Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВРАЧ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пухарева Т. С., Шутова Я. А.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования осмысленности жизни и ответственности медицинских работников. В диагностических процедурах использованы «тест смысложизненных ориентаций» и «многомерно функциональная диагностика ответственности (ОТВ-110)» [2, 10]. В результате исследования выявлено, что респонденты отличаются высоким уровнем осмысленности жизни, воспринимают собственную жизнь продуктивной, ориентированы на достижение целей и результативность. Показано, что медицинские работники имеют целостное представление о сущности и различных аспектах ответственности, серьезно относятся к выполнению трудных и важных заданий, интернально реагируют на возможные неудачи в профессиональной деятельности, чутко относятся к трудностям и проблемам других людей. Установлены связи смысложизненных ориентаций и параметров ответственности респондентов. В заключении констатируется, что результаты исследования могут оказаться полезными при прогнозировании повышения профессиональной эффективности медицинских работников и планировании возможностей их дальнейшего профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PARAMETERS OF LIFE MEANINGFULNESS AND RESPONSIBILITY OF MEDICAL WORKERS

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the meaningfulness of life and responsibility of medical workers. The diagnostic procedures used «the test of life-meaning orientations» and «Multidimensional functional diagnostics of responsibility (OTV-110) » [2, 10]. As a result of the study it was revealed that respondents are distinguished by a high level of meaningfulness of life, perceive their own life as productive, focused on achieving goals and effectiveness. It is shown that medical workers have a holistic understanding of the essence and various aspects of responsibility, are serious about performing of difficult and important tasks, react internally to possible failures in their professional activities, are sensitive to the difficulties and problems of other people. Connections of life-meaning orientations and parameters of respondents’ responsibility are established. In conclusion, it is stated that the results of the study may be useful in predicting the improvement of the professional efficiency of medical workers and planning opportunities for their further professional growth.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

= СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

УДК 159.99 DOI 10.26425/1816-4277-2023-2-196-203

Взаимосвязь параметров осмысленности жизни и ответственности медицинских работников

Пухарева Татьяна Сергеевна

Канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и социологии управления ORCID: 0000-0002-2833-1034, e-mail: puchareva@bk.ru

Шутова Яна Алексеевна

Студент магистратуры ORCID: 0000-0002-3446-6269, e-mail: bogachevadv@mail.ru

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования осмысленности жизни и ответственности медицинских работников. В диагностических процедурах использованы «тест смысложизненных ориентации» и «многомерно функциональная диагностика ответственности (ОТВ—110)» [2, 10]. В результате исследования выявлено, что респонденты отличаются высоким уровнем осмысленности жизни, воспринимают собственную жизнь продуктивной, ориентированы на достижение целей и результативность. Показано, что медицинские работники имеют целостное представление о сущности и различных аспектах ответственности, серьезно относятся к выполнению трудных и важных заданий, интернально реагируют на возможные неудачи в профессиональной деятельности, чутко относятся к трудностям и проблемам других людей. Установлены связи смысложизненных ориентаций и параметров ответственности респондентов. В заключении констатируется, что результаты исследования могут оказаться полезными при прогнозировании повышения профессиональной эффективности медицинских работников и планировании возможностей их дальнейшего профессионального роста.

Ключевые слова

Осмысленность жизни, смысложиз-ненные ориентации, ответственность, направленность личности, саморегуляция, профессиональные качества, профессиональная деятельность, врач, медицинский персонал

Для цитирования: Пухарева Т.С., Шутова Я.А. Взаимосвязь параметров осмысленности жизни и ответственности медицинских работников// Вестник университета. 2023. № 2. С. 196—203.

