Научная статья на тему 'СВЯЗЬ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ'

СВЯЗЬ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
627
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / СТИЛИ ЛИДЕРСТВА / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ашитко Александра Андреевна, Савичева Полина Алексеевна, Сидоров Марк Николаевич

В современном мире к феномену лидерства проявляется большой интерес. Люди стремятся развить в себе лидерские качества, чтобы стать более успешными, проходят тренинги, читают литературу, которая описывает лидерские качества и как их развить. Анализ литературы рассматривающей данную тему помогает нам изучить предложенные разными исследователями стили лидерства, качества присущие лидеру и даёт возможность узнать, возможно ли развить лидерские качества. Проведённое исследование, испытуемыми которого стали ученики старших классов и студенты, позволило выявить взаимосвязь между стилями лидерства и некоторыми индивидуальными особенностями личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ашитко Александра Андреевна, Савичева Полина Алексеевна, Сидоров Марк Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF LEADERSHIP STYLE WITH INDIVIDUAL PERSONALITY TRAITS

There is a lot of interest in the phenomenon of leadership in the modern world. People strive to develop leadership qualities in order to become more successful, undergo trainings, read literature that describes leadership qualities and how to develop them. The analysis of the literature considering this topic helps us to study the leadership styles proposed by different researchers, the qualities inherent in the leader and gives us the opportunity to find out whether it is possible to develop leadership qualities. The conducted research, the subjects of which were high school students and students, revealed the relationship between leadership styles and some individual personality traits.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ»

12. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. - М.: Эксмо, 2007 - 752 с.

13. Мастерс Р. Нейроречь. - К.: София, 1997. - 112 с.

14. Никитин В.Н. Образ и сознание в арт-терапии. - М.: Когито-центр, 2018. - 271 с.

15. Орр Л. Целительная сила нового рождения. - К: София, 2005. - 112 с.

16. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. - СПб.-М., 1997. - 303 с.

17. Ракнес О. Интернет-источник: https://tftwiki.ru/wiki/Ola_Raknes

18. Розен М., Бреннер С. Розен-метод. Движение и работа с телом. - М.: Психотерапия, 2010. - 160 с.

19. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство. - М.: «Класс», 2005. - 592 с.

20. Телесная психотерапия. Бодинамика. - М.: АСТ: АСТ Москва, 2010. - 409 с.

21. Фельденкраиз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с англ. М. Папуш. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. - 160 с.

22. Хайкин А.В. К методологии процессуальных подходов. Метод саморегуляции «Стресс-Айкидо» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - N 5(28).URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2014_5_28/nomer/nomer00.php

23. Хеллингер Б.И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым. Перев. с нем. И.Д. Беляковой. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 204 с.

24. Kepner J. Body process: Working with the body in psychotherapy. - San-Francisco: Jossey-Bass Publishers. A Gestalt Institute of Cleveland publication, 1993. - 223 p.

25. Paxton S. Gravity. - Brussels: Contredanse Editions, 2018. - 96 p.

Психология

УДК 159.92

студент 1 курса магистратуры по направлению организационная психология Ашитко Александра Андреевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); студент 1 курса магистратуры по направлению организационная психология Савичева Полина Алексеевна Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

студент 1 курса магистратуры по направлению организационная психология Сидоров Марк Николаевич Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

СВЯЗЬ СТИЛЯ ЛИДЕРСТВА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В современном мире к феномену лидерства проявляется большой интерес. Люди стремятся развить в себе лидерские качества, чтобы стать более успешными, проходят тренинги, читают литературу, которая описывает лидерские качества и как их развить. Анализ литературы рассматривающей данную тему помогает нам изучить предложенные разными исследователями стили лидерства, качества присущие лидеру и даёт возможность узнать, возможно ли развить лидерские качества. Проведённое исследование, испытуемыми которого стали ученики старших классов и студенты, позволило выявить взаимосвязь между стилями лидерства и некоторыми индивидуальными особенностями личности.

Ключевые слова: лидерство, стили лидерства, особенности личности, коммуникативно-характерологические особенности, ценностные ориентации.

Annotation. There is a lot of interest in the phenomenon of leadership in the modern world. People strive to develop leadership qualities in order to become more successful, undergo trainings, read literature that describes leadership qualities and how to develop them. The analysis of the literature considering this topic helps us to study the leadership styles proposed by different researchers, the qualities inherent in the leader and gives us the opportunity to find out whether it is possible to develop leadership qualities. The conducted research, the subjects of which were high school students and students, revealed the relationship between leadership styles and some individual personality traits.

Key words: leadership, leadership styles, personality traits, communicative and characterological features, value orientations.

Введение. Лидерство несомненно один из самых рассматриваемых феноменов. Сейчас изучение лидерства становится всё более важной задачей, так как лидерами стремятся стать многие, но по настоящему хороших лидеров не хватает. Под хорошим лидером понимается человек готовый работать с разными группами, ставить цели и вести и достижению нужного результата своих последователей. Но чтобы знать как стать хорошим лидером, необходимо понять какие черты, свойственны лидеру.

