Научная статья на тему 'Анализ уровня интернальности учащихся средней школы и ее связи с другими личностными характеристиками'

Анализ уровня интернальности учащихся средней школы и ее связи с другими личностными характеристиками Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
287
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / SUBJECTIVE CONTROL / INTERNALITY / SUBJECTIVE RESPONSIBILITY / LIFE-MEANING ORIENTATIONS / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Погодаева М. В., Чепурко Ю. В.

В статье обсуждается проблема становления ответственности молодых людей по отношению к своей жизни, жизни других людей, общества. Цель нашего исследования состоит в оценке уровня субъективного контроля старшеклассников и связи этого показателя с ценностносмысловыми установками личности. По шкале общей интернальности обнаружены высокие и средне-высокие показатели у большинства обучающихся во всех исследуемых группах. Максимальные показатели интернальности по всем шкалам у учащихся лицея, что говорит об их способности принимать решения и брать ответственность за результаты своей деятельности. Высокий уровень интернальности позволяет говорить о высокой ответственности, активности и самостоятельности ученика. Уровень общей интернальности, а также интернальности в области достижений и в семейных отношениях с высокой достоверностью положительно коррелирует со всеми шкалами теста смысложизненных ориентаций. Анализируя разнородность выборки по рассматриваемым показателям, мы выделили девять возможных классов, объединяющих учащихся с разными уровнями субъективного контроля и осмысленности жизни. 99,5% учащихся с высоким уровнем осмысленности жизни имеют высокий или средний уровни самоконтроля. 99% учащихся с высоким уровнем контроля обладают также высоким или средним уровнем осмысленности жизни. Проведенное исследование показало, что большинство учащихся 10-х 11-х классов имеют высокий или средний уровень осмысленности жизни, адекватно оценивают прошлое, строят планы на будущее и живут эмоционально насыщенной жизнью в настоящем. 70% респондентов имеют высокий и средне-высокий уровень субъективного контроля над событиями, происходящими в их жизни, готовы принимать самостоятельные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INTERNALITY LEVEL OF HIGH SCHOOL STUDENTS AND ITS RELATIONSHIP WITH OTHER PERSONAL CHARACTERISTICS

Assessing the level of subjective control helps determine the degree of personal acceptance of responsibility, activity, independence, which is a necessary condition for understanding the meaning of one’s own life and forming an integrated system of value orientations. The purpose of our research was to assess the level of subjective control of high school students and the relationship of this indicator with value-semantic attitudes of the personality. According to the scale of general internality, high and medium-high indicators for most students are found in all studied groups. The maximum indicators of internality on all scales are found for students of the lyceum, which indicates their ability to make decisions and take responsibility for the results of their activities. General internality, internality in the field of achievements, internality in family relationships highly reliably positively correlate with all scales of the life-sense situation test: life goals, life process, life result, locus of control of me, locus of control life and a general indicator of meaningfulness of life. Analyzing the heterogeneity of the sample for the considered indicators, we identified 9 possible classes that combine students with different levels of subjective control and meaningfulness of life. 99.5% of students with a high level of meaningfulness of life have a high or medium level of subjective control. 99% of students with a high level of subjective control also have a high or medium level of general meaningfulness of life. The research showed that most students which study in the 10-11 class have a high or medium level of meaningfulness in life, adequately assess the past, make plans and live an emotionally charged life in the present. 70% of respondents have a high and medium-high level of subjective control over the events occurring in their life, are ready to make independent decisions

Текст научной работы на тему «Анализ уровня интернальности учащихся средней школы и ее связи с другими личностными характеристиками»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

М. В. Погодаева

Доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики Иркутского государственного университета

Е-mail: margopog@rambler.ru

Margarita V. Pogodaeva

Dr. Sc. (Education), Professor of the Chair of geography, life safety and methods of teaching, Irkutsk State University, Russia

Ю. В. Чепурко

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и гуманитарных наук Иркутского государственного медицинского университета E-mail: juliavs@bk.ru