© Пухарева Т.С., Шутова Я.А., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

CURRENT TRENDS IN PSYCHOLOGY

The relationship between the parameters of life meaningfulness and responsibility of medical workers

Tatyana S. Pukhareva

Cand. Sci. (Psy.), Assoc. Prof. at the Department of Social Psychology and Sociology of Management ORCID: 0000-0002-2833-1034, e-mail: puchareva@bk.ru

Yana A. Shutova

Graduate student ORCID: 0000-0002-3446-6269, e-mail: bogachevadv@mail.ru

Kuban state university, Krasnodar, Russia

Abstract

The article presents the results of a theoretical and empirical study of the meaningfulness of life and responsibility of medical workers. The diagnostic procedures used «the test of life-meaning orientations» and «Multidimensional functional diagnostics of responsibility (OTV—110) » [2, 10]. As a result of the study it was revealed that respondents are distinguished by a high level of meaningfulness of life, perceive their own life as productive, focused on achieving goals and effectiveness. It is shown that medical workers have a holistic understanding of the essence and various aspects of responsibility, are serious about performing of difficult and important tasks, react internally to possible failures in their professional activities, are sensitive to the difficulties and problems of other people. Connections of life-meaning orientations and parameters of respondents' responsibility are established. In conclusion, it is stated that the results of the study may be useful in predicting the improvement of the professional efficiency of medical workers and planning opportunities for their further professional growth.

Keywords

Meaningfulness of life, life-meaning orientations, responsibility, personality orientation, self-regulation, professional qualities, professional activity, doctor, medical staff

For citation: Pukhareva T.S., Shutova Y.A. (2023) The relationship between the parameters of life meaningfulness and responsibility of medical workers. Vestnik universiteta, no. 2, pp. 196—203.

© Pukhareva T.S., Shutova YA., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы, связанные с проблемами осмысленности жизни и ответственности личности в профессиональной деятельности, актуализируются в периоды социальных и политико-экономических изменений. Так, обстоятельства, связанные с распространением и последствиями коронавирусной инфекции в мире и в нашей стране, усилили внимание государства, общественности и специалистов разного научного профиля к ценности труда медиков в силу профессии ответственных за здоровье и жизнь людей. Поскольку ответственность выступает приоритетной ценностью сотрудников здравоохранения, очевиден интерес и психологической науки к пониманию механизмов, обуславливающих ответственное отношение медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей и своей жизни в целом.

Цель исследования — изучение параметров осмысленности жизни и ответственности, их взаимосвязи у медицинских работников. Для достижения цели последовательно решались следующие задачи: во-первых, проанализированы научные работы, раскрывающие вопросы осмысленности и ответственности в жизни; во-вторых, проведено эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций и ответственности медицинских работников; в-третьих, на основе эмпирического и статистического анализа выявлены взаимосвязи между параметрами этих личностных конструктов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Теоретико-методологические основы исследования — идеи и концептуальные положения о смысле и смысложизненных ориентациях представлены в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Д.А. Леонтьева, В.Н. Чуднов-ского, А. Лэнгле, В. Франкла; об ответственности как личностном и профессиональном качестве освещается в работах С.В. Быкова, Л.И. Дементия, С.В. Карпухина, К. Муздыбаева, В.П. Прядеина и других [1—10].

Осмысленность жизни понимается как психологический конструкт, имеющий характеристики осознанности, умение ставить цели, видеть перспективы, соотносить личностные возможности с реальными жизненными отношениями и активно проявлять себя в разных сферах жизнедеятельности. В работах подчеркивается, что осмысленность жизни расширяет ее горизонты, позволяет осознанно и ответственно выстраивать линии собственного поведения в разных сферах жизни [2, 4, 5].

Категория осмысленности жизни тесно связана с понятием смысла жизни, находящимся в центре внимания как теоретически, так и практически ориентированных психологов. В логотерапии или учении о смысле жизни В. Франкла смысл трактуется как наиболее ценная возможность, ведущая и направляющая сила жизни человека. В любой ситуации, согласно автору, человек стремится к смыслу, который неповторим и уникален. Смысл сокрыт в каждой жизненной ситуации и основная задача человека — осуществить смысл и ценности в жизни на основе свободного принятия решений [5]. А. Лэнгле подчеркивает, что смысл помогает определить курс жизни в конкретных сложившихся обстоятельствах, а осмысленная жизнь означает выполнение своих непосредственных задач [4]. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл в жизни как фактор активности и поведения человека, подчеркивая, что смысл порождается реальными отношениями, которые связывают человека с объективной действительностью и зависит от деятельности, которой порождается и в которой изменяется [2].

