Научная статья на тему 'Взаимосвязь перфекционизма и атрибутивных стилей у студентов'

Взаимосвязь перфекционизма и атрибутивных стилей у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коробко Е.С.

Изложены результаты эмпирического исследования взаимосвязи перфекционизма и стилей атрибуции. Описаны особенности перфекционизма и атрибуции происходящего в юношеском возрасте. Особенное внимание уделяется такому типу как социально предписанный перфикционизм, его влиянию на стиль атрибуции успехов и неудач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF SELF-EFFICACY AND ATTRIBUTION STYLE IN ADOLESCENCE

Presents the results of empirical research of correlation of perfectionism and attribution styles. Describe features of perfectionism and the attribution of what is happening in adolescence. Special attention is paid to such type of perfectionism as a socially prescribed, is influence on the style of attribution of success and failure.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь перфекционизма и атрибутивных стилей у студентов»

Научные стремления,4 (8)’13

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ УДК 159.923.3+159.922.8

Е.С. Коробко

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И АТРИБУТИВНЫХ СТИЛЕЙ У

СТУДЕНТОВ

Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка

Впервые о феномене перфекцкионизма в русле психологии заговорили в 1960 - 1980 годах зарубежные клинические психологи, рассматривая его исключительно как патологическую аддикцию личности, проявляющейся в навязчивом стремлении достичь идеала заданного «извне». На сегодняшний день выделяют как положительные, так и отрицательные стороны данной личностной черты.

Отражение современных представлений о проблеме перфекционизма можно найти в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как Т.Л. Валуйская, Н.Г. Гаранян, С.Н. Ениколопов А.Б. Холмогорова, В.А. Ясная, Д.Бернс, Т. Гринепуп, В. Маисел, М. Холендер, Фрост, П. Хьюитт, Р. Шафран и др.

Перфекционизм может быть здоровым (нормальным), если человек сконцентрирован на собственных возможностях и на способах достижения цели, проявляя при этом азарт, лидерство, высокую работоспособность, активность и здраво оценивая свои реальные способности. А так же невротическим, связанными с невротическим страхом перед неуспехом, желанием стать еще лучше, чем он есть и постоянной неудовлетворенностью собой. У такого человека имеется неадекватный завышенный уровень притязаний, невыполнимые цели, наряду с убеждением, что несовершенный результат работы неприемлем, как следствие отсутствие удовлетворения от сделанного [1].

Поэтому на наш взгляд интересным представляется исследование того, как студенты, склонные к перфекционизму, описывают события, в которые они включены, в чем видят причины и характер своих успехов и неудач, с точки зрения их постоянства и широты, а так же возможности на них повлиять.

Таким образом, цель нашего исследования состояла в изучении связи перфекционизма и стилей атрибуции у студентов. В нем приняли участие 59 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Исследование проводилось в период с 2011 по 2013 год.

Для изучения особенностей перфекционизма в юношеском возрасте был использована «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта (русская адаптация И.И. Грачевой), представляющий собой психодиагностический инструмент для измерения уровня и типа перфекционизма. Атрибутивные стили изучались при помощи методики «Опросник оптимизма - ШОСТО» (популярная версия М.Селигмана, русская адаптация Т.О. Гордеевой, В.Ю. Шевяховой) [3].

35

Научные стремления,4 (8)’13

Полученные результаты психологической диагностики, проведенной для определения уровня и типа перфекционизма студентов, наглядно представлены в виде диаграмм (рисунок 1 и рисунок 2).

Рисунок 1 - Результаты изучения общего уровня перфекционизма у студентов

Как видно, 57% (34 студента) опрошенных демонстрируют средний уровень перфекционизма. Для 24% респондентов характерен низкий уровень (14 человек), и только для 19% испытуемых (Попрошенных студентов) показывают результаты, позволяющие констатировать у них высокий уровень перфекионизма.

Наибольший интерес для нашего исследования представлял такой тип как социально предписанный перфекционизм, который похоже более тесно связан с показателями оптимизма/пессимизма как стиля атрибуции происходящих событий.

Рисунок 2 - Результаты изучения социально предписанного перфекционизма у

студентов (в %)

Для данной выборки характерны все его уровни примерно в равной степени. Однако несколько более выражен низкий уровень, его демонстрируют 39% исследованных студентов.

Результаты исследования атрибутивных стилей юношества представлены в виде диаграммы (на рисунок 3):

36

Научные стремления,4 (8)’13

■ Оптимизм ■ Умеренный оптимизм

■ Умеренные пе сспмпзм ■ Пессимизм

Рисунок 3 — Результаты исследования атрибутивного стиля личности в юношеском

возрасте

Из результатов диагностики следует, что для 58% респондентов атрибутивным является умеренный оптимистический стиль мышления, у 37% выборки - умеренный пессимизм, и только 5% исследованных юношей и девушек мыслят с позиции пессимизма, такой процент составляют 3 респондента. Результаты соответствующие ярко выраженному оптимизму выявлены не были.

Для проверки достоверности полученных результатов и гипотезы о наличии связи между социально предписанным перфекционизмом и атрибутивным стилем в юношеском возрасте был проведен статистический анализ данных при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена в программе «Statist^ 6.0», в результате была выявлена умеренная обратно пропорциональная связь между показателями социально предписанного перфекционизма и стилей атрибуции (гэмп=-0,326, p < 0,05). Это говорит об обратной зависимости между выбранными переменными: чем выше уровень показатели оптимистического стиля мышления, тем ниже уровень перфекционизма. Таким образом, высокие показатели социально предписанного перфекционизма, тем ниже показатели оптимизма как стиля атрибуции событий, в которые вовлечен человек.

Наличие корреляции позволяет констатировать, что желание и стремление всегда соответствовать высоким требованиям окружающих, сопровождаемые, как правило, сильной потребностью в одобрении и страхом негативной оценки, отрицательно сказываются на оценке происходящих событий. Т.е. такой студент склонен оценивать происходящее скорее с позиций пессимизма, чаще замечая неудачи, описывая их постоянными и глобальными характеристикам, а так же отмечая обусловленность их внешними причинами от него самого независящими, как следствие сам он повлиять на них не может.

Список литературных источников:

37

Научные стремления,4 (8)’13

1. Ильин, Е.О. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / О.Е. Ильин. -СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

2. Гаранян, Н.Г. Психологические модели перфекционизма/Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 2009. -№5. -С.74-83.

3. Гордеева Т.О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач. Опросник СТОУН / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова. - М. : «Смысл», 2009. - 152 с.

Korobko E. S.

CORRELATION OF SELF-EFFICACY AND ATTRIBUTION STYLE IN ADOLESCENCE

Maxim Tank Belarusian State Pedagogical University, Minsk

Summary

Presents the results of empirical research of correlation of perfectionism and attribution styles. Describe features of perfectionism and the attribution of what is happening in adolescence. Special attention is paid to such type of perfectionism as a socially prescribed, is influence on the style of attribution of success and failure.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.