МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНОВ ВИНЫ И СТЫДА КАК РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Смотрова Татьяна Николаевна
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Балашов E-mail: tat-smotrova@yandex. ru Гриценко Валентина Васильевна д-р психол. наук, зав. кафедрой общей и социальной психологии, профессор Смоленского гуманитарного университета, РФ, г. Смоленск
E-mail: [email protected]
THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF CROSS-CULTURAL RESEARCH OF THE PHENOMENA OF GUILT AND SHAME AS REGULATORS OF SOCIAL BEHAVIOUR
Smotrova Tatyana
candidate of psychological sciences, an associate professor of the Chair of Psychology at the Balashov institute (branch) of Saratov state university named after
N.G. Chernyshevsky, Russia, Balashov Gritsenko Valentina
doctor ofpsychological sciences, the head of the Chair of General and Social
Psychology, a professor at Smolensk university for humanities, Russia, Smolensk
Исследование осуществляется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Феномены вины и стыда как регуляторы социального поведения в контексте традиционных и современных ценностей (кросскультурное исследование)», № 13-06-00492
АННОТАЦИЯ
В статье представлен опыт разработки программы эмпирического исследования, нацеленного на изучение культурно-ценностной обусловленности переживания чувств вины и стыда как регуляторов социального поведения личности/группы; описана структура программы, выдвинуты гипотезы исследования, сформулированы задачи, на решение которых направлен каждый исследовательский блок программы.
ABSTRACT
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
The paper presents an experience of working out a program of empirical research aimed at studying the cultural and value dependence of the experience of the feelings of guilt and shame as regulators of an individual's / group's social behaviour. We describe the structure of the program, suggest hypotheses of the research, define the tasks for the solution of which each research unit of the program is aimed at.
Ключевые слова: вина; стыд; ценности; культурные измерения; социальные и нравственные нормы.
Keywords: guilt; shame; values; cultural dimensions; social and moral norms.
Интегрирующей основой любого общества является его ценностно-нормативная система, которая обеспечивает стабильность всех сфер его жизни.
А ее распад и трансформация, наблюдаемые на протяжении последних десятилетий, неизбежно ведут к дисгармонии социальных отношений, социальным конфликтам, дестабилизации общественной системы в целом, что естественным образом влияет на поведение индивида. Находясь в такой ситуации, человек вынужден подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства, зачастую игнорируя индивидуальные и общественные нравственные принципы, что отражается на психологическом самочувствии, сопровождается различного рода эмоциональными состояниями и чувствами, в том числе чувствами вины и стыда.
В мировой науке накоплен значительный опыт исследования феноменов вины и стыда. Вина и стыд рассматриваются в качестве психических явлений, относящихся исключительно к сфере социальных эмоций, которые отражают уровень сформированности морального сознания личности и выступают в роли регуляторов социального поведения, поскольку возникают эти чувства в ответ на осознание факта нарушения социальных норм (А.Л. Журавлев, А.В. Юревич, М.И. Воловикова, Е.В. Белинская и др.).
Теоретический анализ работ, посвященных изучению вины и стыда, показал, что данная проблема волнует исследователей достаточно давно и
отражена в трудах классиков, принадлежащих к разным психологическим школам и направлениям.
В последние годы отмечается рост интереса к изучению феноменов вины и стыда, что связано с появлением достаточного количества зарубежных и отечественных работ, посвященных исследованию этих явлений.
Вина и стыд выделяются в отдельную группу как сложные социальные эмоции (K.C. Barret, 1995), как «самооценочные эмоции» (M.F. Mascolo, K.W. Fisher, 1995), рассматриваются как сознательные и бессознательные установки и чувства, т.е. выделяется сознательный и бессознательный уровни переживания вины и стыда (Е.С. Короткова, 2002). Вина и стыд чаще всего определяются как состояния с различными компонентами — эмоциональным, когнитивным, мотивационным, реже — как свойства личности (например, стыдливость) (И.А. Белик, 2006). Ряд работ отражает результаты эмпирических исследований, целью которых является сравнение вины и стыда между собой (R.F. Baumeister, A.M. Stillwell, T.F. Heatherton, 1994; J.P. Tangney, 1990; M. Lewis, 1995; J.P. Tangney, R.S. Miller, L. Flicker, D.H. Barlow, 1996), а также сравнение их с другими эмоциональными проявлениями, такими как эмпатия, враждебность, гнев, желание наказать других (J.P. Tangney, P.E. Wagner, C. Fletcher, R. Gramzow, 1992; J.P. Tangney, 1995).
