Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Повшедная Фаина Викторовна

Введение. Современная система высшего отечественного образования призвана гибко реагировать на вызовы современности, одним из которых является возможность получения знаний посредством дистанционного обучения. Использование в этом процессе электронных сервисов, выступающих инструментом онлайн- и офлайн-обучения, актуализирует острую необходимость разработки в цифровой среде качественного, отвечающего требованиям образовательных стандартов содержания учебных дисциплин по различным направлениям подготовки будущего учителя-предметника, учителя начальных классов, педагога дошкольного образовательного учреждения, психолога, логопеда, дефектолога. При этом важно оценить все риски, которые способны обесценить физические, моральные и материальные затраты по организации учебного процесса в системе электронного обучения как со стороны преподавателей, так и специалистов службы сопровождения и вуза в целом. Материалы и методы. В работе использован описательный метод, основанный на изучении и систематизации данных опроса студентов педвуза разных направлений и профилей подготовки в течение нескольких лет. Респондентами выступили студенты очного и заочного обучения. Инструментом сбора данных послужил сервис электронного обучения Мининского университета. Результаты исследования. Анализ ответов респондентов на вопросы о плюсах и минусах дистанционного обучения в системе электронной информационной образовательной среды педвуза позволил сделать некоторые выводы о существовании как позитивных, так и негативных последствий реализации дистанционного обучения, которые угрожают психологической безопасности участников образовательного процесса. Обсуждение и заключения. Учитывая тот факт, что создание системы электронного обучения в Мининском университете является масштабным проектом модернизации системы высшего образования, в процессе реализации которого с 2012 года уже накоплен определенный опыт, требующий осмысления, сегодня мы можем говорить о возможности рассматривать данную электронную информационную образовательную среду как минимизирующую риски дистанционного обучения посредством электронных сервисов. Дальнейшая работа в направлении оптимизации работы системы электронного обучения педвуза, в том числе проработки стратегии «индивидуального образовательного маршрута» каждого обучающегося, включая помощь студентам с особыми образовательными нуждами, безусловно, должна вестись с позиции привлечения обучающихся к оценке возможностей и трудностей работы в электронной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Повшедная Фаина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND MODERN STUDENT

Introduction. The modern system of domestic higher education is designed to flexibly respond to the challenges of the modern world, one of which is the possibility of obtaining knowledge through distance learning. The use of electronic services in this process, acting as an online and offline learning tool, actualizes the urgent need to develop in a digital environment a high-quality content of academic disciplines that meets the requirements of educational standards in various areas of training of future subject teachers, primary school teachers, preschool educational institution teachers, psychologists, speech therapists, defectologists. At the same time, it is important to assess all the risks that can devalue the physical, moral and material costs of organizing the educational process in the e-learning system from both teachers and support service specialists and the university as a whole. Materials and Methods. The paper uses a descriptive method based on the study and systematization of survey data of pedagogical university students of different directions and training profiles for several years. The respondents were full-time and part-time students. The data collection tool was the e-learning service of Minin University. Results. The analysis of respondents' answers to questions about the pros and cons of distance learning in the system of electronic information educational environment of the pedagogical university allowed us to draw some conclusions about the existence of both positive and negative consequences of the implementation of distance learning, which threaten the psychological safety of participants in the educational process. Discussion and Conclusions. Taking into account the fact that the creation of an e-learning system at Minin University is a large-scale project of modernization of the higher education system, during the implementation of which, since 2012, some experience has already been accumulated that requires reflection, today we can talk about the possibility of considering this electronic information educational environment as minimizing the risks of distance learning through electronic services. Further work in the direction of optimizing the work of the e-learning system of the pedagogical university, including working out the strategy of the "individual educational route" of each student, including assistance to students with special educational needs, should certainly be carried out from the position of involving students in assessing the opportunities and difficulties of working in an electronic educational environment.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ»

Педагогическая психология Статья/Article

УДК 159.9

DOI: 10.26795/2307-1281 -2021 -9-4-11

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И

СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ

О. В. Лебедева1, Ф. В. Повшедная1

1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Современная система высшего отечественного образования призвана гибко реагировать на вызовы современности, одним из которых является возможность получения знаний посредством дистанционного обучения. Использование в этом процессе электронных сервисов, выступающих инструментом онлайн- и офлайн-обучения, актуализирует острую необходимость разработки в цифровой среде качественного, отвечающего требованиям образовательных стандартов содержания учебных дисциплин по различным направлениям подготовки будущего учителя-предметника, учителя начальных классов, педагога дошкольного образовательного учреждения, психолога, логопеда, дефектолога. При этом важно оценить все риски, которые способны обесценить физические, моральные и материальные затраты по организации учебного процесса в системе электронного обучения как со стороны преподавателей, так и специалистов службы сопровождения и вуза в целом. Материалы и методы. В работе использован описательный метод, основанный на изучении и систематизации данных опроса студентов педвуза разных направлений и профилей подготовки в течение нескольких лет. Респондентами выступили студенты очного и заочного обучения. Инструментом сбора данных послужил сервис электронного обучения Мининского университета.

Результаты исследования. Анализ ответов респондентов на вопросы о плюсах и минусах дистанционного обучения в системе электронной информационной образовательной среды педвуза позволил сделать некоторые выводы о существовании как позитивных, так и негативных последствий реализации дистанционного обучения, которые угрожают психологической безопасности участников образовательного процесса.

