Научная статья на тему 'ОСОЗНАННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ОСОЗНАННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна

В статье анализируются особенности формирования осознанной регуляции поведения и деятельности у студента педвуза в процессе развития его профессиональной компетенции. Изучение особенностей развития саморегуляции как базового компонента психологического здоровья будущего педагога в образовательном пространстве инновационного педвуза явилось частью целостного теоретико-экспериментального исследования. В исследовании использовались аналитический метод; психодиагностические методы, направленные на выявление особенностей развития осознанной регуляции поведения и деятельности у обучающихся в традиционных и инновационных условиях обучения педвуза; моделирование; количественный и качественный анализ полученных результатов; для статистической обработки полученных результатов применялся t-критерий Стьюдента и Метод измерения свойств статистических функционалов (Л.П. Коган и др., 2017). Полученные результаты позволили сделать вывод, что статистически значимые различия во многом обусловлены спецификой учебно-познавательной деятельности испытуемых. Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу о том, что саморегуляция, выступая в качестве базового компонента психологического здоровья будущего педагога, требует от всех субъектов образовательно-воспитательного процесса вуза пристального внимания, особенно на начальных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUS REGULATION OF BEHAVIOR AND ACTIVITY AS THE BASIS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF A STUDENT - FUTURE TEACHER

The article analyzes the features of the formation of conscious regulation of behavior and activity of a pedagogical university student in the process of developing his professional competence. The study of the features of the development of self-regulation as a basic component of the psychological health of a future teacher in the educational space of an innovative pedagogical university was part of a holistic theoretical and experimental study. The study used an analytical method; psychodiagnostic methods aimed at identifying the features of the development of conscious regulation of behavior and activity in students in traditional and innovative teaching conditions of a pedagogical university; modeling; quantitative and qualitative analysis of the results obtained; the Student's t-criterion and the Method of measuring the properties of statistical functionals were used for statistical processing of the results obtained (L.P. Kogan et al., 2017). The obtained results allowed us to conclude that statistically significant differences are largely due to the specifics of the educational and cognitive activity of the subjects. Our research has confirmed the hypothesis that self-regulation, acting as a basic component of the psychological health of a future teacher, requires close attention from all subjects of the educational process of the university, especially at the initial stages of training.

Текст научной работы на тему «ОСОЗНАННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

1974. - C. 138-172.

5. Корлякова, С.Г., Францева Е.Н., Прилепских О.С., Хилько О.В. Здоровьесбережение детей и учащийся молодежи в условиях современного образовательного пространства // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2016. - № 6. - С. 246-253.

6. Марищук, В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990. - 193 с.

7. Митина, Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис и динамика // Школа здоровья. - 1995. - Том 2 - № 1. - С. 25-42.

8. Никифоров, Г.С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. - 172 с.

9. Платонов, К.К., Шварц Л. Очерки психологии для лётчиков. - М.: Воениздат, 1948. - 192 с.

10. Платонов, К.К., Гольдштейн Б.М. Психология личности пилота. - М., 1972. - 290 с.

11. Психоэмоциональная устойчивость субъектов педагогического взаимодействия как условие развития безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: С.Г. Корлякова, Е.Н. Францева, Л.В. Лидак [и др.]; под ред. Лидак Л.В., Корляковой С.Г., Прилепских О.С. - Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г», 2020. - 146 с.

12. Цагарелли, Ю.А. Объективные методы измерения уровня эмоциональности // Теоретические и прикладные исследования по психологии. - Казань: Изд. Казанского госуниверситета, 1977. - С. 156-163.

13. Цагарелли, Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека: Учебное пособие. - Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2002. - 168 с.

14. Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций. - Казань: Изд-во «Познание» института экономики, управления и права, 2009. - 492 с.

15. Черникова, О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт. - 1967. - С. 3-13.