Yulia V. Chepurko

PhD (Psychology), Associate professor of the Chair of Social psychology and sciences, Irkutsk State Medical University, Russia

УДК 37.013.75 Б01: 10.24411/2071-6427-2020-10018

Анализ уровня интернальности учащихся средней школы и ее связи с другими личностными характеристиками

В статье обсуждается проблема становления ответственности молодых людей по отношению к своей жизни, жизни других людей, общества. Цель нашего исследования состоит в оценке уровня субъективного контроля старшеклассников и связи этого показателя с ценностно-смысловыми установками личности. По шкале общей интернальности обнаружены высокие и средне-высокие показатели у большинства обучающихся во всех исследуемых группах. Максимальные показатели интернальности по всем шкалам у учащихся лицея, что говорит об их способности принимать решения и брать ответственность за результаты своей деятельности. Высокий уровень интернальности позволяет говорить о высокой ответственности, активности и самостоятельности ученика. Уровень общей интернальности, а также интер-нальности в области достижений и в семейных отношениях с высокой достоверностью положительно коррелирует со всеми шкалами теста смысложизненных ориентаций. Анализируя разнородность выборки по рассматриваемым показателям, мы выделили девять возможных классов, объединяющих учащихся с разными уровнями субъективного контроля и осмысленности жизни. 99,5% учащихся с высоким уровнем осмысленности жизни имеют высокий или средний уровни самоконтроля. 99% учащихся с высоким уровнем контроля обладают также высоким или средним уровнем осмысленности жизни.

Как цитировать статью: Погодаева М. В., Чепурко Ю. В. Анализ уровня интернальности учащихся средней школы и ее связи с другими личностными характеристиками // Ценности и смыслы. 2020. № 2 (66). С.118-129.

Проведенное исследование показало, что большинство учащихся 10-х — 11-х классов имеют высокий или средний уровень осмысленности жизни, адекватно оценивают прошлое, строят планы на будущее и живут эмоционально насыщенной жизнью в настоящем. 70% респондентов имеют высокий и средне-высокий уровень субъективного контроля над событиями, происходящими в их жизни, готовы принимать самостоятельные решения.

Ключевые слова: субъективный контроль, интернальность, субъективная ответственность, смысложизненные ориентации, ценности.

Введение

Средства массовой информации нередко характеризуют современное молодое поколение как безответственное, не готовое взять все бремя ответственности за свою жизнь. В ряде случаев к этому мнению присоединяются педагоги и социологи. Безответственность молодых людей проявляется в нежелании и неумении планировать собственную жизнь, видеть перспективу, заботиться о других людях, а иногда и о себе, в желании иметь «все и сегодня», в стремлении к неоправданным рискам [3]. Это относится не только к личной ответственности за свою жизнь, но и к социальной ответственности за развитие общества, благосостояние своего отечества и т.д. Далеко не все молодые люди ориентированы на выбор профессии в социально-значимых направлениях деятельности, имеющих значение для развития российского общества или благополучия других людей. Рост социальной безответственности может представлять серьезную угрозу для развития страны.

Социальная ситуация развития современного общества, обусловленная процессами глобализации, информатизации, экологическими, политическими, экономическими проблемами, привела к качественным изменениям в культурно-нравственном статусе общества в целом и молодежи, которая родилась и выросла в этой социальной ситуации, в первую очередь. Выходя из периода безответственного детства и отрочества, молодой человек не переходит в период ответственной взрослости, а вступает в стадию «структурированной безответственности» [14], в которой часто задерживается на многие годы. Задержка на этой ступени развития ответственности как раз и обусловлена современной социально-экономической ситуацией развития общества, его институтов социализации, которые позволяют молодому человеку искать свое призвание, место в обществе, развивать свои способности и интересы,

не заботясь о своем пропитании, не задумываясь о возможных последствиях потерянного времени, безрезультативности поиска, не соотнося эти последствия с будущим. Вероятно, что росту безответственности молодых людей способствует их отдаление от проблем своей семьи, решения бытовых вопросов и вопросов материального обеспечения; наличие карманных денег, которые позволяют им иметь определенную независимость от семьи и тратить эти средства исключительно на свои нужды. Все это в сочетании с хорошо развитой структурой развлечений и массового досуга приводит к всеобщей инфантилизации молодежи, нежеланию взрослеть, принимать на себя ответственность за собственные действия и их последствия. Однако объективная оценка уровня субъективного контроля различных выборок учащихся образовательных учреждений, проведенная в нашем исследовании, показывает, что ситуация не является столь безнадежной.