Обсуждение и заключения. Учитывая тот факт, что создание системы электронного обучения в Мининском университете является масштабным проектом модернизации системы высшего образования, в процессе реализации которого с 2012 года уже накоплен определенный опыт, требующий осмысления, сегодня мы можем говорить о возможности рассматривать данную электронную информационную образовательную среду как минимизирующую риски дистанционного обучения посредством электронных сервисов. Дальнейшая работа в направлении оптимизации работы системы электронного обучения педвуза, в том числе проработки стратегии «индивидуального образовательного маршрута» каждого обучающегося, включая помощь студентам с особыми образовательными нуждами, безусловно, должна вестись с позиции привлечения обучающихся к оценке возможностей и трудностей работы в электронной образовательной среде.

Ключевые слова: открытое информационное пространство, электронная информационная образовательная среда, современный студент, психологическая безопасность образовательной среды, психологическая резильентность.

Для цитирования: Лебедева О.В., Повшедная Ф.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №4. С.11.

ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND

MODERN STUDENT

O. V. Lebedeva1, F. V. Povshednaya1

1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The modern system of domestic higher education is designed to flexibly respond to the challenges of the modern world, one of which is the possibility of obtaining knowledge through distance learning. The use of electronic services in this process, acting as an online and offline learning tool, actualizes the urgent need to develop in a digital environment a high-quality content of academic disciplines that meets the requirements of educational standards in various areas of training of future subject teachers, primary school teachers, preschool educational institution teachers, psychologists, speech therapists, defectologists. At the same time, it is important to assess all the risks that can devalue the physical, moral and material costs of organizing the educational process in the e-learning system from both teachers and support service specialists and the university as a whole.

Materials and Methods. The paper uses a descriptive method based on the study and systematization of survey data of pedagogical university students of different directions and training profiles for several years. The respondents were full-time and part-time students. The data collection tool was the e-learning service of Minin University.

Results. The analysis of respondents' answers to questions about the pros and cons of distance learning in the system of electronic information educational environment of the pedagogical university allowed us to draw some conclusions about the existence of both positive and negative consequences of the implementation of distance learning, which threaten the psychological safety of participants in the educational process.

Discussion and Conclusions. Taking into account the fact that the creation of an e-learning system at Minin University is a large-scale project of modernization of the higher education system, during the implementation of which, since 2012, some experience has already been accumulated that requires reflection, today we can talk about the possibility of considering this electronic information educational environment as minimizing the risks of distance learning through electronic services. Further work in the direction of optimizing the work of the e-learning system of the pedagogical university, including working out the strategy of the "individual educational route" of each student, including assistance to students with special educational needs, should certainly be carried out from

the position of involving students in assessing the opportunities and difficulties of working in an electronic educational environment.

Keywords: open information space, electronic information educational environment, modern student, psychological safety of the educational environment, psychological resistance.

For citation: Lebedeva O.V., Povshednaya F.V. Electronic information educational environment and modern student // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 4. P.11.

Введение

Современный человек живет в эпоху открытого информационного пространства, представляющего собой практически ничем не ограниченные возможности получения любой информации - от наличия в магазине необходимой модели телефона до посещения лекций именитых профессоров Сорбонны. На первый взгляд, эти невероятные возможности несут в себе исключительное благо, однако информационный поток, захлестнувший человечество благодаря всемирной сети Интернет, вызвал к жизни огромное количество неизвестных до этого проблем. В поле внимания оказались проблемы с физическим, психическим и психологическим здоровьем современного человека, особенно в те периоды жизни, когда ведущим видом его деятельности является учебно-познавательная. Современный студент является субъектом собственной учебно-познавательной деятельности не только в отношении той области знаний, в которой он стремится реализовать свой будущий потенциал профессиональной деятельности, но и в выборе способов и средств познавательной деятельности в области информационно-коммуникационных технологий. Исследователи (N.J. Borges., C.L. Elam, B.J. Jones, K.P. Hong, K.W. Lai, R.S. Manuel, K.V. Sultanov, A.A. Voskresenskiy) отмечают, что тенденции использования технологий в некотором роде коррелируют с данными о теории поколений [11, 15, 16]. При этом модели и методы поведения представителей поколения Z, увлеченного цифровыми информационными технологиями («цифровых аборигенов»), при использовании цифровых технологий для обучения отличаются вариативностью и интенсивностью [16].

Современные студенты демонстрируют: стремление к мобильности; целеустремленность и ориентированность на результат; стремление одновременно получать несколько потоков информации; желание получать информацию в интерактивном, игровом формате; зависимость от виртуальных социальных сетей; стремление к нематериальным, «постматериальным» ценностям; ориентацию на гибкую профессиональную мобильность [5, с. 65]. Именно поэтому эффективность обучения молодых людей в вузе и реализация их творческого потенциала во многом зависит от степени креативности, мобильности, гибкости образовательной среды, содержащей возможности не только для получения знаний, но и формирования практических умений и навыков будущей профессиональной деятельности, развития навыков межкультурного взаимодействия и личностного развития обучающегося посредством создания индивидуальных траекторий развития.

