Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА / ЧУВСТВО ВИНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салахова А.Р.

В статье рассматриваются основные новообразования подросткового возраста - переживание одиночества и чувство вины. Проведено исследование на выявление взаимосвязи между переживанием одиночества и чувством вины подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF FEELINGS OF LONELINESS AND GUILT IN CHILDREN ADOLESCENCE

The article discusses the main neoplasms of adolescence - the experience of loneliness and guilt. A study to identify the relationship between the experience of loneliness and guilt of a teenager.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

надежно и четко работают подобные коммутаторы не более чем на 64 коммутируемых сигнала.

Внедрение наземного автоматизированного комплекса контроля и диагностики на авиаремонтных предприятиях Узбекистана, позволит освоить ремонт радиоэлектронного оборудования, направляемого в настоящее время за рубеж, что в результате сэкономит валютные средства авиакомпании.

УДК 378.14.015.62

Салахова А.Р. студент, 4 курс факультет «Психологии и педагогики» Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет научный руководитель: Льдокова Г.М., к.психол.н.

доцент кафедра психологии Россия, г. Елабуга ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассматриваются основные новообразования подросткового возраста - переживание одиночества и чувство вины. Проведено исследование на выявление взаимосвязи между переживанием одиночества и чувством вины подростка.

Ключевые слова: подростковый возраст, переживание одиночества, чувство вины.

A.R. Salakhova Student

4 training, faculty оfpsychology and pedagogy Elabuga institute of Kazan (Volga Region) federal university

Yelabuga, Russia Supervisor: G. M. Ldokova Associate Professor of psychology, candidate of psychological Sciences THE RELATIONSHIP OF FEELINGS OF LONELINESS AND GUILT IN CHILDREN ADOLESCENCE

Abstract: The article discusses the main neoplasms of adolescence - the experience of loneliness and guilt. A study to identify the relationship between the experience of loneliness and guilt of a teenager.

Key words: adolescence, the experience of loneliness, guilt.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с переживанием одиночества и чувством вины.

Вина - важная составная часть чувствующей, ответственной личности. Чувство вины характеризуется проявлением страха, угрызением совести, само упреками и ощущением собственного ничтожества, страданием и потребностью в раскаянии.

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее сильно выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, в первую очередь, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние «нет никого вокруг», подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 лет и продолжается до 16 - 17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Подростки с большей трепетностью относятся к своей социальной обусловленности. Для них общение со сверстниками стоит на первом месте. Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития.

Подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость и отверженность. Вина ведет не только к отчуждению с другими, но и к разрыву с собой; разрыву между тем, кто ты есть на самом деле и тем, кем хочется быть. Последствиями одиночества и чувства вины могут стать: самоосуждение, протест, подросток может замкнуться в себе, что в дальнейшем серьезно повлияет на его жизнь.

На базе МБОУ «СОШ №2» ЕМР РТ было проведено исследование, направленное на выявление взаимосвязи между чувством вины и переживанием одиночества в подростковом возрасте.

В исследовании принимали участие дети подросткового возраста в количестве 30 человек, в возрасте от 15до16 лет (15 девочек и 15 мальчиков).

Для достижения цели исследования использовался тест «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect, TOSCA) Дж. П. Тангней и методика С.Г. Корчагиной «Одиночество».

В ходе исследования получились следующие результаты по

проведенным методикам:

По методике С.Г. Корчагиной «Одиночество» получились следующие результаты: у двенадцати детей - неглубокое переживание возможного одиночества 40%, десять детей - не переживают в данный момент одиночество 33.3%, у восьми детей - глубокое переживание актуального одиночества 26.7%.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, что большинство детей подросткового возраста испытывают неглубокое переживание возможного одиночества. Такой результат свойственен подростковому возрасту, потому что в подростковом возрасте велика потребность в дружеских отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми.

По методике «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect, TOSCA) Дж. П. Тангней получились следующие результаты:

- по шкале «Вина» семь человек (23,3%) имеют высокий уровень, девять человек (30%) имеют повышенный уровень, одиннадцать человек имеют средний уровень 36,7%, три человека (10%) имеют пониженный уровень. Испытуемые с низким уровнем отсутствуют.

Чем выше показатель склонности к чувству вины, тем больше и сильнее состояние дискомфорта как эмоциональной реакции личности на нарушение собственных нравственных норм, негативной оценки своего поведения, которая сопровождается напряжением, раскаянием и сожалением, а так же мотивирует человека искупить или исправить содеянное.

Исходя из полученных данных, с помощью таблицы Excel и корреляционного r-критерия Пирсона мы обнаружили, что взаимосвязи между переживанием одиночества и чувством вины у детей подросткового возраста не выявлено. Мы предполагаем, что эта взаимосвязь не существует, потому что одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Человек может постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и, вместе с тем, чувствовать свою вину перед ними. Также человек абсолютно не виноватый ни перед кем, может находиться в полном одиночестве.

Использованные источники:

1. Дружиненко Д. А. Особенности переживания чувства вины подростками. -М., 2007.

2. Ильин Е. Книга: Психология совести. Вина, стыд, раскаяние.-СПб.: Издательство «Питер», 2016.

3. Ишманова Т.М., Льдокова Г.М. Переживание одиночества женщинами в разные возрастные периоды//Международный студенческий научный вестник.- 2015.- № 5-2.- С. 291.

4. Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие.- М.:МПСИ,

2010.

5. Короткова Е. В. Особенности переживания вины в современном обществе.-М., 2002.

УДК 347.234

Свидин В. О. студент магистратуры Российский государственный университет правосудия

Россия, г. Ростов-на-Дону АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННИКА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые вопросы и проблемы ограничения правомочий прав собственника жилого помещения. Уделяется внимание ограничению правомочий владения, пользования и распоряжения собственников жилья.

Ключевые слова: Собственник жилого помещения, ограничение правомочий, пользование, распоряжение, владение, проблемы ограничения правомочий.

Svidin V.O.

Graduate student Russian State University of Justice Russia, Rostov-on-Don ACTUAL ISSUES OF LIMITATION OF THE RIGHTS OF THE

OWNER OF THE RESIDENTIAL PREMISE IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: In this article, some issues and problems of restricting the rights of the owner of a dwelling are considered. Attention is paid to the restriction of the ownership, use and disposal of homeowners.

Keywords: owner of a dwelling, restriction of powers, use, disposal, possession, problems of restriction ofpowers.

Владение, пользование и распоряжение жилой недвижимостью это три основных правомочия которые включены в содержание реализации гражданами своих прав собственности на жилое помещение. Собственнику, при осуществлении принадлежащих ему правомочий, предоставлен весьма широкий круг дозволений. Но, законодательно он все-таки ограничен некоторыми закреплёнными запретами, выражающимися в том, что все действия собственника не должны противоречить нормам законодательства, наносить ущерб природной среде, нарушать законные интересы и права других лиц и т.д.

На практике при реализации своих правомочий собственники жилья сталкиваются с различными ограничениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.