Проблема и цели исследования

Рассматривая развитие ребенка, Ж. Пиаже выделял два этапа в развитии его ответственности: объективная стадия и субъективная стадия. На объективной стадии ребенок оценивает меру ответственности по величине нанесенного ущерба. И только после 12 лет наступает субъективная ответственность, дополненная социальными и личностными мотивами деятельности [6]. К. Муздыбаев считает, что становление ответственности определяется развитием механизма внутреннего контроля, то есть интернальности [5].

Интернальность рассматривается психологами как приписывание человеком себе ответственности, касающейся результатов деятельности, ответственности за события своей жизни. Полученные результаты он видит следствием своей деятельности, поведения, способностей, характера [2].

Интернальность, таким образом, выступает важной психологической характеристикой личности, определяя уровень ее независимости, ответственности и самостоятельности.

На основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера Е. Ф. Бажиным с коллегами был разработан опросник, позволяющий оценить уровень субъективного контроля личности [1]. Имея несколько шкал, этот тест позволяет оценить уровень интернальности в отношении различных ситуаций и событий: в сфере межличностных и семейных отношений, в отношении здоровья.

Уровень субъективного контроля личности характеризует также и ее ответственность, самостоятельность, независимость в принятии решений, осознанность жизненных установок, принятие определенной системы ценностей. В то же время в некоторых исследованиях уже установлена связь ценностно-смысловых приоритетов личности с ее психическим здоровьем и кризисными состояниями [9; 12; 13]. Как отмечает Э. Гидденс, в современном мире мы меньше зависим от внешних регуляторных факторов, но больше должны полагаться на собственные решения [10]. Поэтому сформированность ценностных ориентаций, нравственных установок, способности к самооценке, высокого уровня субъективной ответственности, осмысленность жизненных установок на данном этапе развития общества особенно важны, поскольку именно ценностно-смысловые установки обусловливают реакцию человека на воздействия социальной и физической среды. Уровень осмысленности, по мнению А. В. Серого, будет определять уровень внутренней свободы, и, соответственно, уровень ответственности и способности ее принятия [8]. Развитие ценностно-смысловой сферы выступает и показателем развития личности в целом [11]. В то же время этот уровень очень изменчив: он изменяется в процессе обучения, общения, практической деятельности человека, в результате его столкновения с трудностями, трагическими или кризисными ситуациями. Усвоение общественно-ценного духовного опыта, накопленного обществом, позволяет осмысливать и интериори-зировать этот опыт, переводя его в личностную картину мира [7].

Однако социальные и морально-нравственные проблемы современного общества указывают на то, что молодое поколение еще не вполне готово к деятельности в обстоятельствах неопределенности, часто не может принять ответственность за собственную деятельность и ее последствия.

Исходя из актуальности и остроты обозначенных проблем, мы выбрали целью нашего исследования оценку уровня субъективного контроля старшеклассников и связи этого показателя с ценностно-смысловыми установками личности.

Объект и методика

В эксперименте участвовали ученики 10-х — 11-х классов г. Иркутска: МБОУ лицей № 2, МБОУ СОШ № 45 и ЧОУ «Православная женская гимназия». В проведенном нами исследовании был задействован 201 обучающийся.