Возможности решения различных дидактических задач в учебном процессе в настоящее время поистине безграничны: подготовка электронных презентаций с помощью облачного сервиса Prezi, облачного решения ClearSlide, веб-сервиса VoiceThread, универсальной учебной платформы TopHat; создание графики и инфографики с учебным

контентом в онлайн-платформах Canva, PosterMyWall, Piktochart; онлайн-редакторе графики DesignCap, цифровом инструменте для классной комнаты Visme, онлайн-конструкторе цифровых историй Storybird; редактирование и обработка видео с помощью программ Movavi, iMovie, DaVinci Resolve, Shotcut, Lightworks, OpenShot; проведение тестирования с помощью цифровых сервисов Google-формы, Online Test Pad, Mentimeter.com, БанкТестов РУ; создание интерактивных упражнений и викторин в приложениях Quizizz, CROSS, Flippity, Crosswordus; создание ментальных карт (Coggle, Mindmeister, IBrainstorm); создание онлайн-досок (Padlet, FlockDraw, Miro, Twiddla); применение интерактивных карт и временных осей (TimeMapper, TimelineJS, Timetoast); создание цифрового портфолио (сайт portfolios.ru, портал 4portfolio.ru); расширение источников образовательного видеоконтента каналов на Youtube (ПостНаука, KhanAcademyRussian, SciShow, marterEveryDay, ViasatHistory) [8].

Именно в данном контексте образовательная среда вуза, в том числе представленная электронной информационно-образовательной средой (ЭИОС), рассматривается нами как возможность продуктивного взаимодействия ее субъектов в процессе очного и дистанционного (онлайн и офлайн) обучения, как «совокупность электронных информационных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ или их частей, а также взаимодействие обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным, административно-хозяйственным персоналом и между собой» [3]. Нельзя не согласиться с О.В. Калимуллиной и И.В. Троценко относительно того, что сама возможность существования таких систем и все большая их экспансия требует их структуризации и описания. При этом, как справедливо подчеркивают исследователи, «ввиду активного внедрения цифровых обучающихся сред и e-learning встает вопрос о трансформации роли преподавателя в рамках образовательного процесса» [5, с. 65]. Для преподавателей вуза как представителей другой, более возрастной социальной группы, имеющей свои способы получения и обработки информации, появление новых технологий связано с необходимостью постоянного повышения квалификации, что «вынуждает их подстраиваться самим и перестраивать свою методологию и подходы к новым парадигмам образования» [14].

Обзор литературы

Сервис «Электронное обучение» в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина служит для сопровождения разработанных профессорско-преподавательским составом университета и в настоящее время реализуемых в учебном процессе педвуза основных профессиональных образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и предоставляет доступ (закрытый или открытый) к различным электронным образовательным ресурсам (электронные учебно-методические комплексы по элементам учебного плана, открытые обучающие курсы) и информационным ресурсам, размещенным в системах ЭИОС университета или в сети «Интернет» [12].

Материалы и методы

В разработанные нами электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по дисциплинам «Общая психология», «Общая и социальная психология», «Психология делового общения с практикумом», «Психологические закономерности развития детской психики», «Современные проблемы и методы детской практической психологии», «Проектирование образовательного пространства», «Педагогическая запущенность, пути её преодоления», «Педагогическая дискуссионная площадка» мы включили задания, в которых предлагаем студентам проанализировать ситуацию электронного обучения с точки зрения выделения ее положительных и отрицательных сторон. В качестве методов исследования нами были предприняты попытки изучения и систематизации данных, полученных путем опроса респондентов по рассматриваемой проблеме. В качестве респондентов выступили студенты очной и заочной форм обучения по различным направлениям и профилям подготовки Мининского университета. Инструментом сбора эмпирических данных явился сервис электронного обучения (ЭИОС) педвуза.

Результаты исследования

Рассмотрим полученные результаты. Студентам предлагалось ответить на вопрос: «Если рассматривать дистанционное обучение как реальность современного мира, то в чем плюсы и минусы онлайн и офлайн обучения?» Приведем некоторые из ответов студентов очной формы обучения по специальности 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология и педагогика начального образования», «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и социальная педагогика»:

«Лично для меня дистанционное обучение имеет массу плюсов. У меня появилось много свободного времени, которое раньше уходило на дорогу. Я могу уделить больше времени спорту и творчеству, проводить больше времени с близкими. Также не приходится пользоваться общественным транспортом, благодаря этому я избегаю неудобств и денежных затрат. Я могу учиться в любом удобном для меня месте, спокойно уехать на дачу или в деревню, не боясь что-то пропустить. Из минусов могу отметить только отсутствие общения, но сложившаяся ситуация запрещает только личные встречи, а общаться можно и через интернет».

«Плюсы: обучение, не выходя из дома, можно в домашней и уютной обстановке выполнять нужные задания; проявление самостоятельности; дистанционное обучение дает хороший урок родителям и детям, что профессия педагога сложна, требует много времени и сил, нервов. К минусам дистанционного обучения относятся: постоянная работа сидя, что усугубляет здоровье позвоночника; список заданий больше, чем в обычные дни; отрицательное влияние на глаза, что может послужить ухудшению зрения; минимизировалось живое общение с педагогом».