Известны исследования, посвященные изучению гендерных различий в переживании вины и стыда (T.J. Ferguson, H.L. Eyre, 2000), анализу особенностей переживания вины и стыда людьми разного возраста (Е.С. Короткова, 2002; Д.А. Дружиненко, 2007) и разной направленности (ассоциальной и просоциальной) в контексте отношения к себе и другому (Е.С. Коротковой, 2002).
Можно отметить попытки определения оптимального уровня переживания данных чувств через поиск их баланса с оптимальным уровнем самоотношения (И.А. Белик, 2006), создания единой возрастной схемы развития гордости, стыда и вины с точки зрения их предметного содержания (M.F. Mascolo, K.W. Fisher, 1995), а также разработки прототипических схем гордости и стыда,
которые рассматриваются как параллельные процессы противоположной направленности (K.W. Fisher, P.R. Shaver, 1991).
Теоретики демонстрируют значительное разнообразие определений вины и стыда, и не всегда соглашаются с различиями между этими двумя эмоциями (Tangney, Fisher, 1995). Но какие бы определения не давались вине и стыду, исследователи приходят к общему выводу о том, что данные чувства имеют разное значение в разных культурах.
Вина и стыд как универсальные регуляторы социального поведения зачастую рассматриваются в качестве стержневого измерения культур (Бенедикт, 2007). В кросскультурной психологии в рамках разработки типологии культур впервые были выделены культуры вины и стыда, описанные Р. Бенедик в книге «Хризантема и меч: модели японской культуры» (1946). При этом вина понимается как ориентация на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней, интернализованной нормы вызывает у индивида угрызения совести, а стыд — как ориентация на внешнюю оценку (И.С. Кон, 1979). Сегодня правомерность однозначного отнесения культуры к одному или другому типу подвергается сомнению. Но тот факт, что стыд и вина выступают не только как эмоциональные переживания, связанные с разными моральными санкциями, но и как механизмы социального контроля — регулятивные механизмы культуры, признается многими учеными (И.С. Кон, 1979; К. Муздыбаев, 1995, Т.Г. Стефаненко,1999 и др.). Таким образом, культура использует вину и стыд как социальные регуляторы поведения, регламентируя взаимодействия ее носителей, определяя методы и способы воспитания, наказания и поощрения.
Вместе с тем, на сегодняшний день практически отсутствуют отечественные исследования, посвященные анализу функций вины и стыда как универсальных регуляторов поведения, их культурно-ценностной обусловленности, а также кросскультурной специфики переживания данных чувств у представителей различных этнокультурных групп.
Научное отражение описанных выше явлений необходимо не только для восполнения пробела в этой области научного знания, но и для решения практических задач, связанных с оценкой и прогнозированием изменений морально-нравственного состояния поликультурного общества, а также для осуществления воспитательной, психопрофилактической и коррекционной работы по преодолению нравственной деградации личности.
В статье представлены методические основания построения программы эмпирического исследования кросскультурной специфики проявления способности к переживанию чувств вины и стыда как регуляторов социального поведения в контексте традиционных и современных ценностей.
В процессе реализации исследования также предполагается эмпирически подтвердить культурно-ценностную модель переживания вины и стыда. Данная модель отражает различия в проявлениях вины и стыда в зависимости от типа культур (коллективистские, индивидуалистические, феминные, маскулинные, культуры вины и культуры стыда и т. д.), от степени важности для их представителей тех или иных ценностей, установок, социальных норм и правил, нарушение которых и вызывает переживание вины и стыда. Теоретическое обоснование этой модели сделано на основе концептуальных положений о влиянии культуры на жизнедеятельность как отдельного человека, так и целых групп, о роли ценностей, детерминирующих содержание психических явлений (Г. Триандис, Г. Ховстед, Ш. Шварц, Н.М. Лебедева). Согласно данным положениям склонность к переживанию вины и стыда может быть связана с ориентацией на ценности культуры, предполагающие защиту порядка, сохранение стабильности и поддержание социальной гармонии за счет добровольного самоограничения и подчинения.
Для достижения поставленной цели разработана программа эмпирического исследования, состоящая из 3-х блоков и включающая методический инструментарий, который позволит выявить кросс-культурную специфику проявления способности к переживанию вины и стыда во взаимосвязи с системой ценностей личности и общества.
Первый блок нацелен на изучение особенностей переживания вины и стыда представителями разных этнокультурных групп, а именно: способности к переживанию вины и стыда как таковой; глубины и интенсивности переживания вины и стыда в ситуациях, различных по величине дистанции социальных взаимодействий, а также в зависимости от факта анонимности или огласки совершенных проступков; особенностей психологической защиты и копинг-стратегий в ситуациях переживания вины и стыда; особенностей отношения к человеку, способному к переживанию вины и стыда и отношения к себе в ситуации переживания данных чувств.