В работе использовались методика оценки уровня субъективного контроля, разработанная Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинд, тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева [4]. Для оценки достоверности полученных результатов и выявления существующих взаимосвязей применялись статистические методы: корреляционный анализ, Т-критерий Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Таблица 1

Доля учащихся с высоким и средне-высоким уровнем интернальности(%)

Интернальность

общий уровень достижения неудачи Семейные отношения отношения в профессиональной сфере межличностные отношения здоровье

Лицей № 2 71 73 56 46 76 59 62

СОШ № 45 69 55 38 38 62 45 50

ПЖГ 67 67 52 24 76 57 48

По шкале общей интернальности высокие и средне-высокие показатели у большинства обучающихся во всех исследуемых группах. Достоверных различий между учебными заведениями нет. Высокие показатели по этой шкале указывают на высокий уровень контроля всех значимых событий. По мнению этих учащихся, большинство важных событий в их жизни является следствием их собственной деятельности, они могут управлять своей жизнью, ставить цели и их реализовывать, чувствуют свою ответственность за происходящее и за свою жизнь. Для этих учеников характерно позитивное отношение к различным ситуациям, их понимание и осознание.

В то же время значимо отличаются от других групп показатели по шкале интернальности в области достижений у учащихся общеобразовательной школы. У 73% учащихся лицея № 2 и 67% учащихся православной гимназии высокие показатели по этой шкале, указывающие на высокий уровень контроля над эмоционально положительными

событиями и ситуациями, а среди школьников МБОУ СОШ № 45 55% респондентов имеют высокие показатели и соответственно 45% — низкие показатели по этой шкале, указывающие на то, что школьники приписывают свои успехи внешним обстоятельствам: судьбе, родителям, помощи друзей. Учащиеся этого учебного заведения также значимо отличаются по показателям шкалы интернальности в области неудач. 38% учащихся МБОУ СОШ № 45 имеют высокие показатели по этой шкале, а значит, ответственность за неудачи возлагают на себя. У 62% обучающихся в этом учебном заведении низкие показатели по этой шкале, которые указывают на приписывание ответственности за неудачи другим людям. Различия между учебными заведениями высоко достоверны.

По шкале интернальности в семейных отношениях значимо отличаются учащиеся православной гимназии. Только 24% учащихся православной гимназии считают, что женщина отвечает за свою семейную жизнь. 76% полагают, что кто-то другой (для православных девушек это супруг) решает все вопросы в семье и несет за это полную ответственность.

По шкале интернальности в области производственных отношений большинство учащихся всех образовательных учреждений имеет высокие показатели. Достоверных различий не наблюдается. Это показатель того, что ученики признают свои действия важным фактором организации собственной деятельности в учебном коллективе, своих отношений с одноклассниками.

В области межличностных отношений большинство учащихся лицея и женской православной гимназии считает себя ответственными за межличностные отношения с одноклассниками и педагогами, в МОУ СОШ № 45 больше школьников (55%), которые полагают, что все зависит от обстоятельств или других людей. 62% лицеистов считают себя ответственным за свое здоровье.

В целом, практически по всем шкалам максимальные показатели интернальности у учащихся лицея, что говорит об их высокой ответственности, способности принимать решения и брать ответственность на себя за различные события и жизненные обстоятельства. Минимальные показатели у школьников МБОУ СОШ № 45, у которых эти качества проявляются в меньшей мере. Полученные результаты подтверждаются и в результате анализа тестов по методике СЖО Д. А. Леонтьева.

С помощью корреляционного анализа мы оценили наличие связей между показателями тестов смысложизненных ориентаций и уровня

Анализ уровня интернальности учащихся средней школы и ее связи ... субъективного контроля (далее — СЖО и УСК). Рассмотрим Таблицу 2.