«Из плюсов: меньше времени на сборы, а значит, невозможно опоздать на занятие; комфорт, дома можно и поесть в любое время, и отдохнуть даже во время скучного урока; можно выбрать любое удобное время на выполнение каких-либо работ. Из минусов: нет живого общения!; домашняя работа кажется слишком объемной; некоторые темы невозможно понять самостоятельно; проблемы с техникой или со связью; никакого контроля; проблемы со здоровьем: сбитый режим сна и бодрствования, боль в глазах

от компьютера. Недавно ученые выяснили, что лучи от компьютера неблагоприятным образом влияют и на здоровье кожи».

Рассмотрим ответы студентов очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.05 - «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль подготовки «Биология и химия», «География и Биология», «Иностранный английский язык и русский язык как иностранный», «Математика и Информатика», «Математика и Экономика», «Информатика и Технология», «Физика и Математика», «Иностранный (английский) язык и Иностранный язык (французский/немецкий/испанский)», «Иностранный (английский) язык и Начальное образование», «Иностранный (английский) и Иностранный (китайский) язык»:

«К плюсам дистанционного обучения можно отнести возможность быстрого взаимодействия, электронный контроль достижений и успехов обучающихся, удобство (не нужно тратить время на дорогу в университет/школу). К минусам: возможные перебои в сети, отсутствие у некоторых учащихся нужного оборудования, невозможность гарантировать 100% достоверный ответ (люди могут пользоваться шпаргалками)».

«Плюсы: не нужно куда-то ехать, просыпаться заранее, собираться, ноутбук всегда под рукой, меньше бумажной работы; минусы: устают глаза, сбои в работе Zoom или Moodle».

«К плюсам можно отнести то, что сейчас мы не тратим время на дорогу до университета. Как мне кажется, задания дистанционного формата выполнять в каком-то смысле проще. Минусов больше. Не хватает живого общения как со сверстниками, так и непосредственно с преподавателями. Также очень тяжело проводить столько времени за компьютером. Бывают сбои в сети мудл, не у всех и не всегда есть доступ к интернету».

«Начнём с плюсов: дома достаточно комфортная атмосфера = работать становится приятнее, мотивированность самостоятельного изучения материала = впоследствии информация запоминается лучше, развитие способностей тайм-менеджмента; минусы: отсутствие контроля, в домашней обстановке легко отвлечься от учёбы на просмотр телевизора, игры в компьютер и другие средства повышения досуга».

Ответы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 44.03.02 -«Психолого-педагогическое образование», профиль обучения «Психология и социальная педагогика» обращают внимание на тот факт, что позитивные и негативные последствия дистанционного обучения они рассматривают с позиции их влияния на обучающихся:

«Плюсы: не надо ходить в школу все можно делать дома, не надо тратить деньги на питание и т.д.; минусы: недостаточное получение знаний и их обработка, семья может быть не готова к такому обучению, нет правильного оснащения, нет контроля за обучением, родители на работе, а учитель не видит, как выполняет ученик, много времени проводят за техникой».

«Плюсы: ребенок находится дома под контролем родителей, всегда накормлен; индивидуальный темп изучения материала; целевая помощь родителей в изучении материала и выполнения заданий; возможность изучения дополнительных предметов; возможность углубить свои знания по любимым предметам и подтянуть отстающие предметы; экономия времени и денежных средств; минусы: технические возможности, если еще и родители на удаленке; индивидуальные особенности ребенка в усвоении

материала; большое количество нагрузки на зрение; меньшее количество двигательной активности и живого общения с друзьями и учителями».

«Плюсы: это хорошая возможность дополнительного образования. Возможность научить ребенка самостоятельному и ответственному отношению к учебе. Минусы: постоянная работа с компьютером. Не все родители готовы к такой ответственности. Многим обучающимся тяжело воспринимать так информацию».

Вот некоторые из ответов студентов заочной формы обучения по специальности 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная психология»:

«Плюсы: обучение в индивидуальном темпе; свобода и гибкость; доступность; мобильность; технологичность; социальное равноправие; разработка программ; творчество; минусы: необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося; необходимость постоянного доступа к источникам информации, нужна хорошая техническая оснащенность».

«Плюсы: возможность работать с каждым учеником индивидуально; освоение новых технологий; минусы: необходимость разбираться в цифровых технологиях; необходимость работать с мотивацией учеников».

«Плюсы: комфортная обстановка, обучение в индивидуальном темпе, свобода и гибкость в планировании, доступность к большому количеству материалов, свобода для творчества; минусы: отсутствие очного общения; наличие жесткой самодисциплины; необходим постоянный и исправный доступ к компьютеру и интернету».

Приведем ответы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль подготовки «Изобразительное искусство»:

«Возможность использовать больший объем информации - это значительно улучшает процесс обучения, у учителя больше ресурсов и информации, которую он может дать ученикам, подобрать более интерактивный метод; развитие у ученика таких качеств, как самоконтроль и самодисциплина, а также ответственность; минусы: более легкая возможность "списать" и "схитрить"; отсутствие социализации ("живого общения"); дом становится не только местом отдыха, но и работы; отсутствие конкуренции, каждый находится обособлено, и ребенок не видит своего прогресса относительно группы; малая физическая активность за счет нахождения в одном пространстве».