Психология

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, доцент Лебедева Оксана Валерьевна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет имени князя Александра Невского» Минобороны РФ (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОЗНАННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье анализируются особенности формирования осознанной регуляции поведения и деятельности у студента педвуза в процессе развития его профессиональной компетенции. Изучение особенностей развития саморегуляции как базового компонента психологического здоровья будущего педагога в образовательном пространстве инновационного педвуза явилось частью целостного теоретико-экспериментального исследования. В исследовании использовались аналитический метод; психодиагностические методы, направленные на выявление особенностей развития осознанной регуляции поведения и деятельности у обучающихся в традиционных и инновационных условиях обучения педвуза; моделирование; количественный и качественный анализ полученных результатов; для статистической обработки полученных результатов применялся t-критерий Стьюдента и Метод измерения свойств статистических функционалов (Л.П. Коган и др., 2017). Полученные результаты позволили сделать вывод, что статистически значимые различия во многом обусловлены спецификой учебно-познавательной деятельности испытуемых. Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу о том, что саморегуляция, выступая в качестве базового компонента психологического здоровья будущего педагога, требует от всех субъектов образовательно-воспитательного процесса вуза пристального внимания, особенно на начальных этапах обучения.

Ключевые слова: психологическое здоровье, саморегуляция, профессиональная компетенция, образовательное пространство педагогического вуза.

Annоtation. The article analyzes the features of the formation of conscious regulation of behavior and activity of a pedagogical university student in the process of developing his professional competence. The study of the features of the development of self-regulation as a basic component of the psychological health of a future teacher in the educational space of an innovative pedagogical university was part of a holistic theoretical and experimental study. The study used an analytical method; psychodiagnostic methods aimed at identifying the features of the development of conscious regulation of behavior and activity in students in traditional and innovative teaching conditions of a pedagogical university; modeling; quantitative and qualitative analysis of the results obtained; the Student's t-criterion and the Method of measuring the properties of statistical functionals were used for statistical processing of the results obtained (L.P. Kogan et al., 2017). The obtained results allowed us to conclude that statistically significant differences are largely due to the specifics of the educational and cognitive activity of the subjects. Our research has confirmed the hypothesis that self-regulation, acting as a basic component of the psychological health of a future teacher, requires close attention from all subjects of the educational process of the university, especially at the initial stages of training.

Key words: psychological health, self-regulation, professional competence, educational space of a pedagogical university.

Введение. Сложности модернизации отечественного высшего образования связаны не только с необходимостью разработки новых дидактических систем, позволяющих обеспечить высокий уровень подготовки будущего специалиста с учетом многочисленных компетенций, продиктованных вызовами современности. На наш взгляд, уровень профессиональной компетенции будущего педагога необходимо рассматривать с учетом личностной составляющей его профессионализма в постоянно меняющихся условиях социума, неуклонно возрастающих требованиях со стороны общества и системы образования к современному педагогу. Как справедливо подчеркивают Т.И. Шукшина и Е.Е. Афонина, «в решении задач модернизации общего образования ведущая роль, несомненно, принадлежит учителю, способному в

новых условиях к эффективной педагогической деятельности, сочетающему профессионализм и высокие личностные качества» [10, С. 8].

Изложение основного материала статьи. Теоретико-экспериментальный подход к изучению психологического здоровья современного студента - будущего педагога позволил нам рассмотреть осознанную регуляцию его поведения и деятельности в качестве одного из основных составляющих рассматриваемого феномена. Однако развитие навыков саморегуляции у студентов первых курсов вплетается в сложный круг психологических проблем, с которыми приходиться сталкиваться в условиях современной системы отечественного высшего образования. Как показывает практика, студент-первокурсник может испытывать значительное нервно-эмоциональное напряжение вследствие дезадаптации к новым для него социальным условиям вуза. Как справедливо подчеркивают Ю.И. Родин, Д.С. Метелкина, А.В. Мишина, «высокие физические и умственные нагрузки студентов сопряжены с требованием самостоятельности и способностью принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности, авторитарным стилем и высокой требовательностью преподавателей, недостаточным вниманием молодых людей к своему здоровью» [7, С. 91].