На наш взгляд, в настоящее время проведено немного психологических исследований ответственности, хотя вопросы об ответственном поведении широко рассматриваются в юриспруденции, социологии, этике. К. Муздыбаев рассматривает ответственность как психологическое свойство личности, выражающееся в честности, справедливости, принципиальности, готовности отвечать за последствия своих действий. Автор также указывает на то, что понятие «ответственность» соотносится с выполнением обязанностей, долга и неизбежностью отчитываться за это [9]. Таким образом, суть ответственности лежит в понимании личностью социальной значимости своего поведения и деятельности. В.П. Прядеин подчеркивает, что ответственность связана с осознанием субъектом соотношения прав и обязанностей, свободы и несвободы одновременно, с моральным выбором [10]. Ответственность — качество личности, имеющее самостоятельную ценность, благодаря которому человек начинает быть адаптивным и решать жизненные задачи на основе чувства совести.Профессиональная ответственность как вид ответственности отражает отношение субъекта профессиональной деятельности к ее содержанию и результатам, к другим людям и к самому себе в профессиональной сфере жизни. Профессиональная ответственность подразумевает активность личности в реализации профессиональных обязанностей и решении

профессиональных задач. В контексте нашего исследования отметим, что профессиональная ответственность как личностное качество и одновременно требование профессии медицинских работников исследуется мало. Вместе с тем авторы, исследующие личность медицинского специалиста, констатируют, что их ответственное отношение обусловлено в значительной мере следующими качествами: решительностью рисковать и способностью к принятию нестандартных выборов, а также стремлением к успеху и просчету вероятных негативных последствий [11, 12].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эмпирическом исследовании приняли участие медицинские работники в количестве 40 человек, из них 77% женщины и 23% мужчины, имеющих высшее или среднее медицинское образование. Возраст респондентов — от 20 до 53 лет. В опросе участвовали медицинские работники из г. Москвы, г. Краснодара и Краснодарского края, г. Калининграда и г. Нижнего Новгорода.

В обследовании использованы «тест смысложизненных ориентацию» (Д.А. Леонтьев) и «Многомерно функциональная диагностика ответственности (ОТВ—110)» (В.П. Прядеин совместно с О.В. Мухлыни-ной). Согласно данному виду диагностики стремление субъекта к реализации ответственности выражается в двух аспектах: инструментально-стилевом (субъект стремится к выполнению ответственных дел) и содержательно-смысловом (субъект стремится быть ответственным, чтобы не подвести других людей). Статистический анализ осуществлен с помощью IBM SPSS Statistics 23.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассмотрим результаты диагностики осмысленности жизни и ее структурных компонентов (табл. 1).

Таблица 1

Средневыборочные показатели смысложизненных ориентаций и осмысленности жизни респондентов

Параметры осмысленности жизни Среднее значение,баллы Стандартное отклонение,баллы

Цели 34,67 7,4

Процесс 30,95 6,8

Результат 26,72 5,6

Локус контроля-Я 21,45 5,2

Локус контроля-жизнь 32,65 6,9

Общий показатель осмысленности жизни 146,45 29,5

Составлено авторами по материалам исследования

Соотнесение полученных результатов с данными авторов методики позволяет констатировать, что у респондентов доминируют показатели ориентированности на цели в жизни (средний балл — 34,67), результативность жизни (26,72), локус контроля — жизнь (32,65).

Респондентов можно охарактеризовать как целеустремленных, удовлетворенных самореализацией и продуктивностью жизни, убежденных в ее управляемости. В целом опрошенные демонстрируют высокий уровень осмысленности жизни: воспринимают свою жизнь интересной, насыщенной, продуктивной и наполненной смыслом, имеют твердую уверенность в том, что могут свободно принимать жизненные решения и реализовать их в дальнейшем.

В табл. 2 показана выраженность общих показателей ответственности медицинских работников. Преобладающими являются активность и регуляция как составляющие ответственности.

Респонденты деятельны, активны в общении и совместной работе, включены в различного рода занятость, адаптивны к изменяющимся условиям трудовой деятельности и жизни в целом.