Таблица 2

Корреляция показателей шкал тестов СЖО и УСК

Шкалы тестов Цели жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля — Я Локус контроля — жизнь Общий показатель

Общий уровень интернальности (И.) 0,4329 0,4273 0,3484 0,4747 0,4456 0,4828

И. достижений 0,4126 0,4780 0,4247 0,4666 0,4005 0,5044

И. неудач 0,1792 0,2251 0,2105 0,2297 0,2264 0,2502

И. семейных отношений 0,2801 0,3766 0,3312 0,3085 0,2903 0,3950

И. в профессиональной сфере 0,1082 0,2274 0,1766 0,1306 0,1680 0,1939

И. межличностных отношений 0,2301 0,2768 0,2943 0,2487 0,2475 0,3094

И. здоровья 0,1194 0,0767 0,0037 0,1640 0,1161 0,1475

Смысложизненные ориентации, направленные на цели, процесс и результат жизни, с высокой достоверностью положительно коррелируют с интернальностью в области достижений. Также высоко достоверная положительная корреляция показателей интернальности отмечается в области достижений с показателями «Локус контроля — я» и «Локус контроля — жизнь».

Общая интернальность с высокой достоверностью положительно коррелирует со всеми шкалами теста смысложизненных ориентаций.

Интернальность в области неудач, интернальность в семейных отношениях и интернальность в межличностных отношениях при df=199 с несколько меньшей вероятностью, но также достоверно коррелирует со всеми показателями шкалы теста смысложизненных ориентаций. В исследованиях зарубежных психологов отмечается также достоверная положительная корреляция смысла жизни с такими показателями, как психическое здоровье, уровень депрессивных симптомов [12; 13].

Анализируя разнородность выборки по рассматриваемым показате-

лям, мы выделили девять возможных классов, объединяющих учащихся с разными уровнями субъективного контроля и осмысленности жизни (Табл. 3).

Таблица 3

Количество респондентов с различным уровнем субъективного

контроля и осмысленности жизни (%

Класс респондентов Уровень осмысленности жизни — уровень интернальности Количество учащихся, % (п)

1 высокий — высокий 9,9 (20)

2 высокий — средний 6,4 (13)

3 высокий — низкий 0,49 (1)

4 средний — высокий 14,9 (30)

5 средний — средний 51,7 (104)

6 средний — низкий 0,49 (1)

7 низкий — высокий 0,99 (2)

8 низкий — средний 6,4 (13)

9 низкий — низкий 8,4 (17)

Выделенные классы респондентов отличаются по показателям интернальности и осмысленности жизни. Мы полагаем, что эти классы могут дифференцироваться и по другим показателям, связанным с вышеназванными. Это осмысленность прошлого, настоящего и будущего, целенаправленность, самоактуализация, самооценка, эмоциональная насыщенность жизни, ответственность, уровень субъективного контроля.

Наибольшее количество респондентов оказалось в группах с одинаковым или с близким уровнем выраженности осмысленности жизни и интернальности (высокий—высокий, средний—средний, низкий— низкий, средний—высокий), что подтверждает наличие положительной корреляции в среднем по выборке. 99,5% учащихся с высоким уровнем осмысленности жизни имеют высокий или средний уровни самоконтроля. 99% учащихся с высоким субъективным контролем имеют также высокий или средний уровень общей осмысленности жизни.

Охарактеризуем классы, в которых оказалось большинство респондентов.

1 класс испытуемых (9,9%) характеризуется высокими показателями осмысленности жизни в настоящем, будущем и прошлом, жизнь воспринимается ими как эмоционально насыщенная, яркая, с ясными

перспективами. Школьники, входящие в эту группу, характеризуются высоким уровнем самоконтроля, гибким поведением в социуме, развитыми межличностными контактами, они активны и инициативны в достижении поставленных целей, уверены, что все события в их жизни зависят от их собственных усилий. В то же время они ответственны за свои действия и поступки, последствия своей деятельности.

2 класс испытуемых (6,4%) близок по своим характеристикам к первому. Респонденты имеют высокий уровень осмысленности жизни, характеризуются толерантным поведением, целеустремленностью, живут полной, эмоционально насыщенной жизнью, в большинстве случаев уверены, что все в их жизни зависит от них самих, и они, с высокой вероятностью, смогут и в дальнейшем управлять своей жизнью сами.

3 класс испытуемых (0,5%). При высокой осмысленности жизни низкий уровень субъективного контроля. Соотношение явно не характерное для данной выборки.

