Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое здоровье / психологическое здоровье подростков / осознанная саморегуляция поведения / взаимосвязь психологического здоровья и саморегуляции поведения у подростков / psychological health / psychological health of adolescents / conscious self-regulation of behavior / relationship between psychological health and self-regulation of behavior in adolescents

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голованова Елена Геннадьевна

Статья посвящена описанию результатов изучения взаимосвязи параметров психологического здоровья и осознанной саморегуляции поведения у подростков. В статье описывается актуальность данной темы, приводится краткий анализ категории «психологическое здоровье», указываются принимаемые определения психологического здоровья и осознанной саморегуляции поведения, теоретические предпосылки анализа взаимосвязи указанных феноменов. Приводятся результаты эмпирического изучения взаимосвязи параметров психологического здоровья и осознанной саморегуляции поведения в подростковом возрасте. Делается вывод о том, что все параметры психологического здоровья, в том числе интегральный показатель, значимо положительно коррелируют с параметрами осознанной саморегуляции поведения. Делается вывод о значимости развития осознанной саморегуляции поведения для психологического здоровья подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голованова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to describing the results of studying the relationship between psychological health parameters and conscious self-regulation of behavior in adolescents. The article describes the relevance of this topic, provides a brief analysis of the category “psychological health”, indicates the accepted definitions of psychological health and conscious self-regulation of behavior, and the theoretical premises for analyzing the relationship between these phenomena. The results of an empirical study of the relationship between psychological health parameters and conscious self-regulation of behavior in adolescence are presented. It is concluded that all parameters of psychological health, including the integral indicator, significantly positively correlate with the parameters of conscious self-regulation of behavior. The conclusion is drawn about the importance of the development of conscious self-regulation of behavior for the psychological health of adolescents.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

Психология

УДК 159.9

кандидат сельскохозяйственных наук Голованова Елена Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена описанию результатов изучения взаимосвязи параметров психологического здоровья и осознанной саморегуляции поведения у подростков. В статье описывается актуальность данной темы, приводится краткий анализ категории «психологическое здоровье», указываются принимаемые определения психологического здоровья и осознанной саморегуляции поведения, теоретические предпосылки анализа взаимосвязи указанных феноменов. Приводятся результаты эмпирического изучения взаимосвязи параметров психологического здоровья и осознанной саморегуляции поведения в подростковом возрасте. Делается вывод о том, что все параметры психологического здоровья, в том числе интегральный показатель, значимо положительно коррелируют с параметрами осознанной саморегуляции поведения. Делается вывод о значимости развития осознанной саморегуляции поведения для психологического здоровья подростков.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическое здоровье подростков, осознанная саморегуляция поведения, взаимосвязь психологического здоровья и саморегуляции поведения у подростков.

Annotation. The article is devoted to describing the results of studying the relationship between psychological health parameters and conscious self-regulation of behavior in adolescents. The article describes the relevance of this topic, provides a brief analysis of the category "psychological health", indicates the accepted definitions of psychological health and conscious self-regulation of behavior, and the theoretical premises for analyzing the relationship between these phenomena. The results of an empirical study of the relationship between psychological health parameters and conscious self-regulation of behavior in adolescence are presented. It is concluded that all parameters of psychological health, including the integral indicator, significantly positively correlate with the parameters of conscious self-regulation of behavior. The conclusion is drawn about the importance of the development of conscious self-regulation of behavior for the psychological health of adolescents.

Key words: psychological health, psychological health of adolescents, conscious self-regulation of behavior, relationship between psychological health and self-regulation of behavior in adolescents.

Введение. В современном обществе, где уровень стрессовой нагрузки постоянно растет, важность психологического здоровья личности на всех этапах становления становится все более очевидной. Актуальность исследования проблемы взаимосвязи параметров психологического здоровья и саморегуляции поведения в подростковом возрасте обусловлена необходимостью поиска факторов, которые, с одной стороны, могут выступать как препятствующие сохранению и укреплению общего благополучия личности в кризисный, сложный период развития, а, с другой стороны, при благополучном развитии составлять значимый ресурс, определяющий рост психологического здоровья. Саморегуляция поведения и отдельные ее параметры в числе таких факторов представляется наиболее значимой, т.к. именно регуляторные процессы позволяют личности преодолевать возникающие трудности, сохранять внутренний баланс и устойчивость в отношениях с собой и с миром.