Ниже в табл. 3 представлены средневыборочные результаты исследования ответственности респондентов. Наиболее выраженными являются такие параметры, как динамическая эргичность (средний балл — 26,65), эмпатия к близким (26,3), результат субъектный (25,87), регуляторная интернальность (25,85), эмпа-тия к окружающим (25,60), взятие ответственности на себя (25,45) и когнитивная осмысленность (25,15).

Таблица 2

Средневыборочные параметры (общие показатели) ответственности респондентов

Общие показатели ответственности Среднее значение (баллы) Стандартное отклонение (баллы)

Активность 95,45 9,204

Направленность 82,25 11,199

Регуляция 88,1 9,038

Составлено авторами по материалам исследования

Согласно данным, респонденты четко осознают и понимают основу ответственного поведения, имеют глубокое и целостное представление о качестве ответственности и ее сути. Опрошенные характеризуются самостоятельным, без дополнительного контроля и неоднократно подтвержденным на практике, тщательным выполнением трудных и ответственных заданий, отличаются независимостью от внешних обстоятельств при выполнении ответственных дел и не склонны искать себе оправдательные причины при допущенных ошибках. Также респонденты умеют сопереживать и соучаствовать в решении проблем близких людей и ориентированы на посильную помощь окружающим, стараются ответственно решать задачи, связанные с личностным благополучием, самореализацией и развитием различных сторон своей индивидуальности. В целом опрошенные медицинские работники эмоционально позитивно относятся к ответственным задачам и делам. В процессе их выполнения у респондентов появляются положительные праксические чувства.

Таблица 3

Средневыборочные параметры ответственности респондентов

Параметры ответственности Среднее значение (баллы) Стандартное отклонение (баллы)

Динамическая эргичность 26,65 3,505

Динамическая аэргичность 18,82 4,408

Мотивация сопиоцентрическая 22,57 4,230

Мотивация эгоцентрическая 17,87 4,620

Когнитивная осмысленность 25,15 4,441

Когнитивная осведомленность 16,65 5,107

Результат предметный 24,32 3,970

Результат субъектный 25,87 4,863

Эмоциональность стеническая 24,42 4,940

Эмоциональность астеническая 21,85 5,294

Регуляторная интернальность 25,85 2,957

Регуляторная экстернальность 15,97 4,633

Трудности личностные 19,42 6,433

Трудности операциональные 17,77 4,388

Стремления инструментально-стилевые 22,52 4,580

Стремления содержательно-смысловые 21,9 4,137

Интуиция 21,12 4,740

Экстраполяция 24,97 3,475

Эмпатия к близким 26,3 3,639

Эмпатия к окружающим 25,6 4,872

Взятие ответственности на себя 25,45 4,657

Составлено авторами по материалам исследования

С помощью корреляционного анализа были выявлены связи параметров осмысленности жизни и ответственности респондентов. Цели в жизни умеренно положительно коррелируют с такими параметрами ответственности, как динамическая эргичность, предметный результат, инструментально-стилевые

стремления, социальная ответственность, субъектный результат, активность, а умеренно отрицательно — с таким параметром, как личностные трудности. Из этого следует, что направленность на будущее и целеустремленность респондентов связаны с самостоятельностью, стремлением к выполнению ответственных задач, серьезным отношением к трудовым обязанностям, добросовестностью в выполнении дел социального характера. Достижение жизненных целей респондентами предопределяется качествами точности, пунктуальности и исполнительности, т.е. высоким уровнем интернальности в сфере социальных отношений, а также инициативностью и умением анализировать и подытоживать дела, касающиеся личностного благополучия и самореализации. При этом эмоциональные состояния респондентов, такие как, сниженное настроение или неуверенность, не являются препятствием к ответственному решению задач и воплощению планов.

