Корреляционный анализ результатов методик был проведён с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Стили лидерства Коммуникативно-характерологические особенности личности Ценностные ориентации (инструментальные ценности)
Волевые черты характера Отношение к себе Аккуратность Смелость в отстаивании своих взглядов
Авторитарный 0,327*
Демократический 0,35* 0,282*
Либеральный 0,286*
Выводы. По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
• Для авторитарного стиля лидерства свойственны волевые черты характера;
• Демократическому стилю характерны аккуратность и отношение к себе;
• Лидерам с либеральным стилем свойственна смелость в отстаивании своих взглядов.
Основываясь на результаты исследования, гипотеза была подтверждена. Между стилями лидерства, коммуникативно-характерологическими особенностями и ценностными ориентациями действительно есть взаимосвязь.
Литература:
1. Бауэр, Марвин Курс на лидерство. Альтернатива иерархической системе управления компанией / Марвин Бауэр. -М.: Альпина Паблишер, 2015. - 198 с.
2. Бойко, С.В. Власть и лидерство / С.В. Бойко, А.К. Саакян // Научная мысль. - 2016. - №3(21). - С. 15-23.
3. Живица, О.В. Лидерство. Учебное пособие / О.В. Живица - Москва: Синергия, 2017. - 192 с.
4. Коноваленко В. Психология управления персоналом: учебник для бакалавров / В. Коноваленко, М. Коноваленко, А. Соломатин. - М.: Юрайт, 2015. - 477 с.
5. Карпач, М.А. Взаимосвязь личностных особенностей руководителя и лидерского стиля личности / М.А. Карпач URL: http://www.fa.ru/science/studevents/mnsk/ 90.pdf
6. Кускеева, М.О. Акцентуация характера / М.О. Кускеева // Евразийский научный журнал. - 2017. - №5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/aktsentuatsiya-haraktera (дата обращения: 11.11.2021).
7. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. - 2011. - №4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen (дата обращения: 11.11.2021).
8. Ньюмен, Билл 10 законов лидерства / Билл Ньюмен. - Москва: Огни, 2016. - 144 c. URL: http://biblioclub.ru(11.11.2021)
9. Усмонова, М.А., Расулова Ш. А. Влияние темперамента на деятельность и поведение человека / М.А. Усмонова, Ш.А. Расулова // Вестник науки и образования. - 2019. - №19-3 (73). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-temperamenta-na-deyatelnost-i-povedenie-cheloveka (дата обращения: 11.11.2021).
10. Шавалеева, Ю.Ш. Природа лидерства в управлении компанией и концепции роста лидерских качеств сотрудников / Ю.Ш. Шавалеева // Лидерство и менеджмент. - Москва. - 2018. - №1. - С. 44-52.
Психология
УДК 159.9.072.42
доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Григорьев Георгий Павлович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
обучающаяся 5 курса направления подготовки
«Психология» Тишкова Маргарита Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Аннотация. Статья посвящена изучению психологических особенностей ответственности личности медицинских работников среднего звена. В статье представлен теоретический анализ понятия «ответственность», дана психологическая характеристика данного психического явления. Обозначена актуальность данного вопроса, где ответственность рассматривается как личностное свойство медицинских работников среднего звена. В статье представлен анализ психологических особенностей ответственности личности медицинских работников среднего звена по методике «Многомерно-функциональная диагностика «0тветственности-110» (ОТВ-110)» О.В. Мухлыниной. Ключевые слова: ответственность, ценностные ориентации, медицинский работник, личность.
Annоtation. The article is devoted to mental illness. The article presents a theoretical analysis of the concept of "responsibility", given the psychological characteristics of this mental phenomenon. The relevance of this issue is indicated, where responsibility is replaced as a professional property of middle-level workers. The article presents an analysis of the psychological characteristics of the personality of middle-level medical workers according to the method of "Multidimensional-functional diagnostics "Responsibility-110"(OTV-110)" O.V. Mukhlynina.
Key words: responsibility, value orientations, medical worker, personality.
Введение. На сегодняшний день рынок услуг, функционирующий и развивающийся, предъявляет к социально-общественной структуре системы оказания услуг гражданам новые требования и новые стандарты. Так, здравоохранение, эта та сфера деятельности, где преобладают в коммуникациях негативные эмоциональные экспрессии. Обращаясь за медицинской помощью, граждане выстраивают собственные ожидания по отношению к медицинскому персоналу, такие как: забота, сочувствие, эмпатия, поддержка и т.д. В связи с этим вопрос об психологических особенностях ответственности личности медицинских работников среднего звена является актуальным, т.к. данный паттерн включен в систему профессиональной деятельности.
Имеются профессии, такие как медицинский работник, для которых сложившаяся система ответственности и ценностных ориентаций образуют единый кластер требований к личностным качествам сотрудников. Медицинские работники среднего звена должны обладать не только высокой физической выносливостью, устойчивой психикой, высокой степенью ответственности, но и стрессоустойчивостью, иметь не противоречивую систему ценностей [1].
