R2=0,992; b=-14,750, p<0,001). У юношей излишняя мечтательность препятствует развитию понимания окружающих. На высокие показатели ЭИ по шкале «МУ» влияет сочетание факторов «Q3» и «В» при доминировании фактора Q3 (R2=0,814; b=46,79, p<0,034). У юношей на умение манипулировать окружающими влияет низкий самоконтроль. На низкие показатели ЭИ по шкале «ВП» влияет сочетание факторов «Q3», «Q2» при доминировании Q3 (R2=0,954; b=-37,88, p<0,002). У юношей излишний самоконтроль препятствует развитию понимания себя. На высокие показатели ЭИ по шкале «ВУ» влияет сочетание факторов «А», «Е», «I», «С» при доминировании фактора А (R2=0,999; b=4,484, p<0,0005). У юношей на умение управлять своими собственными эмоциями влияет общительность. На высокие показатели ЭИ по шкале «ВЭ» влияет сочетание факторов «N», «О» при доминировании фактора O (R2=0,945; b=24,006, p<0,029). У юношей на умение контролировать эмоции влияет тревожность.

Юношам-психологам можно рекомендовать пройти психокоррекционные мероприятия, способствующие гармонизации самоконтроля.

Выводы: 1. показатели шкал эмоционального интеллекта у девушек-психологов вариативны в большей степени, чем показатели этих же шкал у юношей-психологов; 2. у девушек-психологов на показатели внутриличностного эмоционального интеллекта преимущественно влияет эмоциональная стабильность; 3. у юношей-психологов, в отличие от девушек-психологов, выявлено влияние личностных особенностей, как на внутриличностный эмоциональный, так и на межличностный эмоциональный виды интеллекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

1. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001.

292

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_______

2. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

3. Обухова Ю.В. Психологические аспекты изучения взаимосвязи между интеллектуальными особенностями и Я-концепцией личности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/ 2. C. 31-34.

© С.Г. Обухова, 2015

УДК 159.9 : 37.015.3

Холодкова Ольга Геннадьевна,

канд. психол. наук, доцент АлтГПУ, г. Барнаул, РФ, E-mail: holodkova.fn@mail.ru, Петухова Олеся Вадимовна, студентка 4 курса «Психология образования» АлтГПУ, г. Барнаул, РФ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития гуманистических ценностей в младшем школьном возрасте. Представлены результаты сравнительного анализа особенностей развития гуманистических ценностей, полученные в 1996, в 2006 и в 2015 годах.

Ключевые слова

Младший школьный возраст, ценностно-смысловая сфера личности, гуманистические ценности, идеалы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ценности.

Изменение ценностных ориентаций обусловлено «сменой цивилизаций», которая происходит на рубеже столетий. В современном обществе важнейшей тенденцией является утверждение гуманистических идеалов и ценностей. В настоящий период времени происходит дискредитация прежних идеалов и ценностей, которые существовали в нашей стране в советское время. Современное поколение детей поставлено в условия поиска новых идеалов и ценностей. В условиях радикальных перемен, происходящих в современном социуме, связанных с социальной нестабильностью, распадом привычного образа жизни, отказом от прежних идеалов и норм, у подрастающего поколения, по мнению В.А. Григорьевой-Голубевой [1], появляется потребность в самостоятельном выборе своих идеалов и ценностей.

Понятие «ценностно-смысловая сфера личности» в психологии используется для выявления одной из ведущих сторон личности, которая состоит из двух компонентов: идеалов и ценностных ориентаций. Идеалы и ценности, усваиваясь в сознании человека, обуславливают его поведение и влияют на выбор жизненного пути. Отечественный психолог Д.А.Леонтьев отмечает, что личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [2].

По мнению многих ученых-психологов, ценностно-смысловая сфера определяется социальными представлениями человека, так как нормы, выдвигаемые обществом, являются одним из важнейших источников ее формирования и развития.

Проблема изучения ценностей, идеалов и в целом личностной направленности вызывает заинтересованность у многих психологов. Различные аспекты на данную проблему присутствуют у таких психологов и педагогов как А.А. Бодалев, П.М. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина-Аболина, Л.С. Колмогорова, А. Маслоу, Р.М. Рогова, К. Роджерс, М. Рокич, Т.А. Стефановская, В. Франкл, В.А. Ядов и другие.

293