Понимание механизмов саморегуляции и их влияния на психологическое здоровье подростков может помочь в разработке специальных программ, направленных на укрепление психического здоровья через работу с отдельными параметрами саморегуляции, что делает исследуемую проблему актуальной в практическом плане.

Так, целью нашего исследования является выявление взаимосвязи параметров психологического здоровья и саморегуляции поведения в подростковом возрасте.

Изложение основного материала статьи. Психологическое здоровье - конструкт, обобщающий не столько отсутствие каких-либо проблем развития, болезней, расстройств, сколько позитивные аспекты функционирования личности во взаимоотношениях с собой и с миром. Психологическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек осознает свои способности, может справляться с жизненными стрессами, продуктивно работать и вносить вклад в жизнь общества. Оно включает в себя не только отсутствие психических заболеваний, но и наличие позитивных аспектов психического функционирования, таких как эмоциональная стабильность, умение адаптироваться к изменениям, высокая стрессоустойчивость, качественные межличностные отношения и ощущение удовлетворенности жизнью. Психологическое здоровье рассматривается как интегральная характеристика, отражающая гармоничное развитие личности в целом. В свою очередь, психологическое нездоровье проявляется в негативных переживаниях, хроническом стрессе и неспособности эффективно справляться с жизненными трудностями. Оно может выражаться в эмоциональной нестабильности, повышенной тревожности, депрессии и различных психосоматических симптомах. Психологическое нездоровье сопровождается трудностями в межличностных отношениях, снижением социальной активности и чувством неудовлетворенности жизнью.

Исследователи по-разному трактуют категорию психологического здоровья:

- полнота, богатство развития личности, проявляющееся в ее стремлении «быть всем, чем она может» (А. Маслоу) [4];

- интегративное свойство личности, включающее психологическую грамотность, культуру и благополучие (И.В. Дубровина) [1];

- динамичная совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие (О.В. Хухлаева) [8];

- высший уровень развития личности, средство прогрессивных личностных и профессиональных достижений и полноценной самореализации (С.А. Сысоева) [7];

- нормальное, оптимальное развитие личности, позитивной субъективной реальности индивида (А.В. Шувалов) [9];

- системное свойство индивидуальности, интегрирующее различные ее свойства и особенности взаимоотношений с миром (Н.Н. Колотий, С.Н. Цилюрик) [3];

- интегральная характеристика личности, определяющая успешность ее самореализации в разных сферах (А.В. Козлов) [2].

Так, можно видеть, что в определениях разных авторов психологическое здоровье представляется как обширная, интегрирующая разные аспекты жизни и особенности личности характеристика. Примечательно, что большинством исследователей психологическое здоровье понимается как позитивное функционирование, обеспечивающее гармоничное развитие. Важными также являются представления о том, что психологическое здоровье обеспечивает внутренний потенциал личности и задает вектор ее взаимодействия с миром.

Обобщая различные точки зрения, мы можем определить психологическое здоровье как характеристику личности, интегрирующую различные аспекты функционирования и обеспечивающую общее благополучие субъекта в отношениях с самим собой и с миром. В соответствии с данным определением, для нашего исследования целесообразным представляется принятие в качестве рабочей концепции психологического здоровья A.B. Козлова, согласно которой рассматриваются восемь векторов его проявления, что дает возможность анализа совокупности его различных проявлений [2].

Обратимся также к понятию саморегуляции поведения. В.И. Моросанова определяет осознанную саморегуляцию поведения как метаресурс преодоления трудностей и достижения поставленных целей, инструмент инициации и поддержания произвольной активности человека [6]. Саморегуляция поведения, согласно концепции В.И. Моросановой, представлена параметрами планирования целей, моделирования значимых условий достижения целей, программирования действий, оценивания результатов, гибкости, надежности, настойчивости. Данные параметры в совокупности обеспечивают способность личности осознанно управлять своим поведением в разных сферах жизни, деятельности, взаимодействия [5; 6]. На наш взгляд, такая трактовка саморегуляции в соотнесении с описанными выше представлениями о психологическом здоровье приводит нас к пониманию взаимосвязанности и взаимообусловленности данных феноменов: успешное взаимодействие с миром невозможно без осознанной саморегуляции, а психологическое здоровье, в свою очередь, предполагает благополучие в разных вариантах такого взаимодействия. Эту мысль подтверждают, в частности, H.H. Колотий, С.Н. Цилюрик, акцентирующие внимание на значении регуляторных свойств личности в аспекте психологического здоровья [3].