4 класс (14,9%) и 5 класс (51,7%) респондентов также близки по своим характеристикам, но довольно разнородны внутри класса. Средний уровень общей осмысленности жизни в этих группах испытуемых достигается за счет высоких показателей по одним шкалам и низких по другим. В зависимости от того, по какой шкале показатели высокие, а по какой низкие, личностные характеристики испытуемых могут сильно отличаться: для одних это высокая оценка и осмысленность прошлой жизни, для других — осмысленность настоящего, для третьих — все цели и смыслы перенесены в будущее. Большинство испытуемых этих групп обладает достаточно высокой свободой выбора, осознанно принимает решения и строит свои жизненные планы в соответствии с этим выбором и поставленными задачами, понимает последствия принятых ими решений и совершенных поступков.

6 и 7 классы также не характерны для данной выборки, поскольку к каждому из этих классов относится менее 1% испытуемых.

8 (6,4%) и 9 (8,4%) классы респондентов выделены по показателям низкого уровня осмысленности жизни, который характеризуется неверием в себя, в свои силы, неумением контролировать собственную жизнь и происходящие в ней события, неудовлетворенностью прожитым промежутком жизни и событиями сегодняшнего дня, отсутствием реальных планов на будущее, низким уровнем ответственности за себя и других.

Заключение

Проведенное исследование показало, что 16,4% учащихся 10-х — 11-х классов уже имеют высокий уровень осмысленности жизни, адекватно оценивают прошлое, строят планы на будущее и живут эмоционально насыщенной жизнью в настоящем. 70% респондентов имеют высокий и средне-высокий уровень субъективного контроля над событиями, происходящими в их жизни, готовы принимать самостоятельные решения и нести ответственность за результаты своей деятельности и последствия принятых решений. У 10% учащихся высокие показатели по рассматриваемым показателям совпадают, что свидетельствует о личностной зрелости, высокой ответственности, ориентации на ценности самоактуализации, гибкости поведения, умении управлять собственной жизнью.

Количество учащихся с низким уровнем субъективного контроля составляет 9,5%, при этом большинство из них (8,4% от всей выборки) имеет также и низкий уровень осмысленности жизни.

Литература

1. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. С. 152-162.

2. Вербицкий А. А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru. (дата обращения: 05.02.2020).

3. Глухов Д. Н. Проблемы воспитания ответственности у современной молодежи // Молодой ученый. 2015. № 16. С. 408-410 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/96/21627 (дата обращения: 05.02.2020).

4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М: Смысл, 2000. 18 с.

5. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. 240 с.

6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932. 412 с.

7. Погодаева М. В. Аксиологический подход к воспитанию личности безопасного типа поведения // Мир науки. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https:// mir-nauki.com/PDF/02PDMN118.pdf (дата обращения: 01.02.2020).

8. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 183 с.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М: Прогресс, 1990. 368 с.

10. Якимова Е. В. Гидденс Э. Модерн и самоидентичность: реферат // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник под ред.Ю. А. Кимелева. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН, 1995. 152 с.

11. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1 (46). С. 175-185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Auhagen A. E. On the psychology ofmeaning oflife // Swiss Journal of Psychology / Schweizerische Zeitschrift fuer Psychologie / Revue Suisse de Psychologie. 2000. Vol. 59

(1). P. 34-48.

13. Chamberlain K., Zika S. Measuring meaning in life: An examination of three scales // Personality & Individual Differences, 1988. Vol. 9 (3). P. 589-596.

14. Parsons T. Age and sex in the social structure of the United States // American Sociological Review. 1942. № 7. Р. 604-616.

ANALYSIS OF THE INTERNALITY LEVEL OF HIGH SCHOOL STUDENTS AND ITS RELATIONSHIP WITH OTHER PERSONAL

CHARACTERISTICS

Assessing the level of subjective control helps determine the degree of personal acceptance of responsibility, activity, independence, which is a necessary condition for understanding the meaning of one's own life and forming an integrated system of value orientations.