«Основные плюсы: универсальность и рациональное использования своего времени, ребёнок в любое время может заниматься образованием, самообразованием, он не "связан" временными рамками, может самостоятельно распределять часы для учёбы, отдыха и общения; доступность, ребёнок может подключиться к образовательному процессу, находясь в любой точке страны и даже мира, возможность не "выпадать" из образовательного процесса, находясь на больничном; доступность учебных материалов; комфорт, ребёнок получает знания в привычных и комфортных для себя условиях; нет места для конфликтов со сверстниками; основные минусы: сложность организации дистанционного обучения для младших школьников; большая нагрузка и ответственность за результат обучения накладывается на родителей; к самообразованию и самоконтролю предрасположены не все дети; отсутствие живого общения со сверстниками и педагогами; ненормированная нагрузка у педагогов».

«Нужно поднять вопрос о дистанционном обучении, оно на 50% полезно, а на другие 50% нет. Надо уже смириться, что компьютерные коммуникации - это реальность нашего времени. Хочу отметить, что при дистанционном обучении почти каждый преподаватель видит, когда задания решают сами дети, а когда родители, решая всё за них, пытаясь улучшить итог. Но не нужно за ребёнка нажимать, так сказать, нужную кнопку, пусть делает сам. Привыкает к самостоятельности».

Ответы студентов психологических профилей обучения (очной формы обучения по направлению 37.03.01 - «Психология», профиль подготовки «Практическая психология», заочной формы обучения по направлению 44.04.02 - «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение развития детской индивидуальности») также показательны в плане влияния дистанционного обучения на детскую психику:

«Плюсы дистанционного обучения я вижу в том, что у детей достаточно свободный график учебы, больше времени и есть возможность его грамотно распределить. Такой тип обучение хорошо подходит интровертам, для которых общение может создавать лишний стресс во время учебы. При этом у ребенка вырабатывается самостоятельность и ответственность за собственное обучение. Самый главный минус дистанционного обучения в том, что техника не идеальна. Далеко не у всех и не всегда нет хорошего интернета. И часто приложения зависают, что осложняет процесс коммуникации. Нужен высокий уровень самоорганизации и мотивации на деятельность, чтобы урок/пара прошли эффективно. Дома учиться труднее еще и потому, что вокруг много разных отвлекающих факторов (телевизор, интернет, еда, родственники и т.д.)».

«Я считаю, что есть плюс в том, чтобы самим планировать свое время. Огромным плюсом является то, что связаться с преподавателями намного проще с помощью смс, соцсетей, скайпа. Экзамены и зачеты в дистанционной форме проходят спокойно и в комфортной обстановке. У преподавателей есть возможность подходить индивидуально к каждому студенту. Одним из минусов является отсутствие практики, которая очень необходима в будущей работе».

«Для меня дистанционное обучение - это проверка на прочность, мы привыкаем к новым условиям и стараемся показывать высокие результаты, несмотря на трудности. Плюсы: мы обязаны выполнять те или иные задания в рамках учебной программы, но, несмотря на это, люди чувствуют себя более свободными (в том числе я); намного комфортнее заниматься учебой дома; техническое развитие, за период карантина мы освоили столько технических программ, которые в иных ситуациях не освоили бы еще много лет; экономия времени, которое раньше тратили на дорогу. Минусы дистанционного обучения: мы определенно портим свое здоровье, зрение; недостаток живого общения; некоторые темы очень тяжело разобрать самостоятельно; проблемы с технической частью и не у всех есть возможность приобрести себе несколько технических устройств для комфортной работы».

Далее мы предлагали студентам проанализировать ситуацию дистанционного обучения с точки зрения ее влияния на познавательную сферу (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь); эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, воля); психические состояния (стресс, тревога, депрессия, состояние сенсорного голода, одиночества) и личностную сферы (темперамент, характер, способности,

направленность личности) психической жизни человека (позитивный и негативный опыт). Приведем некоторые ответы студентов очной форм обучения по специальности 44.03.04 -Профессиональное обучение (по отраслям), профиль подготовки «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»:

«Если говорить о дистанционном обучении с точки зрения влияния на познавательную сферу, то, безусловно, можно выделить плюсы. Человек сам изучает информацию, ищет для себя дополнительные сведения, ему нужно заниматься самодисциплиной. К тому же, благодаря такому формату обучения, у людей есть больше свободного времени, и они сами способны выбирать, в какое время они более продуктивны и способны на выполнение конкретной задачи. По моему мнению, самостоятельное изучение материала способствует лучшему запоминанию и пониманию, а также развивает мышление, воображение, помогает искать нестандартные решения проблемы. Но есть несколько отрицательных моментов. Они касаются социализации человека. На дистанционном обучении человек становится более замкнутым и одиноким. Ему не хватает живого общения со своими сверстниками и учителями, он проводит слишком много времени в интернете. Отсюда вытекает и ряд других проблем: повышенная тревожность, ухудшение зрения и режима сна. Я считаю, что уместнее всего было бы ввести смешанный формат обучения, чтобы люди могли сами распределять ресурсы времени на те вещи, которые для них нужнее, при этом не лишаясь общения с людьми».