Сначала необходимо разграничим понятия лидерство и руководство. Руководство - осуществление влияния и власти на социально фиксированной норме. Лидер возникает в группе спонтанно, его власть фиксируют люди, которые являются его последователями [2].

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим термин лидерства подробнее.

Ричард Дафт дал лидерству следующее определение: это взаимоотношение между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и стремящимися совместно к изменениям и достижению результатов отражающих общую цель [4]. Также им была создана модель лидерства, которая состоит из шести позиций. Но это не единственная модель лидерства, многие исследователи пробовали создать свои модели так французский специалист в области менеджмента и лидерства Крис де Врис предложил свою модель в которую он включил четыре фактора.

В 1970-х годах Ральфом Стогдиллом была предложена классификация основания лидерства, в которую было включено 11 пунктов. Чуть позже Е.В. Кудряшова доктор философских наук, предложила добавить в этот список ещё два пункта. Не смотря на то что в классификации вроде бы уже достаточно пунктов она продолжает дополняться и сегодня [4].

Важное качество которое составляет личность лидера - сформированное видение целей. Цель представляет собой шаги, по которым лидер направляет своих последователей и движется сам к реализации своей цели. Правильно сформировать цель помогают всего 5 вопросов:

1. Кем я хочу быть?

2. Что хочу видеть?

3. Что хочу делать?

4. Куда хочу направлять?

5. Что хочу иметь? [8].

Лидер, имеющий строго поставленные цели более легко принимает решения и вызывает уважение и доверие у своих последователей.

Пробуя определить какими качествами должен обладать лидер, исследователями было сформировано три основных подхода к лидерству:

I. личностный подход;

II. поведенческий подход;

III. ситуационный подход.

Не смотря на то что все эти подходы актуальны и на сегодняшний день чаще всего рассматривается и применяется поведенческий подход. Его основа заключается в теории, что эффективность работы лидера заключается в его манере общения с подчинёнными. В данном подходе выделяются три основных стиля лидерства. Стили лидерства и их характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стиль лидерства Характеристика

Авторитарный (лат. «avtoritis» - власть, влияние) Принимает все решения самостоятельно, опираясь только на своё собственное мнение. Оказывает сильное психологическое давение на подчинённого. Быстро решает неотложные задачи, сохраняет дисциплину в группе, разграничивает обязанности [4].

Демократический (от лат. «власть народа») Позволяет сотрудникам принимать участие в решениях задач, прислушивается к их мнению. Создаёт мягкую психологическую обстановку. Для хорошей работы сотрудников в равной степени применяется стимулы поощрения и наказания. Недостаток: в коллективе может возникнуть группа равная лидеру [1].

Либеральный (лат. «liberalis» - свободный) Характеризуется низкой требовательность к подчинённым, предоставление им свободы действий. Боится брать на себя ответственность. Практически не вмешивается в работу подчинённых [4].

Как указывалось ранее, каждому лидеру свойственны определённые качества, черты и индивидуальные особенности. Лидер должен обладать определёнными навыками, идеализированным влиянием, умением мотивировать, а также непрерывно работать над собой и т.д. [10]. Список качеств и черт можно составлять сколько угодно и всё равно он не будет полным, так как с каждым новым исследованием добавляются новые термины. Индивидуальные особенности это всё таки более постоянные критерии, которые включаются в характеристику лидера.

Одна из базовых особенностей это темперамент. Наиболее распространена классификация темперамента по четырём видам:

• Сангвиник - энергичный, дружелюбный, подвижный;

• Холерик - Эмоциональный, быстрый, характерны резкие перемены настроения;

• Флегматик - спокойный, медлительный;

• Меланхолик - чувствительный, ранимый [9].

Следующие индивидуальные особенности личности - способности. Способности отличают личность от других, они определяют лёгкость, успешность, длительность выполнения какой либо деятельности, которая не сводится к умениям, знаниям и навыкам.

Индивидуальной чертой личности является характер. Он представляет систему определённых черт, в ходе узучения психологами эти черты были разбиты на группы. Уникальность характера создают его акцентуации. К Леонгардом была составлена классификация которая включает в себя 12 акцентуаций [6].

Считывать эмоции, понимать, общаться с другими людьми человек может с помощью эмоционального интеллекта (EQ). Эмоциональный интеллект без сомнения важен для лидера, ведь эффективное общение одна из составляющих успеха его деятельности [3].

К индивидуальным чертам характера относятся и ценностные ориентации. Они формируются в процессе социализации человека и набор ценностей у каждого человека индивидуален. Только зрелый человек может создать структуру личных ценностей и опираться на них при достижении целей [7].

После изучения литературы по теме лидерство и индивидуальные особенности личности, было проведено исследование. Целью исследования было нахождения взаимосвязи между стилями лидерства личностными особенностями, а именно коммуникативно-характерологические особенности и ценностные ориентации.