Изложение основного материала статьи. Термин «ответственность» в психологической литературе применяется для определения черты характера, которая характеризуется как устойчивое свойство личности. Данное определение и подразумевает совокупность эффективно-мотивационной, познавательно-интеллектуальной и деятельностно-поведенческой сфер личности как субъекта деятельности, как монизм.
На сегодняшний день вопросами ответственности занимаются не только психологи, данная проблематика раскрыта в работах по социальной психологии и социологии, философии, но значительный вклад в изучение данного вопроса принадлежит психологии личности. Большой объем исследований в различных и смежных областях знания позволяет рассматривать «ответственность» как личностное свойство, как синтез мотивационной, аффективной, интеллектуальной, когнитивной, деятельностной и поведенческой сферы личности [2]. Исходя из этого исследования ответственности медицинских работников среднего звена требует описания и раскрытия в контексте общности эргономики и психологии личности [4].
Согласно мнению К. Муздыбаеву, термин «ответственность» охватывает два взаимозависимых компонента: первое интро-качество включает индивидуальную характеристику свойств личности; второе экзо-качество включает социальную характеристику. К индивидуальным свойствам личности, автор относит следующие психологические характеристики такие, как: точность, пунктуальность, верность личности в плане исполнения обязанностей, готовность отвечать за последствия своих действий, честность, справедливость, принципиальность. А к социальной характеристики относит - способность к коммуникабельности, интегрированность, сопереживанию, чуткости к чужой боли и радости, а также волевых качеств [5].
С.В. Бессмертная понятие «ответственность» употребляет при изучении характерологических показателей личности, как индивидуальное о свойство, процесс, качество и состояние личности [2].
В.П. Прядеин в своей работе «Комплексное исследование ответственности как системного качества личности» говорит о природе ответственности, где отличительной чертой является контекст применения термина. Автор рассматривает «ответственность»» на двух уровнях - сознательном и бессознательном, при этом выделяет личную, социальную коллективную, гражданскую, профессиональную и другие виды ответственности [6].
Многими авторами отмечается, что ответственность позволяет человеку ориентироваться в разнообразных ситуациях социального взаимодействия и строить оптимальную стратегию собственного поведения, что особо важно для системы взаимоотношений у медицинских работников [7].
В контексте формирования ответственности у медицинских работников среднего звена ключевым понятием является ценностные ориентации. В психологической науке ценностные ориентации представляют собой сложное, целостное, структурное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из этих компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций [3]. Как устойчивое, самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирования личности индивида, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют возникновению мировоззрения [6].
Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирования личности индивида, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют возникновению мировоззрения.
С целью изучения психологических особенностей ответственности личности медицинских работников среднего звена была проведена методика «Многомерно-функциональная диагностика «0тветственности-110» (ОТВ-110)» О.В. Мухлыниной. В исследовании приняли участие 40 медицинских работников среднего звена медицинских учреждений г. Ялты и г. Симферополя.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
НИШШПППТШТТI 1ППНП1 ш
ДЭ ДАЭМС МЭ КО КОС РП РС ЭС ЭА РИ РЭ ТЛ ТО СИСССС ИН ЭКС ЭБ ЭО ВО ЛЖ
Рисунок 1. Показатели 40 респондентов по шкалам методики «Многомерно-функциональная диагностика «Ответственности-110» (ОТВ-110)» О.В. Мухлыниной
Как видно из гистограммы показатели респондентов распределились следующем образом:
Шкалы имеющие высокие показатели, что говорит о выраженности рассматриваемой характеристики: шкала динамическая эргичность (ДЭ) - 58% свидетельствует о том, что большинство респондентов характеризуются, как самостоятельные личности, тщательно выполняющие трудные и ответственные задания; шкала когнитивная осмысленность (КО) - 60% свидетельствует о недостаточном понимании ответственности, обращение внимания респондентов на одну, неспецифическую сторону качества; шкала результат предметный (РП) - 65% говорит о продуктивности, самоотверженности и добросовестности респондентов при выполнении коллективных дел; шкала результат субъектный (PC) - 67% свидетельствует о завершение ответственных дел, связанных с личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств личности; шкала эмоциональность стеническая (ЭС) - 60% свидетельствует о положительных эмоциях или их появлении от возможности, или при выполнении ответственных дел; шкала регуляторная интернальность (РИ) - 60% говорит о независимости респондентов от внешних обстоятельств при выполнении ответственных дел; шкала стремления инструментально-стилевые (СИС) - 45% указывает что большинство респондентов стремятся к выполнению ответственных дел; шкала экстраполяция (ЭКС) - 45% свидетельствует о тщательном просчете респондентами вариантов возможных последствий от предстоящих действий и поступков; шкала эмпатия к близким (ЭБ) -63% говорит о выраженном сопереживании и соучастии в решении проблем близких людей; шкала эмпатия к окружающим (ЭО) - 65% говорит о выраженном эмоциональном сопереживании и посильной помощи окружающим; шкала взятие ответственности на себя (ВО) - 63%, указывает на отказ от поиска оправдательных причин при вине со стороны самих респондентов.