«Дистанционное обучение, с одной стороны, помогает школьникам и студентам развивать самостоятельность, так как приходится читать лекции, самостоятельно разбираться со сложными вопросами, что обеспечивает лучшее запоминание и освоение материала. В то же время есть и множество недостатков в данном типе обучения. Во-первых, из-за того, что ученик большинство своего времени проводит дома, у него появляется дефицит общения, что неблагоприятно влияет на психику человека, приводя его к депрессивным состояниям. Кроме того, студент обязан выполнять самостоятельно гораздо больший объём работ, поэтому ему не всегда удаётся правильно распределить своё время. Следовательно, человек не может полноценно отдохнуть от работы, что приводит к перенагружению и постоянному стрессу».

«Влияние дистанционного обучения на познавательную сферу: дистанционный режим невыигрышно сказывается на развитии ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, речи и мышления, т.к. обучающиеся всегда окружены источниками информации и обладают моментальным доступом к поиску необходимой информации; эмоционально-волевую сферу: дистанционное обучение стимулирует развитие самодисциплины, самоконтроля, тайм-менеджмента, организованности, умения расставлять приоритеты у студента. Но разобщенность, отсутствие контактов со сверстниками, отсутствие физической активности негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии; психические состояния: студент может испытывать стресс, тревогу, депрессию, состояние сенсорного голода, одиночества в той или иной мере в виду отсутствия коллективной поддержки, взаимодействия с единомышленниками; личностную сферу: во время дистанционного режима развиваются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения. Но он негативно влияет на развитие социально-коммуникативных навыков».

Как справедливо подчеркивают исследователи (Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Т.Э. Петрова, Р.В. Пырма, А.А. Азаров и др.), «значительная часть современных российских

школьников и студентов выражает неудовлетворённость цифровой инфраструктурой школ и высших учебных заведений» [2, с. 10]. Наше исследование показало, и это отмечают респонденты, что существуют негативные последствия реализации дистанционного обучения, которые угрожают психологической безопасности участников образовательного процесса:

1) риски, связанные с проблемами физического, психического и психологического здоровья. Значительное увеличение времени работы за компьютером вызывает переутомление, усугубляя проблемы со зрением, слухом, осанкой, заболеваниями легких и бронхов. Трудности в восприятии потребляемого учебного контента связаны с недостаточным уровнем усвоения учебного материала, большим объемом информации, отсутствием обратной связи с педагогом, необходимостью самостоятельно разбираться в сложных темах, объективной невозможностью сделать «все вовремя». Возникающие при этом «признаки нервно-психического напряжения в первую очередь будут проявляться в пониженном фоне настроения, тревоге, недовольстве собой, раздражении по отношению к окружающим» [7];

2) риски, связанные с ослаблением или утратой навыков межличностной коммуникации. Виртуальная среда стирает социальные рамки, «обезличивая» людей разного возраста, статуса, пола: «невозможно сквозь пустоту «ников» и черноту экрана дисплея проявить эмпатийные тенденции, пойти на компромисс в конфликтных ситуациях, научить навыкам дистанцированного общения «ученик - педагог», трезвого принятия критики, сдерживания чувств и эмоций, отработать навыки полоролевого поведения» [6]. Нельзя забывать о том, что именно школа, колледж, вуз как социальные институты помогают взрослеющему человеку выработать навыки социального взаимодействия, овладеть «средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира» [9];

3) риски нарушения: «конфиденциальности (нелегитимное распространение личной информации); целостности образовательного контента (несоответствие требованиям ФГОС или другой нормативной документации); доступности к цифровой образовательной среде (образовательная монополия), аутентичности информации (возможность субъекта выдавать себя за другого пользователя с целью незаконного изменения контента, мошеннических действий); неотказуемости (возможность отказа от того, что был факт создания, передачи, получения информации); авторского права (случаи плагиата)» [6].

К проблеме минимизации рисков онлайн-обучения можно отнести развитие у всех субъектов образования «способности сохранять в неблагоприятных ситуациях стабильный уровень психологического и физического функционирования, выходить из таких ситуаций без стойких нарушений, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям» [18]. Фактором психологической резилентности («резильентность» от англ. «resilience» -упругость, эластичность), по С. Мадди и А.С. Мастен, выступает жизнестойкость, ответственная за успешное преодоление личностью жизненных трудностей [13; 17; 18]. Жизнестойкость отражает следующие жизненные установки: «вовлеченность в происходящее»; интернальный локус контроль в противоположность ощущению собственной беспомощности; принятие риска как убежденность в том, что за счет знаний, извлекаемых из позитивного или негативного опыта, происходит развитие личности; самовозвышение как нереалистичные и чрезмерно позитивные предубеждения относительно себя самого; репрессивный копинг как склонность избегать негативных мыслей, эмоций и

воспоминаний; позитивные эмоции и смех. Как подчеркивают Н.И. Дунаева и П.А. Егорова, «преодоление трудностей и осознанное принятие дистанционных форм обучения связано с развитием личностных качеств, среди которых сопротивляемость будет наиболее релевантна возможностям позитивного преодоления» [4].

К способам минимизации выявленных рисков относятся маркировка и цензура возрастного и учебного контента, например, образовательные платформы Дневник.ру, Учи.ру, Тотальный диктант, Яндекс.Учебник, ИнтернетУрок, Skyeng. На основе концепции безопасной коммуникативно-образовательной среды (Л.А. Баевой) для профилактики рискогенных последствий и формирования цифровой культуры поведения разработаны руководства для педагогов, учащихся и родителей; учебные модули «Этика и безопасность в цифровой среде» для системы среднего и высшего образования [1].