В данном ключе гипотеза строится на предположении о том, что способность к переживанию вины и стыда будет связана с интегральными характеристиками личности, отражающими степень ее социальности, сформированности моральных ценностей, интернальности-экстернальности, ответственности, самоконтроля. Глубина и интенсивность переживания вины и стыда у представителей разных этнокультурных групп будет отличаться в зависимости от величины дистанции социальных взаимодействий и фактора анонимности/огласки совершенных проступков. Могут существовать культурно-обусловленные особенности в механизмах психологической защиты и в совладающем с ситуациями вины и стыда поведении. Будут существовать культурно-обусловленные особенности в отношениях к человеку, способному к переживанию вины и стыда и в отношении к себе в ситуации переживания данных чувств.
Диагностический комплекс первого блока включает в себя следующие методики: опросник «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self - Conscious Affect (TOSCA) Дж.П. Тангней (1989)) [5]; опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, 2004) [4] в модификации, применительно к ситуациям, связанным с переживанием вины и стыда; модифицированный вариант методики «Личностный дифференциал» для исследования особенностей восприятия человека, способного к переживанию вины и стыда; опросник
способности к переживанию чувств вины и стыда (авторская разработка) и анкета «Вина и стыд во взаимодействиях различной дистанции» по выявлению склонности испытывать вину или стыд в ситуациях с различной дистанцией социального взаимодействия.
Второй блок направлен на исследование кросскультурной специфики переживания вины и стыда представителями разных этнических групп, что будет сопряжено с анализом особенностей культуры принадлежности и всеми ее атрибутами (установками, ценностями, социальными нормами, правилами и т. д.). Показателями культурной отличительности будут выступать выраженность культурных измерений Г. Ховстеде и тех или иных ценностных приоритетов у представителей разных этнокультурных групп.
В качестве гипотезы выносится следующее предположение: между исследуемыми группами будут обнаружены культурные различия, которые, в свою очередь, будут обусловливать специфичность проявления склонности к переживанию вины и стыда у их членов.
Диагностический комплекс второго блока включает в себя опросник ценностей Ш. Шварца [2] для измерения значимости семи типов ценностей культуры и десяти типов ценностей личности, а также методику VSM-08 Г. Хофстеде [7] и соавторов для изучения культурных измерений.
Третий блок предназначен для выявления склонности к нарушению социальных норм и склонности к соблюдению нравственных норм. Вина и стыд — это психические явления, относящиеся исключительно к сфере социальных эмоций, выступающих в роли регуляторов социального поведения, поскольку возникают в ответ на осознание факта нарушения социальных норм. Поэтому целесообразно рассмотреть склонность к переживанию вины и стыда во взаимосвязи с отношением к соблюдению/нарушению социальных и нравственных норм. Интересен будет также кросскультурный анализ вышеназванных показателей.
Гипотеза исследования, сформулированная в рамках третьего исследовательского блока, гласит: предрасположенность к нарушению
социальных норм будет коррелировать с малой выраженностью склонности к переживанию вины и стыда, ориентация на соблюдение нравственных норм — с высокими значениями шкал склонности испытывать вину и стыд.
Диагностический комплекс третьего блока представлен двумя методиками и включает: комбинацию шкал склонности к нарушению социальных норм и моральной нормативности (из опросника СОП А.Н. Орла [3] и из «Многоуровневого личностного опросника «адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [6]; экспресс-методику «Отношение к соблюдению нравственных норм» (ОСНН) [1], разработанную в лаборатории социальной психологии Института психологии РАН под руководством А.Л. Журавлева.
Таким образом, осуществление разработанной программы позволит получить новое научное знание о кросскультурной специфике и ценностной обусловленности переживаний вины и стыда как регуляторов социального поведения, выявить культурно-ценностные модели, связанные с разной интенсивностью переживания данных чувств. Результаты, полученные в ходе реализации исследования, будут отражены в последующих публикациях.
Список литературы:
1. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Институт психологии РАН, 2003. — С. 415—419.
2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. — 72 с.
3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. М., 2004. — С. 141—154.
4. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: — 2007. — № 3 — С. 93—112.
5. Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self — Conscious Affect ( TOSCA ) Дж.П. Тангней (1989)). [Электронный ресурс] — Режим
доступа. — URL: http: //www.univer5 .ru/psihologiya/psihologiy a-obscheniya-i-mezhlichnostnyih-otnosheniy/Page-251.html (дата обращения 12.05.2013).
6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. Самара, 2001. — С. 549—558.
7. Hofstede G., Hofstede G.J. Minkov M., Vinken H. Values survey module 2008 manual (VSM 08). 2008. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.geerthofstede.nl/vsm-08 (дата обращения 12.05.2013).