Понятие «саморегуляция» достаточно широко представлено в психологической литературе (П.В. Борзикова, В.П. Боярницев, В.В. Водзинская, В.А. Ганзен, Б.В. Зейгарник, В.Н. Каюрова, О.А. Конопкин, Е.С. Мазур, В.И. Моросанова,

A.К. Осницкий, Г.И. Саганенко, А.А. Семенов, В.Н. Узунова, А.Б. Холмогорова, В.Н. Шляпников, Е.В. Шорохова,

B.А. Ядов и др.) и рассматривается как «сознательный двухуровневый процесс», который можно рассматривать и как волевое поведение в условиях мотивационного конфликта, и как осознанную саморегуляцию на основе порождения новых смыслов [3]. При этом исследователи (С.Ю. Головин, Л.А. Карпенко, А.В. Петровскоий, В.А. Ядов, М.Г. Ярошевский) особо выделяют мысль о «действующем субъекте», его «целостности, его структуре и механизмах функционирования» [8, С. 27]; индивидуальном характере саморегуляции и зависимости ее от условий, внутренних характеристик высшей нервной деятельности, личностных качеств и привычных для субъекта форм организации своих действий [9]. В данном контексте возможность повышения успешности профессиональной деятельности посредством разработки и апробации научно-обоснованных методов регуляции функциональных психических состояний человека, представляется целесообразной.

Тем более важно пересмотреть сложившиеся представления о профессиональной компетенции в сторону рассмотрения ее в качестве условия, необходимого для того, чтобы система высшего образования вышла на уровень личностного развития будущего педагога. Развитие профессиональной компетенции особым образом влияет на процесс осознания будущими педагогами своих психологических особенностей и возможностей, специфики детской группы и каждого отдельного ребенка, что, в конечном счете, и определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, стимулирующих развитие психики ребенка.

Е.А. Романова, рассматривая особенности диагностико-регулирующиего компонента профессиональной компетенции, определяет его уровнем развития у учителя специфических интегративных профессиональных действий: аналитических, направленных на выявление психологических особенностей развития школьников в процессе обучения на основе учебного содержания; проектировочных как способность учителя видеть возможности обучающих психолого-педагогических воздействий; прогностических, позволяющих учителю разрабатывать перспективные программы детского развития в процессе обучения, а также программы саморазвития [6].

Если перевести эти термины в область психологических категорий, то становится очевидна системообразующая роль психологического знания в профессиональной педагогической деятельности. Саморегуляция в качестве инструментального компонента психологического здоровья определяется не только как переживание собственного «Я», организующего личность, но и следование внутренним побуждениям и целям, гибкость регуляторной сферы, самостоятельность в планировании и организации деятельности и поведения, легкость овладения новыми видами деятельности, уверенность, стабильность, гибкость реализации своих ценностных ориентаций в общении; рефлексивные тенденции, способность к естественному и раскованному поведению.

Профессиональная компетенция, ее развитие и овладение ею в условиях образовательной среды (пространства) педвуза «взаимосвязано с готовностью его участников соотносить личностные интересы и потребности в определенном качестве познавательной деятельности с общественной значимостью качества профессиональной подготовки выпускников вузов» [5, С. 149]. Нельзя не учитывать также, что формирование навыков осознанной саморегуляции - это длительный и целенаправленный процесс, требующий на всех этапах обучения полноценной включенности в структуру лекционных, практических занятий, элективных курсов, курсов по выбору, тем более, что современная образовательная среда (пространство) инновационного вуза располагает значительным арсеналом форм, способов и методов использования разнообразных психолого-педагогических технологий, психолого-педагогических практик в организации учебного процесса [4]. Выработка умений и навыков регуляции учебно-познавательной деятельности у первокурсников облегчает студентам адаптацию к условиям вузовского обучения. Исследователи (С.А. Гапонова, А.Н. Пичугина) отмечают значительное превышение показателей эмоционально-нервного напряжения при ответе на экзамене в устной форме в сравнению с письменной (тестовой), при этом абитуриенты отмечают спокойную обстановку в ситуации, когда нет коммуникативного взаимодействия с преподавателем [1].