Именно в данном контексте мы просили студентов ответить на вопрос: «Какие советы родителям во время дистанционного обучения детей может дать педагог?» Приведем некоторые ответы студентов заочной формы обучения по специальности 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология и педагогика начального образования», «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и социальная педагогика»:

«Старайтесь придерживаться режима дня. Не отказывайтесь по утрам от зарядки, если никогда не делали, то начните! Совместно с ребенком составьте план работы на день, распределите время для учебы и отдыха. Оборудуйте место для учебы. Высыпайтесь. Недосыпание снижает иммунные функции организма и делает вас более уязвимыми к вирусам. Работа по выполнению заданий должна быть не больше 30 минут. А во время перерыва делайте гимнастику для глаз. Свободное от занятий время используйте для самообразования, хобби, творческих дел. Несмотря на то, что общение происходит с использованием интернета, найдите время для "живого" общения с близкими».

«Постарайтесь правильно организовать учебное пространство; рядом с компьютером должно быть достаточно места для записи в тетрадь, и все необходимое должно быть в зоне доступа; рабочее место должно быть защищено от детей и домашних животных. Постарайтесь вести себя спокойно и сдержанно. Постарайтесь сохранить учебную атмосферу: соблюдать расписание, стараться не пропускать онлайн-уроки, участвовать в обсуждении, решать онлайн-тесты и упражнения. Поддерживайте, хвалите и поощряйте ребенка в процессе дистанционного обучения, в конце каждого дня обсуждайте с ребенком, что получилось, а что пока нет, обращайте внимание на все трудности, с которыми сталкивается ваш ребенок, пусть дети общаются с одноклассниками».

Обсуждение и заключения

Масштабный проект создания электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) на базе платформ Moodle, Edu, MOOC («massive online open course» - массовые открытые онлайн-курсы) в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина стартовал с 2012 года в рамках модернизации системы высшего образования. Полученные результаты уже сегодня позволяют рассматривать ЭИОС как минимизирующую риски онлайн-обучения: создание единой системы аутентификации пользователей; включенность онлайн-курсов как равноправных составных частей в образовательные программы; разработка многочисленных электронных учебно-

методических комплексов (ЭУМК) по программам высшего, среднего и дополнительного образования; создание системы экспертной/пользовательской оценки качества предлагаемых курсов; подготовка и обучение преподавателей по программам информационно-коммуникационных технологий ИКТ [12]. Подобная цифровая образовательная среда способна не только обеспечить обучающихся качественным образовательным контентом на всех уровнях обучения (довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное образование); но и реализовать принцип индивидуализации обучения путем создания «индивидуального образовательного маршрута» в системе непрерывной профессиональной подготовки педагога.

Список использованных источников

1. Баева Л.В. Оценка влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека и разработка системы безопасной коммуникативно-образовательной среды. URL: https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14007 (дата обращения: 06.09.2021)

2. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №12. С. 9-22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №3. С. 1. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-1.

4. Дунаева Н.И., Егорова П.А. Сопротивляемость личности трудностям в период обучения в дистанционном формате // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №2. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-8.

5. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетеность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Вып. 22, №3. С. 61-73. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-61-73.

6. Лебедева О.В., Никитина А.А., Калинина И.В. Развитие навыков психологической резильентности обучающихся в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. С. 289-292.

7. Лебедева О.В., Повшедная Ф.В., Карабущенко Н.Б. Возможности развития саморегуляции студента-будущего педагога в условиях современного педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activties/vestnik (дата обращения: 29.08.2021).

8. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. 33 с.

9. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №1(9). URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik (дата обращения: 01.08.2021).

10. Современная цифровая образовательная среда в РФ. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 09.08.2021).

11. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения Y в образовательном пространстве современной России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. Вып. 8, №3(36). С. 90-106. DOI: 10.7441/joc.2016.03.06.

12. Электронная информационно-образовательная среда Мининского университета. URL: https://ya.mininuniver.ru/sdo (дата обращения: 01.08.2021).

13. American Psychological Association. The Road to Resilience. 2014. Available at: http://www.apa.org/helpcenter/roadresilience.aspx (accessed: 06.08.2021).

14. Bates A.W.T. Teaching in a digital age: Guidelines for designing teaching learning // Glokalde. 2015. Vol. 1, no. 3. Available at: https://teachonline.ca/sites/default/files/pdfs/teaching-in-a-digital-age 2016.pdf (accessed: 03.08.2021).

15. Borges N.J., Manuel R.S., Elam C.L., Jones B.J. Differences in motives between Millennial and Generation X medical students // Medical education. 2010. Vol. 44, no. 6. Pp. 570-576. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2010.03633.x.

16. Lai K.W., Hong K.S. Technology use and learning characteristics of students in higher education: Do generational differences exist? // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46, no. 4. Pp. 725-738. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12161.

17. Masten A.S. Ordinary Magic. Resilience Processes in Development // American Psychologist. 2011. Vol. 56, no. 3. Pp. 227-238.