Шкалы имеющие средние показатели, что говорит онейтральность или ситуативном проявлении: шкала динамическая аэргичность (ДАЭ) - 75% свидетельствует о возможной нерешительности и необязательности большинства респондентов, характеризующейся перенесением выполнения ответственных заданий на последний момент, низкой помехоустойчивостью; шкала мотивация социоцентрическая (МС) - 53% свидетельствует о возможной мотивации в выполнении ответственных дел из-за желания быть среди людей, коллектива, общества; шкала мотивация эгоцентрическая (МЭ) - 67% свидетельствует о малой значимости материальных и идеальных стимулов, связанных с личным благополучием при выполнении ответственных дел; шкала когнитивная осведомленность (КОС) - 55% говорит о том ,что респонденты опускают частные, не существенные признаки ответственности; шкала эмоциональность астеническая (ЭА) - 63% свидетельствует об отсутствии сильных отрицательных эмоций (злости, страха, обиды, раздражения) в ситуациях ответственной зависимости; шкала регуляторная экстернальность (РЭ) - 76% свидетельствует о низком уровне реализации ответственных дел в не зависимости от других людей и внешних обстоятельств; шкала трудности личностные (ТЛ) - 65% свидетельствует о наличии зависимости эффективности выполняемых ответственных дел от самочувствия, эмоционального состояния; шкала трудности операциональные (ТО) - 51% указывает на то, что трудности, возникающие в процессе выполнения ответственных дел, могут являются существенным препятствием для их осуществления; шкала стремления содержательно-смысловые (CCC) - 58% респонденты стремятся быть ответственными, чтобы не подвести других людей; шкала интуиция (ИН) - 56% способность к внезапному предвидению явлений и событий.
Шкала с низким значением - искренность (ЛЖ) - 72% говорит о том, что испытуемые были честны в период прохождения опроса.
Таким образом, ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований личности медицинского работка среднего звена, именно в них сталкиваются ее различные психологические характеристики. Ценностные ориентации вырабатываются на основе социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности, являются существенной психологической характеристикой зрелой личности, показывают сознательное отношение медицинского работка к социальной действительности и в этом своем качестве обусловливают обширную мотивацию его поведения.
Ценностные ориентации выступают в роли особого психологического образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности медицинского работка только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности медицинского работка на ту или иную ценность как некое отделенное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную значимость относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.
Отметим, что формирование ценностей и ответственности у медицинского работка завязывается задолго до того, как он обретает какой-либо опыт профессиональной деятельности. Вместе с тем, выдаваясь в роли скорее динамического, чем статического образования, ценности имеют тенденцию не только изменяться, но и заменяться другими под воздействием всевозможных обстоятельств. Трансформации внутри человека, затрагивающие и систему его ценностей, происходят как в ходе собственной жизни, так и в ситуации социальных перемен. Осуществляя важнейшие функциональные обязанности, медицинский персонал решает сложные задачи. Они обязаны действовать на основе требований законности.
Выводы. Таким образом, структура жизненных ценностей медицинских сотрудников выражается одним из ключевых факторов, устанавливающих характер задач и целей, которые они ставят перед собой, степень сформированности их ответственности. При этом динамика ценностей в модифицирующихся социально-экономических условиях определена как самим изменением этих условий, так и особенностями личности медицинских сотрудников, возрастом, опытом профессиональной деятельности, общественной ситуацией развития, семейным положением и др. При этом наличествует сложная зависимость между системой ценностных ориентаций и уровнем развития, и структурой их ответственности.
Литература:
1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе: понятие о психологическом климате в коллективе, эффективность групповой деятельности / Н.П. Аникеева. - М., 1989. - С. 3-16, 87-120.
2. Бессмертная, С.В. Психологические детерминанты ответственности студентов вуза: дис ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Бессмертная Светлана Викторовна. - Ставрополь, 2006. - 184 с. - Текст: непосредственный.
3. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалёв, В.Н. Панферов. -М.: Мысль, 1983. - 207 с.
4. Ложкин, Г.В. Психологический климат трудового коллектива / Г.В. Ложкин. - К.: Знание, 1988. - 47с.
5. Муздыбаев, К. Психология ответственности: учебно-методическое пособие / Под ред. В.Е. Семенова. - 2-е изд. -Москва: Издательство Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 248 с.: ил. - Текст: непосредственный
6. Прядеин, В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: учебно-методическое пособие / В.П. Прядеин. - Екатеринбург: [б. и.], 1999. - 299 с. - Текст: непосредственный.
7. Lazarus, R.S. The study of psychological stress / In C.D. Spielberger (Ed.), Anxiety and Behavior. / Lazarus R.S., Option E.M., Jr. - N.Y.: Academic Press, 1966. - Р. 225-262.