В эксперименте приняли участие более восьмисот испытуемых, студенты НГПУ им. К.Минина, Шуйского филиала ИвГУ, МГПУ им. М.Е. Евсевьева, НГАСУ. Выборку составили: студенты специалитета педвуза по направлениям «Психология и педагогика дошкольного и начального образования», «Иностранный язык с дополнительной специальностью», «Психология», «Логопедия» (КГ специалитет); студенты бакалавриата педвуза по направлениям «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология», «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «Русский язык и литература», «Иностранный язык (английский) и начальное образование» (ЭГ бакалавриат); студенты бакалавриата вузов, имеющих педагогические направления подготовки (КГ бакалавриат).

Цель исследования заключалась в изучении особенностей развития саморегуляции в условиях образовательной среды (пространства) инновационного педвуза. Методами исследования явились: аналитический; экспериментальный; опросные методы; метод моделирования; матметоды, ^критерий Стьюдента и «Метод изменения свойств статистических функционалов» (Л.П. Коган и др., 2017). Представим результаты изучения по методике ССПМ «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Средние значения показателей саморегуляции по ССПМ (констатирующий и контрольный эксперимент)

Шкалы

Планирование

Моделирование

Програм-мирова-ние

Оценивание результатов

Гибкость

Самос-тоятель-ность

Общий уровень саморегуляции

КГ (специалитет)

т оо т

00

ЭГ (бакалавриат)

КГ (бакалавриат)

т

оо

Примечание:

* при уровне значимости р < 0,05; ** при уровне значимости р < 0,01; *** при уровне значимости р < 0,001.

Результаты исследования в КГ специалитета выявили статистически значимые различия: по шкале Самостоятельность (при р < 0,05); по шкалам Планирование, Программирование, Гибкость, Моделирование, Общий уровень саморегуляции (при р < 0,01); по шкале Оценивание результатов (при р < 0,001). В ЭГ бакалавриата - по шкалам Планирование, Программирование, Моделирование, Гибкость», Оценивание результатов, Самостоятельность, Общий уровень саморегуляции (при р < 0,01). В КГ бакалавриата - по шкалам Моделирование, Гибкость (при р < 0,05); по шкалам Программирование, Оценивание результатов (при р < 0,01); по шкалам Самостоятельность, Планирование, Общий уровень саморегуляции (при р < 0,001).

Таблица 2

Сводная таблица сравнительного анализа значений теста по шкалам ССПМ (констатирующий и контрольный эксперимент)

Шкалы Планирование Моделирование Программ-мирование Оценивание результатов Гибкость Самостоятельность Общий уровень саморегуляции

бакалавриат(ЭГ) и специалитет (КГ) конст * 9 00 о 0, СЭ*

контр * * 00 0 0, о" * * 00 5 0 0, О4 0,0044** 0,20933 0,039* * * 5 00 10 0,

бакалавриат (ЭГ) и бакалавриат (КГ) конст * * 5 5 0 0, с0

контр 0,0193* 0,01077* * * о 0, ,0 0,0269*

специалитет (КГ) и бакалавриат (КГ) конст 0,0099** 0,0442* * * 3 0 0, сТ 0,04851* 0,0022** 0,03251* 0,01031*

контр 0,0421* 0,0486* 0,0313*

Примечание:

* при уровне значимости р < 0,05, ** при уровне значимости р < 0,01.

Анализируя полученные результаты, можно говорить о том, что профиль обучения не имеет значительного влияния на уровень развития регуляторно-личностных свойств гибкости и самостоятельности; более чем у половины испытуемых диагноцировалась несамостоятельность, некритичность, слабая способность планирования, организации, контроля и оценивания результатов деятельности. Здесь прослеживается взаимосвязь с особенностями начальных этапов студенческого возраста, что может привести к дезадаптивности субъекта в начале обучения. Значимые различия проявились между показателями испытуемых КГ (бакалавриат) и КГ (специалитет). Статистическая значимость различий (до и после проведения экспериментальной работы) в показателях испытуемых ЭГ (бакалавриат) и испытуемых КГ (бакалавриат) практически по всем шкалам (при уровне значимости р < 0,01) показывает ее эффективность.