18. What is Resilience and Why is it Important to Bounce Back? Available at: https://positivepsychology.com/what-is-resilience/ (accessed: 06.08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Baeva L.V. Assessment of the impact of digitalization of educational and social space on a person and development of a system of safe communication and educational environment. Available at: https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14007 (accessed: 06.09.2021). (In Russ.)

2. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.YU., Petrova T.E., Pyrma R.V., Azarov A.A. The digital environment of the leading universities of the world and the Russian Federation: the results of a comparative analysis of these sites. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, vol. 28, no. 12, pp. 922, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22. (In Russ.)

3. Vajndorf-Sysoeva M.E., Pchelyakova V.V. Prospects for the use of digital footprint in educational and scientific processes. VestnikMininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 1, doi: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-1. (In Russ.)

4. Dunaeva N.I., Egorova P.A. Resistance of the individual to difficulties during the period of distance learning. Vestnik Mininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 2, doi: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-8. (In Russ.)

5. Kalimullina O.V., Trocenko I.V. Modern digital educational tools and digital competence: analysis of existing problems and trends. Otkrytoe obrazovanie, 2018, issue 22, no. 3, pp. 6173, doi: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-61-73. (In Russ.)

6. Lebedeva O.V., Nikitina A.A., Kalinina I.V. Development of the skills of psychological resilience of students in the conditions of distance learning. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020. no. 69-3, pp. 289-292. (In Russ.)

7. Lebedeva O.V., Povshednaya F.V., Karabushchenko N.B. Opportunities for the development of self-regulation of a student-future teacher in the conditions of a modern pedagogical university. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 2. Available at: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activties/vestnik (accessed: 29.08.2021). (In Russ.)

8. Panyukova S.V. Digital tools and services in the work of a teacher: teaching aid. Moscow, Publishing house "Pro-Press", 2020. 33 p. (In Russ.)

9. Povshednaya F.V., Lebedeva O.V. Features of the perception of the phenomenon of "psychological health" by students of a pedagogical university. Vestnik Mininskogo

universiteta, 2015, no. 1(9). Available at:

http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik (accessed: 01.08.2021). (In Russ.)

10. Modern digital educational environment in the Russian Federation. Available at: http://neorusedu.ru/about (accessed: 09.08.2021). (In Russ.)

11. Sultanov K.V., Voskresenskij A.A. Features and problems of generation Y in the educational space of modern Russia. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 2015, issue 8, no. 3(36), pp. 90-106, doi: 10.7441 / joc.2016.03.06. (In Russ.)

12. Electronic information and educational environment of Minin University. Available at: https://ya.mininuniver.ru/sdo (accessed: 01.08.2021). (In Russ.)

13. American Psychological Association. The Road to Resilience. 2014. Available at: http://www.apa.org/helpcenter/roadresilience.aspx (accessed: 06.08.2021).

14. Bates A.W.T. Teaching in a digital age: Guidelines for designing teaching learning. Glokalde, 2015, vol. 1, no. 3. Available at: https://teachonline.ca/sites/default/files/pdfs/teaching-in-a-digital-age 2016.pdf (accessed: 03.08.2021).

15. Borges N.J., Manuel R.S., Elam C.L., Jones B.J. Differences in motives between Millennial and Generation X medical students. Medical education, 2010, vol. 44, no. 6, pp. 570-576, doi: http://dx.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2010.03633.x.

16. Lai K.W., Hong K.S. Technology use and learning characteristics of students in higher education: Do generational differences exist? British Journal of Educational Technology, 2015, vol. 46, no. 4, pp. 725-738, doi: https://doi.org/10.1111/bjet.12161.

17. Masten A.S. Ordinary Magic. Resilience Processes in Development. American Psychologist, 2011, vol. 56, no. 3, pp. 227-238.

18. What is Resilience and Why is it Important to Bounce Back? Available at: https://positivepsychology.com/what-is-resilience/ (accessed: 06.08.2021).

© Лебедева О.В., Повшедная Ф.В., 2021

Информация об авторах Лебедева Оксана Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7298-127X, e-mail: lebedeva-oksana.nn@yandex.ru.

Повшедная Фаина Викторовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5767-6226, e-mail: povshedfv@yandex.ru.

Information about the authors Lebedeva Oksana V. - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7298-127X, e-mail: lebedeva-oksana.nn@yandex.ru. Povshednaya Faina V. - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of General and Social Pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny

Novgorod, Russian Federation, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5767-6226, e-mail: povshedfv@yandex.ru

Вклад соавторов

Лебедева Оксана Валерьевна - подготовка первого варианта текста статьи; проведение эксперимента; сбор эмпирических данных в группах испытуемых, анализ полученных результатов, оформление, компьютерные работы.

Повшедная Фаина Викторовна - научное руководство; теоретический анализ литературы по проблеме исследования, критический анализ и доработка окончательного варианта текста;

Contribution of authors Lebedeva Oksana V. - preparation of the first version of the text of the article; conducting an experiment; collection of empirical data in groups of subjects, analysis of the results obtained, design, computer work.

Povshednaya Faina V. - scientific guidance; theoretical analysis of the literature on the research problem, critical analysis and revision of the final version of the text;

Поступила в редакцию: 31.07.2021 Принята к публикации: 05.10.2021 Опубликована: 12.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.