Ориентация на процесс жизни умеренно положительно взаимосвязана со следующими параметрами: динамическая эргичность, инструментально-стилевые стремления, эмпатия к окружающим; и умеренно отрицательно с такими параметрами как: астеническая эмоциональность и операциональные трудности. Таким образом, интерес к жизни, ее насыщенности и протеканию у респондентов положительно коррелирует с надежностью при выполнении важных дел и принятием ответственных задач, а также с умением сопереживать другим и оказывать им посильную помощь в разрешении проблем. Чем больше удовлетворительных эмоций получают испытуемые от процесса жизни, тем меньше им свойственны отрицательные переживания в ситуациях ответственной зависимости, а возможность порицания не оценивается как существенный фактор, влияющий на завершение ответственного задания.

Фокусировка на результат и самореализацию в жизни умеренно положительно связана с такими параметрами, как: динамическая эргичность, субъектный результат, инструментально-стилевые стремления, эмпатия к окружающим. Умеренные отрицательные связи выявлены со следующими параметрами: динамическая аэргичность, астеническая эмоциональность, личностные трудности, операциональные трудности. Результативность жизни и ощущение ее продуктивности связаны у респондентов с личностными качествами обязательности, активности и самостоятельности, со стремлением к ответственности в содержательно-смысловом контексте. Удовлетворенность прожитой частью жизни обусловлена оценкой значимости результатов ответственной деятельности и умением откликаться на проблемы окружающих людей. Респондентам, положительно оценивающим пройденный отрезок жизни, свойственны адаптированность, отсутствие негативных переживаний в ситуациях ответственной зависимости, привычка не откладывать ответственные задания на последний момент и завершать работу даже при возможности ее негативной оценки со стороны других.

Локус контроля «Я» умеренно положительно связан с параметрами: субъектный результат, инструментально-стилевое стремление, динамическая эргичность, эмпатия к окружающим; умеренные отрицательные связи выявлены с параметрами: астеничность, личностные трудности, динамическая аэргичность. Таким образом, представление респондентов о силе своего «Я» связаны с качествами самостоятельности и эмпатийного отношения к окружающим, с умением принимать ответственность и выполнять обещания, с ориентацией на всестороннее личностное развитие. Уверенность респондентов в себе обратно коррелирует с негативным отношением к ответственным делам и сниженным настроением в ситуациях ответственной зависимости.

Локус контроля «жизнь» имеет умеренные положительные связи с параметрами: инструментально-стилевое стремление, эмпатия к окружающим, эргичность, субъектность; отрицательно связан с показателем астеничности. Представление опрошенных об управляемости жизнью и том, что человек может самостоятельно контролировать свою жизнь, соотносится со стремлением к личностному благополучию, обязательностью в отношениях и поступках, активной позицией при распределении ответственных задач, чутким отношением к трудностям окружающих и умением управлять эмоциями при возможных неуспехах в ответственном деле.

ВЫВОДЫ

Таким образом, картина эмпирического исследования показывает, что опрошенные ответственно и осмысленно решают жизненные и профессиональные задачи, эмоционально и позитивно относятся к важным и ответственным делам, проявляют эмпатию и содействие в разрешении проблем других людей. Учет выявленных взаимосвязей между параметрами осмысленности жизни и ответственности может быть полезен при прогнозировании повышения профессиональной эффективности медицинских

работников и планировании возможностей их дальнейшего профессионального роста. В целом проблема смысложизненных ориентаций и ответственности специалистов медицинского профиля требует

дальнейших исследований, дополнений и уточнений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Общие подходы к изучению личности/К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Славская, Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева // Педагогика и психология образования.2018; 4: 178190 с. https://cyberleninka.ru/article/n/ obschie-podhody-k-izucheniyu-lichnosti (дата обращения: 25.12.2022).

2. Леонтьев Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт / Д.А. Леонтьев // Мир психологии. 2014; 1(77). С. 104 -117.

3. Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского / Под ред. Поповой Т.А. и др. Москва, изд-во «Смысл». 2021. 676 с.

4. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни / А. Лэнгле. — Москва, изд-во «Генезис». 2018. 144 с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл — Москва, Прогресс, 2012. 366 с.

6. Быков С.В. Психология профессиональной ответственности: Монография. / С.В. Быков. Харьков, изд-во «Гуманитарный центр», 2021. 140 с.

7. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Психология ответственности в работах ученых Омского государственного университета: история, результаты, перспективы исследования / Л.И. Дементий, О.Ю. Гроголева // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020; №1. С. 11- 23.