Сравнительный анализа результатов с помощью «Метода изменения свойств статистических функционалов» [2] позволил определить тот вид статистических функционалов с характерными для них числовыми критериями, при помощи которых удалось выделить такие признаки, которые дают возможность оценки вероятности справедливости гипотезы о дополнительном факторе, способном повлиять на динамику личностных характеристик испытуемых ЭГ (бакалавриат) в направлении их сбалансированности (гармоничного уровня психологического здоровья будущего педагога); в то время как для показателей испытуемых КГ (бакалавриат) характерно более широкое формообразование и более высокая частотность отклонений от нулевых показателей.

Выводы. Сравнительный анализ полученных в процессе исследования результатов по изучению саморегуляции у студентов в разных образовательных средах (пространствах) позволил говорить о том, что гипотеза о влиянии условий образовательной среды (пространства) инновационного педвуза на динамику показателей личностной сферы студентов бакалавриата педвуза в сравнительном аспекте с показателями студентов бакалавриата других вузов в направлении адаптивного (среднего) уровня психологического здоровья будущего педагога, имеет экспериментальное подтверждение.

Итак, в процессе исследования было выявлено, что саморегуляция выступает базовой составляющей психологического здоровья будущего педагога. Высокий уровень саморегуляции помогает быстрому и легкому освоению новыми видами деятельности и стабильности успехов в привычных ее видах. Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о слабо сформированной потребности в осознанном планировании, моделировании, программировании, рефлексии, о внушаемости и конформности. Безусловно, данный процесс требует внимания всех субъектов образования, особенно в начале обучения, так как нынешний студент, становясь полноценным субъектом образовательного пространства вуза, в дальнейшем сможет стать субъектом собственной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Гапонова, С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: монография / С.А. Гапонова. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - 198 с.

2. Диагностика заболевания по значениям статистических функционалов, вычисленных по совокупности ИК-спектроскопических параметров крови / Л.П. Коган, И.Д. Кислицын, О.В. Красникова. [и др.] // Современные технологии в медицине. - 2017. - Том 9. - № 4. - С. 25-35.

3. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 2. - С. 121-133.

4. Повшедная, Ф.В. Инновационная и рефлексивная направленность педагогической деятельности учителя / Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография; под общ. ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. - М.: РУДН, 2015. - С. 401-415.

5. Повшедная, Ф.В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя / Ф.В. Повшедная. О.В. Лебедева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. -№ 2 (34). - С. 148-156.

6. Романова, Е.А. Профессиональная компетентность педагогов начальных классов как важнейшее условие психологического, интеллектуального и личностного развития младших подростков / Е.А. Романова // Педагогика искусства. - 2011. - № 2. - С. 1-8.

7. Родин, Ю.И. Психологическое здоровье студентов младших курсов педагогического вуза // Ю.И. Родин, Д.С. Метелкина, А.В. Мишина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. - Т. 7. -№ 2А. - С. 90-96.

8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В.А. Ядов, В.С. Магун, П.В. Борзикова. [и др.]; под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.

9. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - М.: АСТ, Харвест, 1998. - 975 с.

10. Шукшина, Т.И. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в процессе педагогической практики / Т.И. Шукшина, Е.Е. Афонина // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 1(106). - С. 8-11.

Психология

УДК 159.9.01

кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Подтесова Светлана Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СПЕЦИФИКА КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается специфика кризиса среднего возраста, а именно его динамика, связанная с воздействием эпохи цифровизации. Влияние цифровизации на возрастные рамки, которые диктуются нормативными кризисами человека. Данный процесс хоть и является облегчающим жизнь, добавляющим удобство, в тот же момент оказывает огромное воздействие на личность, существование и взаимодействие в социуме и обществе. В современном мире данный феномен оказывает влияние на человека на протяжении всей его жизни, начиная с детства и заканчивая уже в старости. Происходит рассмотрение понятий цифровизации и кризиса с точки зрения психологии. Рассматривается необходимость проведения точек взаимодействия данных понятий на основе сравнения схожих показателей и взаимодополняемых вещей, а также различий при совместном взаимодействии с разделением по каждому параметру. Для более точной реализации выбранной цели рассмотрены анализ изменения возрастных рамок личностного развития человека, а также влияние цифровизации на протекание этого феномена. Рассматриваются все аспекты, влияющие на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.