The purpose of our research was to assess the level of subjective control of high school students and the relationship of this indicator with value-semantic attitudes of the personality.

According to the scale of general internality, high and medium-high indicators for most students are found in all studied groups. The maximum indicators of internality on all scales are found for students of the lyceum, which indicates their ability to make decisions and take responsibility for the results of their activities. General internality, internality in the field of achievements, internality in family relationships highly reliably positively correlate with all scales of the life-sense situation test: life goals, life process, life result, locus of control of me, locus of control life and a general indicator of meaningfulness of life. Analyzing the heterogeneity of the sample for the considered indicators, we identified 9 possible classes that combine students with different levels of subjective control and meaningfulness of life. 99.5% of students with a high level of meaningfulness of life have a high or medium level of subjective control. 99% of students with a high level of subjective control also have a high or medium level of general meaningfulness of life.

The research showed that most students which study in the 10-11 class have a high or medium level of meaningfulness in life, adequately assess the past, make plans and live an emotionally charged life in the present. 70% of respondents have a high and medium-high level of subjective control over the events occurring in their life, are ready to make independent decisions

Keywords: subjective control, internality, subjective responsibility, life-meaning orientations, values.

References

• Auhagen A. E. On the psychology of meaning of life // Swiss Journal of Psychology / Schweizerische Zeitschrift fuer Psychologie / Revue Suisse de Psychologie. 2000. Vol. 59 (1). P. 34-48.

• Bazhin E. F., Golynkina E. A., Etkind A. M. Metod issledovaniya urovnya sub"ektivnogo kontrolya // Psihologicheskij zhurnal. 1984. T. 5, № 3. S. 152-162. [In Rus].

• Chamberlain K., Zika S. Measuring meaning in life: An examination of three scales // Personality & Individual Differences, 1988. Vol. 9 (3). P. 589-596.

• Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M: Progress, 1990. 368 s. [In Rus].

• Gluhov D. N. Problemy vospitaniya otvetstvennosti u sovremennoj molodezhi // Molodoj uchenyj. 2015. № 16. S. 408-410 [Elektronnyj resurs]. URL: https://moluch.ru/ archive/96/21627 (data obrashcheniya: 05.02.2020). [In Rus].

• Leont'ev D. A. Test smyslozhiznennyh orientacij (SZhO). M: Smysl, 2000. 18 s. [In Rus].

• Muzdybaev K. Psihologiya otvetstvennosti. L., 1983. 240 s. [In Rus].

• Parsons T. Age and sex in the social structure of the United States // American Sociological Review. 1942. № 7. P. 604-616.

• Piazhe Zh. Rech' i myshlenie rebenka. M., 1932. 412 s. [In Rus].

• Pogodaeva M. V. Aksiologicheskij podhod k vospitaniyu lichnosti bezopasnogo tipa povedeniya // Mir nauki. 2018. № 1 [Elektronnyj resurs]. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/02PDMN118.pdf (data obrashcheniya: 01.02.2020). [In Rus].

• Seryj A. V. Psihologicheskie mekhanizmy funkcionirovaniya sistemy lichnostnyh smys-lov. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2002. 183 s. [In Rus].

• Verbickij A. A. Enciklopedicheskij slovar' po psihologii i pedagogike [Elektronnyj resurs]. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru. (data obrashcheniya: 05.02.2020). [In Rus].

• Yakimova E. V. Giddens E. Modern i samoidentichnost': referat // Sovremennaya teo-reticheskaya sociologiya: Entoni Giddens: referativnyj sbornik pod red. Yu. A. Kimeleva. Seriya «Sociologiya». M.: INION RAN, 1995. 152 s. [In Rus].

• Yanickij M. S., Seryj A. V., Pelekh Yu. V. Cennostno-smyslovaya paradigma kak osnova postneklassicheskoj pedagogicheskoj psihologii // Filosofiya obrazovaniya. 2013. № 1 (46). S. 175-185. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.