8. Карпухин С.В. Социальная ответственность как философская проблема / С.В. Карпухин // Актуальные вопросы формирования высокой профессиональной и социальной ответственности в деятельности органов и учреждений Минюста России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт Петербург, 2014. С. 1519.

9. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. — Москва, изд-во «URSS». 2010. 240 с.

10. Прядеин В.П., Кожевников Н. В. Ответственность, ответственная зависимость и профессиональная деформация у сотрудников правоохранительных органов / В.П. Прядеин, Н.В. Кожевников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006; 3 (27). С. 81-83.

11. Кашапов М.М., Солодчук, О.Н. Динамика Личностных качества врача на этапах профессионализации / М.М. Кашапов, О.Н. Солодчук // Коллекция гуманитарных исследований, 2017; 1(4) С. 6683.

12. Ясько Б.А., Казарин, Б.В., Остроушко, М.Г. Динамика организационных ценностей медицинских работников в условиях пандемии COVID-19/Б.А. Ясько, Б.В. Казарин, М.Г. Остроушко // Психология управления персоналом и экосистема наставничества в условиях изменения технологического уклада. Вторая международная научно-практическая конференция. Нижний Новгород. 2021. С. 268274.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. General approaches to the study of personality / K.A. Abulkhanova-Slavskaya, A.N. Slavskaya, E. A. Levanova, T. V Pushkareva // Pedagogika i psikhologiya obra%ovaniya. 2018; 4:178190 pp. https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/obschie-podhody-k-izucheniyu-lichnosti (accessed 25.12.2022). (In Russian).

2. Leontiev D.A. Semantic formation and its contexts: life, structure, culture, experience / D.A. Leontiev // The world of psychology. 2014. No. 1(77). pp. 104117. (In Russian).

3. Psychology of the meaning of life: VE. Chudnovsky school / Ed. Popova T.A. et al Moscow, publishing house "Sense". 2021. 676 p. (In Russian).

4. Langle A.A life filled with meaning. Logotherapy as a means of helping in life / A. Langle. — Moscow, Genesis Publishing House. 2018. 144 p. (In Russian).

5. Frankl V Man in search of meaning / V Frankl — Moscow, Progress, 2012. 366 p. (In Russian).

6. Bykov S. V. Psychology of professional responsibility: Monograph. / S.V Bykov. Kharkov, publishing house "Humanitarian Center", 2021. 140 p. (In Russian).

7. Dementii L.I., Grogoleva O.Yu. Psychology of responsibility in the works of scientists of Omsk State University: history, results, prospects of research / L.I. Dementii, O.Yu. Grogoleva // Vestnik Omskogo universiteta. Series: Psychology. 2020. No. 1. 11-23 (In Russian).

8. Karpukhin S.V Social responsibility as a philosophical problem / S.V Karpukhin // Topical issues of the formation of high professional and social responsibility in the activities of bodies and institutions of the Ministry of Justice of Russia. Materials of the All-Russian Scientific andpracticalconference. Saint Petersburg. 2014.1519 pp (In Russian).

9. Muzdybaev K. Psychology of responsibility / K. Muzdybaev — Moscow: Publ. House "URSS". 2010. 240 p. (In Russian).

10. Pryadein VP., Kozhevnikov N.V Responsibility, responsible dependence and professional deformation in law enforcement officers / VP. Pryadein, N.V Kozhevnikov // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2006. 3 (27) 81 83 pp (In Russian).

11. Kashapov M.M., Solodchuk, O.N. Dynamics of personal qualities of a doctor at the stages of professionalization / M.M. Kashapov, O.N. Solodchuk // Collection of humanitarian studies, 2017. №1(4) 6683 pp (In Russian).

12. Yasko B.A., Kazarin, B.V., Ostroushko, M.G. Dynamics of organizational values of medical workers in the conditions of the COVID-19 pandemic / B.A. Yasko, B.V. Kazarin, M.G. Ostroushko // Psychology of personnel management and mentoring ecosystem in the context of changing technological structure. The second international scientific and practical conference. Nizhny Novgorod. 2021. 268-274 pp (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.