В проведенном исследовании приняли участие 92 подростка в возрасте 12-15 лет, в числе которых 48 девочек и 44 мальчиков. Все участники исследования характеризуются нормативным развитием (не имеют выраженных особенностей психического и психологического развития), не имеют каких-либо проблем в социально-психологической адаптации или отношениях с окружающими.

Особенности психологического здоровья подростков изучались с помощью «Методики диагностики индивидуальной модели психологического здоровья» A.B. Козлова [2]. С помощью данной методики выявляются 8 векторов проявления психологического здоровья (стратегический вектор, просоциальный вектор, Я-вектор, творческий вектор, духовный вектор, интеллектуальный вектор, семейный вектор, гуманистический вектор), а также общий (интегральный) показатель психологического здоровья личности. Для изучения параметров осознанной саморегуляции поведения применялся опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ 2020» В.И. Моросановой [5]. Обработка данных осуществлялась с применением математико-статистического метода для выявления корреляционных связей показателей психологического здоровья с параметрами осознанной саморегуляции поведения (критерий ранговой корреляции г-Спирмена).

Результаты проведенного корреляционного анализа показали, что существует множество статистически значимых при р<0,01 и р<0,05 положительных корреляций параметров психологического здоровья и осознанной саморегуляции поведения в выборке подростков, что указывает на их взаимообусловленность. На основании проведенного анализа нами была построена корреляционная плеяда, позволяющая проиллюстрировать обнаруженные взаимосвязи (рис. 1).

Наст

Условные обозначения: _ положительная корреляция при р<0,01; _ положительная корреляция при

р<0,05; СтВ - стратегический вектор, ПВ - просоциальный вектор, ЯВ - Я-вектор, ТВ - творческий вектор, ДВ -духовный вектор, ИВ - интеллектуальный вектор, СВ - семейный вектор, ГВ - гуманистический вектор, Пл -планирование целей, Мод - моделирование значимых условий достижения целей, Пр - программирование действий, Ор - оценивание результатов, Гиб - гибкость, Над - надежность, Наст - настойчивость_

Рисунок 1. Корреляционная плеяда: параметры психологического здоровья и осознанной саморегуляции

поведения

По данным рисунка 1 можно видеть, что все параметры психологического здоровья так или иначе связаны с разными параметрами осознанной саморегуляции поведения. Примечательно, что по числу значимых корреляций такой параметр саморегуляции поведения как гибкость оказывается наиболее связанным с психологическим здоровьем в подростковом возрасте (с достоверностью при р<0,01 и р<0,05) при наиболее значимой корреляцией с Я-вектором (с достоверностью при р<0,01). Это означает, что для подростков в аспекте восприятия собственной личности, внутренней уверенности, благополучия Я важной оказывается способность меняться, адаптироваться, учитывать меняющиеся внутренние и внешние условия в деятельности и поведении. Помимо этого, гибкость на уровне тенденции связана со всеми параметрами, кроме стратегического вектора (с достоверностью при р<0,05), что свидетельствует о том, что значимые цели подростков не меняются под действием обстоятельств, сохраняя свою устойчивость. Помимо этого, множество корреляций показателей психологического здоровья выявляется с такими параметрами осознанной саморегуляции поведения как планирование, оценка результатов, надежность, настойчивость, в меньшей степени связаны с психологическим здоровьем такие параметры как моделирование значимых условий достижения целей и программирование (с достоверностью при р<0,01 и р<0,05). Так, можно видеть, что, в целом, все параметры осознанной саморегуляции поведения связаны с векторами психологического здоровья подростков таким образом, что при усилении регуляторных способностей будет происходить рост психологического здоровья в разных сферах. Такие результаты свидетельствуют о том, что для общего благополучия подростков важно развивать навыки саморегуляции, прежде всего, в аспектах гибкости, планирования, оценки результатов, надежности, настойчивости, т.к. данные параметры более всего коррелируют с показателями психологического здоровья. Также отметим, что менее всего с отдельными аспектами саморегуляции поведения у подростков связаны творческий и семейный векторы (с достоверностью при р<0,05). Так, возможно, относительно творчества регуляция не столь важна, т.к. творческий акт по своей сути может предполагать спонтанность, отсутствие предопределенности, четкого плана и т.д. В аспекте семейного вектора регуляция поведения может быть менее значима в силу психологического комфорта, ощущения безопасности в семейной системе, определяющих снижение значимости саморегуляции.