Гипотеза исследования предполагает, что стилевые особенности лидера имеют взаимосвязь с коммуникативно-характерологическими особенностями личности и ценностными ориентациями.

Проводилось исследование в МБОУ Луговская СОШ, участие принимали 9, 10, 11 классы (26 человек) и в «Московском финансово-промышленном университете «Синергия», участие принимали студенты 1, 2 курсы (26 человек).

Для проведения исследования применялась методика Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.), которая позволила выбрать из всех учащихся только тех, кто обладает лидерскими способностями. В исследовании применялись методики:

1) Диагностика склонности к определённому стилю руководства (Е.П. Ильин),

2) Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.),

3) Ценностные ориентации (М. Рокич).

Как указывалось ранее по результатам методики «Диагностика лидерских способностей» были выбраны учащиеся с выраженными лидерскими качествами. Выбранным испытуемым предлагалось пройти следующие три методики.

Корреляционный анализ результатов методик был проведён с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Стили лидерства Коммуникативно-характерологические особенности личности Ценностные ориентации (инструментальные ценности)

Волевые черты характера Отношение к себе Аккуратность Смелость в отстаивании своих взглядов

Авторитарный 0,327*

Демократический 0,35* 0,282*

Либеральный 0,286*

Выводы. По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

• Для авторитарного стиля лидерства свойственны волевые черты характера;

• Демократическому стилю характерны аккуратность и отношение к себе;

• Лидерам с либеральным стилем свойственна смелость в отстаивании своих взглядов.

Основываясь на результаты исследования, гипотеза была подтверждена. Между стилями лидерства, коммуникативно-характерологическими особенностями и ценностными ориентациями действительно есть взаимосвязь.

Литература:

1. Бауэр, Марвин Курс на лидерство. Альтернатива иерархической системе управления компанией / Марвин Бауэр. -М.: Альпина Паблишер, 2015. - 198 с.

2. Бойко, С.В. Власть и лидерство / С.В. Бойко, А.К. Саакян // Научная мысль. - 2016. - №3(21). - С. 15-23.

3. Живица, О.В. Лидерство. Учебное пособие / О.В. Живица - Москва: Синергия, 2017. - 192 с.

4. Коноваленко В. Психология управления персоналом: учебник для бакалавров / В. Коноваленко, М. Коноваленко, А. Соломатин. - М.: Юрайт, 2015. - 477 с.

5. Карпач, М.А. Взаимосвязь личностных особенностей руководителя и лидерского стиля личности / М.А. Карпач URL: http://www.fa.ru/science/studevents/mnsk/ 90.pdf

6. Кускеева, М.О. Акцентуация характера / М.О. Кускеева // Евразийский научный журнал. - 2017. - №5. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/aktsentuatsiya-haraktera (дата обращения: 11.11.2021).

7. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. - 2011. - №4. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen (дата обращения: 11.11.2021).

8. Ньюмен, Билл 10 законов лидерства / Билл Ньюмен. - Москва: Огни, 2016. - 144 c. URL: http://biblioclub.ru(11.11.2021)

9. Усмонова, М.А., Расулова Ш. А. Влияние темперамента на деятельность и поведение человека / М.А. Усмонова, Ш.А. Расулова // Вестник науки и образования. - 2019. - №19-3 (73). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-temperamenta-na-deyatelnost-i-povedenie-cheloveka (дата обращения: 11.11.2021).

10. Шавалеева, Ю.Ш. Природа лидерства в управлении компанией и концепции роста лидерских качеств сотрудников / Ю.Ш. Шавалеева // Лидерство и менеджмент. - Москва. - 2018. - №1. - С. 44-52.

Психология

УДК 159.9.072.42

доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Григорьев Георгий Павлович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

обучающаяся 5 курса направления подготовки

«Психология» Тишкова Маргарита Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Аннотация. Статья посвящена изучению психологических особенностей ответственности личности медицинских работников среднего звена. В статье представлен теоретический анализ понятия «ответственность», дана психологическая характеристика данного психического явления. Обозначена актуальность данного вопроса, где ответственность рассматривается как личностное свойство медицинских работников среднего звена. В статье представлен анализ психологических особенностей ответственности личности медицинских работников среднего звена по методике «Многомерно-функциональная диагностика «0тветственности-110» (ОТВ-110)» О.В. Мухлыниной. Ключевые слова: ответственность, ценностные ориентации, медицинский работник, личность.

Annоtation. The article is devoted to mental illness. The article presents a theoretical analysis of the concept of "responsibility", given the psychological characteristics of this mental phenomenon. The relevance of this issue is indicated, where responsibility is replaced as a professional property of middle-level workers. The article presents an analysis of the psychological characteristics of the personality of middle-level medical workers according to the method of "Multidimensional-functional diagnostics "Responsibility-110"(OTV-110)" O.V. Mukhlynina.

Key words: responsibility, value orientations, medical worker, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.