В целом, интегральный показатель психологического здоровья также значимо коррелирует со всеми параметрами осознанной саморегуляции поведения, что подтверждает описанные выше данные (рис. 2).

р<0,05; Пл - планирование целей, Мод - моделирование значимых условий достижения целей, Пр - программирование действий, Ор - оценивание результатов, Гиб - гибкость, Над - надежность, Наст - настойчивость_

Рисунок 2. Корреляционная плеяда: психологическое здоровье (интегральный показатель) и параметры

осознанной саморегуляции поведения

По данным рисунка 2 можно видеть, что интегральный показатель психологического здоровья подростков значимо положительно коррелирует со всеми параметрами осознанной саморегуляции поведения (с достоверностью при р<0,01 и р<0,05). Это означает, что общее благополучие подростков в разных сферах жизни и деятельности, их отношения с собой и с миром во многом определяются способностью управлять свои поведением, выстраивать его в соответствии с имеющимися целями, проявлять гибкость, активность, упорство, даже при возникновении препятствий, трудных ситуаций.

Выводы. Проведенное исследование показало, что существует значимая прямая взаимосвязь параметров психологического здоровья и осознанной саморегуляции поведения в подростковом возрасте: при росте параметров саморегуляции психологическое здоровье подростков будет улучшаться, и наоборот. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наибольшее значение (по числу связей с показателями психологического здоровья) имеют такие параметры саморегуляции поведения как гибкость, планирование, оценка результатов, надежность, настойчивость. Следовательно, у подростков данные регуляторные способности и качества могут влиять на восприятие себя, отношения с окружающими, успешность деятельности, разрешения тех или иных трудностей. Связь психологического здоровья в целом со всеми параметрами осознанной саморегуляции поведения подростков подчеркивает значение регуляторного аспекта в достижении общего благополучия личности на рассматриваемом этапе развития.

Результаты проведенного исследования задают его перспективу, которую можно обозначить как необходимость разработки методов и средств развития осознанной саморегуляции поведения подростков по всем ее параметрам, что, в свою очередь, будет способствовать достижению высоких показателей их психологического здоровья.

Литература:

1. Дубровина, И.В. Психологическое здоровье личности как феномен / И.В. Дубровина // Гуманизация образования. -2022. - № 4. - С. 35-43. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-lichnosti-kak-fenomen (дата обращения: 26.05.2024)

2. Козлов, A.B. Методика диагностики психологического здоровья/ A.B. Козлов // Перспективы науки и образования. -2014.-№6(12).-С. 110-117

3. Колотий, H.H. Особенности социально-психологической адаптации первоклассников к условиям обучения в динамике года / H.H. Колотий, С.Н. Цилюрик // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Междунар. конгр. - Москва, 2004. - С. 68-72

4. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - М.: Академический проект, 2022. - 274 с.

5. Моросанова, В.И. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ 2020» /

B.И. Моросанова, Н.Г. Кондратюк // Вопросы психологии. - 2020. - №4,- С. 155-167

6. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности / В.И. Моросанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2021. - № 1. -

C. 4-37. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osoznannaya-samoregulyatsiya-kak-metaresurs-dostizheniya-tseley-i-razresheniya" problem-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 26.05.2024)

7. Сысоева, С.А. Психологическое здоровье как проблема психолого-акмеологической науки и практики / С.А. Сысоева // Вестник ТГУ. - 2008. - № 12. - С. 173-177. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-kak-problema-psihologo-akmeologicheskoy-nauki-i-praktiki (дата обращения: 26.05.2024)

8. Хухлаева, О.В. Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы / О.В. Хухлаева // Школьный психолог. - 2007. - № 14. - URL: https://psy.lsept.ru/article.php?ID=200701402 (дата обращения: 26.05.2024)

9. Шувалов, A.B. Психологическое здоровье человека / A.B. Шувалов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. -2009. - Вып. 4 (15). - С. 87-101

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Воробьева Вера Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ТЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

СОТРУДНИКОВ МЧС

Аннотация. В статье освещаются результаты исследование тендерных аспектов профессиональной деформации сотрудников МЧС. Системы деятельности сотрудников МЧС характеризуется своей сложной структурой, обеспечивающей слаженную и эффективную работу министерства по предотвращению и устранению последствий природный бедствий и чрезвычайных ситуаций. Специфика деятельности МЧС в силу своих особенностей не может не отражаться на психике субъектов труда, которые представлены различными специалистами. Для обеспечения наиболее оптимальной работы и снижения деструктивного воздействия профессиональной среды экстремального характера необходимо знать специфику тендерных аспектов профессиональной деформации, по вопросу которых имеется малое количество научного материала. Целью работы стало исследование тендерных аспектов профессиональной деформации сотрудников МЧС. Выборку исследования составили 40 сотрудников МЧС (20 мужчин и 20 женщин) 11 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС Главного управления МЧС по Кемеровской области - Кузбассу. Большая часть респондентов находятся в возрасте 20-45 лет (93%), обладают стажем трудовой деятельности в МЧС от 5 до 10 лет (43%). Было выдвинуто предположение о том, существуют тендерные аспекты профессиональной деформации сотрудников МЧС, а именно: у мужчин выше агрессивность, конфликтность, обсессивно-фобический тип реагирования, посттравматическое стрессовое расстройство и выше суицидальный риск, чем у женщин. В результате сравнительного анализа тендерных аспектов профессиональной деформации сотрудников МЧС были обнаружены значимые отличия по показателям негативной агрессивности (р < 0,05), конфликтности (р < 0,01) по методике Е.П.Ильина; тревоги (р < 0,01) и астении (р < 0,01) по методике К.К.Яхина; посттравматического стрессового расстройства (р<0,05) и острого стрессового расстройства (р < 0,01) по методике И.О. Котенева. Средние значения данных аспектов профессиональной деформации значимо выше в группе сотрудников МЧС мужского пола. Гипотеза исследования о том, что существуют тендерные аспекты профессиональной деформации сотрудников МЧС, а именно: у мужчин выше негативная агрессивность, конфликтность, обсессивно-фобический тип реагирования, посттравматическое стрессовое расстройство и выше суицидальный риск, чем у женщин, частично подтвердилась. У сотрудников-мужчин значимо выше негативная агрессивность, конфликтность и посттравматическое стрессовое расстройство. Не было выявлено значимых отличий между сотрудниками мужского и женского пола по показателям обсессивно-фобического типа реагирования и суицидального риска. Практическая значимость проведенного исследования может найти себя в применении результатов в процессе профессиональной адаптации сотрудников МЧС в тендерном аспекте, а именно при разработке практических рекомендаций для специалистов-психологов, сотрудников-мужчин и сотрудников-женщин, направленных на оптимальный учет тендерных особенностей спасателей МЧС и профилактику профессиональной деформации личного состава.

Ключевые слова: профессиональная деформация, тендерные аспекты, сотрудники МЧС, деятельность МЧС.

Annotation. The article highlights the results of a study of gender aspects of professional deformation of employees of the Ministry of Emergency Situations. The system of activity of employees of the Ministry of Emergency Situations is characterized by its complex structure, ensuring the coordinated and effective work of the ministry in preventing and eliminating the consequences of natural disasters and emergency situations. The specificity of the activities of the Ministry of Emergency Situations, due to its characteristics, cannot but affect the psyche of labor subjects, who are represented by various specialists. To ensure the most optimal work and reduce the destructive impact of an extreme professional environment, it is necessary to know the specifics of the gender aspects of professional deformation, on which there is a small amount of scientific material. The purpose of the work was to study the gender aspects of professional deformation of employees of the Ministry of Emergency Situations. The study sample consisted of 40 employees of the Ministry of Emergency Situations (20 men and 20 women) of the 11th fire and rescue squad of the Federal Fire Service of the State Fire Service of the Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations for the Kemerovo Region -Kuzbass. Most of the respondents are aged 20-45 years (93%) and have work experience in the Ministry of Emergency Situations from 5 to 10 years (43%). It was suggested that there are gender aspects of the professional deformation of employees of the Ministry of Emergency Situations, namely: men have higher aggressiveness, conflict, obsessive-phobic type of reaction, post-traumatic stress disorder and a higher suicidal risk than women. As a result of a comparative analysis of gender aspects of professional deformation of employees of the Ministry of Emergency Situations, significant differences were found in indicators of negative aggressiveness (p < 0.05), conflict (p < 0.01) according to the method of E. P. Ilyin; anxiety (p < 0.01) and asthenia (p < 0.01) according to the method of К. K. Yakhin; post-traumatic stress disorder (p < 0.05) and acute stress disorder (p < 0.01) according to the method of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.